Научная статья на тему 'Ценный труд по истории русинского православия'

Ценный труд по истории русинского православия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРЕКО-КАТОЛИЦИЗМ / ЗАКАРПАТЬЕ / ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ / РУСИНЫ / RUSYNS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / GREEK CATHOLICS / TRANS-CARPATHIAN / CARPATHIAN RUTHENIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дронов Михаил Юрьевич

В рецензии раскрывается содержание и дается оценка новой монографии ужгородского историка Ю. Данильца, посвященной истории православия у южнокарпатских русинов в первой половине прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Valuable Work on the History of Orthodoxy of Rusyns

This review describes and evaluates a new book by Yu. Danilets, a historian from Uzhgorod; the research deals with the history of Orthodoxy among Rusyns of Southern Carpathians in the first half of the 19 th cent.

Текст научной работы на тему «Ценный труд по истории русинского православия»

Ценный труд по истории русинского православия

М. Ю. Дронов (Москва)

В рецензии раскрывается содержание и дается оценка новой монографии ужгородского историка Ю. Данильца, посвященной истории православия у южнокарпатских русинов в первой половине прошлого столетия.

Ключевые слова: греко-католицизм, Закарпатье, Подкарпат-ская Русь, русины, православие.

Одним из наиболее заметных событий в области изучения истории восточного христианства в Карпатской Руси за 2009 г. стал выход очередной монографии молодого ужгородского историка Юрия Данильца «Православная церковь в Закарпатье в первой половине ХХ ст.»1. Его имя уже хорошо известно специалистам не только в Закарпатье, но и далеко за пределами родного края2. Поэтому обобщающая работа Данильца о православной церкви в Закарпатье, основанная на материалах недавно защищенной им кандидатской диссертации, вызывает особый интерес.

Основной текст книги состоит из введения, четырех разновеликих разделов и выводов, в общей сложности занимая чуть более половины тома (с. 7-215). Первый, наиболее краткий, раздел, как и полагается, посвящен источниковой базе исследования (с. 13-21) и историографии проблемы (с. 21-36). Следующий раздел, озаглавленный «Возрождение православия в начале ХХ ст.», состоит из трех параграфов, раскрывающих такие вопросы, как исторические предпосылки и причины возрождения православного движения (с. 3743), зарождение первых православных общин и первый Мараморош-Сиготский процесс (с. 43-58), второй Мараморош-Сиготский процесс и православное движение в годы Первой мировой войны (с. 5881). В третий раздел, «Формирование структуры Карпаторусской православной церкви (1920-1930)», вошли параграфы, посвященные утверждению юрисдикции Сербской православной церкви и конкретно епископу-делегату Досифею (Васичу) (с. 83-100), религиозной борьбе между греко-католиками и православными в первой половине 1920-х гг. (с. 100-113), «Савватиевскому расколу» и его влиянию на экклезиальную идентичность православных (с. 114-129), а

также институциональной организации епархиального управления (1926-1930 гг.) (с. 129-155). Заключительный раздел книги под названием «Мукачевско-Пряшевская епархия» повествует о конфессиональном положении православной церкви в период правления епископов Дамаскина (Грданички) и Владимира (Раича) (с. 156-177), об администраторе Михаиле (Попове) и попытке образования автокефальной православной церкви в Венгрии (с. 177-187), а кроме этого, о переходе закарпатских православных общин в каноническую юрисдикцию Русской православной церкви (с. 188-204).

В результате изучения динамики развития православной церкви в регионе в контексте исторических событий и социально-политических процессов Ю. Данилец разделяет первую половину ХХ в. на три основных хронологических периода: 1) начало века—конец Первой мировой войны; 2) 1919-1930 гг.; 3) 1931-1945 гг. При этом автор подчеркивает три основы православного движения в регионе: религиозную, социально-экономическую и национальную. Именно в свете данных взаимодополняющих факторов Данилец и рассматривает историю местного православия. Это особенно актуально применительно к двум первым десятилетиям прошлого века, которые для православных русинов были ознаменованы такими трагическими страницами, как Мараморош-Сиготские процессы. Несмотря на их частое упоминание в современной политизированной публицистике, в действительности наши знания о данных событиях весьма схематичны и далеки от полноты. Отчасти данную лакуну восполняют соответствующие параграфы монографии. По понятным причинам наибольшее внимание Данилец сосредоточил на межвоенном периоде, когда земли южнокарпатских русинов находились в составе Чехословакии. Опираясь на источники, исследователь констатирует противоречивость политики чехословацких властей по отношению к православным. Аргументированной критики автора удостоилась и позиция православной церкви, которая была здесь представлена в виде сразу двух враждующих юрисдикций. Этот канонический раскол Данилец называет «характерной чертой развития православия в Закарпатье в первой половине ХХ ст.». Любопытны наблюдения автора за положением православной церкви в условиях так называемой автономной Карпатской Украины и хортистской Венгрии, которые опровергают распространенные в литературе клише. Анализируя процессы после освобождения края Красной Армией, автор придерживается мнения, что инициатива по переходу местных православных приходов в юрисдикцию Русской православной церкви принад-

лежала военному командованию 4-го Украинского фронта. Также Данилец касается изменений в положении православия, вопреки стереотипам больше негативных, в первые годы пребывания региона в составе УССР. Отдельный интерес вызывают приводимые в выводах параллели между рассматриваемым периодом и сегодняшним днем. Здесь же подаются несколько необычные для сугубо историографического жанра авторские рекомендации по гармонизации современных государственно-церковных взаимоотношений на Украине, адресованные различным государственным и церковным органам, а также руководству вузов.

