Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ПОЛИЦИИ'

ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НОРМЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолаев Виктор Владимирович, Марьин Михаил Иванович, Воронцова Юлия

Введение. Эмпирическое исследование имело целью выявить ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел в представлениях управленческой элиты. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с применением Google-форм. Объем выборки - 144 сотрудника полиции, состоящие на должностях старшего начальствующего состава и включенные в резерв кадров на выдвижение. Психодиагностический инструментарий: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина; методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; авторская анкета, направленная на выявление и оценку терминальных ценностей и факторов, побуждающих к эффективной служебной деятельности и препятствующих ей. Результаты и обсуждение. Эмпирический анализ данных свидетельствует о наличии приоритетных факторов, побуждающих к достижению целей и продолжению службы и препятствующих этому, определяющих вектор и интенсивность личностной и субъектной активности управленческой элиты в отношении реализации жизненной навигации. Представления управленческой элиты о ценностных регуляторах поведенческих норм указывают на особенность современной организационной культуры органов внутренних дел, основу которой составляют стремления к индивидуальному успеху и материальному благополучию в соответствии с доминирующими западно-либеральными целями-ценностями. Выводы. Представления управленческой элиты органов внутренних дел о ценностных регуляторах поведенческих норм характеризуются стремлением к принадлежности к кругу лиц, обладающих властью, что одновременно рассматривается и как фактор препятствия эффективному выполнению деятельности из-за необходимости избирательности в практике правоприменения. Приоритетной терминальной ценностью управленческой элиты органов внутренних дел является личный успех (развитие себя, высокое материальное положение и собственный престиж) при второстепенной роли духовной удовлетворенности службой среди совокупности побуждений к эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермолаев Виктор Владимирович, Марьин Михаил Иванович, Воронцова Юлия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE REGULATORS OF BEHAVIORAL NORMS IN THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF LAW ENFORCEMENT BODIES IN MODERN VIEWS OF THE ELITE OF THE POLICE MANAGEMENT STAFF

Introduction. The results of an empirical study indicate that the value regulators of behavioral norms in the organizational culture of law enforcement bodies in the views of the management elite currently reflect rather Western liberal goals-values than those outlined in the National Security Strategy of the Russian Federation adopted in 2021. Materials and Methods. The study was conducted in 2021-2022 with the use of Google Forms. The sample includes 144 police officers who hold positions of senior commanding staff and are in the list of the reserve for promotion. Psychodiagnostic toolkit comprises questionnaire of terminal values developed by I. G. Senin; D. A. Leontiev methodology of life-meaning orientations; the authors’ questionnaire aimed at identifying and evaluating terminal values and factors that encourage effective performance and hinder it. Results and Discussion. The empirical analysis of the data reveals the presence of priority factors that encourage achieving the goals, continuing service and hinder it, determine the direction and intensity of the personal and subjective activity of the management elite with regard to the implementation of life navigation. The ideas of the management elite about the value regulators of behavioral norms show the peculiarity of the modern organizational culture of law enforcement bodies, which is based on the striving for individual success and material well-being, in accordance with the dominant Western liberal goals-values. Conclusions. The views of the management elite of law enforcement bodies concerning the value regulators of behavioral norms are characterized by the desire to belong to the circle of persons in power, which is simultaneously considered as an obstacle to the effective performance of activities due to the need for selectivity in law enforcement practice. The priority terminal value of the management elite of law enforcement bodies is personal success (self-development, high financial position and own prestige) with a secondary role of spiritual satisfaction with the service among the totality of motives for effective professional activity

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ПОЛИЦИИ»

Морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность

Morally-psychological and professional training and reliability

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072 © В. В. Ермолаев, М. И. Марьин, Ю. Воронцова, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-366-372

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел в современных представлениях

управленческой элиты полиции

Виктор Владимирович Ермолаев \ кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования; evv21@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9206-9261

Михаил Иванович Марьин 2, доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии; marin_misha@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1142-8857

Юлия Воронцова 3, научный сотрудник отдела разработки методов диагностики функциональных состояний; jl.voroncova@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-0363-5741

