Научная статья на тему 'Ценологические особенности моделирования регионального рынка как механизма распределения ресурсов'

Ценологические особенности моделирования регионального рынка как механизма распределения ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьминов А. Н.

Проблема моделирования сложных социотехнических и экономических систем в настоящее время весьма актуальна. Указанные объекты всегда эволюционируют в условиях ограниченных ресурсов, динамика их развития принципиально нелинейная, процессы не однозначны и многовариантны. Современные исследования таких систем базируются на синергетических представлениях и исходят из присущих им общесистемных и особенных свойствах, в основе которых лежит фундаментальная противоречивость интересов экономических субъектов, обусловленная с одной стороны конкуренцией за ограниченный ресурс, и, с другой, свойствами самих сообществ экономических субъектов, называемых ценозами [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценологические особенности моделирования регионального рынка как механизма распределения ресурсов»

ческих аспектов. Группировка может быть использована при решении статистических задач

нелегального импорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорук. Н.Е. Статистический учёт внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика. М.: МГИМО, 2001.

2. Жуковская В., Трофимова И., Чертко Н. Что отражает таможенная статистика // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 12.

3. Измерение ненаблюдаемой экономики. Руководство. ИИЦ. М., 2003.

4. Покровский В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002.

5. Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. 1997. № 1.

6. Проект Федерального закона № 4581-11 ГД от 23.11.1999 г. «О внесении изменений и допол-

Ш

нений в Таможенный кодекс Российской Федерации». л

7. Фурсова И. Работать на результат // Таможня. 2006. Май. о

X *

- а

7.

КУЗЬМИНОВ А.Н.

ш

ЦЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ § РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА КАК МЕХАНИЗМА Ь

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ N

- □

ш

о

о

I—

ф

Проблема моделирования сложных социотехнических и экономических систем в настоящее время весьма актуальна. Указанные объекты всегда эволюционируют в условиях ограниченных ресурсов, динамика их развития принципиально нелинейная, процессы не однозначны и многовариантны.

Современные исследования таких систем базируются на синергетических представлени- а

ф

I

>

ях и исходят из присущих им общесистемных и особенных свойствах, в основе которых лежит фундаментальная противоречивость интересов экономических субъектов, обусловленная с одной стороны конкуренцией за ограниченный ресурс, и, с другой, свойствами самих о сообществ экономических субъектов, называемых ценозами [4]. ° Структурное описание ценозов основано на понятии эквивалентности: ценоз образо- ф ван элементами-особями, каждые два из которых не отличимы (одного вида) или различимы ¡3 (разных видов):

ukesj; ^к; Бд*Бт, >

т.е. каждый элемент-особь помечают парой чисел: номером, присваиваемым особи ш=1,2,..., о

и, где и - число особей одного семейства, образующих текст длиной Т, и номером вида б]'=1,2,... о

., S, где S - число видов, образующих словарь объёмом V. Особи одного вида неразличимы и 9

образуют популяцию. Виды, каждый из которых представлен равным количеством особей, т

образуют касты кк,=1,2,...,К, т.е. каждая из каст есть множество, образованное популяциями ^

одинаковой численности. Распределение видов (видовое гиперболическое Н-распределе- £

ние) - это распределение популяций одинаковой численности по кастам. |=

Описывают и моделируют динамику структуры ценозов в границах «норма-патология», Е

основываясь на распределении ф

1Г(х) = А/х1+а =(Я/ х)1+а

где Ш(х) - число видов с одинаковой частотой встречаемости особей; А - коэффициент аппроксимации; а - видовой коэффициент, а> -1; х - аналог численности вида, хе[1;К], Ухе{т1}; К - параметр, характеризующий размер системы.

Экономическая система также состоит из классов предприятий, объединенных по некоторому признаку. Например, предприятия отрасли производства, объединенные в груп-

0

1

о о

пы идентичных по мощности, размеру, потребностям в ресурсах. Предприятия потребляют сырьё, материалы, воду, энергию, инвестиции, кредиты, рабочую силу и др.

Для описываемых систем проблема формируется на основе следующих факторов:

- вектора ь = (Ь1, Ь2, К , Ьт) имеющихся в распоряжении системы ресурсов, подчиняющихся законам сохранения (т.е. не информационных, не поведенческих, не моральных и др.);

- вектора qi = потребностей объектов класса! в ресурсах Ь. Потребности

qk - системообразующий фактор, т.е. в класс i объединяют все потребители с одинаковыми потребностями Некоторые из могут быть нулевыми.

Главной задачей является определение численности классов щ, 1 = . (Номер 1 лишь маркирует класс, т.е. порядок номеров не существен).

