Научная статья на тему 'Ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы'

Ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / CIVIL SERVICE / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / EVALUATIVE / MOTIVATIONAL AND COGNITIVE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веремейчук Андрей Леонидович

В статье автор отмечает, что освоение новых методов и принципов управленческого воздействия в контексте ответов на вызовы времени в современной России требует усиления креативности российской государственной гражданской службы. Креативные способности российских государственных служащих как способности к творческому мышлению и инновациям на основе творческого воображения содержательно включают ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты. С повышением действенности системы управления развитием творческого потенциала служащих связан комплекс мероприятий, включающих формирование эффективной системы мотиваций, развитие их когнитивных способностей и формирование ценностных ориентаций, которые отражают отношение социальных акторов к протекающим социальным процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluative, Motivational and Cognitive Components of the Creative Abilities of Personnel Deployment of the Russian Civil Service

Mastering of new methods and principles of management in modern Russia requires the formation creativity of the Russian civil service. Creative abilities of civil servants as the ability to creative thinking and innovation on the basis of the creative imagination, include evaluative, motivational and cognitive components. With an increase in the effectiveness of the system of management of development of creative potential of employees related package of measures, including the formation of an effective system of motivation and improving the quality of management. Management creativity of employees is closely linked with the development of their cognitive abilities and the formation of values, which reflect the attitude of social actors in flowing social processes. Moreover, formation of a new type of manager in the space of public service includes not only the training of employees, but also that they have a certain spiritual and moral qualities, sense of responsibility for their professional labor which requires a concerted effort and considerable time.

Текст научной работы на тему «Ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы»

4. Kudryavtsev V.T. Psikhologicheskiy zhurnal, 1998, no. 3, pp. 17-33.

5. Mozheyko M.A. Postmodernizm [Postmodernism]. Postmodernizm. Entsiklopediya [Postmodernism. Encyclopedia]. Minsk, Knizhnyj Dom, 2000, 1038 p.

6. Jameson Fredric. Postmodernism, or the cultural logic of late capitalism. Duke University Press, 1991, 438 p.

7. Williams Raymond. Keywords: a vocabulary of culture and society. Glasgow, 1976, 341 p.

8. Bowman Paul. Interrogating cultural studies: Ttheory, Politice and Practice. London, Pluto Press, 2003, 207 p.

9. Nauka o kul'ture v epokhu postmoderna [Science about Culture in the Age of Postmodern]. Fundamental'nye problemy kul'turologii [Fundamental Problems of Cultural Studies]. Vol. 1. Theory of Culture. St.-Petersburg, Aleteyya, 2008, 432p., pp. 32-46.

10. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema [Culture as a System]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury, 1998, 365 p., p. 20.

11. Epshteyn M. N. Postmodern v russkoy literature [Postmodern in the Russian literature]. Moscow, Vysshaya shkola, 2005. 496 p., p. 5

10 марта 2015 г.

УДК 316.3:35.08

ЦЕННОСТНЫЙ, МОТИВАЦИОННЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАДРОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

А.Л. Веремейчук

В настоящее время в социологии управления особенно актуальна проблематика повышения качества и эффективности управления. Все чаще говорится о необходимости формирования креативности в управлении, что обусловлено становлением качественно новой социально-профессиональной общности государственных служащих, освоением новых методов и принципов управленческого воздействия в современной России в контексте ответов на вызовы времени.

Вызовы времени ведут к тому, что креативность при всех сложностях и противоречиях данного процесса постепенно начинает встраиваться в повседневные практики управления, предполагая неординарные подходы и творческие решения, их полезность и новизну, а также в целом повышение продуктивности управленческой деятельности в контексте существенной ценностной и статусной переориентации всех звеньев государственной службы в условиях социального реформирования.

Веремейчук Андрей Леонидович - аспирант кафедры социологии Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: andrey. verem@mail.ru, т. 8(863)2409719.

Теоретические и прикладные аспекты креативности освещаются в трудах таких зарубежных исследователей, как Д. Ап, Е. де Боно, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгей-мер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, А. Маслоу, С. Медник, Т. Проктор, Э. Ро, Р. Стенберг, Р-Е. Тафель, П. Титус, Е. Торранс, Э. Шехтель и других [1].

В отечественной науке в целом набирает силу направление, связанное с исследованием различных аспектов креативности, в том числе применительно к государственному управлению в современной России (Алиева С.В., Волков Ю.Г., Салогуб А.М. [2]). Однако отсутствуют комплексные работы, изучающие механизм развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы через управление творческим потенциалом, что обусловливает необходимость исследования указанной проблемы.

