УДК 32
Кулагин Александр Васильевич
аспирант,
Сибирский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Alexander V. Kulagin
Postgraduate Student,
Siberian Institute of Management - branch,
Russian Academy of Folk
economy and public service at
President of the Russian Federation
Ценностные установки
муниципальной службы и муниципальных служащих
Values of the municipal
service and municipal servants
Аннотация. В статье рассматривается состояние современной муниципальной службы, в частности, приводятся результаты исследования, проведенного среди муниципальных служащих мэрии города Новосибирска. По итогам исследования сделан ряд выводов, кроме того, составлен рейтинг распределения ценностей, сформированный на основании полученных от респондентов максимальных баллов. Данное исследование является составной частью цикла, посвященного изучению профессионального самочувствия муниципальных служащих.
Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальные служащие, ценности, кадровая работа, ценности муниципальной службы.
Annotation. The article goes through the current status of the actual municipal service, in particular, it presents results of study among municipal servants in the Mayor's Office of Novosibirsk . According to the results were drawn a number of conclusions and formed the rating of the distribution of values on the basis of the maximum points received from respondents. This study is an integral part of the cycle devoted to the study of the professional well-being of municipal servants.
Keywords: municipal service, municipal servants, values, personnel management, values of municipal service.
Муниципальная служба как особый вид профессиональной деятельности является многокомпонентным явлением, подразумевающим серьёзную нравственную основу. Именно нравственность и мораль сегодня весьма актуальны - это подтверждается теми действиями и
набором нормативных правовых актов, которые
. ,
дня сегодня стоят вопросы противодействия коррупции, нивелирования безразличия, ликвидации «забюрократизированное™», стремления к открытости и прозрачности.
В ходе решения обозначенных задач реализуется принцип открытости органов власти, в том числе, органа местного самоуправления - это достигается путем внедрения в практику работы госорганов современных информационных технологий, создания единой базы многофункциональных центров оказания государственных и , -
ном сайте органа местного самоуправления, а также государственного органа, информации о различных аспектах деятельности: бюджет и его исполнение, нормативно-правовые акты органа, сведения о руководителях, их заработной плате, имуществе и т.д. Принимая во внимание выше перечисленное, можно сделать вывод, что указанные ранее задачи решаются исключительно в комплексе, некотором синтезе, что является естественным и верным подходом, очевидно,
что в целях достижения открытости решаются и задачи противодействия коррупции, «чрезмерной» бюрократии и т.д. Вопрос о нравственности и морали муниципальных служащих решается несколько другими путями и пока идет своим, отдельным направлением.
Так, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007
№ 25-ФЗ установлены основные принципы му:
- -
на; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, ,
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми
качествами муниципального служащего; - -
; -
;
-
;
общественными объединениями и гражданами;
- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
- -
;
-
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартий-ность муниципальной службы [2].
В тоже время, органами власти приняты кодексы этики и служебного поведения [3] служащих, в которых оговариваются основные принципы и правила, а также этические нормы служебного поведения служащих - это есть мера, направленная на формирование морально-нравствен-ной базы.
Вместе с тем, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосуди-». ,
, -
ются федеральные законы и прочие норматив-[1].
В рамках исследования профессионального самочувствия муниципальных служащих мэрии
города Новосибирска служащим в ходе анкети-( ,
которой представлен опросник, использовавшийся в ходе исследования этого явления среди государственных гражданских служащих Сибирского Федерального округа [4, 5]) было предложено оценить от 0 до 7, где 0 - низшая оценка,
7 - высшая, важность признания и следования .
одной тысячи муниципальных служащих, относящихся к разным группам должностей, различным половозрастным характеристикам. Следует ,
служащих мэрии весьма разнообразен.
Муниципальные служащие мэрии города Новосибирска в ходе анкетирования ответили на де-, -
. , -
ние своих обязанностей профессионально, основываясь на знаниях, высоко (7 баллов) оценили 75 % служащих (рис. 1). Максимальную оценку поставили 82 % опрошенных формулировке «
достоинства» (рис. 2).
Меньше максимальных оценок (62 %) получила предложенная ценность «габлюдать приоритет общественных интересов даже в конфликтных ситуациях» (рис. 3), схожая ситуация с формулировкой вопроса «обеспечивать гражданам возможность реализовывать свое право на участие в деятельности органа местного самоуправления и в управлении обществом» - выс-
48 % ( . 4).
80 70 60 50 40 30 20 10
75,2
0,7 0 0,2 0,5 3,7
0
Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «исполнение своих обязанностей профессионально, основываясь на знаниях», в %
100 30 60 40 20 О
82
О
Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов
на вопрос о ценности «отношение ко всем
», %
70 60 50 40 30 20 10 О
62,4
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «соблюдать приоритет общественных интересов даже в конфликтных ситуациях», в %
60 50 40 30 20 10 О
47.Г1
М 0,9 1Д 5,8 11,2
1|нр
01231567
Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «обеспечивать гражданам возможность реализовывать свое право на участие в деятельности органа местного самоуправления и в управлении обществом», в %
Большинство (76,2 %) поставило максимум значению справедливо и беспристрастно решать поступающие вопросы от граждан, организаций (рис. 5), меньшее количество (66,4 %) высших оценок получила формулировка «обеспечивать открытость и прозрачность деятельности органа местного самоуправления» (рис. 6).
Рисунок 5 - Распределение ответов респондентов
на вопрос о ценности «справедливо и беспристрастно решать поступающие вопросы от граждан, организаций», в %
Рисунок 6 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «обеспечивать открытость и прозрачность деятельности органа местного самоуправления», в %
Принимать решения, основанные на законах -,
максимальных оценок служащих (84,9 %) (рис. 7); действовать, вызывая и поддерживая доверие к государству со стороны граждан и обще-
респондентов: 75 % высших оценок (рис. 8).
