4. Kudryavtsev V.T. Psikhologicheskiy zhurnal, 1998, no. 3, pp. 17-33.
5. Mozheyko M.A. Postmodernizm [Postmodernism]. Postmodernizm. Entsiklopediya [Postmodernism. Encyclopedia]. Minsk, Knizhnyj Dom, 2000, 1038 p.
6. Jameson Fredric. Postmodernism, or the cultural logic of late capitalism. Duke University Press, 1991, 438 p.
7. Williams Raymond. Keywords: a vocabulary of culture and society. Glasgow, 1976, 341 p.
8. Bowman Paul. Interrogating cultural studies: Ttheory, Politice and Practice. London, Pluto Press, 2003, 207 p.
9. Nauka o kul'ture v epokhu postmoderna [Science about Culture in the Age of Postmodern]. Fundamental'nye problemy kul'turologii [Fundamental Problems of Cultural Studies]. Vol. 1. Theory of Culture. St.-Petersburg, Aleteyya, 2008, 432p., pp. 32-46.
10. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema [Culture as a System]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury, 1998, 365 p., p. 20.
11. Epshteyn M. N. Postmodern v russkoy literature [Postmodern in the Russian literature]. Moscow, Vysshaya shkola, 2005. 496 p., p. 5
10 марта 2015 г.
УДК 316.3:35.08
ЦЕННОСТНЫЙ, МОТИВАЦИОННЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАДРОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
А.Л. Веремейчук
В настоящее время в социологии управления особенно актуальна проблематика повышения качества и эффективности управления. Все чаще говорится о необходимости формирования креативности в управлении, что обусловлено становлением качественно новой социально-профессиональной общности государственных служащих, освоением новых методов и принципов управленческого воздействия в современной России в контексте ответов на вызовы времени.
Вызовы времени ведут к тому, что креативность при всех сложностях и противоречиях данного процесса постепенно начинает встраиваться в повседневные практики управления, предполагая неординарные подходы и творческие решения, их полезность и новизну, а также в целом повышение продуктивности управленческой деятельности в контексте существенной ценностной и статусной переориентации всех звеньев государственной службы в условиях социального реформирования.
Веремейчук Андрей Леонидович - аспирант кафедры социологии Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: andrey. [email protected], т. 8(863)2409719.
Теоретические и прикладные аспекты креативности освещаются в трудах таких зарубежных исследователей, как Д. Ап, Е. де Боно, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгей-мер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, А. Маслоу, С. Медник, Т. Проктор, Э. Ро, Р. Стенберг, Р-Е. Тафель, П. Титус, Е. Торранс, Э. Шехтель и других [1].
В отечественной науке в целом набирает силу направление, связанное с исследованием различных аспектов креативности, в том числе применительно к государственному управлению в современной России (Алиева С.В., Волков Ю.Г., Салогуб А.М. [2]). Однако отсутствуют комплексные работы, изучающие механизм развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы через управление творческим потенциалом, что обусловливает необходимость исследования указанной проблемы.
В статье автор преследует цель - изучить развертывания креативных способностей
Andrey Veremeychuk - South-Russian Management Institute-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 70, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: andrey. verem@mail. ru, tel. +7(863)2409719.
кадров российской государственной гражданской службы через управление их творческим потенциалом, содержательно оценить ценностную, мотивационную и когнитивную составляющие в этом процессе и в формировании ценностных ориентаций.
Креативные способности государственных служащих - это способности к творческому мышлению и инновациям на основе творческого воображения, связанные с формированием рефлексивных мысленных ситуаций в ходе решения всего разнообразия управленческих задач.
Содержательные механизмы развития и закрепления креативных способностей государственных служащих связаны с проявлением организационного поведения как структурно-системного образования в пространстве самоорганизации и саморегуляции. Креативные способности находят свое воплощение в различных формах управленческой деятельности: через "свободное творчество"; посредством механизма включения креатива в рамках определенных организационных мероприятий; в случае давления чрезвычайных обстоятельств [3].