В статье автор преследует цель - изучить развертывания креативных способностей

Andrey Veremeychuk - South-Russian Management Institute-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 70, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: andrey. verem@mail. ru, tel. +7(863)2409719.

кадров российской государственной гражданской службы через управление их творческим потенциалом, содержательно оценить ценностную, мотивационную и когнитивную составляющие в этом процессе и в формировании ценностных ориентаций.

Креативные способности государственных служащих - это способности к творческому мышлению и инновациям на основе творческого воображения, связанные с формированием рефлексивных мысленных ситуаций в ходе решения всего разнообразия управленческих задач.

Содержательные механизмы развития и закрепления креативных способностей государственных служащих связаны с проявлением организационного поведения как структурно-системного образования в пространстве самоорганизации и саморегуляции. Креативные способности находят свое воплощение в различных формах управленческой деятельности: через "свободное творчество"; посредством механизма включения креатива в рамках определенных организационных мероприятий; в случае давления чрезвычайных обстоятельств [3].

Развертывание креативности госслужащих содержательно включает ценностный, мотивационный и когнитивный составляющие компоненты. Ценностная составляющая креативности связана с позитивным, творческим отношением к профессиональной деятельности. Мотивационная составляющая выступает в качестве устойчивой внутренней потребности и гармоничного сочетания познавательной и профессиональной мотивации, стремления к продуктивной деятельности, вовлеченности в инновационный процесс, к личностно-инди-видуальному росту посредством повышения образовательного уровня. Когнитивная составляющая креативности определяется базовым уровнем и качеством профессиональных знаний, степенью информированности в соответствующей области профессиональной деятельности, способностью к дивергентному мышлению, повышенными возможностями анализа и обобщения [4]. Все это отчетливо вписывается в решение задач формирования креативности кадрового персонала государственной гражданской службы.

Однако по данным социологов в отечественной государственной гражданской службе слабо проявляются инициативность, стремление к новациям, новаторский подход. Многие госу-

дарственные служащие отличаются безынициативностью и равнодушием. На их поведении сказываются традиционные (импульсивность, коллективизм) и управленческие (нормирование, контроль, мотивация) регуляторы [5].

Необходимо отметить, что госсужба предъявляет самые серьезные требования к служащему, к его компетентности и профессионализму, как и к психологическим особенностям.

Выявляя креативные способности государственных служащих, мы будем отталкиваться от понятия личностного потенциала. Анализ потенциала личности в социологической и психологической литературе часто осуществляется через призму оптимального использования возможностей работников, в том числе и на основе максимального профессионального и личностного саморазвития и самоорганизации. Выявление и раскрытие потенциала работника осуществляется посредством взаимодействия личности и ее потенциального и актуального окружения, состоящего из физической среды, социума, организационного пространства. Это позволяет рассматривать социальный, интеллектуальный, профессиональный, нравственный потенциал личности как субъекта трудовой деятельности. Структурами, позволяющими личности сохранять свое состояние и дающими импульс к саморазвитию, служат интеллектуальный и творческий потенциалы, причем каждому отводится особенная роль в формировании, сохранении и развитии целостной личности. Кроме того, большое значение в саморазвитии личности имеет духовно-нравственный потенциал [6].

Исследователи феномена профессиональной креативности справедливо отмечают, что инновационно-креативное мышление опирается на интеллектуальные, личностные, мотивационные, эмоциональные способности индивида. Среди интеллектуальных способностей, характеризующих проявление креативности, следует назвать гибкость мышления, оригинальность, любознательность. В числе мотивационных характеристик креативности отметим стремление к самореализации, к выполнению новых, непривычных видов деятельности, а также стремление к риску, к выходу на предел своих возможностей и способностей [7].

Обратимся к результатам социологического исследования, проведенного автором

в 2013 г. в г. Ростове-на-Дону на основе анкетного опроса методом раздаточного анкетирования 188 респондентов - государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Ростовской области различного уровня.

Генеральной совокупностью является численность государственных служащих министерства финансов, министерства экономического развития, министерства жилищно-коммунального хозяйства, департамента инвестиций и предпринимательства, комитета по молодежной политике Ростовской области (376 чел.). Шаг выборки - 2. Инструментарий опроса - анкета "Креативные инновации в органах государственного управления".