Вариационное моделирование позволяет ставить и решать следующие задачи для указанного класса систем:

- выявление ресурсов, ограничивающих функционирование системы, т.е. отыскание подмножества J с ресурсов такого, что ресурсы потребляются системой полно-

ь стью, и добавление их в систему приводит к росту численностей щ; ш - расчёт функций (¡Ля;1) 1 = 1,^ ;

- расчёт парциальных потреблений ^ ^ лимитирующих ресурсов каждым классом 1 сис-

□I

Z темы

Ш

^ w Л

I ьк = ь

И] ^ 1 = 1 ' ~к ~к • -

- расчёт реальных потреблений Ь и Ь^ , к £1, 1 = (всей системой и каждым

о ее классом) ресурсов, не являющихся лимитирующими (эти ресурсы не потребляются

из среды полностью), другими словами, расчет сценариев сбалансированного потреб-

ления ресурсов;

N

□ - оптимизацию численностей классов п, т.е. расчет комбинации параметров задачи

6 I("''Я!"') при которых численность п максимальна или минимальна. Другими сло-^ вами, указание пути управления «видовой» структурной системы. о - расчёт интегральных характеристик системы: ранговых распределений п(|'), индексов | разнообразия системы и др.

о - оценку состояния системы в терминах нормы и патологии с помощью интегральных ® характеристик. Расчеты допустимых уровней воздействий, нарушающих нормальное

функционирование системы. о Описание ценологических моделей по разнообразию состава элементов сложнооргани-

0 зованных экономических систем осуществляется посредством трех качественных состоя-

1 ний - стандартной формы распределения, нормы и аномального состояния.

™ Достаточность разнообразия элементов системы в решаемых задачах, в том числе при а управлении разнообразием в экономических системах, следует из некоторых критериев оп-< тимальности. В ценологических моделях достаточность по разнообразию приобретает через о описание количественную и качественную меру.

ф В отличие от традиционных кибернетических задач управления с реализацией контура о обратной связи по каналам связи между элементами системы в экономических системах со

о свойством ценозов контролируется и подлежит изменению структура множества элементов

ш

о семейства по критерию достаточности разнообразия в соответствии со стандартной формой о закона Ципфа [цит. по 3].

^ Классика исследования ценозов исходит из определения экономического ценоза как «са-| моорганизующегося многовидового сообщества организаций (особей) различных отраслей ^ (популяций) выделенного территориально-административного образования, характеризующееся связями различной силы (сильными, средними и преимущественно слабыми), объеди-5 ненное совместным использованием природных (экоценозы), технетических (техноценозы), ф социальных (социоценозы) ресурсов и экономических ниш спроса на продукцию, товары и | услуги, с действием внутривидового и межвидового отбора» [8].

о Такая предпосылка принимается в какой-то степени пассивно; её значение не рассматри-9 вается в отдельных случаях, а берется как неопровержимая необходимость даже для гипоте-^ тических представлений относительно протекания большинства экономических процессов.

Однако многочисленные современные исследования свидетельствуют о необходимости учета возникающих в ценозах эффектов кооперации и коэволюционного характера развития [7].

Понимая, что характер Н-распределений элементов экономического ценоза напрямую связан с понятием конкуренции, отметим, что местоположение этого понятия на оси «теория-практика» непостоянно. Исходя из теории ценозов, конкуренция рассматривается как доминирующий фактор и движущая сила экономического развития. По нашему мнению, применительно к ценозам, конкуренцию необходимо рассматривать как один из факторов в ряду таких понятий как кооперация, интеграция и коэволюция. Необходимо отметить, что в данной области таких синтетических работ крайне мало.

Рассматривая конкуренцию не как проявление хаотических сил, но как упорядоченное взаимодействие рыночных агентов, что диктуется фундаментальным содержанием постулатов ценологической теории, будем исходить из обязательности сочетания соперничества и сотрудничества в поведении экономических объектов.

Основные варианты стратегий конкурентного поведения в экономике включают действия, направленные не только на устранения соперников, на обособление от них, но и на сближение Ш с ними и даже на выгодную уступку позиций и бизнеса. Все подобные действия связаны с кон- ¡5 куренцией в прямом ее смысле. Например, стратегический альянс - не просто способ сотруд- ^ ничества, но и стратегия конкуренции, в соответствии с которой стороны объединяют ресурсы X в борьбе с общими соперниками, при этом отчасти нейтрализуя друг друга. ^