Развертывание креативности госслужащих содержательно включает ценностный, мотивационный и когнитивный составляющие компоненты. Ценностная составляющая креативности связана с позитивным, творческим отношением к профессиональной деятельности. Мотивационная составляющая выступает в качестве устойчивой внутренней потребности и гармоничного сочетания познавательной и профессиональной мотивации, стремления к продуктивной деятельности, вовлеченности в инновационный процесс, к личностно-инди-видуальному росту посредством повышения образовательного уровня. Когнитивная составляющая креативности определяется базовым уровнем и качеством профессиональных знаний, степенью информированности в соответствующей области профессиональной деятельности, способностью к дивергентному мышлению, повышенными возможностями анализа и обобщения [4]. Все это отчетливо вписывается в решение задач формирования креативности кадрового персонала государственной гражданской службы.
Однако по данным социологов в отечественной государственной гражданской службе слабо проявляются инициативность, стремление к новациям, новаторский подход. Многие госу-
дарственные служащие отличаются безынициативностью и равнодушием. На их поведении сказываются традиционные (импульсивность, коллективизм) и управленческие (нормирование, контроль, мотивация) регуляторы [5].
Необходимо отметить, что госсужба предъявляет самые серьезные требования к служащему, к его компетентности и профессионализму, как и к психологическим особенностям.
Выявляя креативные способности государственных служащих, мы будем отталкиваться от понятия личностного потенциала. Анализ потенциала личности в социологической и психологической литературе часто осуществляется через призму оптимального использования возможностей работников, в том числе и на основе максимального профессионального и личностного саморазвития и самоорганизации. Выявление и раскрытие потенциала работника осуществляется посредством взаимодействия личности и ее потенциального и актуального окружения, состоящего из физической среды, социума, организационного пространства. Это позволяет рассматривать социальный, интеллектуальный, профессиональный, нравственный потенциал личности как субъекта трудовой деятельности. Структурами, позволяющими личности сохранять свое состояние и дающими импульс к саморазвитию, служат интеллектуальный и творческий потенциалы, причем каждому отводится особенная роль в формировании, сохранении и развитии целостной личности. Кроме того, большое значение в саморазвитии личности имеет духовно-нравственный потенциал [6].
Исследователи феномена профессиональной креативности справедливо отмечают, что инновационно-креативное мышление опирается на интеллектуальные, личностные, мотивационные, эмоциональные способности индивида. Среди интеллектуальных способностей, характеризующих проявление креативности, следует назвать гибкость мышления, оригинальность, любознательность. В числе мотивационных характеристик креативности отметим стремление к самореализации, к выполнению новых, непривычных видов деятельности, а также стремление к риску, к выходу на предел своих возможностей и способностей [7].
Обратимся к результатам социологического исследования, проведенного автором
в 2013 г. в г. Ростове-на-Дону на основе анкетного опроса методом раздаточного анкетирования 188 респондентов - государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Ростовской области различного уровня.
Генеральной совокупностью является численность государственных служащих министерства финансов, министерства экономического развития, министерства жилищно-коммунального хозяйства, департамента инвестиций и предпринимательства, комитета по молодежной политике Ростовской области (376 чел.). Шаг выборки - 2. Инструментарий опроса - анкета "Креативные инновации в органах государственного управления".
Полученные результаты свидетельствуют, что в своей основе управленцы имеют представление о креативности в государственной службе в современных условиях. Так, 73 человека из числа опрошенных связывают креативность с творчеством, 47 человек -с генерированием нетривиальных идей, умением отойти от привычных схем мышления при разрешении проблемных ситуаций, 35 -с готовностью человека к изменениям, отказом от стереотипов и поиском качественно новых способов решения сложных жизненных и профессиональных проблем. Почти половина опрошенных (89 человек) положительно относятся к креативным инновациям в своей организации
При этом опрос показал, что потребность в использовании креативного потенциала зависит от занимаемой должности и характера задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Так, большинство опрошенных государственных служащих (53 %) испытывают высокую (70 человек) и скорее высокую, чем низкую (31 человек) потребность в применении творческого подхода в работе. Анализ данных опроса в разрезе должностей, замещаемых респондентами, показывает, что высокую потребность в применении творческого подхода отметили 48 % служащих категории "руководители", 35 - служащих категории "специалисты", при этом 80 % служащих категории "обеспечивающие специалисты" считают указанную потребность как низкую и скорее низкую, чем высокую.