Полученные результаты свидетельствуют, что в своей основе управленцы имеют представление о креативности в государственной службе в современных условиях. Так, 73 человека из числа опрошенных связывают креативность с творчеством, 47 человек -с генерированием нетривиальных идей, умением отойти от привычных схем мышления при разрешении проблемных ситуаций, 35 -с готовностью человека к изменениям, отказом от стереотипов и поиском качественно новых способов решения сложных жизненных и профессиональных проблем. Почти половина опрошенных (89 человек) положительно относятся к креативным инновациям в своей организации

При этом опрос показал, что потребность в использовании креативного потенциала зависит от занимаемой должности и характера задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Так, большинство опрошенных государственных служащих (53 %) испытывают высокую (70 человек) и скорее высокую, чем низкую (31 человек) потребность в применении творческого подхода в работе. Анализ данных опроса в разрезе должностей, замещаемых респондентами, показывает, что высокую потребность в применении творческого подхода отметили 48 % служащих категории "руководители", 35 - служащих категории "специалисты", при этом 80 % служащих категории "обеспечивающие специалисты" считают указанную потребность как низкую и скорее низкую, чем высокую.

К сферам деятельности гражданских служащих, в которых существует необходимость применения творческого подхода,

по мнению респондентов относятся: участие в разработке программ социально-экономического развития территории (54 %); участие в разработке государственных программ (программ развития соответствующей отрасли) (61 %); прогнозирование развития ситуации (52 %); участие в разработке проектов нормативно-правовых актов (56 %).

Повышение креативных способностей кадрового персонала гражданской службы тесно связано с управлением мотивациями служащих.

Мотив как побуждение к действиям может быть как осознанным (целевым или ценностным), так и неосознанным (под влиянием стереотипов или аффективного влечения). Мотивационные аспекты управления получили достаточно широкое применение. Существующие теории мотивации, базирующиеся на результатах социально-психологических исследований, показывают, что причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, носят сложный и многообразный характер [8]. Мотиваци-онный процесс при этом рассматривается как комплекс систематических и непрерывных шагов социальной организации по выработке основных решающих элементов побуждения и стимулирования управленческого персонала, направленный на повышение эффективности деятельности организации в целом и ее персонала - в частности. Иначе говоря, мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, способных побуждать человека к деятельности, задавать границы и формы этой деятельности и придавать мотивационному процессу направленность, ориентированную на достижение ожидаемых целей, удовлетворяющих как личные потребности, так и интересы организации.

В условиях функционирования современной организации социальная мотивация обеспечивает рациональность, находчивость, инициативность, творческий подход в деятельности персонала. Применение социальных технологий в процессах мотивационного управления позволяет систематизировать и упорядочить управление человеческими ресурсами, обеспечивая совокупность действенных приемов и методов стимулирования управленческого персонала [9].

Мотивация становится критической темой для управления, так как оказывает достаточно мощное воздействие и на актив-

ность персонала организации при выполнении работ, и на неразрывно связанные с этим понятия направленности и эффективности деятельности [10]. На деле задания руководства подчиненными часто не выполняются или выполняются не в полной мере. Одной из причин этого является недостаточное развитие у руководителей управленческих навыков и приемов общения. Прекрасные планы деятельности и использование современных технологий могут оказаться недостаточными для достижения цели и задач организации, если ее сотрудники не будут справляться с возложенными на них обязанностями. При этом руководителю любого уровня необходимо понимать, что каждый индивид с присущей ему индивидуальностью, оригинальностью, уникальным набором личностных качеств персонифицирует любую конкретную порученную ему работу в соответствии со сложившейся системой ценностей и норм. С одной стороны, это затрудняет процесс эффективного управления, но с другой - понимание того, что движет конкретным работником и побуждает его к деятельности позволяет построить систему управления без использования методов принуждения -индивид сам будет стремиться к выполнению необходимой работы более качественно и результативно [10].

Управление творческим потенциалом государственных гражданских служащих тесно связано с развитием их когнитивных способностей. Когнитивные способности государственных служащих выступают центральным ядром развития их личности. Развитие данных способностей является системообразующим фактором эффективности и результативности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и их личностно-профессионального развития. Среди индексов интеллектуального развития когнитивных способностей госслужащих используются: способы решения управленческих задач, которые включают мыслительные операции, связанные с анализом, синтезом, сравнением, обобщением и абстрагированием; возможность соизмерения задач, достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности управленца; творческий подход к решению профессиональных задач, которому соответствуют оригинальные и нестандартные методы; заинтересованность в общении с коллегами и подчиненными [4].

