ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 657
МХК- Батчаев ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ
И ИНФЛЯЦИЯ
Аннотация. В статье анализируется роль ценовой политики крупных компаний в повышении цены и усилении инфляционных процессов в экономике. Особое внимание уделяется описанию форм сговора крупных компаний, в том числе и нелегальных, и их воздействию на процессы формирования цены на свою продукцию.
Ключевые слова: цена, ценовая политика, олигополия, сговор, цена-зарплата, инфляция издержек.
Magomet Batchaev PRICING OF LARGE COMPANIES AND INFLATION
Annotation. The article analyzes the role of pricing policies of large companies to increase prices and the strengthening of inflationary processes in the economy. Special attention is paid to the description of forms of collusion of major companies, including illegal, and their impact on the processes of formation of the prices of its products. Keywords: price, pricing, oligopoly, collusion, price-wage, cost-push inflation.
Развитию капитализма ХХ в. был присущ постоянный рост цен, по крайней мере, в «ползучих» формах. Подобная тенденция в значительной степени зависит от функционирования механизма олигополии, сложившегося в преобладающем большинстве отраслей экономики капиталистических стран. Напомним, что олигополия представляет собой сформировавшееся на том или ином отраслевом или локально-территориальном рынке ограниченное число крупных производителей, у которых возникает возможность взаимодействия в своей рыночной и особенно ценовой политике. И эта возможность реализуется на практике достаточно часто.
Так, изучая зависимость между уровнем концентрации производства (как одного из важнейших параметров рыночной структуры), особенностями рыночного поведения фирм и прибыльностью их операций, американские экономисты пришли к определенному выводу. Смысл его заключался в том, что в олигополистической структуре отраслей существуют некие «пороговые», или критические, уровни концентрации, при котором взаимозависимость и координация деятельности крупных компаний превращается в нечто осознанное и институционализированное, устойчивое. К примеру, по их оценке, доля четырех крупнейших фирм должна составлять 45 % производимого продукта отрасли и выше, а доля восьми фирм - 60 % и выше [1].
Формы взаимодействия крупных компаний различны, они, в частности, очень сильно зависят и от общих условий конъюнктуры. В периоды относительно «спокойного» экономического развития (например, в 1950-1960 гг.) подобное взаимодействие чаще всего проявляется в согласованном ценовом поведении. Наиболее типичным его проявлением служит так называемое «лидерство в ценах», при котором крупные компании в отрасли (или на локально-территориальном рынке) ориентируются при формировании или изменении своих цен на цены, установленные компанией-лидером (обычно наиболее крупным производителем в отрасли).
Однако наряду с практикой «лидерства в ценах» и других аналогичных мер, не связанных с практикой сговора, возникают и настоящие тайные соглашения по тем или иным сторонам рыночной и особенно ценовой политики. В частности, есть данные, свидетельствующие о достаточно широком
© Батчаев М.Х.-К., 2015
Финансовый менеджмент
распространении предварительных сговоров в установлении цен во многих производствах и отраслях (особенно в периоды «спокойного» экономического развития). Распространение практики предварительных сговоров объясняется отчасти тем, что во многих случаях согласование рыночной политики является делом очень трудным или вообще невозможным без подобных сговоров (из-за множественной номенклатуры продукции, различий в издержках производства, частых изменений рыночных условий и т.д.). Важнейшую роль в облегчении этой задачи играют союзы предпринимателей, торгово-промышленные ассоциации и другие ассоциации, объединяющие промышленников отдельных отраслей.
Правда, следует заметить, что описанная система рыночного, и особенно ценового, взаимодействия между компаниями-олигополистами сосуществует и с определенными формами ценовой конкуренции между ними. Так в «спокойные» периоды экономического развития (вроде 50-60-х гг. ХХ в.) подобная конкуренция чаще всего проявляется в практике так называемой ценовой дискриминации, то есть тайных скидок от прейскурантной цены для определенных категорий покупателей (как часть той более широкой системы скидок и приплат к базисной цене, о которой говорилось выше). Обычно скидки предоставляются покупателям больших партий товаров.
Проявляются и более серьезные формы ценовой конкуренции. В 70-х гг. ХХ в. отражением периодического обострения ценовой конкуренции в отраслях с олигополистической структурой были нарушения «лидерства в ценах», когда отдельные компании, не являющиеся лидерами, шли на одностороннее и несогласованное изменение своих прейскурантных цен. Особенно серьезный характер обострения ценовая конкуренция приняла в 70-80-е гг. ХХ в., когда обычным явлением стали ценовые войны между всеми производителями, в том числе и крупными, на рынках стали, автомобилей, химических товаров, всех видов транспорта и связи, электроники и др. Практика ценового лидерства в отраслях с наиболее острой конкуренцией была отброшена, в других - ее значение уменьшилось. Тем не менее, и в этот период проявлялись, хотя и в более ограниченных размерах, определенные формы ценового взаимодействия между производителями-олигополистами [2].