К сферам деятельности гражданских служащих, в которых существует необходимость применения творческого подхода,
по мнению респондентов относятся: участие в разработке программ социально-экономического развития территории (54 %); участие в разработке государственных программ (программ развития соответствующей отрасли) (61 %); прогнозирование развития ситуации (52 %); участие в разработке проектов нормативно-правовых актов (56 %).
Повышение креативных способностей кадрового персонала гражданской службы тесно связано с управлением мотивациями служащих.
Мотив как побуждение к действиям может быть как осознанным (целевым или ценностным), так и неосознанным (под влиянием стереотипов или аффективного влечения). Мотивационные аспекты управления получили достаточно широкое применение. Существующие теории мотивации, базирующиеся на результатах социально-психологических исследований, показывают, что причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, носят сложный и многообразный характер [8]. Мотиваци-онный процесс при этом рассматривается как комплекс систематических и непрерывных шагов социальной организации по выработке основных решающих элементов побуждения и стимулирования управленческого персонала, направленный на повышение эффективности деятельности организации в целом и ее персонала - в частности. Иначе говоря, мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, способных побуждать человека к деятельности, задавать границы и формы этой деятельности и придавать мотивационному процессу направленность, ориентированную на достижение ожидаемых целей, удовлетворяющих как личные потребности, так и интересы организации.
В условиях функционирования современной организации социальная мотивация обеспечивает рациональность, находчивость, инициативность, творческий подход в деятельности персонала. Применение социальных технологий в процессах мотивационного управления позволяет систематизировать и упорядочить управление человеческими ресурсами, обеспечивая совокупность действенных приемов и методов стимулирования управленческого персонала [9].
Мотивация становится критической темой для управления, так как оказывает достаточно мощное воздействие и на актив-
ность персонала организации при выполнении работ, и на неразрывно связанные с этим понятия направленности и эффективности деятельности [10]. На деле задания руководства подчиненными часто не выполняются или выполняются не в полной мере. Одной из причин этого является недостаточное развитие у руководителей управленческих навыков и приемов общения. Прекрасные планы деятельности и использование современных технологий могут оказаться недостаточными для достижения цели и задач организации, если ее сотрудники не будут справляться с возложенными на них обязанностями. При этом руководителю любого уровня необходимо понимать, что каждый индивид с присущей ему индивидуальностью, оригинальностью, уникальным набором личностных качеств персонифицирует любую конкретную порученную ему работу в соответствии со сложившейся системой ценностей и норм. С одной стороны, это затрудняет процесс эффективного управления, но с другой - понимание того, что движет конкретным работником и побуждает его к деятельности позволяет построить систему управления без использования методов принуждения -индивид сам будет стремиться к выполнению необходимой работы более качественно и результативно [10].
Управление творческим потенциалом государственных гражданских служащих тесно связано с развитием их когнитивных способностей. Когнитивные способности государственных служащих выступают центральным ядром развития их личности. Развитие данных способностей является системообразующим фактором эффективности и результативности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и их личностно-профессионального развития. Среди индексов интеллектуального развития когнитивных способностей госслужащих используются: способы решения управленческих задач, которые включают мыслительные операции, связанные с анализом, синтезом, сравнением, обобщением и абстрагированием; возможность соизмерения задач, достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности управленца; творческий подход к решению профессиональных задач, которому соответствуют оригинальные и нестандартные методы; заинтересованность в общении с коллегами и подчиненными [4].
Повышение креативных способностей кадров государственной гражданской службы в современной России связано также с формированием ценностных ориентаций, которые в значительной степени отражают оценку акторами социальных процессов. Ценности задают цель и формируют развитие социальных процессов, а также включенное в них поведение людей. Эффективность социальных процессов и управленческого воздействия зависит от системы ценностей общества, а также ценностей, образующих мотивационное ядро личности. Индивидуальная система ценностей определяет позицию личности по отношению к социальным процессам. Их учет должен быть неотъемлемым компонентом управления, реализуемого в деятельности государственной гражданской службы как социального института [11].
