щих объекта, на которые были направлены A.C.Макаренко - это организация трудовой коммуны (колонии), организация коллекти-тический опыт М.А.Погребинского,
A.C.Макаренко, впервые в истории человечества осуществил продолжительный эксперимент по воспитанию личности, который имел положительные результаты: воспитанники A.C.Макаренко нашли свое место в жизни, стали достойными гражданами.
Вынося в заголовок исследования «Опыт реализации идей формирования личности в авторских воспитательных системах П.П.Блонского, М.А.Погребинского,
B.Н.Сорока-Росинского и педагогической
теории и практике A.C.Макаренко», автор отнюдь не стремился и не преследовал цель умолить заслуги великого педагога. Меня, как ученого-педагога интересовала природа происхождения взглядов, подходов
А.С.Макаренко к проблеме формирования личности и воспитания достойного гражданина Отечества. Интересен фундамент его модели формирования и воспитания личности в коллективе, концептуальные основы и принципы этой модели.
Исследование показало, что
А.С.Макаренко при построении своей модели формирования и воспитания личности в коллективе использовал идеи и практический опыт талантливых педагогов П.П.Блонского, В.Н.Сорока-Росинского и М.А.Погребинского.
Благодаря идеям указанных выше педагогов, Макаренко создал модель гражданского воспитания нового типа, которая в своей основе является не только психологопедагогической, но и философско-педагогической, социально-нравственной и этико-правовой. По сути, педагог разработал и апробировал на практике не просто модель воспитания личности, а завершен-
силы и знания М.А.Погребинского и ва и организация педагогического процесса.
Таким образом, используя идеи и прак ную систему управления трудовым воспитательным коллективом, процессом обучения и воспитания в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, которая применима как в школе, так и в семье.
А.С.Макаренко впервые разработал и реализовал на практике принцип социальной обусловленности целей, задач, содержания и методов формирования и воспитания личности. Конечной целью и результатом педагогической системой управления является воспитание свободного и счастливого человека, всесторонне развитого и образованного, владеющего высшей логикой, системным мышлением. Воспитательная
концепция А.С.Макаренко является принципиально новой и завершенной в отечественной педагогике.
Источники и литера тура:
1. Блонский, П.П. Избр. педагогич. и психол. соч.: В 2 т./ П.П.Блонский. - М., 1979. - С. 11 -60.
2. Макаренко, А.С. Пед. Соч. Т.1./
А.С.Макаренко. - М., 1988. - С. 56 - 60, 128 -235.
3. Научный архив РОА, оп.1, ед.хр.331, лл. 3 -8.
4. Невская, С.С. Гражданское воспитание личности в творчестве А.С.Макаренко /
С.С.Невская. - М.: Академический Проект;
Альма Матер, 2006. - С. 34 - 36, 115 - 121.
5. Погребинский, М. А. «Фабрика людей»/
М.А.Погребинский. - М., 1928. - С. 64 - 70, 123 - 130.
6. Сорока-Росинский, В.Н. Педагогические соч./ сост. А.Т.Губко / В.Н.Сорока-Росинский. -М.: Педагогика, 1991. - С.22 - 30.
ЦЕННЫЙ ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ГЛАГОЛА В
120 Казанский педагогический журнал 04’2007
ШКОЛЕ
Т.К.Донская, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка в национальной школе ИНСРГПУ им.А.И.Герцена, г.Санкт-Петербург
Каждая монография, учебное пособие, школьный учебник или статья о проблемах преподавания русского языка в тюркоязычной (татарской и башкирской) школе, написанная Л.З.Шакировной, известного языковеда и методиста, основателя Казанской лингвометодической школы, всегда вызывали и вызывают профессиональный интерес лингвистов и методистов-словесников в силу глубокой проработки автором теории вопроса и экспериментальной проверки предлагаемых методических решений в условиях национальной школы.
Поэтому выход новой монографии Л.З.Шакировой «Русский глагол: теория и практика» (Казань: Магариф, 2007) привлечёт внимание не только лингвистов, занимающихся исследованием русского глагола и такой его фундаментальной грамматической категории, как категория вида, но и учителей, которые найдут во 2-ой главе «Сопоставительный анализ видовремен-ной системы русского языка и структурносемантических особенностей тюркского глагола» ответы на многие трудные вопросы, которые возникают у них в процессе преподавания русского глагола в татарской школе. В этом смысле научная монография Л.З.Шакировой является примером немногих, к сожалению, исследований, в которых высокий уровень лингвистической науки органично сочетается с сопоставительным анализом русского глагола с особенностями тюркского глагола и ориентирована на методику обучения видовременным формам глагола в национальных (татарских и башкирских) школах (главы 3 и 4). Эта структурная целостность монографии определяет её особенность и концептуальную и композиционную завершённость.
