основывается на следующих мотивах: социальная ценность работы и материальные ценности. Перечисленные мотивы позволяют удовлетворять потребность в пространственной организации, планировании рабочего и свободного времени.
В связи с этим, важное значение мы придаем информационной мотивации, поскольку информация есть всегда знание о чем-то или о ком-то, а поэтому во всякой информации оно содержится. В деятельности социального педагога поиск и предоставление информации - это вид помощи, оказывая которую он приносит определенную пользу, тем самым выполняя свои профессиональные обязанности. Кроме этого, в своей профессиональной деятельности социальный педагог проявляет индивидуальные особенности, реализуя себя,
реализуя творческий потенциал. Информационными мотивами являются: доступность необходимой информации и умение с ней работать; возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней соответствующую потребность; конфиденциальность информации, в соответствии с которой социальный педагог имеет право сообщать сведения, полученные от клиента и о клиенте, только с его согласия.
Итак, принцип мотивационного обеспечения является определяющим в процессе формирования исследовательской культуры социального педагога, поскольку он воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей.
Примечания
1 См.: Горбунова М.Ю. Социальная мотивация в структуре социальной работы: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1998.
2 См.: Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
3 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
4 См.: Шмачилина С.В. Исследовательская культура социального педагога: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2005.
УДК: 373.6: 370.1
Р.В. ГУРИНА
Ульяновский государственный университет, кафедра физических методов прикладных исследованиях E-mail: [email protected]
Р.А. ХАЙБУЛЛОВ
Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
Ценологический подход в образовании
Описаны закономерности поведения образовательных систем с помощью ценологической теории. Рассматриваются возможности использования в образовательном процессе закона рангового распределения. Ранговый анализ представляет новое научное направление, позволяющее прогнозировать развитие образовательных систем и процессов, осуществлять проверку валидности тестовых заданий. Кривые рангового распределения педагогических систем представляют собой классические гиперболические Н-распределения. Доказывается применимость закона рангового распределения для оптимизации педагогических систем.
Ключевые слова: педагогические системы, ранговый анализ, закон рангового распределения, оптимизация.
R.V. GURINA, R.A. KHAIBULLOV Rank Analysis in Education
The given article deals with the possibilities of using the rank analysis for determination of the quality of the educational institution for improving pedagogical systems and system processes; for estimating the reliability and suitability of tests of knowledge control. The curves of rank distributions of pedagogical systems and processes correspond to the classical H-distribution. Rank analysis is the methodology of pedagogical systems optimization.
Key words: pedagogical systems, rank analysis; the low of rank distributions, optimization.
© Р.В. Гурина, Р.А. Хайбуллов, 2009
История применения ценологического подхода (рангового анализа) в педагогике берёт начало в перенесении основных идей рангового анализа (РА) техноценозов на область образования1. Методики построения ранговых распределений и их последующее использование в целях оптимизации ценоза составляют основной смысл ценологического подхода (ценоз - совокупность элементов системы или особей).
Особенно важное значение имеет применение этого метода к исследованию социальных и педагогическим систем ввиду отсутствия в гуманитарных науках точных математических методов исследования. Доказано, что ценологический подход, более 30 лет используемый в технике для оптимизации технических ценозов2, применим для педагогических систем3. Совокупности образовательных учреждений страны (региона), классов в школе (групп в вузе), учащихся в классе (в группе) представляют собой разные виды педагогических ценозов (или их частей).
В системе образования педагогам непрерывно приходится сталкиваться с оцениванием деятельности учащихся, учителей, классов, школ, коллективов в виде рейтинга, т.е. в форме набранной ими суммы баллов, очков и т.д., и их распределения по степени убывания (ранжирования). результаты ранжирования регистрируются в табулированном виде (рейтинговые таблицы), которые позволяют выявить «лучших», «средних» и т.д. в педагогической системе. Причём в любой группе (школьных классах, спортивных секциях, художественных коллективах и других сообществах) есть «лучшие»: победители предметных олимпиад в школьных классах; призеры выставок художественного или технического творчества, спортивных соревнований и т.п.
однако недостаточно признавать существование описанного факта. Как распределяются элементы системы по выделяемому признаку в результате ранжирования? Сколько лучших, худших элементов должно входить в состав системы для ее устойчивого функционирования? И существует ли подобный закон? На этот вопрос табулированная форма ранжирования не отвечает. Вместе с тем постоянное использование ранжирования в педагогических системах прямо указывает на объективную необходимость этой процедуры для управления протекающими в этих системах процессами.
