ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№281 Март 2004
РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИИ
ЦЕННЫЙ ВКЛАД В ИСТОРИЮ СИБИРСКОЙ НАУКИ.
К ВЫХОДУ ТРЕТЬЕГО ТОМА «ПРОФЕССОРА ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (1945-1980)». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001
Предлагаемые читателю краткие заметки отнюдь не претендуют на роль рецензии большого труда коллектива авторов, сотрудников научно-учебной исследовательской лаборатории «Сибирь: исторические традиции и современность» под руководством заведующего лабораторией доктора исторических наук С.Ф. Фоминых. Это капитальный труд, богато документированный, созданный на основе широкого изучения архива, тщательного просмотра многих и многих комплектов сибирских и центральных газет и журналов, научной и справочной литературы и т.д.
Наши заметки, скорее всего, личные впечатления автора, проработавшего в университете более 50 лет (именно в тот период, который в целом представлен третьим томом). Новый том о профессорах ТГУ охватывает период с 1945 по 1980 г.
Сохраняя важнейший для историка пафос преемственности, авторы третьего тома на материале более 120 тщательно и бережно воссозданных биографий профессоров нарисовали впечатляющую картину развития Томского университета в тесной связи с историей страны в один из решающих периодов ее становления с конца 40-х по 50-80-е гг. XX в.
Это был период интенсивного подъема университета, расширения его научно-учебной специализации и роста высококвалифицированных кадров. В течение 50-70-х гг. почти вдвое увеличилось количество факультетов, появился целый ряд новых кафедр, втрое увеличилось количество дипломированных ученых - докторов и кандидатов наук.
Повышение интенсивности научного исследования вело к укрупнению изменившихся и созданию новых научных школ. Это известные школы А.Б. Сапожникова, В.Н. Кессениха (радиофизика), H.A. Прилежаевой, В.М. Кудрявцевой, В.Е. Зуева (спектроскопия), П.П. Ку-фарева, З.И. Клементьева, А.Д. Закревского, Г.Д. Суворова, Р.Н, Щербакова, B.C. Малаховского (математика), В.А. Пегеля, И.П. Лаптева, H.H. Карташовой, A.B. Поло-жий (биология), М.В. Тронова (метеорология, климатология)), А.Р. Ананьева, М.П. Кортусова, В.А. Ивании, А.И. Родыгина, И. А. Вылцана и др. (геология), А.И. Бун-тина, В.В. Серебренникова, Г.А. Катаева, J1.Г. Майданов-ской (химия), К.А. Водопьянова, В.П. Фадина, Г.А. Месяца, К.В. Савицкого и др. (физика), Ф.П. Тарасенко (кибернетика) и ряда многих других.
Приобрели новый статус и известные школы в области гуманитарных наук: исторические (З.Я. Бояршинова,
А.И. Данилов, И.М. Разгон, С.С. Григорцевич, Б.Г. Мо-
гильницкий), филологические (А.П. Дульзон, H.A. Гуляев, В.В. Палагина, H.H. Киселев, О.И. Блинова и др.), юридические (А.Л. Ременсон, В.Н. Щеглов, А.И. Ким, Б.Л. Хаскельберг, В.Д. Филимонов и др.), философия (К.П. Ярошевский, А.К. Сухотин, В.Н. Сагатовский) и т.д.
Томский университет приобретает роль научного центра Западной Сибири и оказывает значительную, подчас решающую помощь молодым вузам региона. В период 50-70-х гг. в вузах Западной Сибири защищено при участии ТГУ 120 докторских и 1200 кандидатских диссертаций.
Огромную, иногда главную роль в развитии Томского университета послевоенного периода (с 1945 г.) сыграли студенты и преподаватели-фронтовики. Это
В.Е. Зуев, М.С. Бобровников, В.Н. Детинко, Н.Ф. Бабушкин, H.A. Гуляев, А.И. Данилов, М.П. Евсеев, А.Л. Ременсон, А.И. Родыгин, И.А. Вылцан, А.К. Сухотин, Б.Л. Хаскельберг, Р.Н. Щербаков и многие другие. Большинство из них в начале Великой Отечественной войны юноши (1920-1926 гг. рождения), из каждой сотни которых, по официальным данным, вернулись с фронта только трое, но те, «кому выпало жить», сыграли решающую роль в развитии страны, став ее материальной и нравственной опорой. Эти люди, не успев снять солдатские шинели, взялись за учебу и работу истово, преданно, образовав целую когорту блестящих педагогов, талантливых ученых, выдающихся общественников. Будучи верными лучшим традициям университета, они всесторонне развивали и обогащали их. Это В.Е. Зуев, ставший ученым мирового масштаба, организатором академической науки в Томске. Это А.П. Бычков, не только блестящий профессор, покоряющий студентов своими лекциями и практическими занятиями, но и уникальный многолетний ректор, с именем которого связан важнейший период в развитии ТГУ. Это А.К. Сухотин, Р.Н. Щербаков, Б.Л. Хаскельберг и многие другие. О каждом из них можно сказать очень много как о правофланговых университета.