1 Московский педагогический государственный университет, 119435, Москва, Малая Пироговская ул., 1/1, Россия 2Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29, Россия 3Акционерное общество «НЕЙРОКОМ», 119361, Москва, Очаковская Б., 47 А, стр. 1, Россия Реферат

Введение. Эмпирическое исследование имело целью выявить ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел в представлениях управленческой элиты. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с применением Google-форм. Объем выборки — 144 сотрудника полиции, состоящие на должностях старшего начальствующего состава и включенные в резерв кадров на выдвижение. Психодиагностический инструментарий: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина; методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; авторская анкета, направленная на выявление и оценку терминальных ценностей и факторов, побуждающих к эффективной служебной деятельности и препятствующих ей. Результаты и обсуждение. Эмпирический анализ данных свидетельствует о наличии приоритетных факторов, побуждающих к достижению целей и продолжению службы и препятствующих этому, определяющих вектор и интенсивность личностной и субъектной активности управленческой элиты в отношении реализации жизненной навигации. Представления управленческой элиты о ценностных регуляторах поведенческих норм указывают на особенность современной организационной культуры органов внутренних дел, основу которой составляют стремления к индивидуальному успеху и материальному благополучию в соответствии с доминирующими западно-либеральными целями-ценностями. Выводы. Представления управленческой элиты органов внутренних дел о ценностных регуляторах поведенческих норм характеризуются стремлением к принадлежности к кругу лиц, обладающих властью, что одновременно рассматривается и как фактор препятствия эффективному выполнению деятельности из-за необходимости избирательности в практике правоприменения. Приоритетной терминальной ценностью управленческой элиты органов внутренних дел является личный успех (развитие себя, высокое материальное положение и собственный престиж) при второстепенной роли духовной удовлетворенности службой среди совокупности побуждений к эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: организационная культура; представления; ценностные регуляторы; поведенческие нормы; управленческая элита; полиция; органы внутренних дел

Для цитирования: Ермолаев В. В., Марьин М. И., Воронцова Ю. Ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел в современных представлениях управленческой элиты полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 4(91). С. 366-372. 1^:// (кжогд/10. 24412/1999-6241-2022-491-366-372

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.072 © V. V. Ermolaev, M. I. Maryin, Yu. Vorontsova, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-366-372

5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Value Regulators of Behavioral Norms in the Organizational Culture of Law Enforcement Bodies in Modern Views of the Elite of the Police Management Staff

Viktor V. Ermolaev \ Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Psychology of Labour and Psychological Consulting; evv21@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9206-9261

Mikhail I. Maryin 2, Doctor of Sciences (in Psychology), Professor at the chair of Scientific Fundamentals of Extreme Psychology; marin_misha@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1142-8857

Yulia Vorontsova 3, researcher of the department for the Development of Methods for Diagnosing Functional States; jl.voroncova@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-0363-5741 ' Moscow State Pedagogical University, 1/1, Malaya Pirogovskaya st., Moscow, 119435, Russia

2 Moscow State University of Psychology and Education, 29, Sretenka st., Moscow, 127051, Russia

3 Joint Stock Company "NEYROCOM", 47 A, bld. 1, Bolshaya Ochakovskaya st., Moscow, 119361, Russia

Abstract

Introduction. The results of an empirical study indicate that the value regulators of behavioral norms in the organizational culture of law enforcement bodies in the views of the management elite currently reflect rather Western liberal goals-values than those outlined in the National Security Strategy of the Russian Federation adopted in 2021. Materials and Methods. The study was conducted in 2021-2022 with the use of Google Forms. The sample includes 144 police officers who hold positions of senior commanding staff and are in the list of the reserve for promotion. Psychodiagnostic toolkit comprises questionnaire of terminal values developed by I. G. Senin; D. A. Leontiev methodology of life-meaning orientations; the authors' questionnaire aimed at identifying and evaluating terminal values and factors that encourage effective performance and hinder it. Results and Discussion. The empirical analysis of the data reveals the presence of priority factors that encourage achieving the goals, continuing service and hinder it, determine the direction and intensity of the personal and subjective activity of the management elite with regard to the implementation of life navigation. The ideas of the management elite about the value regulators of behavioral norms show the peculiarity of the modern organizational culture of law enforcement bodies, which is based on the striving for individual success and material well-being, in accordance with the dominant Western liberal goals-values. Conclusions. The views of the management elite of law enforcement bodies concerning the value regulators of behavioral norms are characterized by the desire to belong to the circle of persons in power, which is simultaneously considered as an obstacle to the effective performance of activities due to the need for selectivity in law enforcement practice. The priority terminal value of the management elite of law enforcement bodies is personal success (self-development, high financial position and own prestige) with a secondary role of spiritual satisfaction with the service among the totality of motives for effective professional activity