Анализ литературы показал, что структурная устойчивость определенного класса объектов физической, биологической, информационной и иных реальностей определяется неизбежностью разнообразия «крупное - среднее - мелкое» и подтверждается гиперболическим законом рангового распределения (или Н-распределением) этих объектов. Впервые гиперболический закон рангового распределения был открыт в биологии для биоценозов. Термин «биоценоз» (биологическое сообщество) был введен А. Мебиусом (1877) и лег в основу экологии как науки. Б.И. Кудрин перенес понятия «ценоз», «особь», «популяция», «вид» из биологии в технику. Его теория рангового анализа для технической реальности активно используется для оптимизации технических систем4.
Правомерно использовать понятийный аппарат рангового анализа и для педагогических систем. По аналогии совокупность социальных особей образовательной системы (учащиеся, классы, образовательные учреждения и т.д.) называется педагогическим социоценозом. Элементом педагогичесого социоценоза может быть любая структурная единица педагогической сферы, например, класс, учебная группа - это социоценоз, состоящий из учащихся. Школа - это тоже социоценоз, состоящий из отдельных структурных единиц - классов. Совокупность школ региона (страны) - это ценоз более крупного масштаба, где особью, структурной единицей является школа.
В настоящее время образовалась целая отрасль науки - общая и прикладная ценоло-гия, изучающая ценозы в различных областях знаний. В ценологической теории под ранговым Н-распределением W (г) понимается гиперболическое распределение [1], полученное в результате ранжирования значений параметра W, поставленных соответственно рангу г (г=1, 2, 3...):
Я=-р-, [1] г р
где W - параметр, по которому ранжируются элементы (рейтинг успеваемости, тестирования в баллах и т.д.), г - ранговый номер элемента системы (г=1, 2, 3.....), А - максимальное значение параметра W элемента с рангом г=1, т.е. в первой точке (лучший элемент системы); р - ранговый коэффициент, характе-
ризующии степень крутизны кривом распределения: чем больше в, тем больше крутизна гиперболы (как правило 0,5 < в < 1,5).
Справедлив ли этот закон для педагогических систем? Является ли педагогическая система ценозом?
Многочисленные графические построения ранговых экспериментальных распределении: успеваемости учащихся в классе, реИтинга участников олимпиад, участников всероссийских тестировании 2002-2007 гг. и т.д. (около 300 распределений) показали, что такие ранговые распределения подчиняются классическому гиперболическому закону, математическое выражение которого имеет вид [1] или [2]:
W = Ъ + 4,
г в
где Ь - постоянная, равная при г, стремящемся к го.
График зависимости [1] представлен на рис. 1а., график зависимости [2] представлен на рис. 1б.
Первая процедура в ранговом анализе -ранжирование элементов системы по какому-либо параметру. Вторая - построение табулированного и графического рангового распределения. Третья - аппроксимация распределений, проводимая с помощью компьютерных программ (проводится теоретическая аппроксимационная кривая, находятся параметры кривой распределения: А,
Ь, в). Следующая процедура - оптимизация системы (ценоза).
Оптимизация является одной из сложнейших операций ценологической теории. Рассмотрим этот этап подробнее. Процедура оптимизации системы (ценоза) состоит в сравнении идеальной кривой с реальной, после чего делают вывод: что практически нужно сделать в ценозе, чтобы точки реальной кривой стремились к идеальной кривой. рассмотрим несколько простейших оптимизационных процедур для ценозов, широко апробированных нами на практике.
Как правило, реальное Н-распределение отличается от идеального следующими отклонениями:
1) некоторые экспериментальные точки выпадают из идеального распределения;
2) экспериментальный график не является гиперболой;
3) экспериментальная кривая, в целом, имеет характер Н-распределения, но по сравнению с теоретической кривой, имеет «горбы», «впадины» или «хвосты»;
4) реальная гипербола лежит ниже или выше идеальной гиперболы.
Процедура оптимизации любого ценоза (определение способов, средств и критериев его улучшения) направлена на устранение аномальных отклонений на ранговом распределении. После выявления аномалий на графическом распределении по табулированному распределению определяются особи, «ответственные» за аномалии, и намечаются первоочередные мероприятия по их устранению.