Важно подчеркнуть главное, на наш взгляд, преимущество как рецензируемой, так и других опубликованных работ Ю. Данильца. В отличие от большинства авторов, которые специализируются на изучении церковной истории Карпатского региона, все выводы ученого базируются преимущественно на источниках, а не являются позаимствованными из текстов предшественников. Отметим, что помещенный в книге список использованных источников и литературы (с. 336-358) насчитывает 453 позиции, 122 из которых — архивные документы из пяти архивов, расположенных в Закарпатской области и за ее пределами. Кроме этого здесь приводится полный текст 65 документов, что занимает значительную часть тома (с. 216330, перечень на с. 332-335). Поэтому нам сложно не согласиться с Владимиром Феничем, который в предисловии к книге (с. 3-5) подчеркнул следующее: «И хотя автором и не были использованы архивные материалы из фондов зарубежных учреждений, например Сербской православной церкви в г. Белград, введение в научный оборот такого количества первоисточников, большинство из которых являются оригинальными и введены в церковную историографию впервые, является более чем достаточным для достижения автором намеченных им цели и задач» (с. 4-5). Что же касается иностранных архивов, думается, известный коллегам своей целеустремленностью Ю. Данилец со временем обязательно восполнит этот пробел.

Увы, сделанная нами выше оговорка о заимствованиях из текстов предшественников, к счастью не касающаяся Данильца, далеко не случайна. Дело в том, что за написание церковно-исторических трудов, как правило, берутся не профессиональные историки, а священнослужители, порой не имеющие ни малейшего представления об исторической науке. Вследствие этого, говоря о публикациях по истории церкви в Закарпатье и Восточной Словакии, нужно с прискорбием признать преобладание откровенно компилятивных, пе-

стрящих всевозможными ошибками опусов и, напротив, дефицит серьезных, фундированных исследований. Работы Данильца наряду с публикациями таких историков как, например, Владимир Бурега (Киев), Павел Марек (Оломоуц), В. Фенич (Ужгород), Ярослав Цоранич (Прешов), несомненно, относятся к лучшей (хотя и количественно меньшей) части интеллектуальной продукции по указанной тематике.

В данной связи хочется коснуться еще одного специфического аспекта, который так или иначе необходимо учитывать, оценивая публикации по церковной истории Карпатского региона. Речь идет о конфессиональной принадлежности самого автора — православной или греко-католической, которая не только чаще всего влияет на сферу научных интересов, но, к сожалению, нередко находит свое отражение в тенденциозности по отношению к параллельной конфессии. Приятно констатировать, что Ю. Данилец, будучи православным христианином, старается воздерживаться от эмоциональных выпадов в адрес греко-католической церкви, тем самым стремясь, насколько это возможно, объективно оценивать традиционно не однозначную религиозную ситуацию в регионе. Похвальную корректность автор проявляет и в щекотливом для русинов национально-языковом вопросе, по крайней мере избегая употребления сомнительной этнони-мической терминологии (наподобие эклектичного этнонима русины-украинцы). При этом Данилец одинаково далек от идеологических крайностей как украинофильства, так и русинофильства.

Отметим, что при выходе книги были соблюдены все надлежащие и некоторые необязательные формальности. В качестве официальных рецензентов выступили известные закарпатские историки профессор Д. Д. Данилюк и Е. Д. Довганич (1930-2009). В печать труд был рекомендован кафедрой истории Украины исторического факультета Ужгородского национального университета. Также на издание книги было получено благословение архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора, о чем особо сообщается на стр. 2. Видимо, эта не совсем обычная в случае научных публикаций мера была предпринята для привлечения более широкого круга читателей, чем собственно академическая аудитория. В конце книги можно найти сведения об авторе (с. 360), а также, что особенно ценно, географический и именной указатели (с. 361-373). Здесь же на стр. 359 помещено краткое англоязычное резюме (впрочем, на наш взгляд, не повредило бы подать резюме также на венгерском, словацком или чешском, а возможно, и русском языках). Дополнительную солидность тому

придают красивая твердая обложка и выпустившее книгу издательство «Карпаты», являющееся крупнейшим в Закарпатской области.

Подводя итог, напрашивается однозначный вывод о том, что монография Юрия Данильца «Православная церковь в Закарпатье в первой половине ХХ ст.» является серьезным вкладом в изучение истории православия (как, впрочем, и греко-католичества) в Карпатской Руси. Самому же автору книги остается пожелать новых ярких успехов на исследовательской и публикаторской нивах.

ПРИМЕЧАНИЯ

Данилець Ю. В. Православна церква на Закарпатп у першш половиш ХХ ст. / Передмова В. Фенича. Ужгород, 2009. 376 с., ш. См. брошюру о Ю. Данильце, содержащую интервью историка, библиографический указатель его работ, а также ряд рецензий и отзывов на них: Юрш Данилець. Наш край в Укра!ш е феноменом / Ви-давнича серiя «Домшя слова»: портрети-штерв'ю. Мукачево, 2008. Кн. 5.

2

Dronov Yu. A Valuable Work on the History of Orthodoxy of Rusyns

This review describes and evaluates a new book by Yu. Danilets, a historian from Uzhgorod; the research deals with the history of Orthodoxy among Rusyns of Southern Carpathians in the first half of the 19th cent.

Key words: Greek Catholics, Trans-Carpathian, Carpathian Ruthe-nia, Rusyns, Orthodoxy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.