Доминирующее положение в монографии принадлежит, естественно, характеристике русского глагола, как части речи и его
важнейшей грамматической категории, пронизывающей все его формы, - категории вида, трудности усвоения которой тюркоязычными учащимися (и не только ими!) уже не раз были предметом исследования и лингвистов, и методистов. Поэтому закономерно, что первая глава монографии «Лингвистические основы обучения глаголу» посвящена изучению категории вида и времени в русском языкознании, начиная со «Славянской грамматики» Мелетия Смотрицкого, «Русской грамматики» М.В.Ломоносова до лингвистов XX века, в том числе языковедов петербургской школы (Ю.С.Маслов, А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин) и московской (В.В.Виноградов, П.С.Кузнецов,
Н.С.Авилова), определившие аспектол оги-ческое и семантическое направления (Ю. Д.. Апресян, М.Я.Головинский,
Е.В.Падучева) в учении о виде и времени русского глагола.
Не ограничиваясь историей вопроса, Л.З.Шакирова, мне думается, обоснованно останавливается на частных значениях вида и времени русского глагола, считая, что «общее значение видов глагола весьма абстрактно, в национальной школе целесообразно сосредоточить основное внимание учащихся на частновидовых значениях, в выражении которых участвует не только собственно глагольная форма, но и лексические, а также синтаксические особенности контекста» (с.13). И здесь же она уточняет, какие из них вводятся в школьные учебники русского языка для татарских школ (с .14). В этом я вижу несомненное достоинство лингвометодического подхода к решению практических методических задач. Только отличное знание лингвистической природы глагола, его видо-временных особенностей, сопоставление системы русского глагола с татарским языком, понимание трудностей усвоения вида и времени русского глагола
татарскими школьниками, многолетняя экспериментальная проверка усвоения учащимися содержания школьных учебников по русскому языку - всё это позволило Л.З.Шакировой убедительно и доказательно обосновать свои рекомендации в 4 главе монографии «Реализация лингвистических и методических принципов при изучении глагольных категорий и форм».
Учитывая достижения современного языкознания в области функциональной и семантической лингвистики, Лия Закировна раскрывает суть принципа функциональносемантического в обучении русскому языку как неродному, так как, считает учёный, цель методика обучения русскому языку «должна быть направлена на создание условий для усвоения не отдельных, изолированных языковых фактов, вне их употребления, а функционирующих явлений в их взаимосвязи и взаимодействии» (с. ПО-111), Он не противоречит принципу системности и принципу коммуникативности, так как все они отражают требования современного стандарта среднего образования к выпускникам общеобразовательных школ, которые должны владеть языковой, лингвистической, речевой и коммуникативной компетенциями. А языковая компетенция предполагает высокий уровень сознательности в выборе не только лексических, но и грамматических единиц для реализации замысла в соответствующем жанре и стиле высказывания как продукте речетворческой деятельности. В этом плане права Лия Закировна, когда обращает внимание методистов и учителей на глагольные способы действия с их разнообразными средствами формо - и словообразования, разработанные А.В.Бондарко и Л.Л.Буланиным, анализ которых в школе развивает языковое чутьё к тончайшим оттенкам глаголов совершенного и несовершенного вида. Этому же способствует сопоставительный анализ, например, глагольной словообразовательной приставки за- в русском и татарском языках: этот приём раскрывает перед учащимися семантику приставки и её роль в образовании совершенного вида русского глагола,
что, несомненно, активизирует внимание школьников к морфемному членению слова и к смысловой структуре русского глагола. Причём, не остались без внимания учёного и чередующиеся согласные и гласные в корне видовых пар глаголов, введение которых в лексико-грамматические и речевые упражнения повышают и произносительную культуру учеников, и правописание этих трудных для усвоения слов и активизацию их в речи татарских школьников.
Но функционально-семантический
принцип не смог бы решить многих методических проблем в преподавании русского языка как неродного, если бы он не коррелировал с системно-функциональным подходом к обучению русскому языку. В этом плане раздел «Системно-функциональное осмысление морфологического механизма видовой системы русского глагола» 4 главы как нельзя лучше отражает методические взгляды известного татарского Методиста, которая, следуя традициям русской методической мысли, чутко улавливает перспективные достижения современной лингвистики текста и коммуникативной лингвистики и стремится с их позиций определить текстообразующую роль глагола (с. 139142). Но предшествует этому важному и необходимому этапу большая и кропотливая работа над: 1) семантикой видовых пар глаголов; 2) глагольными словосочетаниями; 3) простыми предложениями; 4) сложными предложениями, сопровождающимися семантическим комментированием одновременности и последовательности действий, одновременности и их регулярной повторяемости, последовательности действий и др. И только после этого лингвистический анализ художественного текста раскроет перед учащимися текстовую функцию глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах разного типа. Тонкий анализ фрагментов текстов, данный самой Лией Закировной, послужит образцом для каждого словесника, для которого понятие грамматика текста после данной работы приобретёт точное содержание и послужит импульсом для самостоятельной творческой
работы с текстом на уроках грамматики и, особенно - на уроках изучения русского глагола.
Таким образом, перед нами редкая по жанру современная лингвометодическая монография известного татарского языкове-
да и методиста Л.3.Шакировой, чей вклад в методику преподавания русского языка как неродного обогатил теорию и практику российской методики и известен далеко за пределами республики Татарстан.