Не нашла своего решения проблема учета спектра альтернатив, доступных экономичес- ^ ким агентам. Ценологические исследования в экономике очень избирательны по отношению к их функционированию, в результате чего часто не учитывается многообразие форм взаимо- ^ связей между элементами ценоза, что, в свою очередь, ограничивает область исследований. ^ Во-первых, рекомбинация ресурсов в экономическом ценозе, дающая энергию субъектам I-предпринимательства, непосредственно продуктовой эмиссией сопровождается не всегда. ^ Так, примером является деятельность экономических медиаторов, которые не потребляют ре- □ сурс, но распределяют его другим потребителям. ^

Во-вторых, необходимо учитывать также вр менную зависимость функционирования предприятия с характером производства, зависящим от повседневных, текущих изменений рынка,

Ш

О

и предприятия с растянутым во времени контактом с рынком [9]. Большая часть экономичес- о

ф

кой деятельности ориентирована на будущее. Межвременная природа региональной экономики обусловливает важную роль, которую играют ожидания будущих событий в определении о настоящих. Практически любое экономическое решение затрагивает спрос и предложение на ф рынках будущих благ, которые являются товаром уже сегодня. Чтобы распределение ресурсов § было эффективным, цены на будущие блага необходимо знать уже сейчас. Но это не возможно. > Исследование в указанной области было бы весьма интересным и перспективным. 2 В-третьих, вызывает вопрос проблема учета муниципального предпринимательства, в ко- ^ тором совмещается реализация целевых функций государственных программ и обеспечения $ текущей деятельности, с одной стороны, и влияния на предпринимательство - с другой [6]. о Показательным примером здесь выступает система госсзакупок. Существует практика прове- о дения тендеров на поставку продукции для государственных нужд от «своих» поставщиков, > что дает им преимущества в сравнении с конкурентами. Объем закупок и сила такого конку- о рентного воздействия в современных условиях могут быть очень значительными и оказыва- о ют существенное влияние на ценоз. 9 И, наконец, одной из причин, по которой конкурентная рыночная система - ценоз может т не обеспечить оптимального распределения ресурсов, являются побочные эффекты или не- £ желательные энергии, для которых не возможно создать рынок. Например, экологические о или социальные издержки, связанные с производством и потреблением. Поскольку всегда ^ существует возможность реализовать модель ценологически оптимальную, общество будет £ к этому стремиться, используя государственные или социальные институты. В этом, на наш ф взгляд, заключается роль государственного влияния на экономику.

Два основных положения, на которые мы опираемся в своей гипотезе, являются принцип §

оптимизации, которым руководствуются экономические объекты, и экономический ценоз, ф

через который они согласуют свои действия. Очевидным является процесс перманентного 1

согласования совокупностей индивидуальных решений, оптимизированных, например, по о

Парето с учетом всех дополнительных условий, налагаемых на окончательное распределе- о

ние энергий. 0)

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из этого следует, что обмен ресурсов в экономическом ценозе в общеупотребительном смысле слова должен рассматриваться как частный случай более общего понятия «обмен состояний», который можно с большой степенью вероятности представить себе в виде перегруппировок и возникновения новых комбинаций из определенных материальных (информационных, социальных) составных частей экономического ценоза, без их специальных содержательных превращений.

Такой обмен способствует накоплению некоторых, не видимых явно энергетических потенциалов. Мы предполагаем, что экономические ценозы как сложные неравновесные системы, обладают свойствами общих энергетических уровней. Любая энергия, поступающая в такой ценоз, может переместиться или перемещаться неоднократно внутри данной совокупности предприятий, претерпеть трансформацию и, наконец, быть так или иначе израсходованной, что, таким образом, допускает её аккумуляцию.

Эмпирически обнаружено, что в результате внешнего воздействия на распределение предприятий в экономическом ценозе происходит процесс спонтанной деградации. Выявле-

.0 но, что этот процесс во многих случаях обратим: за счет общей энергии, аккумулированной в о ценозе происходит возврат к потенциальной форме ценоза - Н-распределению упорядочен® ных, но имеющих разную силу связи элементов, которую мы предлагаем называть пространственной констелляцией (от лат. со^1е1а1ш) элементов экономического ценоза. ? Указанная постановка вопроса позволяет представить затраты предприятия, которые ^ принято подразделять на производственные и непроизводственные, как энергии (потенци-Ш алы), из которых, соответственно, первые потребляются и эмитируются в форме товара или | услуги, вторые - используются для поддержания соответствующего положения предприятия I- в рыночном распределении [6].

При этом существенным обстоятельством, на наш взгляд, является наличие более структу-□ рированной комбинации предприятий-особей внутри одного вида, обусловленной взаимной ^ настройкой предприятий соседствующих в одной рыночной нише. Для каждой уникальной комбинации, предприятие вырабатывает свой собственный механизм поддержания места в констелляции - рекламную, налоговую, производственную политики, систему формальных и о неформальных связей.

| Пока констелляция остается неизменной, непрерывный поток к ней компенсируется о расходом энергии в неактинической форме. В момент деградации происходит разрушение

N

О

ш пространственной констелляции, а элементы ценоза, обладая избыточной энергией, воз-I вращаются к «привычному» состоянию, занимая своё место до деградации. Показательными о примером, на наш взгляд является характеристика поведения экономических объектов в пе-о риод президентских выборов в России [2].

