Научная статья на тему 'Ценностный анализ новостных сообщений СМИ как инструмент удостоверения фактического знания'

Ценностный анализ новостных сообщений СМИ как инструмент удостоверения фактического знания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
398
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТ / FACT / ВЕРИФИКАЦИЯ / VERIFICATION / AXIOLOGY / СМИ / MEDIA / НОВОСТИ / NEWS / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ / REFLEXIVE ANALYSIS / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дармаева Дарима Жамсоевна

Автор рассматривает новостные сообщения с помощью применения средств ценностного анализа в рамках использования рефлексии как комплексного инструмента верификации фактического знания, в ситуации недостаточности традиционных эмпирических процедур верификации данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological analysis of news in the context of the certification of factual knowledge

The author reviews news reports using the resource of axiological analysis within the framework of the application of reflexional as a complex tool for verifying factual knowledge in the situation of the lack of traditional empirical procedures for data verification

Текст научной работы на тему «Ценностный анализ новостных сообщений СМИ как инструмент удостоверения фактического знания»

Commumcology.2017.VoL5. No.3. Р. 70-76

http://www. communicology.us

■ ■ ■ Ценностный анализ новостных сообщений СМИ как инструмент удостоверения фактического знания

Дармаева Д.Ж.

РАНХиГС. Москва, Российская Федерация

Аннотация: Автор рассматривает новостные сообщения с помощью применения средств ценностного анализа в рамках использования рефлексии как комплексного инструмента верификации фактического знания, в ситуации недостаточности традиционных эмпирических процедур верификации данных.

Ключевые слова: факт, верификация, ценности, СМИ, рефлексивный анализ, новости

Для цитирования: Дармаева Д.Ж. Ценностный анализ новостных сообщений СМИ как инструмент удостоверения фактического знания. Коммуникология. Том 5. №3. С. 70-76 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-70-76

Сведения об авторе: Дармаева Дарима Жамсоевна, аспирант, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1. Кафедра культурологии и социальной коммуникации Института общественных наук, 10.01.10 - журналистика. E-mail: [email protected]

В эпоху информационного общества произошло множество глобальных перемен в существующих моделях взаимодействия СМИ и аудитории. Перевод на информационную составляющую развития общества привел к значительному увеличению объемов производимой информации. Информация стала основной движущей силой развития общества, его ресурсом и капиталом, что в свою очередь потребовало от современного общества серьезной проработки вопросов меди-аобразования и медиабезопасности [1]. Переход к рыночной модели функционирования СМИ, необходимость поддерживать интерес аудитории к поставляемому контенту массмедиа привели к повсеместному использованию различных манипулятивных приемов. Об этом свидетельствует большое количество публикаций, содержащих псевдофакты или «фактоиды» без смысловой нагрузки и новостной ценности, цель которых - создать «информационный шум» (избыточная информация и сведения, форма подачи которых затрудняет их восприятие) [2]. Что в свою очередь, является одной из предпосылок кризиса в институциональной журналистике [3]. Погоня за сенсациями, ориентация на «скорость доставки» нежели на качество подаваемого материала с целью привлечения внимания аудитории - все это привело к проблеме достоверности подаваемой информации, в частности достоверности самих фактов новостных сообщений.

Комплексные технологии верификации фактов

Перед исследователями стоит задача поиска и разработки комплексной технологии верификации фактов, позволяющих критически осмысливать весь тот

«сваливаемым» на читателя массив данных, а также позволяющих самому журналисту повысить качество производимого им продукта. Поскольку, как можно увидеть по качеству производимого материала, в профессиональной журналистике традиционных эмпирических процедур верификации факта сегодня недостаточно. Необходим комплекс гуманитарных интеллектуальных технологий, позволяющий не только провести верификацию данных, но и в целом «развить» качество производимого материала, провести комплексную аналитику получаемых данных с целью получить тот материал, который будет отвечать профессиональным стандартам в деятельности журналиста [11].