Keywords: organizational culture; views; value regulators; behavioral norms; management elite; police; law enforcement bodies

Citation: Ermolaev V. V., Maryin IVl. I., Vorontsova Yu. Value Regulators of Behavioral Norms in the Organizational Culture of Law Enforcement Bodies in Modern Views of the Elite of the Police Management Staff. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 4(91). Pp. 366-372. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-491-366-372

Основные положения

1. Организационные ценности и нормы органов внутренних дел как социального института задаются реальным субъектом осуществления власти, правящей и управленческой элитами, определяющими особенности организационной культуры.

2. Ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел в представлениях управленческой элиты в настоящее время более отражают западно-либеральные цели-ценности, чем намеченные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 г.

3. Особенностью современной организационной культуры ОВД являются стремление к индивидуальному успеху и материальному благополучию в соответст-

вии с доминирующими в западно-либеральной идеологии целями-ценностями.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Организационные ценности и нормы социальных институтов не возникают спонтанно, автоматически. Они задаются определенной социальной группой — правящей элитой государства, которая является реальным субъектом осуществления власти [1], определяющим стратегические цели общественного развития и мобилизующим ресурсы для их достижения [2], в том числе социальные институты защиты власти, такие как органы внутренних дел (далее — ОВД). В формировании центральной системы ценностей в любом обществе заинтересована в первую очередь правящая элита, а также управленческая

элита «тех подсистем, которые, будучи на периферии, признают над собой власть центра» [3, с. 16] и реализуют управленческие функции непосредственно на местах в подразделениях ОВД. Поэтому закономерно, что функционирование и развитие организационной культуры любого социального института, в том числе и ОВД, детерминировано как существующими внешними условиями — политическими и экономическими, так и внутренними — социально-психологическими, проявляемыми в виде идеологии, целей, ценностей и норм властвующей социальной группы, выступающей в качестве субъекта управления.

Вместе с тем из признания того, что ценностно-целевая составляющая деятельности полиции является системным фактором социального управления, сегодня формируется серьезная проблема, которая самым тесным образом связана как с исходными представлениями о роли организационной культуры ОВД в управлении социальными системами в целом, так и с представлениями управленческой элиты о ценностных регуляторах поведенческих норм сотрудников в частности. Проблема заключается в том, что ценностные регуляторы организационного поведения, которые поддерживаются управленческой элитой российской полиции, длительное время формировались именно на западно-либеральной идеологии и ценностях, все более вступают в конфликт с российской ментальностью, особенно в условиях начавшегося передела мира и обострения глубинных культурно-цивилизационных различий между Россией и коллективным Западом. При этом конфликт с уровня признания приоритета национальных интересов неминуемо переходит на уровень пересмотра социальных ценностей, доминирующих в организационной культуре российских социальных институтов, обозначая усиление борьбы за власть группировок правящей и управленческой элиты, опирающихся на различные ценности и мировоззрение.

О борьбе за изменение ценностей как ядра организационной культуры социальных институтов свидетельствует принятая в 2015 г. стратегия национальной безопасности Российской Федерации ', которая предусматривает приоритет духовного над материальным, ценность служения Отечеству, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма и пр. На стремление к изменению ядра организационной культуры социальных институтов указывает и собственно перечень духовно-нравственных ценностей, который представлен в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года 2. Стратегия предполагает развитие таких ценностей, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть,

воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В совокупности эти документы представляют собой предикцию вектора развития организационной культуры российских социальных институтов, кардинально отличающегося от целей группировки правящей и управленческой элиты, обеспечивающих управление организационной культурой на основе приоритета западно-либеральной идеологии, ценностей и поведенческих норм.