Капиталистическая действительность дает много фактов, свидетельствующих о заметной роли ценовой политики крупных компаний в повышении цен и соответственно в усилении инфляционных процессов. В американской экономической литературе подобное воздействие ценообразования крупных компаний на общий уровень цен было впервые отмечено американским экономистом Г. Минзом еще в 1930-е гг. По его мнению, в результате этого явления возникает либо повышенное сопротивление со стороны крупных компаний к снижению цен в условиях плохой экономической конъюнктуры, либо давление в сторону повышения общего уровня цен в условиях хорошей экономической конъюнктуры.
Инфляция 70-80-х гг. ХХ в. дает еще больше массу примеров описанной практики крупных компаний в США. В целом антитрестовские расследования неконкурентной ценовой практики затрагивали в 1970-1980-е гг. многие отрасли экономики США. В частности они проводились в отношении таких компаний-гигантов, как АТТ и ИБМ, компаний нефтедобывающей, электрической, бумажной, сахарной, производства крупяных концентратов, урановой промышленности и др. В материалах антитрестовских расследований указывались различные методы, к которым прибегали компании соответствующих отраслей при установлении согласованных цен. Помимо прямых сговоров, компании устанавливали на свою продукцию единые близкие цены, а также уравнивали фрахтовые ставки, устанавливали одинаковые ценовые зоны, применяли стандартные методы определения стоимости сырья и единых методов ценообразования [3].
Аналогичные факты были вскрыты и в других развитых капиталистических странах. Так, в Японии крупные компании в 70-е гг. ХХ в. вели широкую спекулятивную деятельность, часто использовали тайное картелирование с целью повышения цен. Это вынудило японское правительство
Вестник Университета № 8, 2015
применить жесткие административные меры, включая и введение чрезвычайных экономических законов (закон 1974 г. о временном замораживании цен на многие продукты и установление «потолка» цен на нефть и нефтепродукты). Эти факты красноречиво свидетельствуют о достаточно активной роли рыночной политики крупных компаний в повышательном движении цен.
Однако в западной экономической литературе широко распространено убеждение, что подобная политика крупных компаний носит не самостоятельный характер, а вынуждается давлением издержек производства, прежде всего спирали «зарплата-цены». Если подобная логика и имеет свои основания, то, безусловно, требует серьезных ограничительных оговорок. Во-первых, имеется много фактов, когда повышение цен крупными компаниями не могло быть оправдано (либо оправдывалось в малой степени) ростом издержек производства и заработной платы. Во-вторых, для тех ситуаций, в которых действительно проявляется давление растущей заработной платы на цены, необходимо учесть одно важное обстоятельство. Хотя в странах с развитой рыночной экономикой рост номинальной заработной платы в среднем превышает рост и оптовых, и розничных цен (последнее свидетельствует о росте реальной заработной платы), само это превышение не дает точной картины давления этой части издержек. Здесь решающую роль играет соотношение динамики зарплаты с приростом производительности труда. В случае достаточно быстрого роста эффективности давление заработной платы на цены смягчается при параллельном росте реальной заработной платы.
Точнее всего количественные соотношения между ростом заработной платы и ростом цен уже с учетом производительности труда дает сопоставление изменений заработной платы на единицу физического объема продукции (англ. unit labor cost) с изменением оптовых цен. Данные по США за длительный период позволили сделать вывод, что в целом рост заработной платы на единицу продукции не обгоняет рост оптовых цен. Однако, следует заметить, что такая картина связана с сохранением в рассматриваемый период относительно устойчивого роста производительности труда. В случае же замедления подобного роста давление заработной платы в сторону повышения цен повышается. Соответственно формируется устойчивая ситуация «инфляции издержек», в условиях которой рост цен крупных компаний рассматривается как наиболее простой и легкий путь не допустить чрезмерного снижения своих прибылей (поскольку иные решения, связанные, как правило, с проблемами технико-экономической перестройки производства с целью повышения его эффективности и не допущения тем самым большого удорожания своей продукции, более сложны и дороги для своего быстрого исполнения).
Библиографический список
1. Американское государство накануне XXI века : стратегия и тактика в экономике / Отв. ред. А. А. Поро-ховский. - М., 1990. - 272 с.
2. Батчаев, М. Х.-К. Инфляция и антиинфляционная политика / М. Х.-К. Батчаев. - Кисловодск : КГТИ, 2004. - 116 с.
3. Широков, Г. К. Парадоксы эволюции капитализма / Г. К. Широков. - М., 1998. - 216 с.