100 80 60 40 20 0
85
0,5 0 0,2 1,7 1,7 з 7'9 — ш
0 12 3 4 5 6 7
Рисунок 8 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «действовать,
вызывая и поддерживая доверие к государству
», %
« -» -
лярной среди опрошенных муниципальных служащих (максимальную оценку присвоило 51 %,
при этом наблюдается большее, по сравнению с , ),
9, « -
вать, вызывая и поддерживая доверие к государству со стороны граждан и общества» получило подавляющее большинство высших оценок (88,4 %).
Рисунок 9 - Распределение ответов респондентов
на вопрос о ценности «лояльно относиться
», %
Рисунок 7 - Распределение ответов респондентов
на вопрос о ценности «принимать решения,
», %
Рисунок 10 - Распределение ответов респондентов на вопрос о ценности «честно исполнять свои должностные обязанности», в %
Таблица 1
Распределение ценностей по рейтингу, сформированному от полученных максимальных баллов от респондентов
Рейтинг Наименование ценности Количество max баллов, %
10 обеспечивать гражданам возможность реализовывать свое право на участие в деятельности органа местного самоуправления и в управлении обществом 47,9
9 лояльно относиться к органам местного самоуправления 51
8 соблюдать приоритет общественных интересов даже в конфликтных ситуациях 62,4
7 обеспечивать открытость и прозрачность деятельности органа местного самоуправления 66,4
6 действовать, вызывая и поддерживая доверие к государству со стороны граждан и общества 75
5 исполнение своих обязанностей профессионально, основываясь на знаниях 75,2
4 справедливо и беспристрастно решать поступающие вопросы от граждан, организаций 76,2
3 отношение ко всем гражданам с уважением их достоинства 82
2 принимать решения, основанные на законах 85
1 честно исполнять свои должностные обязанности 88,4
Полученные результаты позволяют сформировать
,
. -рован исходя из полученных максимальных баллов (7) каждой предложенной ценностью. Так, первое
место в рейтинге (88,4 % максимальных баллов )
«честно исполнять свои должностные обязанно», :
принимать решения, основанные на законах, отношение ко всем гражданам с уважением их до,
поступающие вопросы от граждан, организаций, исполнение своих обязанностей профессионально, основываясь на знаниях. Аутсайдером рейтинга стала ценность «обеспечивать гражданам возможность реализовывать свое право на участие в деятельности органа местного самоуправления и в управлении обществом», кроме того, также в тройке отстающих ценности «лояльно относиться к органам местного самоуправления», «габлюдать приоритет общественных интересов даже в кон».
, -
ленный дисбаланс в ценностных установках муниципальных служащих. Ценность «обеспечивать гражданам возможность реализовывать свое право на участие в деятельности органа
местного самоуправления и в управлении обще», ,
Литература:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс».
2. 02.03.2007 25-«О муниципальной службе в Российской Феде» // « ».
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЭ « » // « -сультант плюс».
4. Бойко ЕЛ. Ценности государственной службы и гражданских служащих: перспективы для России / ЕЛ. Бойко, В.Н. Меньшова // Власть. 2015. № 4. С. 116-123.
заложенными в конституции, оказалась в меньшинстве по количеству максимальных по баллам
,
, -
ной у них ценностной базы. При этом, такая установка как «честно исполнять свои должностные обязанности» оказалась лидером, чему, вероятно, есть объяснение: в настоящее время
активно осуществляется антикоррупционное
,
, -
ципу в лидерах оказалась ценность «принимать , ». -
,
предложенных ценностей среди муниципальных служащих: подавляющее большинство служащих имеет вполне четкие ценностные установки, что, безусловно, в целом дает положительную картину о ценностных установках муниципальных служащих мэрии города Новосибирска.
Вместе с тем, просматривается необходимость в формировании у муниципальных служащих соответствующей ценностной базы, путем достижения которой станут специальные обучающие
,
,
, -
вать ценности следует комплексно, неразрывно друг от друга, за счет чего будет создаваться .
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]: adopted by popular vote on December 12, 1993 // SPS «Consultant Plus».
2. Federal Law of 02.03.2007 № 25-FZ «On Municipal Service in the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus».
3. Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008 «On Counteracting Corruption» // SPS «Consultant Plus».
4. Boyko E.A. Values of the Civil Service and Civil Servants: Prospects for Russia / E.A. Boyko, V.N. Men'shova // Vlast. 2015. № 4. Pp. 116-123.
5. Бойко Е.А. Реализация государственной кадровой политики и профессиональное самочувствие гражданских служащих Сибирского региона: инструментальные возможности и первые результаты / ЕЛ. Бойко, В.Н. Меньшова // Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 55-64.
6. . . : имидж, профессиональная культура и социаль-
// -вета. 2016. № 2 (5). С. 64-69.
7. . . -
//
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4. С 144-149.
8. . . : -, , //
университета. Юридические науки. 2012. № 2. С. 64-70.
5. Boyko E.A. Realization of the state personnel policy and professional state of health of civil servants of the Siberian region: instrumental possibilities and the first results / E.A. Boyko, V.N. Men'shova // Administrative consulting. 2017. № 4. P. 55-64.
6. Kolesnikova M.V. Municipal employee: image, professional culture and social responsibility // Bulletin of the expert council. 2016. № 2 (5). Pp. 64-69.
7. Miroshnikov I.I. Socio-legal aspect of municipal service in modern Russia // Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, culturology. 2010. № 4. Pp. 144-149.
8. Moskalev A.V. Municipal service: concept, signs, principles // Bulletin of Perm University. Juridical sciences. 2012. № 2. P. 64-70.