Характер обострения конфликта противоборствующих властных социальных групп за контроль над ядром организационной культуры ОВД как одного из ключевых социальных институтов определил цель исследования — выявить ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре ОВД в современных представлениях управленческой элиты полиции.

Материалы и методы

Объектом исследования явились ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре ОВД, предметом — ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре ОВД в представлениях управленческой элиты полиции.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре ОВД в представлениях управленческой элиты в настоящее время более отражают западно-либеральные цели-ценности, чем намеченные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 г. При выдвижении гипотезы мы руководствовались тем, что особая роль в изменении культурных основ принадлежит субъекту управления — правящей и управленческой элите [4], формирующей и трансформирующей организационную культуру социальных институтов путем изменения ценностей, норм и отношений организационной культуры и их внедрения в организационную жизнедеятельность [5]. На важность формирования ценностных регуляторов поведения у самих представителей управленческой элиты как объективную социально-психологическую проблему указывали Г. Моска [1], Ю. П. Зинченко [6], А. Л. Журавлев [7], А. В. Юревич [8] и др., отмечая, что ценности и идеалы являются наиболее универсальными регуляторами социального поведения и развития организационной культуры социальных институтов. Транслируемые управленческой элитой, они играют решающую роль в периоды изменения политических, социальных и идеологических устоев общества и остаются основой, которая позволяет объединять людей в те периоды,

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 09.07.2022).

2 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 09.06.2022).

когда политические, правовые (законодательные), религиозные, административно-управленческие и иные социальные регуляторы становятся слабыми или временно утрачивают свою силу.

Исследование проводилось в 2021-2022 гг. с применением Google-форм на добровольной основе при условии анонимности, что позволило сформировать выборку, представляющую сотрудников полиции 9 управлений внутренних дел в субъектах РФ. В общий объем выборки вошли 144 сотрудника полиции, состоящие на должностях старшего начальствующего состава и включенные в резерв кадров на выдвижение. Пол, возраст, стаж службы и специальные звания респондентов не учитывались.

В качестве диагностического материала применялись следующие методики:

1. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [9].

2. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [10].

3. Авторская анкета, направленная на выявление и оценку терминальных ценностей и факторов, побуждающих к эффективной служебной деятельности и препятствующих ей. Анкета сформирована из трех отдельных блоков:

— цели и стремления в жизни (20 вопросов);

— побуждения к дальнейшей службе (24 вопроса);

— препятствия эффективному выполнению обязанностей (26 вопросов).

Обработка эмпирических данных проводилась при помощи статистических методов исследования с применением факторного анализа данных и коэффициента корреляции r-Пирсона в программе SPSS Statistics 23.

Методологическую основу исследования составил субъектно-элитологический подход к управлению социальными системами, согласно которому только правящая элита как социальная группа объединяет в себе два феномена (субъектность и организационную власть) при управлении государством и его социальными институтами.

Результаты и обсуждение

Понятие «представление» мы рассматривали как «степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней» [11, с. 97], которая в целом выступает в качестве системы ценностей, идей и способов действия человека [12] и отражает позицию личности по отношению к затрагивающим ее социальным ситуациям [13].

При проведении исследования под ценностями понимался любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида или группы) как в широком понимании — абстрактные привлекатель-

ные смыслы или конкретные материальные блага, так и в узком — духовные идеи, которые имеют высокую степень обобщения 3. В качестве ценностных регуляторов рассматривались социально-психологические факторы упорядочения поведения полицейских на основе интериоризированных ценностей, а также представлений о тех образцах поведения, которые являются поощряемыми в организационной культуре ОВД.

Организационная культура ОВД определяется как «управляемое информационное поле, включающее в себя доминирующее мировоззрение, идеологию, ценности, смыслы, убеждения, верования и установки, психическое состояние сотрудников, принятые организационные нормы отношений и поведения, которое представляет собой прогнозируемый сценарий ее функционирования и развития, задаваемое субъектом организационной власти и способное трансформироваться посредством механизмов управления: целевого формирования картины мира и образов будущего, поведенческих норм и их морально-нравственных ориентиров — добра и зла, уникальной символики, системы селекции кадров, традиций, обычаев, ритуалов и обрядов» [14, с. 192].

