Научная статья на тему 'Ценовая эластичность спроса на продовольственный картофель'

Ценовая эластичность спроса на продовольственный картофель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / СПРОС / ЦЕНА / РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КАРТОФЕЛЯ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / PRICE ELASTICITY OF DEMAND / DEMAND / PRICE / THE MARKET FOR WARE POTATOES / THE CAPACITY OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулятьева Галина Михайловна

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в связи с обострением международной конкуренции, санкциями и важностью замещения импортной продукции отечественными аналогами. Знание ценовой эластичности спроса помогает устанавливать цены на продукцию, повышающие выручку и емкость рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценовая эластичность спроса на продовольственный картофель»

Ценовая эластичность спроса на продовольственный картофель

Шулятьева Г. М.

Шулятьева Галина Михайловна /Shulyatyeva Galina Mikhailovna - кандидат экономических

наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в связи с обострением международной конкуренции, санкциями и важностью замещения импортной продукции отечественными аналогами. Знание ценовой эластичности спроса помогает устанавливать цены на продукцию, повышающие выручку и емкость рынка.

Abstract: the relevance of the chosen theme is caused by necessity of development of the internal market of agricultural products and foodstuffs in connection with the aggravation of international competition, sanctions and the importance of replacing imported goods with domestic analogues. Knowledge of price elasticity of demand helps to set product prices that increase revenue and market capacity.

Ключевые слова: ценовая эластичность спроса, спрос, цена, рынок

продовольственного картофеля, емкость рынка.

Keywords: price elasticity of demand, demand, price, the market for ware potatoes, the capacity of the market.

УДК 338.43

В современных условиях нарастания международной конкуренции, санкций и необходимости замещения импортного продовольствия отечественными аналогами, развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия становится первостепенной задачей. Ценовая эластичность спроса, иначе, чувствительность покупателей к цене - важнейший ориентир в ценообразовании и позиционировании товара на рынке. Определение ценовой эластичности спроса позволяет устанавливать цены, обеспечивающие увеличение выручки. В связи с этим исследование ценовой эластичности спроса актуально.

Ценовая эластичность спроса отражает зависимость спроса на продукцию с одной стороны и цены этой продукции с другой. Она измеряется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ep). Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается как отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены. Значение коэффициента показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на один процент. Так как чаще всего динамика цены по сравнению с динамикой спроса обратная, значение коэффициента ценовой эластичности спроса по большинству товаров со знаком «минус». Значение коэффициента анализируют по модулю. Если значение коэффициента ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос эластичный. При этом снижение цены на один процент приводит к росту спроса более чем на один процент, в результате выручка от продаж растет, несмотря на снижение цены. Если значение коэффициента ценовой эластичности спроса по модулю меньше единицы, спрос неэластичный. В данном случае снижение цены на один процент приводит к росту спроса менее чем на один процент, и выручка от продаж снижается, риск снижения прибыли при снижении цены возрастает. Рассчитать коэффициенты ценовой эластичности несложно при наличии графика совокупного спроса покупателей на рынке, отражающем зависимость количества покупаемого товара от цены на данный товар. Построить график совокупного спроса можно на основании прямолинейных графиков индивидуального спроса,

114

предварительно опросив потенциальных покупателей по методике, позволяющей получить координаты для их построения.

С целью получения значений координат для построения прямолинейных графиков индивидуального спроса на продовольственный картофель, проведено исследование в ноябре-декабре 2014 года, продолженное в январе 2015 г. Метод исследования социологический, прием исследования - анкетирование. Анкетированием охвачено 95 человек. Анкета включала следующие вопросы: «Сколько килограммов картофеля вы приобретете при нулевой цене?» и «При каком максимальном уровне цены откажетесь от приобретения картофеля?» Ответ на первый вопрос позволяет получить координаты первой точки (х; 0), а ответ на второй вопрос координаты второй точки (0; у) графика индивидуального спроса. На поставленные вопросы ответили 79 человек или 83 % опрошенных.

Обработка полученных данных включала построение 79 графиков индивидуального спроса. Затем данные координат графиков заносились в сводную таблицу, в которой в результате суммирования были получены координаты точек графика совокупного спроса. По точкам с координатами из данной таблицы построен график совокупного спроса. На оси «у» отражаются цены, на оси «х» - количество купленной продукции. График представляет собой плавную вогнутую кривую, типичную для графиков спроса.