W
Около 10% - лучшие элементы системы - «ноева каста»
Около 10% - лучшие элементы системы - «ноева каста»
Рис. 1а. Гипербола, отражающая зависимость [1]
Рис. 1б. Гипербола, отражающая зависимость [2]
А
А
Ь
г
г
оптимизация ценоза осуществляется двумя путями:
1) номенклатурная оптимизация - целенаправленное изменение численности ценоза (номенклатуры), приближающее видовое распределение ценоза по форме к каноническому (образцовому, идеальному). В учебной группе это отсев неуспевающих;
2) параметрическая оптимизация - целенаправленное изменение (улучшение) параметров отдельных особей, приводящее ценоз к более устойчивому и, следовательно, эффективному состоянию. В педагогическом ценозе - учебной группе (классе) - это работа с неуспевающими, т.е. улучшение параметров успеваемости учащихся.
Чем ближе экспериментальная кривая распределения приближается к идеальной кривой вида [1], тем устойчивее система. Любые отклонения свидетельствуют о том, что нужна либо номенклатурная, либо параметрическая оптимизация. Отклонения от идеального Н-распределения (гиперболы) представляются в виде выпадающих из графика точек, «хвостов» «горбов», «впадин», а также вырождение гиперболы в прямую или другие графические зависимости.
Приведем несколько примеров того, как может быть использован закон рангового распределения в педагогике.
Управление образовательными процессами и их прогнозирование. Наличие табулированного рангового распределения не даёт информации о характере убывания: убывание может происходить по любому другому закону, например линейному или параболическому (рис. 2). Только графическое изображение табличных данных рангового распределения и приведение их описания к математической зависимости (аппроксимация) обеспечивает наглядность и научный уровень представления знания о характере рангового убывания. Закон [1] даёт объяснение того факта, что лучших элементов в любом ценозе мало - в среднем около 10%, или не более 20% (т.е. от 0 до 20% - это зависит от крутизны кривой распределения - коэффициента Р). Совокупность лучших особей ценоза представляет по терминологии ценологической теории «ное-ву касту». Основной же «вес» в систематике гиперболического распределения принадлежит среднестатистическому большинству, или «саранчевой касте». Если бы убывание шло линейно, то число лучших, средних и слабых составляло бы поровну - по 1/3 в каждой
W
ч
\
ч
2
______ _____
V у \ Л
1
,_____X 4
_ _ _ _ X 4
: X х
Xх
X
„ А А у
У У У
лучшие 1/3
средние 1/3
слабые 1/3
Рис. 2. Нетипичное убываение параметра Ш ценоза с ростом ранга г:
1 - линейное убывание; 2 - параболическое убывание.
категории. А если бы спад происходил по параболическому закону, то «хороших» особей в системе было бы большинство (около 2/3).
Следствием именно гиперболического убывания является принцип 80/20 или закон Парето5. Мы привыкли думать, что 50% ресурсов, вложенных в дело, дадут 50% результатов (конечного продукта), а затраты 100% дадут 100%-ный результат. Однако это заблуждение, не соответствующее действительности. Еще В. Парето (1848-1923) открыл принцип 80/20 (его называют ещё законом Парето, принципом наименьшего усилия, принципом дисбаланса), согласно которому небольшая доля вкладываемых средств (усилий) - 20% отвечает за большую долю - 80% результатов (получаемой продукции или заработанного вознаграждения). Принцип 80/20 утверждает, что диспропорция является неотъемлемым свойством системы. Например, в бизнесе 20% ассортимента ходовой продукции даёт 80% дохода; 20% преступников совершают 80% преступлений; 20% профессоров учреждения выполняют 80% всей научной работы; лишь 20% детей используют 80% возможностей, представляемых системой образования в данной стране и т.д.
К сожалению, этот принцип до сих пор плохо учитывается в педагогике. Заблуждением являются ожидания, что все 100% учащихся должны понять новый материал, объясняемый учителем. Если учитель при этом «выложился», а 20% учащихся поняли 80%
г
объясняемого материала, надо считать это хорошим результатом. При планировании определенного объема работы (например, при написании квалификационных работ) надо учитывать, что на доскональное выполнение всех 100% будет затрачено неоправданно много времени. Стоит остановиться, когда работа выполнена на 80% - это уже соответствует достаточно высокому стандарту, а выполнение остальных 20% работы отнимут у вас гораздо больше времени, чем стоит на них затратить (точнее, 80% времени, отведённого на всю работу). Советская система образования воплощала идею всеобщего равенства. В стремления выучить всех до определённого стандарта огромные усилия учителей тратились на работу с отстающими, но принцип баланса 50/50 (сколько затратил - столько получил) - неверен. Понимание и использование принципа 80/20 даёт реальное представление об окружающем мире и свидетельствует о наличии ценологического мышления.