По мнению автора одним из таких средств является использование рефлексивного анализа как комплексного «средства», что позволяет журналисту «неслучайным» образом организовать свою деятельность при создании продукта либо читателю оценить предложенное ему новостное сообщение. О. С. Анисимов определяет рефлексивный анализ как «тип анализа, осуществляемый в рефлексивной позиции, включающий реконструкцию осуществленного действия (деятельности и т. п.), критику предшествующего опыта и модификацию нормативного обоснования для последующего опыта» [4]. Сама рефлексия выступает как средство поиска и преодоления затруднения через описание найденного пути (способа действия) преодоления такого затруднения в будущем (схема 1).

Схема 1. Цикл рефлексии Scheme 1. The cycle of reflection

Рефлексия сама по себе условно разделяется на пять типов анализа, и каждый из них реализует свою функцию. На наш взгляд, предложенный теоретический концепт аналитического средства охватывает все стороны существующих на сегод-

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. N0.3. Р. 70-76

Шр://шп. соттитсо/оду.ив

няшний момент эмпирически описанных способов верификации знания не только технологически, но и с позиции эпистемологических и гносеологических воззрений. Рассмотрим подробнее виды анализов, описанные О.С. Анисимовым [5]:

- Ситуационный анализ необходим для реконструкции произошедшего события, которое описывает факт, то есть построение максимально приближенного образа авторского текста. Его результатом выступает эмпирическое представление о ситуации.

- Ценностный анализ вводит «ценности» - аксиологические и мировоззренческие представления, на основании которых происходит любая деятельность человека. Данный анализ позволяет ответить на вопросы: зачем и ради чего?

- Концептуальный анализ позволяет выбрать концептуальные основания -теоретические представления «концепция», на основании которых будет проводиться соотнесение эмпирического материала ситуационного анализа на проблемной рефлексивной «доске».

- Проблемный анализ позволяет осуществлять «критику ситуации» с точки зрения теоретических воззрений. В данном анализе происходит нахождение «причины», проблемы затруднения.

- Нормативный - результатом данного анализа является «проект» или «задача», идет построение плана действий, выработка конкретных рекомендаций к действию в дальнейшем.

Представление о рефлексии является одним из важнейших понятий гносеологии, эпистемологии. Данное понятие активно разрабатывалось в немецкой классической философии (Гегель, Кант, Фихте). В ХХ веке рефлексия трансформировалась в методологический термин, объясняющий генезис деятельности. Она использовалась в качестве рабочего инструмента исследования, моделирования, анализа и создания различных систем деятельности и организации мыслеком-муникативных процессов [6]. В современном же понимании рефлексия в рамках псевдогенетического анализа возникает как особый тип мыслительной деятельности в связи с возникающими «разрывами» и затруднениями в деятельности, а также в социокультурной плоскости. Таким образом, рефлексия «приобщает» индивидуальное мышление человека и его деятельность к социальным и социокультурным практикам. Следовательно, овладение рефлексивной культурой является задачей любого человека, поскольку именно в рефлексии развивается уровень мышления, появляется неслучайность, что помогает современному читателю адекватно воспринимать поток информации, распознавать манипуляци-онные приемы и защищаться от негативного воздействия СМИ. Однако в данной статье автор хотел бы сделать акцент на ценностном анализе в контексте использования рефлексии. Рассмотрим «механику» данного анализа подробнее.

Журналистика как общественный институт и социальное образование

Журналистика функционирует в рамках определенных свойственных данному образованию норм, базирующихся на своей ценностной системе коорди-

нат. Однако какова та система ценностей на основе которой «должна» строиться журналистика как деятельность? Если обратиться к понятию «ценности», то по мнению О.С. Анисимова, «ценности - это абстрактные представления о потребности человека, группы, общества, возникающими в ходе выработки отношения к звену содержания абстрактного представления о «мире» [7]. То есть в нашем случае ценности - это абстрактные представления о «высших» потребностях, запросах общества, которые удовлетворяет журналистика. Однако стоит различать функции журналистики и ее ценности: если рассматривать аксиологию журналистики, то ценности выражены в этических принципах. Обратимся к труду Г. В. Лазутиной, определившей следующие принципы профессиональной этики журналиста [8]:

- предоставление адекватной информации о действительности;

- обеспечение свободного обмена мнениями среди граждан с целью самоопределиться общественному мнению, - подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать;

- предоставление самых разных материалов для создания «конкуренции» и стимуляции нравственных, духовных исканий людей.