Следует, например, вспомнить историко-филологи-ческий факультет ТГУ 50-х гг. Здесь царила неповторимая атмосфера энтузиазма, культ педагога-профессиона-ла, рыцарского отношения к науке. И создавали эту атмосферу замечательные молодые ученые, вчерашние фронтовики А.И. Данилов (в последствии ректор ТГУ и министр образования РСФСР), П.В. Копнин (впоследствии директор Института философии РАН), H.A. Гуляев, Н.Ф. Бабушкин, И.М. Разгон и многие другие, богато одаренные, с жадностью взявшиеся за дело, создавшие особую атмосферу на факультете и оказавшие огромное влияние на университет в целом.
Широта гуманитарного мышления, образованность и талант спасали их от господствующего в общественной науке того времени догматизма. И главное, что окрыляло их деятельность, - вера в идеалы социализма, с которыми они связывали особый исторический путь самого Отечества. Впоследствии это, к сожалению, оказалось утопией, но тогда их вера помогала достойно жить и трудиться.
Наличие высокого идеала и стремление к нему чрезвычайно важно, в чем-то даже спасительно для человека и общества. Как остро мы ощущаем это сегодня. Федор Михайлович Достоевский боготворил созданный Сервантесом роман о Дон Кихоте: «Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли». Главное в Дон Кихоте - его вечная устремленность к идеалу, гибели которого он пережить не смог. Судьба Дон Кихота в целом трагична, но это высокая трагедия. Подобную трагедию пережили многие и многие честные советские люди. Но в своем искреннем стремлении к идеал)' они создали бесспорные ценности, и это необходимо знать не только нам, но и нашим детям и внукам.
Лев Николаевич Толстой, постоянно занимавшийся нравственным жизнестроением и глубоко размышлявший о проблемах философии истории, утверждал в «Войне и мире», что критерием оценки поступков человека служит не столько их объективный результат, сколько субъективный нравственно-психологический импульс. С этой точки зрения многое в деятельности советского человека нужно ценить очень высоко. Это в большой мере и, прежде всего, относится к деятелям науки и, конечно, к труду ученых Томского университета.
Самый главный научный результат рассматриваемого нами тома «Профессора Томского университета» в том, что здесь нарисована убедительная картина творческой, созидательной деятельности ученых, внесших свой значительный вклад в развитие русской науки и культуры конца 40-70-х гг. XX в., а вместе с этим, бесспорно, и в развитие страны.
Несомненной заслугой авторов третьего тома является умение в биографии того или иного ученого, как правило, объемной и глубоко аргументированной, высветить его яркие человеческие качества. Науку делают, как известно, личности, и в учебном процессе самое главное -личность педагога. В третьем томе профессора Томского университета предстают перед нами как неповторимые, самобытные и многогранные личности. Таков, например, З.И. Клементьев, наш известнейший математик, он обладал не только выдающимся лекторским мастер-
ством, высокой математической культурой, безупречной строгостью и ясностью изложения материала, яркой артистичностью. Вместе с тем он блестящий знаток поэзии, тонко чувствовавший человеческий и эстетический смысл художественного слова. Проникновенно читал Пушкина, Блока, Тютчева (С. 199-200). М.П. Кортусов, обладая ярким лекторским талантом и актерским мастерством, был человеком справедливым, коммуникабельным, острым на слово. Самозабвенный рыбак, артист на капустниках, любил поэзию и сам сочинял стихи (С. 207-208). И.М. Разгон пользовался огромным авторитетом среди коллег и сотрудников за интеллигентность, громадную эрудицию, порядочность, жизнерадостность, неистощимый юмор, блестящее умение украсить своим присутствием любое событие, коллекционер и книгочей. Б.Г. Могильницкий не только вслед за А.И. Даниловым основатель школы методологии истории, но и простой, доступный, доброжелательный, чуткий и тактичный по отношению к людям человек, ценитель тонкого юмора и хорошего анекдота, любитель театра, музыки, литературы (С. 333). А.И. Родыгин, профессор-романтик, знаток и любитель поэзии, увлеченный художеством, автор интересных произведений живописи (С. 346). А.К. Сухотин, почитатель и знаток Пушкина, Блока, Гете и Гейне. Отзывчивый, предельно деликатный, добрый и принципиальный человек (С. 406). Р.Н. Щербаков, шахматист, увлекающийся блицпартиями и сыгравший вничью с М. Таймановым. Страстный театрал, музыкант, собиратель богатой коллекции мемуаров, сочинитель стихов (С. 476).
Подобные многогранные личностные характеристики «рассыпаны» по всему тому (Б.Л. Хаскельберг, К.П. Яро-шевский, М.П. Евсеев, А.П. Бородавкин, H.A. Гуляев, Ф.П. Тарасенко и другие).
Большое научное, культурно-историческое, нравственно-этическое значение третьего тома издания «Профессора Томского университета» трудно переоценить. Большой труд коллектива авторов (С.А. Некрылов, A.B. Литвинов, К.В. Петров, Л.Л. Берцун, К.В. Зленко во главе с доктором исторических наук, профессором, инициатором издания С.Ф. Фоминых), бесспорно, заслуживает высокой оценки и высокого поощрения.
Необходимо специально отметить значительное внимание и поддержку ректора университета Г.В. Майера, с именем которого связан выход всех трех томов и создание реальной перспективы для завершения издания. Это явится большим подарком к юбилею университета и города.
Профессор Ф.З. Канунова