Расчет коэффициентов ценовой эластичности спроса показал, что при продвижении вниз по кривой спроса ценовая эластичность спроса снижается. Так, в верхней точке графика при цене 290 руб. значение коэффициента - 29,4, а в нижней точке при цене 10 рублей - 0,34. Цена продовольственного картофеля в течение 2015 года в г. Кирове изменялась в диапазоне 15...22 руб. за килограмм. Среднее значение коэффициента ценовой эластичности спроса в этом диапазоне цен составило - 0,7. Следовательно, спрос на продовольственный картофель при сложившемся уровне цен неэластичный. Чувствительность покупателей к цене низкая. Потребление картофеля стабильно низкое. Снижение цены не приводит к такому повышению объема продаж, который бы приводил к росту выручки.

Важнейший фактор, влияющий на цену - качество продукции.

Анкетирование показало, что 93 % респондентов устраивают вкусовые характеристики выращенного ими картофеля, а вот качество картофеля, который продается в торговой сети, оценили как высокое только 1 % , средне - 44 %, низкое - 55 %.

Повышение качества продовольственного картофеля позволило бы обосновать более высокую цену продаж. Так, по графику совокупного спроса можно определить, при каком уровне цены достигается максимальная выручка. Для этого перемножаются координаты в каждой точке. Максимальная выручка достигается при цене 25 руб.

Проблема повышения качества продовольственного картофеля состоит в том, что недостаточно внимания уделяется влиянию технологии производства на качество производимого картофеля.

Качество свежего продовольственного картофеля регламентирует ГОСТ Р 518082001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Основные показатели, характеризующие качество картофеля: внешний вид, запах и вкус, размер клубней, допустимые дефекты, загрязненность, содержание радионуклидов, токсических элементов и нитратов. По такой важной характеристике, как вкус, указывается, что он должен быть свойственен данному ботаническому сорту. Если обратиться к описаниям ботанических сортов картофеля, можно найти такие характеристики: содержание крахмала, разваривается или нет, цвет мякоти, при чистке не темнеет. Однако оптимизация всех названных характеристик еще не гарантирует привлекательный для потребителя вкус продукции, который существенно зависит от технологии возделывания [2].

115

Совершенствуя технологию возделывания, можно существенно повысить вкусовые характеристики продовольственного картофеля, тем самым привлечь покупателя к данной продукции. Важна также предпродажная подготовка товара: сортировка, калибровка, упаковка с указанием сорта и характеристики технологии возделывания. Пока же в торговой сети г. Кирова картофель продается в упрощенной упаковке - сетке. На этикетке указывается только наименование продукции -картофель и регион (например, Котельничский район).

Для повышения значимости мероприятий по продвижению продукции необходимо активизировать обучение и распространение передового опыта [1].

Литература

1. Шулятьева Г. М. Инновационная направленность обучения персонала сельскохозяйственного предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 89-91.

2. Шулятьева Г. М. Инновационные направления повышения качества и конкурентоспособности продовольственного картофеля // Вестник науки и образования. 2015. № 8 (10). С. 62-64.

Учет затрат по центрам ответственности и его роль в повышении эффективности контроля на производственных предприятиях

Давыдова С. А.

Давыдова Светлана Александровна /Davydova Svetlana Aleksandrovna - магистр, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Государственный университет управления, специалист,

Управление по работе с юридическими лицами ЗАО «БАНК ФИНАМ», г. Москва

Аннотация: статья посвящена организации управленческого учета и учета затрат по центрам ответственности на производственных предприятиях. Ключевая роль в статье отведена исследованию центра затрат как основного звена управленческого учета по центрам ответственности. В статье выявлена значимость создания центров затрат в целях улучшения результатов контроля затрат в формате системы управленческого учета производственного предприятия.

Abstract: the article is devoted to the organization of management accounting and cost accounting by responsibility centers in manufacturing plants. A key role is given to the study cost center as the main link in management accounting by responsibility centers. The article reveals the significance of the establishment of cost centers in order to better control costs in the format of a management accounting system of manufacturing enterprise.

Ключевые слова: управленческий учет, центр ответственности, центр затрат. Keywords: management accounting, responsibility center, cost center.

Современная экономическая практика многих крупных компаний свидетельствуют об их стремлении к переходу от традиционного принципа формирования организационной структуры по функциональному принципу к построению ее по линиям продукции, предполагающее объединение каждой из таких линий вокруг производства определенного типа продукции с включением в свой состав необходимых функциональных служб.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.