Критерии информационно-коммуникативной объективности

Если экстраполировать описанную выше систему на результат деятельности журналиста, то при анализе текста и его понимания можно выявить ценностные основания автора, поскольку такой результат (сообщение СМИ) обладает следующими параметрами:

- корректность передачи (соблюдение описания пространственно-временных признаков произошедшего события);

- полнота раскрытия события (отсутствие «однобокости» подаваемой информации);

- отсутствие манипулятивных приемов, формирующих определенный образ, необходимый условному «заказчику публикации».

Рассмотрим предложенные критерии на примере следующего материала сообщения агентства «Интерфакс» [9];

Возобновление авиасообщения между Россией и Египтом откладывается на неопределенный срок. Причина - в приостановке диалога о присутствии в местных аэропортах российских специалистов по авиационной безопасности и неу-страненных претензий по безопасной эксплуатации терминалов. Об этом сообщил «Интерфаксу» в пятницу источник, знакомый с ситуацией. «Египетская сторона более не демонстрирует готовности к поиску компромисса в части присутствия в местных аэропортах российских специалистов по авиационной безопасности, мотивируя это способностью собственными силами обеспечивать безопасность, в том числе российских туристов, что противоречит подготовленному ранее проекту соответствующего меморандума, - сказал собеседник агентства. Он сообщил, что российская сторона так и не получила от египетских кол-

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. ^.3. Р. 70-76

Шр://шп. соттитсо/оду.ив

лег очередного приглашения на проведение инспекции соблюдения норм безопасности в местных аэропортах. «Таким образом, сохраняются опасения, что высказанные ранее претензии по части безопасности устранены до сих пор не были», - сказал источник.

Как можно отметить, данное сообщение можно отнести к классу «фактои-дов», так как:

- отсутствуют описания деталей произошедшего события (когда, где, источник информации): Об этом сообщил «Интерфаксу» в пятницу источник, знакомый с ситуацией. Какой источник? Почему читатели должны доверить такому сообщению?;

- предположения являются обоснованием для вывода, преподносящимся как свершивший факт. Если в тексте сообщение указано, что: «Таким образом, сохраняются опасения, что высказанные ранее претензии по части безопасности устранены до сих пор не были», то в начальных предложениях и заголовке информация подана уже как свершившийся факт: «Возобновление авиасообщения между Россией и Египтом откладывается на неопределенный срок. Причина - в приостановке диалога о присутствии в местных аэропортах российских специалистов по авиационной безопасности и неустраненныхпретензий по безопасной эксплуатации терминалов»;

- также нераскрытие основных действующих лиц «египетская сторона», «российская сторона» вызывает сомнение в достоверности информации, поскольку непонятно, какое именно ведомство стало инициатором события. То есть, была ли это инициатива властных государственных органов или администрации аэропорта? Следовательно, при более детальном рассмотрении мы можем сказать, данное сообщение переносится в разряд непроверенных и не обладает фактологической достоверностью.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в погоне за сенсациями и оперативной доставкой информации снижается планка качества предоставляемой информации. В результате возникает доминация парадигмы «таблоида» в массовом информировании, цель которого - «инфотэймент», то есть развлечение аудитории, а не достоверное освещение событий [10]. В таком контексте одним из требований в деятельности СМИ является предоставление новости «здесь и сейчас», что и осуществляется благодаря технической инфраструктуре. Новостные издания незамедлительно сообщают обо всем, что им стало известно, пропуская этап проверки достоверности и не оценивая последствий такой деятельности. В результате создается множество событий-симулякров, фактоидов, то есть псевдособытия преподносятся как уже нечто свершившееся, обладающее фактической достоверностью. Если обобщить все вышесказанное, то при анализе новостного контента можно воспользоваться аксиологиче-ски маркированными вопросами: какая цель у данного сообщения, какая поли-

тика у данного издания? Для чего (ради каких последствий) публикуются данные сведения? Какова полезность сообщения для читателя? Раскрывается ли полнота события в данном сообщении? Соблюдена ли процедурность корректной передачи информации? И при получении ответов на данные вопросы можно будет как минимум отделить новости-симулякры от сообщений, обладающих информационной ценностью.