Путем статистического анализа данных, полученных посредством анкетирования, были выявлены факторы, связанные с основными целями и стремлениями в личной жизни; побуждающие к дальнейшей службе; препятствующие эффективному выполнению служебных обязанностей.

Выявленные факторы подвергались корреляционному анализу. Данные приведены в таблице.

В результате корреляционного анализа были выявлены достоверные связи между факторами, сопряженными с основными целями, ценностями и стремлениями в личной жизни, побуждающими к дальнейшей службе, а также с факторами, мешающими эффективному выполнению служебных обязанностей. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на следующие взаимосвязи:

1. Стремление к повышению личного благополучия (Ф1) связано с недостатком времени, рассматриваемым испытуемыми как фактор препятствия эффективному выполнению служебных обязанностей (Ф6) (г=0,35 при р<0,05).

2. Стремление испытуемых к общению с лицами, обладающими властью (Ф3), коррелирует с проблемами законодательства и практики правоприменения как фактора, препятствующего эффективному выполнению служебных обязанностей (Ф5) (г=0,30 при р<0,05). Выявленная связь свидетельствует о стремлении испытуемых к принадлежности к кругу лиц, обладающих властью. Вместе с тем эта принадлежность рассматривается как фактор препятствия эффектив-

3 Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.

431 с.

Таблица. Корреляционный анализ факторов, побуждающих к эффективной служебной деятельности и препятствующих ей (Table. Correlation analysis of factors which encourage effective performance and which hinder it)

Факторы Побуждения к дальнейшей службе Цели и стремления в жизни

Ф1 Принадлежность к профессиональной группе Ф3 Саморазвитие и помощь другим Ф5 Перспективы карьеры Ф6 Интерес к службе Ф1 Личное благополучие Ф3 Общение с людьми, обладающими властью Ф5 Интерес и успех на службе

Цели и стремления в жизни Ф1 Личное благополучие -0,14 0,21 0,31 0,22 1 0,00 0,00

Ф2 Обеспеченность семьи 0,13 0,11 0,30 0,28 0,00 0,00 0,00

Ф4 Саморазвитие, доверие людей, совесть 0,25 0,30 -0,14 0,16 0,00 0,00 0,00

Ф5 Интерес и успех на службе 0,38 0,08 0,44 0,08 0,00 0,00 1

Препятствия эффективному выполнению обязанностей Ф4 Недостаток признания и уважения 0,02 0,15 0,11 -0,42 -0,09 0,12 0,36

Ф5 Проблемы законодательства и практики правоприменения -0,10 0,16 0,08 -0,27 -0,10 0,30 0,12

Ф6 Недостаток времени -0,15 -0,12 0,18 0,04 0,35 0,04 0,13

Ф7 Недостаток опыта -0,09 0,10 -0,01 0,38 -0,05 -0,15 0,05

Ф8 Недостаток тех. средств -0,19 -0,05 -0,04 -0,08 0,05 -0,13 -0,35

Примечание. Полужирным шрифтом отмечены достоверные коэффициенты корреляции при р<0,05;курсивом — при р<0,01.

ному выполнению деятельности из-за необходимости избирательности в практике правоприменения.

3. Побуждающий интерес к дальнейшей службе отрицательно связан с недостатком признания и уважения, рассматриваемого как фактор, препятствующий эффективному выполнению служебных обязанностей (г=-0,42 при р<0,01). Выявленная наиболее сильная связь свидетельствует о том, что испытуемые побуждаются к более эффективной служебной деятельности каким-то иным, скрытым и мощным фактором, нежели социальное признание и уважение.

Полученные данные подтверждаются и уточняются результатами корреляционного анализа обнаруженного фактора недостатка признания и уважения, определяемого испытуемыми как фактор препятствия эффективному выполнению обязанностей с некоторыми шкалами, представленными методикой СЖО. Согласно результатам корреляционного анализа чем больше испытуемые считают себя сильными личностями (г=0,32 при р<0,05), обладающими достаточной свободой выбора и принятия решений (г=0,37 при р<0,05), чтобы построить свою жизнь в соответствии с целями, ценностями и представлениями о ее смысле, тем больше недостаток социального признания и уважения рассматривается ими как фактор препятствия эффективному выполнению служебных обязанностей.