Ныне становится почти общепризнанным, что формирование нового типа управленца в пространстве государственной гражданской службы не только включает профессиональную подготовку служащих, но и связано с формированием у них высоких духовно-нравственных качеств, чувства гордости и осознанной ответственности за свой профессиональный труд.
В подобных обстоятельствах нравственно-духовные принципы и основания в дея-тельностных практиках персонала госслужбы способны стать важным фактором в совершенствовании ее деятельности и в повышении имиджа государственной гражданской службы. Морально-этическая составляющая, включенная в число составляющих государственной службы, способна определять степень демократичности государства, его авторитет и имидж, действенность и устойчивость морально-правового статуса самой государственной гражданской службы [6].
Существует мнение, что государственные служащие в силу своего социального и профессионального положения призваны задавать нравственную модель поведения для остальных членов общества в условиях, когда нравственно-этические регулятивы деятельности государственных служащих объективно отражают сложившуюся социальную нравственную систему и оказывают на нее неизбежное воздействие [6].
Таким образом, резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что креативные способности государственных служащих
как способности к творческому мышлению и инновациям на основе творческого воображения содержательно включают ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты. Значимость управления творческим потенциалом в решении задач повышения креативных способностей служащих в современной России обусловлена необходимостью всестороннего и более действенного использования творческого (креативного) потенциала. С повышением действенности системы управления развитием творческого потенциала служащих связан комплекс мероприятий, включающих формирование эффективной системы мотиваций и повышение качества управленческой деятельности. Управление творческим потенциалом служащих тесно связано с развитием их когнитивных способностей и формированием ценностных ориентаций, которые отражают отношение социальных акторов к протекающим процессам. Формирование нового типа управленца в пространстве государственной службы включает не только профессиональную подготовку служащих, но и наличие у них определенных духовно-нравственных качеств, чувства ответственности за свой профессиональный труд, что требует целенаправленных усилий и значительного времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. См. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. New York: Harper Business, 1992. 338 p.; Heap J. The Management of Innovation and Design. L.: Cassell, 1989. 221 p.; Titus P. Marketing and the creative problem-solving process // Journal of Marketing Education. 2000. Vol. 22. Issue 3. P. 225-235; Proctor T. The Essence of Management Creativity. L.: Prentice Hall, 1995. 232 p.; Torrance E.P. Understanding creativity: where to start? // Psychological Inquiry. 1993. Vol. 4. № 3. Р. 232234; West M.A., Farr J.L. Innovation at work // Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies. Eds. by M. West & J. Farr, Chichester, England: Wiley, 1990. P. 3-13.
2. См. Алиева С.В. Управленческие инновации на государственной службе как фактор модернизации российского общества // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 204 - 209; Волков Ю.Г. Креативность: творчество или имитация. М.: Альфа-М, 2013. 430 с.; Салогуб А.М. Креативное управление в системе социального развития российского общества. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 248 с.
3. Горн А.П., Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т. Где и когда просыпается креативная энергия // Креативная экономика. 2007. № 3. C. 3-8.
4. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета.
2013. № 18. С. 67-79.
5. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Государственная служба: социологические очерки. М.: Университетская книга, 2013. 264 с.
6. Павленко М.В. Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России: Авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2005. 23 с.
7. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42-47.
8. Ващенко А.Н. Понятие мотивации в XXI веке. Прогнозы и оценки // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1. С. 106 -109
9. Мизинова Т.В. Социальные технологии моти-вационного управления организацией в условиях модернизации российского общества: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2009. 29 с.
10. Шелкоплясова Г.С., Коблева А.Л. Роль мотива-ционного менеджмента в эффективном управлении персоналом: теоретический аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета.
2014. № 4. С. 160-163.
11. Юрьева О.Ю. Исследование ценностного сознания у служащих, находящихся на современной государственной службе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 143-147.