Источники

1. Динеев А. Н. 2006. Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации: дис. канд. филол. наук / А. Н. Динеев. Москва, С.3.

2. Серебрякова З.О. 2014. Журналистский текст в эпоху его технической воспроизводимости: деинституциализация журналистики // Вестник СамГУ. №9 (120). С.46-54.

3. Серебрякова З. О. 2016. Проблема доверия современной журналистике: надежда на деинституциализацию // ВестникПАГС. №3 (54) С.96-102.

4. Анисимов О. С. 2008. Методологический словарь. Изд. 4-е, доп. и перераб. С. 264.

5. Анисимов О.С. 2001. Метод работы с текстами и интеллектуальное развитие. М., С. 461.

6. Лепа Р. Н. 2011.Рефлексивные процессы в экономике: концепции, модели, прикладные аспекты //монография/под ред. РН Лепы.

7. Анисимов О. С. 2008. Методологический словарь. Изд. 4-е, доп. и перераб. С. 321.

8. Лазутина Г. В. 2006.Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект пресс.

9. Открытие авиасообщения с Египтом снова отложено [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. М. , 2017. Режим доступа: http://www.interfax.ru/world/562077

10. Семёнова А.В., Корсунская М.В. 2010. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, С. 43.

11. Шарков Ф.И., Силкин В.В. 2017. Коммуникология: Теория и практика массовой информации. Учебник. М.: Дашков и К.

■ ■ ■ Axiological analysis of news in the context of the certification of factual knowledge

D. Z. Darmaeva

RANEPA. Moscow, Russian Federation.

Abstract. The author reviews news reports using the resource of axiological analysis within the framework of the application of reflexional as a complex tool for verifying factual knowledge in the situation of the lack of traditional empirical procedures for data verification.

Keywords: fact, verification, axiology, media, news, reflexive analysis.

For citation: Darmaeva Darima Z. Axiological analysis of news in the context of the certification of factual knowledge. Communicology (Russia). Vol. 5. No. 3. 2017. P. 70-76 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-70-76

Inf. about authors: Darima Z. Darmaeva, PhD student RANEPA, Prospect Vernadskogo, 84, bldg 1, Moscow. Institute of Social Sciences, department of cultural science and social communication, 10.01.10 - Journalism. E-mail: [email protected]

Communicology.2017.Vol.5. No.3. P. 70-76

http://www. communicology.us

References

1. Dineev A.N. 2006. Quality of journalistic information in the system of mass communication: dis. Cand. Philol. Sciences / AN Dineev. Moscow, P.3. (In Russ.).

2. Serebryakova Z.O. 2014. Journalistic text in the era of its technical reproducibility: the deinstitutionalization of journalism. VestnikSamSU. №9 (120) P.46-54. (In Russ.).

3. Serebryakova Z. 0. 2016. The problem of trust in modern journalism: the hope for deinstitutionalization. HeraldPAGS. №3 (54) P. 96-102. (In Russ.).

4. Anisimov O.S. 2008. Methodological dictionary. Ed. 4th, add.: M., P.264.

5. Anisimov O.S. 2001. Method of working with texts and intellectual development. Moscow, P. 461. (In Russ.).

6. Lepa R.N. 2011. Reflexive processes in the economy: concepts, models, applied aspects/ monograph / ed. PH Lepy. (In Russ.).

7. Anisimov O.S. 2008. Methodological dictionary. Ed. 4th, add. P. 321. (In Russ.).

8. Lazutina G. V. 2006. Professional Ethics of a Journalist. Moscow: Aspektpress. (In Russ.).

9. Opening of air communication with Egypt is again postponed [Electronic resource] Electron. Text dan. Moscow, 2017. Access mode: http://www.interfax.ru/world/5620776. (In Russ.).

10. Semenov A.V., Korsun M.V. 2010. Media Content Analysis : Challenges and Experiences / Ed . V.A. Mansurov. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. P. 43. (In Russ.).

11. Sharkov F. I., Silkin V.V. 2017. Communicology: Theory and practice media. Moscow: Dashkov and Ko. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.