Полагаем, что стремление к социальному признанию, прежде всего, имеет отношение к признанию внутри своей профессиональной группы.

Далее проанализируем результаты исследования терминальных ценностей испытуемых, полученных посредством применения методики ОТеЦ И. Г. Се-нина (рис.).

Активные социальные контакты

_ -л I . ^ Сохранение собственной

Собственный престиж 12% , индивидуальности

^ Креативность

3% Духовная

удовлетворенность

Высокое материальное положение

18%

Достижения

Развитие себя

Рис. Распределение значимости терминальных ценностей

по методике ОТеЦ И. Г. Сенина (Fig. Distributing the significance of terminal values according to questionnaire of terminal values developed by I. G. Senin)

Терминальные ценности испытуемых как фундаментальные убеждения, стабильные по времени и влияющие на поведенческие нормы, распределились следующим образом.

Наибольшая степень значимости испытуемыми проявлена в отношении достижений (18%), развития себя (17%), высокого материального положения (17%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и собственного престижа (15%), т. е. наблюдается ориентированность на западно-либеральную идеологию и ценности, прежде всего индивидуальный успех и высокий уровень материального благополучия. Заслуживает внимания тот факт, что наименьшая степень значимости испытуемыми зафиксирована в отношении духовной удовлетворенности (3%), что свидетельствует о ее второстепенной роли в побуждении к эффективной служебной деятельности.

Полученные результаты согласуются с выводами Е. В. Селезневой о том, что представления определяют вектор и интенсивность личностной и субъектной активности человека в каждой из модальностей жиз-неосуществления [15]. Полагаем, что представления управленческой элиты о ценностных регуляторах поведенческих норм указывают на особенность современной организационной культуры ОВД, основу которой составляют стремления к индивидуальному успеху и материальному благополучию в соответствии с доминирующими западно-либеральными целями-ценностями.

Выводы

1. Представления управленческой элиты ОВД о ценностных регуляторах поведенческих норм характеризуются:

— стремлением к принадлежности к кругу лиц, обладающих властью, что одновременно рассматривается и как фактор препятствия эффективному выполнению деятельности из-за необходимости избирательности в практике правоприменения;

— побуждением к более эффективной служебной деятельности скрытыми и мощными социально-психологическими факторами, не связанными с социальным признанием и уважением;

— стремлением к повышению личного благополучия, достижение которого тормозит недостаток времени, понимаемый как фактор препятствия эффективному выполнению служебных обязанностей.

2. Приоритетной терминальной ценностью управленческой элиты ОВД является личный успех (развитие себя, высокое материальное положение и собственный престиж) при второстепенной роли духовной удовлетворенности службой среди совокупности побуждений к эффективной профессиональной деятельности.

3. Ценностные регуляторы поведенческих норм в организационной культуре ОВД в представлениях управленческой элиты в настоящее время более отражают западно-либеральные цели-ценности, чем намеченные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 г. Особенностью современной организационной культуры ОВД является стремление к индивидуальному успеху и материальному благополучию в соответствии с доминирующими целями-ценностями западно-либеральной идеологии.

Перспективы. Полагаем перспективным продолжение исследований мотивационных факторов, побуждающих сотрудников ОВД к дальнейшей службе и не связанных с социальным признанием и уважением.

Список источников

1. Mosca G. The Ruling Class. N. Y., 1939. 514 р.

2. Березкина О. С. Понятие элиты как инструмент анализа политических режимов // Вестпик Mосковского университета. Серия 8, История. 2017. № 2. С. 75-93.

3. Гасилина Ю. И. Ценности властвующей элиты: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007. 140 с.

4. Ермолаев В. В. Правящая элита как групповой субъект управления организационной культурой органов внутренних дел // Человеческий капитал. 2021. № 3(147). С. 129-139. https://doi.org/10.25629/HC.2021.03.11.