^ Другим доказательством может служить исследование динамики структуры предпринимательства г. Каменска-Шахтинского за период 1997-2007 гг. В нём достаточно четко просле-£1 живается структурная инерционность предпринимательства и привязка к «своему месту» в < рыночной нише [5].

о Возможно, это является одной из причин того, например, что после дефолта 1998 года, ф вопреки прогнозам, отечественные предприятия не смогли воспользоваться представившейся ся возможностью ценового конкурентного преимущества - все «возвратились» в старые ры-

0 ночные ниши.

со

¡2 При этом мы полагаем, что существует строгая зависимость объема накопленного предо приятием потенциала и его способности занять место в новой констелляции. ^ Сформулируем выводы.

! 1. Между предприятиями существуют различные связи, а форма их распределения обусловлена противоположными силами - конкуренцией и кооперацией. 2. Для поддержания «своего места» в констелляции предприятие вынуждено использо-

1 вать ресурсы (непроизводственные затраты).

ф 3. Для перехода в иное место констелляции (другую констелляцию) предприятию необ-| ходимо накопить соответствующий объем ресурсов для поддержания новой конфигу-

о рации.

9 4. Необходимость накопления указанной энергии обусловливает инерционность измене-

о ф

са

0)

ния рыночной среды предприятий.

5. Исходная пространственная организация различных элементов экономического ценоза может быть разрушена, без каких-либо обратимых последствий, причем каждая данная пространственная констелляция в отношении составляющих её экономических объектов обладает лишь кратковременным существованием и сразу заменяется следующей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршакуни К.В. Эконометрическое моделирование генезиса и динамики малых новых предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

2. Вырковский А.А. Политический капитал // ФОРБС. 2007. № 9.

3. Кудрин Б.И. Выделение и описание электрических ценозов // Известия вузов. Электромеханика. 1985. № 7.

4. Кудрин Б.И. Классика технических ценозов. Общая и прикладная ценология. Вып. 31. Це-нологические исследования. Томск: ТГУ - Центр системных исследований, 2006.

5. Кузьминов А.Н. Ценологический интрументарий управления региональной рыночной сре- ^ дой предприятий малого бизнеса. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007. л

6. Перов К.А. Разработка механизма поддержки участия малого предпринимательства в пос- ц тавках продукции для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. ® экон. наук. М., 2002.

7. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. ? М.: Маркет ДС, 2006. Z

8. Фуфаев В.В. Экономические ценозы организаций. Центр системных исследований. М.: Аба- Ш кан, 2006. ^

9. ArrowK.J. The potential and limits of the market in resource allocation // In: G.R. Feiwel (ed.) b

Issues in contemporary microeconomics and welfare. London: Macmillan, 1985. ^

Ш

О

0 i— ф

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕКЛОСАХАРНОМ о

ф

m S

1

>

КУТАРОВА С.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

Экономическая структура современных развитых государств во многом отличается от о

той, что была в начале или середине XX века. Изменяются не только формы собственности, ^

но, прежде всего, отношения собственности, пропорции между разными ее типами, усложня- ^

ется характер и способы использования. ^

В мировой практике сложились три основных вида субъектов собственности: индивид, <

коллектив и общество (государство). Индивиды - основные субъекты собственности. ^

Существует два основных вида собственности - частная и общественная, которые могут д

выступать в различных формах, например, государственной, коллективной, личной. Каждый о

из видов собственности имеет свои преимущества и недостатки. Так, частная собственность о развивает индивидуальную инициативу, общественная - обеспечивает поддержание баланса

между общественным и частным присвоением. о

Следовательно, необходимо признать возможность обоих видов и всех форм собственности и анализируя процессы, происходящие в предпринимательстве, учитывать, что речь

о.

идет о смешанной экономике. ф

m

Жизнеспособность смешанной экономики во многом зависит от того, насколько государство может изменять в зависимости от конкретных условий соотношение между различными | ее составляющими, заставляя больше работать тот или иной ее сектор, выполняющий свои ф специфические функции, в том числе крупные, средние и мелкие предприятия, регулируя | систему взаимоотношений между ними. ° В этой связи смешанную экономику можно рассматривать как взаимодействие государс- 9 твенного и рыночного управления. Так, стимулируя деятельность государственного сектора, ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.