Повышение креативных способностей кадров государственной гражданской службы в современной России связано также с формированием ценностных ориентаций, которые в значительной степени отражают оценку акторами социальных процессов. Ценности задают цель и формируют развитие социальных процессов, а также включенное в них поведение людей. Эффективность социальных процессов и управленческого воздействия зависит от системы ценностей общества, а также ценностей, образующих мотивационное ядро личности. Индивидуальная система ценностей определяет позицию личности по отношению к социальным процессам. Их учет должен быть неотъемлемым компонентом управления, реализуемого в деятельности государственной гражданской службы как социального института [11].

Ныне становится почти общепризнанным, что формирование нового типа управленца в пространстве государственной гражданской службы не только включает профессиональную подготовку служащих, но и связано с формированием у них высоких духовно-нравственных качеств, чувства гордости и осознанной ответственности за свой профессиональный труд.

В подобных обстоятельствах нравственно-духовные принципы и основания в дея-тельностных практиках персонала госслужбы способны стать важным фактором в совершенствовании ее деятельности и в повышении имиджа государственной гражданской службы. Морально-этическая составляющая, включенная в число составляющих государственной службы, способна определять степень демократичности государства, его авторитет и имидж, действенность и устойчивость морально-правового статуса самой государственной гражданской службы [6].

Существует мнение, что государственные служащие в силу своего социального и профессионального положения призваны задавать нравственную модель поведения для остальных членов общества в условиях, когда нравственно-этические регулятивы деятельности государственных служащих объективно отражают сложившуюся социальную нравственную систему и оказывают на нее неизбежное воздействие [6].

Таким образом, резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что креативные способности государственных служащих

как способности к творческому мышлению и инновациям на основе творческого воображения содержательно включают ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты. Значимость управления творческим потенциалом в решении задач повышения креативных способностей служащих в современной России обусловлена необходимостью всестороннего и более действенного использования творческого (креативного) потенциала. С повышением действенности системы управления развитием творческого потенциала служащих связан комплекс мероприятий, включающих формирование эффективной системы мотиваций и повышение качества управленческой деятельности. Управление творческим потенциалом служащих тесно связано с развитием их когнитивных способностей и формированием ценностных ориентаций, которые отражают отношение социальных акторов к протекающим процессам. Формирование нового типа управленца в пространстве государственной службы включает не только профессиональную подготовку служащих, но и наличие у них определенных духовно-нравственных качеств, чувства ответственности за свой профессиональный труд, что требует целенаправленных усилий и значительного времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. New York: Harper Business, 1992. 338 p.; Heap J. The Management of Innovation and Design. L.: Cassell, 1989. 221 p.; Titus P. Marketing and the creative problem-solving process // Journal of Marketing Education. 2000. Vol. 22. Issue 3. P. 225-235; Proctor T. The Essence of Management Creativity. L.: Prentice Hall, 1995. 232 p.; Torrance E.P. Understanding creativity: where to start? // Psychological Inquiry. 1993. Vol. 4. № 3. Р. 232234; West M.A., Farr J.L. Innovation at work // Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies. Eds. by M. West & J. Farr, Chichester, England: Wiley, 1990. P. 3-13.

2. См. Алиева С.В. Управленческие инновации на государственной службе как фактор модернизации российского общества // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 204 - 209; Волков Ю.Г. Креативность: творчество или имитация. М.: Альфа-М, 2013. 430 с.; Салогуб А.М. Креативное управление в системе социального развития российского общества. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 248 с.

3. Горн А.П., Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т. Где и когда просыпается креативная энергия // Креативная экономика. 2007. № 3. C. 3-8.

4. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета.

2013. № 18. С. 67-79.

5. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Государственная служба: социологические очерки. М.: Университетская книга, 2013. 264 с.

6. Павленко М.В. Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России: Авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2005. 23 с.

7. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42-47.

8. Ващенко А.Н. Понятие мотивации в XXI веке. Прогнозы и оценки // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1. С. 106 -109

9. Мизинова Т.В. Социальные технологии моти-вационного управления организацией в условиях модернизации российского общества: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2009. 29 с.

10. Шелкоплясова Г.С., Коблева А.Л. Роль мотива-ционного менеджмента в эффективном управлении персоналом: теоретический аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета.