5. Андреева Ю. А. Технологии формирования и изменения организационной культуры // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2008. № 4. С. 1-10.

6. Зинченко Ю. П. Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение. M., 2011. 308 с.

7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. M., 2003. 436 с.

8. Журавлев А. Л. Психология нравственности / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. M., 2010. 508 с.

9. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) : руководство. Ярославль, 1991. 19 с.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориептаций (СЖО). 2-е изд. M., 2000. 18 с.

11. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3 : Социальные представления и мышление личности. M., 2002. С. 88-103.

12. Moscovici S. Foreword Herzlich C. Health and Illness: A Social Psychological Analysis. London, 1973. Pp. 3-17.

13. Jodelet D. Representationssociales: phénomènes, conceptetthéorie / Psychologiesociale. S. Moscovici (ed.). Paris, 1984. Pp. 357-378.

14. Ермолаев В. В., Воронцова Ю., Четверикова А. И., Насонова Д. К. Вектор управления организационной культурой органов внутренних дел: психические состояния и «картина мира» сотрудников в динамике социальных страхов пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. C. 189-208. https://doi.org/10.17759/sps.2022130112.

15. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих : дис. ... д-ра психол. наук. M., 2005. 607 с.

Поступила 11.06.2022; одобрена после рецензирования 30.06.2022; принята к публикации 30.08.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Mosca G. The Ruling Class. N. Y., 1939. 514 p.

2. Berezkina O. S. The concept of elite as an instrument of the analysis of political regimes. Bulletin of Moscow University. Series 8: History. 2017. No. 2. Pp. 75-93. (In Russ.)

3. Gasilina Yu. I. Values of the ruling elite: socio-philosophical analysis. Candidate of sciences dissertation (in Philosophy). Saratov, 2007. 140 p. (In Russ.)

4. Ermolaev V. V. The ruling elite as a group subject of managing the organizational culture of Russian law enforcement bodies. Human Сapital. 2021. No. 3(147). Pp. 129-139. https://doi.org/10.25629/HC.2021.03.11. (In Russ.)

5. Andreeva Yu. A. Technologies of formation and change of organizational culture. Scientific Bulletin of Ural Academy of Public Administration. 2008. No. 4. Pp. 1-10. (In Russ.)

6. Zinchenko Yu. P. Theoretical and methodological foundations of psychological research: determination and social significance. Moscow, 2011. 308 p. (In Russ.)

7. Zhuravlev A. L., Kupreichenko A. B. Moral and psychological regulation of economic activity. Moscow, 2003. 436 p. (In Russ.)

8. Zhuravlev A. L. Psychology of morality. Ed. by Zhuravlev A. L., Yurevich A. V. Moscow, 2010. 508 p. (In Russ.)

9. Senin I. G. Questionnaire of terminal values. Manual. Yaroslavl, 1991. 19 p. (In Russ.)

10. Leontiev D. A. Test of life orientations. 2nd ed. Moscow, 2000. 18 p. (In Russ.)

11. Abulkhanova K. A. Social thinking of personality. Modern psychology: state and prospects of research. Part 3: Social representations and thinking of personality. Moscow, 2002. Pp. 88-103. (In Russ.)

12. Moscovici S. Foreword Herzlich C. Health and Illness: A Social Psychological Analysis. London, 1973. Pp. 3-17.

13. Jodelet D. Représentationssociales: phénomènes, conceptetthéorie / Psychologiesociale. S. Moscovici (ed.). Paris, 1984. Pp. 357-378.

14. Ermolaev V. V., Voroncova J., Chetverikova A. I., Nasonova D. K. The Vector of Managing the Organizational Culture of the Internal Affairs Bodies: Officers' Mental States and the "Picture of the World" in the Dynamics of Social Fears of the COVID-19 Pandemic. Social Psychology and Society. 2022. Vol. 13, No. 1. Pp. 189-208. https://doi.org/10.17759/sps.2022130112. (In Russ.)

15. Selezneva E. V. Development of acmeological culture of civil servants. Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2005. 607 p. (In Russ.)

Submitted 11.06.2022; approved after reviewing: 30.06.2022; accepted for publication: 30.08.2022.

All the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.