У ценозов свои законы, например, в любом классе, в любой школе есть отличники и двоечники. Но если собрать всех отличников в одном классе, то спустя некоторое время в нём образуются свои двоечники. В профильные лицейские физико-математические классы при Ульяновском государственном университете производится конкурсный от-
W
бор, при этом средний балл аттестата - 4,5. В конце 1-го полугодия в классах образуется ранговая система с отличниками и двоечниками. В вузы с тщательным конкурсным отбором попадают лучшие из лучших, но и здесь к началу второго семестра образуется ранговая система с успешными студентами и отстающими. Это закон. Причём нигде нельзя обойтись без «двоечников» и без «отличников», без плохой продукции и хорошей. Если тех или других не будет - ценоз развалится, рухнет. Однако «двоечников» не должно быть слишком много - закон гиперболы должен соблюдаться, иначе система не достигнет учебных целей.
Исследование стабильности образовательной системы. Выполнение закона [1] отражает устойчивость и стабильность образовательной системы, коллективе. Для выяснения вопроса стабильности необходимо построить график реального рангового распределения элементов системы и проверить его на соответствие гиперболическому закону рангового распределения [1]. В качестве примера приведем ранговое распределение численности студентов вузов по регионам России (рис. 3). За основу исследования были взяты официальные статистические данные Министерства образования РФ о численности студентов высших учебных заведений в регионах Российской Федерации (на начало
Рис. 3. Ранговое распределение количества студентов высших учебных заведений №(г), тыс., по регионам Российской Федерации (Р=0,97; Л=1170)
Количество регионов - 89. г - ранговый номер региона: г=1 - г. Москва; г=2 - г. Санкт-Петербург; г=3 - Свердловская обл.; г=4 - Республика Татарстан; г=5 - Ростовская обл; г=6 - Самарская обл.; г=7 - Краснодарский край; г=8 - Новосибирская обл.
2008/2009 учебного года; тыс. человек). По описанной методике построен график рангового распределений W(r) (рис.3); построена аппроксимационная кривая.
Найдены аппроксимационные параметры распределений и А. Проведен анализ результатов и сделаны выводы по оптимизации существующей системы высшего образования россии. Анализ (см. рис. 3) свидетельствует, что ранговое распределение количества студентов по регионам описывается законом рангового распределения [1]. Ранговый коэффициент (Р=0,97) близок к его значению в идеальной гиперболе (Р=1). Это свидетельствует о стабильности и надежности системы6. Имеются небольшие аномальные отклонения. Однако, в целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что система распределения студентов вузов по регионам выглядит достаточно устойчиво. На основе ценологического подхода можно спрогнозировать ряд корректирующих мер по распределению количества студентов (вузов) в каждом конкретном субъекте РФ.
Использование рангового анализа для проверки валидности (пригодности) тестов, контрольных и олимпиадных заданий. Определение валидности тестовых заданий можно произвести с помощью кривых рангового распределения результатов тестирования, сравнив их с аппроксимационными кривыми при условии исключения факторов списывания и взаимного консультирования учащихся.
При этом возможно выделение 4-х уровней валидности:
1) тест не валидный (задания слишком трудны или слишком просты, реальный график рангового распределения - это прямая, параллельная оси рангов, лежащая на уровне самых высоких баллов или на уровне самых низких баллов);
2) средний уровень или удовлетворительная валидность (реальный график W(r) показывает спад рейтинга, но по прямой линии, или по линии, не являющейся гиперболой);
3) валидность выше среднего уровня (реальный график W(r) является гиперболой, аппроксимирующейся зависимостью [1] с низким значением Р);
4) хорошая валидность - гипербола с значением р около 1 (высокий уровень ва-лидности).
Представлено ранговое распределение результатов ЕГЭ по математике (а) и физике (б) учащихся школ г. Москвы и Московской области (2008 г.) (рис. 4). По оси ординат отложен средний рейтинг W конкретной школы по результатам ЕГЭ, по оси абсцисс - ранговый номер г школы в порядке убывания рейтинга.