2014. № 4. С. 160-163.

11. Юрьева О.Ю. Исследование ценностного сознания у служащих, находящихся на современной государственной службе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 143-147.

REFERENCES

1. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. New York: Harper Business, 1992, 338 p.; Heap J. The Management of Innovation and Design, London, Cassell, 1989, 221 p.; Titus P. Journal of Marketing Education, 2000, vol. 22, Issue 3, pp. 225-235; Proctor T. The Essence of Management Creativity. London: Prentice Hall, 1995, 232 p.; Torrance E.P. Psychological Inquiry, 1993. Vol. 4, no. 3, pp. 232-234; West M.A., Farr J.L. Innovation at work. Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies. Eds. by M. West & J. Farr, Chichester, England, Wiley, 1990, pp. 3-13.

2. Alieva S.V. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy, 2012, no 2, pp. 209; Volkov Yu.G. Kreativnost': istoricheskiy proryv Rossii [Creativity: a historic breakthrough Russia]. Moscow, Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2011, 328 p.; Salogub A.M. Kreativnoe upravlenie v sisteme sotsial'nogo razvitiya rossiyskogo obshchestva [Creative management in the social development of the Russian society]. Rostov-on-Don, NCSC HE Press, 2012, 248 p.

3. Gorn A.P., Novikov D.T., Grebnev E.T. Kreativnaya ekonomika, 2007, no 3 (3), pp. 3-8.

4. Abisalova E.A. Vestnik Rossiyskogo gosudarst-vennogo gumanitarnogo universiteta, 2013, no 18, pp. 67-79.

5. Zinchenko G.P., Zinchenko Ya.G. Gosudarstvenna-ya sluzhba: sotsiologicheskie ocherki [Public service:

sociological essays. monograph]. Moscow, University book, 2013. 264 p.

6. Pavlenko M.V. Dukhovno-nravstvennye osnovy deyatel 'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh Rossii [Spiritual and moral foundations of public servants in the contemporary socio-cultural conditions of Russia]. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology. Kursk, 2005, 23 p.

7. Eremina L.I. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologi-ya, pedagogika, 2014, no. 1, pp. 42-47.

8. Vashhenko A.N. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2014, no. 1, pp. 106-109.

9. Mizinova T.V. Sotsial'nye tekhnologii motivatsion-nogo upravleniya organizatsiey v usloviyakh modern-izatsii rossiyskogo obshchestva [Social technologies motivational management of the organization in the modernization of Russian society]. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology. St. Petersburg, 2009, 29 p.

10. Shelkopljasova G.S., Kobleva A.L. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2014, no. 4 (43), pp. 160-163.

11. Yur'eva O.Yu. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2014, no. 1 (102), pp. 143-147.

6 февраля 2015 г.

УДК 327.54

ПАМЯТЬ О "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ" КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

И.М. Узнародов

В наши дни ученые, политики и писатели все чаще обращаются к концепции исторической памяти, признавая тем самым важность разделяемых социальными группами мифов, традиций, верований и представлений.

Основатель теории исторической памяти французский социолог Морис Хальбвакс, погибший в фашистском концлагере, отмечал, что память - это непрерывный ход мыслей, она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает. Забвение событий и деятелей прошлого вызвано не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них. Другими словами, историческая память "конечна", она "умирает" с естественным уходом тех групп, которые являлись ее непосредственными или ближайшими носителями [1].

В то же время историческая память - не просто канал передачи сведений о прошлом, а "важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение

Узнародов Игорь Миронович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105, e-mail: imuznarodov@sfedu.ru, т.: 8(863)2184046.

оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем" [2].

Воспоминания о прошлых событиях, как установили психологи, воспроизводятся через призму настоящего. По мере естественного ухода людей - современников исторических событий - историческая память меняется, приобретает новые оттенки и становится более насыщенной реалиями сегодняшнего дня. По мнению современного американского автора П. Хаттона, "сами по себе образы памяти всегда фрагментарны и условны. Они не обладают целостным или связанным значением, пока мы не проецируем их в конкретные обстоятельства" [3].

Как представляется, сказанное в полной мере относится и к "холодной войне", память о которой не только актуальна в свете современных событий, но и оказала существенное влияние на формирование нового мирового порядка в постбиполярную эпоху. Обостре-

Igor Uznarodov - Southern Federal University, 105, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: imuznarodov@sfedu.ru, tel.: +7(863)21840 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.