Научная статья на тему 'Ценообразование в аптеке'

Ценообразование в аптеке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3743
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНА / PHARMACY / PRICING / COMPETITIVENESS / PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурина Дарья Викторовна, Ципилева Юлия Владимировна

В данной статье рассматривается сущность процесса ценообразования в аптечных сетях; факторы, влияющие на формирование цен на лекарственные препараты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING IN THE PHARMACY

In this article, the essence of the pricing process in pharmacy chains is considered; factors that influence the formation of prices for medicines

Текст научной работы на тему «Ценообразование в аптеке»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 УДК:615.1:338.5

Бабурина Дарья Викторовна - студентка 3 курса фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: [email protected]

Ципилева Юлия Владимировна - студентка 3 курса фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: [email protected]

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕКЕ Аннотация. В данной статье рассматривается сущность процесса ценообразования в аптечных сетях; факторы, влияющие на формирование цен на лекарственные препараты.

Ключевые слова: аптека, ценообразование, конкурентоспособность, цена. Baburina Darya Victorovna, student of the faculty of pharmaceutical, Kursk State Medical University.

e-mail: [email protected]

Tsipilyova Yulia Vladimirovna, student of the faculty of pharmaceutical, Kursk State Medical University.

e-mail: [email protected]

PRICING IN THE PHARMACY Annotation. In this article, the essence of the pricing process in pharmacy chains is considered; factors that influence the formation of prices for medicines. Key words: pharmacy, pricing, competitiveness, price.

В условиях рыночной экономики цена является одним из самых важных показателей, значительно влияющих на финансовое положение аптеки. Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, особо сложны

и многообразны. С одной стороны, ценовая политика представляет собой составную часть экономической политики государства, с другой - при определении стоимости лекарственных препаратов следует учитывать целый ряд социальных, юридических и моральных аспектов. Ценообразование на лекарственные средства в большой степени взаимосвязано с государственным регулированием, что связано с некоторой спецификой, характерной для фармацевтического рынка [3]. Поэтому грамотное ценообразование является залогом успеха деятельности аптеки.

Таблица 1- Выбор стратегии ценообразования

Цель ценообразова ния Основы стратегии Ценовая политика

Методы ценообразования

Новые товары Устоявшиеся товары

Виды цен Методы ценообразова ния Виды цен Методы ценообразова ния

Увеличение объема продаж спрос Цена -проникновени я Прочного внедрения на рынок Скользящая падающая цена Снижение цена

Психологичес кая цена Основан на психологии покупателя Долговремен ная цена Сохранение цены

Престижная цена Основан на репутации фирмы Эластичная цена Сохранение цены

Увеличение текущей прибыли затраты Цены учитывающие средние затраты Издержки +прибыль Увеличение цены(из-за увеличения затрат) Увеличение цены

Цена сегмента «снятие сливок» Цена сегмента Увеличение цены

Обеспечение выживаемост и в условиях конкуренции конкурен ты Цена лидера Зависит от политики цен на аналогичный товар лидера продаж Цена лидера (ниже чем у других предприятий Снижение цены

Цены конкурентов Формируется на основе конкуренции Цены конкурентов Снижение цены

Эффективная система ценообразования в аптеке должна соответствовать следующим условиям[1, 5]:

1. Максимизация прибыли при сохранении конкурентной способности.

2.Поддерживать лояльность клиентов.

3. Минимизация финансовых, трудовых и временных затрат.

4. Оперативно реагировать на изменения конкурентной среды.

Выбор стратегии ценообразования можно изобразить следующим образом (табл.1).

Следует отметить, что фармацевтический рынок является одним из самых сложных с точки зрения процессов ценообразования. Потому что лекарственные средства - это вид товара, который необходим для здоровья населения.

Таблица 2- Факторы, влияющие на цену лекарств:

Факторы спроса Факторы предложения Факторы среды

Эффективность действия и побочные эффекты ЛС Число и характер конкурирующих между собой ЛС Издержки на здравоохранение

Наличие аналогов Количество конкурирующих производителей Функционирование программ в области здравоохранения

Курс лечения и необходимое количество ЛС Система распределения Роль государства в финансовой поддержке здравоохранения.

Цена курса лечения Особенности стайлинга Степень развития экономики

Количество и характеристика потребителей по полу, возрасту, доходам и др. факторам Ожидаемый жизненный цикл товаров Экономическая стабильность или нестабильность.

Ценовая эластичность Простота имитирования и модернизация иными фирмами Управление экспортом и импортом

Государственные программы по оказанию мед. помощи Источники сырья Нормы потребления ЛС

Отнесение ЛС к группе минимального ассортимента Выплачиваемые налоги Размер и распределение ВНП

Государственное регулирование Политическая среда

Причисление к жизненно необходимым ЛС

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018

Таким образом, ценообразование на лекарственные препараты нельзя рассчитывать, как на другие товары[4]. К факторам, влияющим на цену лекарств относятся: факторы спроса, факторы предложения, факторы среды (табл.2).

В настоящее время выделяют три основные модели ценообразования в аптечных учреждениях:

1. Централизованная — модель, в которой правила ценообразования определяет руководство аптечной сети для всего ассортимента;

2. Частично децентрализованная — модель, где правила ценообразования определяются только для определенного реестра аптечных товаров, а обязанность за формирования цен ,не входящих в этот реестр, поручаются заведующим аптек;

3. Децентрализованная - модель, при которой ответственность за формирование цен несет заведующий аптеки. При таком подходе у сотрудника, как правило, нет критериев отнесения товара к той или иной ценовой группе и поэтому ему приходится регулярно принимать решения о наценке, опираясь на личный опыт [2].

Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой аптеки в жестких условиях рынка.

Список литературы:

1. Кузнецова, Е.Ю. Проблемы эффективного ценообразования в аптечных сетях/ Е.Ю. Кузнецова, А.П. Минина//Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012.-№3.- С.143-145.

2. Лапшина, С.А. Современные тенденции развития ценообразования в аптечных сетях/ С.А. Лапшина, Ю.В. Чемоданова//Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире.- 2013.- №4.-С. 109-113.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018

3. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)/ ФЗ №12, Статья № 60. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения

4. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / ФЗ №12, Статья № 62. Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

5. Управление ресурсами в системе здравоохранения региона: монография / С.А. Беляев - Курск: КГМУ, 2017. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.