График результатов ЕГЭ по математике (а) показывает уровень валидности экзаменационных тестов выше среднего. Реальное ранговое распределение представляет собой гиперболу с Р=0,2, при этом реальные точки хорошо ложатся на теоретическую кривую.
Явное несовпадение реальной и теоретической кривых на рис. 4б позволяет отнести задания ЕГЭ по физике к уровню удовлетворительной валидности.
Рис.4. Ранговое распределение школ по рейтингу ЕГЭ (среднему баллу школы):
а - результаты по математике (4=120; р=0,15); б - результаты по физике (А=92,4; р=0,15); 1 - экспериментальный график; 2 - теоретическая апроксимационная гипербола; W- рейтинг (средний балл); г - ранговый номер школы.
Формирование ценологического мышления. Сформированное у учащихся це-нологическое мышление характеризуется системным восприятием мира и видением окружающей действительности как ценоло-гической реальности. Такое мышление предполагает осознание каждым учащимся себя как элемента системы в разных ранговых распределениях (успеваемость по различным предметам, спортивные успехи, способности к разным видам искусства - музыке, танцам, рисованию и т.д.; осознание, что все ученики не одинаковы, что они живут и учатся в ранговой системе, что в коллективе есть лучшие, есть просто хорошие и слабые. И те, и другие, и третьи составляют систему, и если она подчинена гиперболической зависимости, это свидетельствует о ее нормальном стабильном состоянии. Наличие слабых особей - необходимость. Наш опыт показывает, что учащиеся с ценологическим мышлением бережно относятся к слабым. Феномен изгоев исчезает: слабое звено необходимо -оно, как и другие звенья, стабилизирует систему. Осознание этого феномена составляет основу ценологического мышления. Знание закона рангового распределения побуждает
к действию: учащиеся осознают, что возможно движение как вверх, так и вниз по ранговой кривой, и необходимо двигаться вверх. Осознание своего места в ранговой системе позволяет учащемуся оценить свои возможности в постановке реальных целей и задач, найти средства, с помощью которых можно «двигаться вверх по ранговой кривой».
Среди учащихся всегда есть стремление быть первым в какой-либо области, и задача учителей найти для каждого учащегося такое распределение, в котором он будет в числе лучших (учёба, спорт, художественная самодеятельность, хозяйственная деятельность, музыка, личностные качетсва и т.д.). Цено-логический подход (применение рангового анализа) позволяет определить направление оптимизации учебно-воспитательного процесса любой педагогической системы (класса, группы, школы и т.п.), прогнозировать результаты обучения, определять степень стабильности образовательной системы, определять валидность тестовых, экзаменационных и олимпиадных заданий, обеспечивает наглядность и объективность оценки педагогических процессов, формирует ценологичес-кое мышление.
Примечания
1 См.: Кудрин Б.И. Введение в технетику. 2-е изд., перераб., доп. Томск, 1993; Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008; Гурина Р.В. Ранговый анализ образовательных систем (ценологический подход): методические рекомендации для работников образования // Ценологические исследования. М., 2006. Вып. 32.
2 См.: Кудрин Б.И. Указ. соч.
3 См.: Гурина Р.В. Подготовка учащихся...; Гурина Р.В. Ранговый анализ...
4 См.: Кудрин Б.И. Указ. соч.
5 См.: Кох Р. Закон Парето или принцип 80/20 // Общая и прикладная ценология. 2007. №4. С. 76-79.
6 См.: Кудрин Б.И. Указ. соч. Гурина Р.В. Подготовка учащихся.
УДК 802:372.8
Е.А. ЦЫБИНА
Ульяновский государственный технический университет, кафедра иностранных языков E-mail: [email protected]
Стратегии педагогического сопровождения коммуникативного развития студентов
В данной статье автор рассматривает пять стратегий педагогического сопровождения коммуникативного развития студентов в процессе изучения английского языка: модерирование (1 курс обучения в вузе), договор (2 курс), фасилитация как сопровождение (3 курс), сотрудничество (4 курс), коучинг (5 курс). Использование каждой следующей стратегии означает, что методы, формы, средства предыдущей используются педагогом в процессе работы. Естественно, что каждый студент нуждается в сопровождении в зависимости от уровня его коммуникативного развития. С каждым курсом степень включенности педагога в процесс коммуникативного развития студентов ослабевает, поскольку уровень коммуникативного развития студентов предположительно повышается.
© Е.А. Цыбина, 2009