REFERENCES
1. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. New York: Harper Business, 1992, 338 p.; Heap J. The Management of Innovation and Design, London, Cassell, 1989, 221 p.; Titus P. Journal of Marketing Education, 2000, vol. 22, Issue 3, pp. 225-235; Proctor T. The Essence of Management Creativity. London: Prentice Hall, 1995, 232 p.; Torrance E.P. Psychological Inquiry, 1993. Vol. 4, no. 3, pp. 232-234; West M.A., Farr J.L. Innovation at work. Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies. Eds. by M. West & J. Farr, Chichester, England, Wiley, 1990, pp. 3-13.
2. Alieva S.V. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy, 2012, no 2, pp. 209; Volkov Yu.G. Kreativnost': istoricheskiy proryv Rossii [Creativity: a historic breakthrough Russia]. Moscow, Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2011, 328 p.; Salogub A.M. Kreativnoe upravlenie v sisteme sotsial'nogo razvitiya rossiyskogo obshchestva [Creative management in the social development of the Russian society]. Rostov-on-Don, NCSC HE Press, 2012, 248 p.
3. Gorn A.P., Novikov D.T., Grebnev E.T. Kreativnaya ekonomika, 2007, no 3 (3), pp. 3-8.
4. Abisalova E.A. Vestnik Rossiyskogo gosudarst-vennogo gumanitarnogo universiteta, 2013, no 18, pp. 67-79.
5. Zinchenko G.P., Zinchenko Ya.G. Gosudarstvenna-ya sluzhba: sotsiologicheskie ocherki [Public service:
sociological essays. monograph]. Moscow, University book, 2013. 264 p.
6. Pavlenko M.V. Dukhovno-nravstvennye osnovy deyatel 'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh Rossii [Spiritual and moral foundations of public servants in the contemporary socio-cultural conditions of Russia]. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology. Kursk, 2005, 23 p.
7. Eremina L.I. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologi-ya, pedagogika, 2014, no. 1, pp. 42-47.
8. Vashhenko A.N. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2014, no. 1, pp. 106-109.
9. Mizinova T.V. Sotsial'nye tekhnologii motivatsion-nogo upravleniya organizatsiey v usloviyakh modern-izatsii rossiyskogo obshchestva [Social technologies motivational management of the organization in the modernization of Russian society]. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology. St. Petersburg, 2009, 29 p.
10. Shelkopljasova G.S., Kobleva A.L. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2014, no. 4 (43), pp. 160-163.
11. Yur'eva O.Yu. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2014, no. 1 (102), pp. 143-147.
6 февраля 2015 г.
УДК 327.54
ПАМЯТЬ О "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ" КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
И.М. Узнародов
В наши дни ученые, политики и писатели все чаще обращаются к концепции исторической памяти, признавая тем самым важность разделяемых социальными группами мифов, традиций, верований и представлений.
Основатель теории исторической памяти французский социолог Морис Хальбвакс, погибший в фашистском концлагере, отмечал, что память - это непрерывный ход мыслей, она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает. Забвение событий и деятелей прошлого вызвано не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них. Другими словами, историческая память "конечна", она "умирает" с естественным уходом тех групп, которые являлись ее непосредственными или ближайшими носителями [1].
В то же время историческая память - не просто канал передачи сведений о прошлом, а "важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение
Узнародов Игорь Миронович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105, e-mail: [email protected], т.: 8(863)2184046.
оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем" [2].
Воспоминания о прошлых событиях, как установили психологи, воспроизводятся через призму настоящего. По мере естественного ухода людей - современников исторических событий - историческая память меняется, приобретает новые оттенки и становится более насыщенной реалиями сегодняшнего дня. По мнению современного американского автора П. Хаттона, "сами по себе образы памяти всегда фрагментарны и условны. Они не обладают целостным или связанным значением, пока мы не проецируем их в конкретные обстоятельства" [3].
Как представляется, сказанное в полной мере относится и к "холодной войне", память о которой не только актуальна в свете современных событий, но и оказала существенное влияние на формирование нового мирового порядка в постбиполярную эпоху. Обостре-
Igor Uznarodov - Southern Federal University, 105, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel.: +7(863)21840 46.