Научная статья на тему 'Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект'

Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / AXIOLOGICAL DIFFERENTIATION / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ / AXIOLOGICAL PRINCIPLES / ПРИНЦИПЫ ПОЛЕЗНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / НЕЗАВИСИМОСТИ И УСПЕШНОСТИ / INDEPENDENCE AND SUCCESS / PRINCIPLE OF PRACTICALITY / SELF-SUFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна

На основе результатов автор приходит к выводу о том, что диапазон ценностных принципов бизнес-деятельности в Волгоградской области характеризуется реализацией принципов полезности, самостоятельности, независимости, успешности. Отмечается, что на современном этапе наблюдается процесс ценностной дифференциации волгоградского бизнес-сообщества, обусловленный влиянием факторов, связанных с масштабом профессиональной деятельности бизнесмена, его половой принадлежностью, стажем работы в сфере бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Principles of Business Activity in the Region: Socialogical Aspect

On the basis of the results the author comes to the conclusion that the range of axiological principles of business activity in the Volgograd Region is characterised with the implementation of the principle of practicality, self-sufficiency, independence and success. It is noted that on the present-day stage the process of axiological differentiation of the Volgograd business community conditioned by the influence of factors connected with the scale of professional activity of the businessman, sexual identity, work experience in the sphere of business is observed

Текст научной работы на тему «Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект»

А. Л. КУЗЕВАНОВА

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: ценностная дифференциация, ценностные принципы, принципы полезности, самостоятельности, независимости и успешности

Key words: axiological differentiation, axiological principles, principle of practicality, self-sufficiency, independence and success

Изучение ценностных принципов бизнес-деятельности в Волгоградской области и их специфики осуществлялось нами на основе данных социологического исследования, проведенного нами же с применением метода анкетирования в январе—августе 2008 г. среди представителей бизнес-слоя г. Волгограда (N = 350, выборка — маршрутно-квотная по полу, возрасту, размеру бизнеса), а также на базе материалов глубинных интервью с 30 волгоградскими бизнесменами. Для сравнительного анализа были использованы данные, аналогичные по содержанию, выборке и методике проведения опросов представителей бизнес-сообщества г. Сочи и г. Москвы.

Спектр ценностных принципов бизнес-деятельности характеризует принцип полезности, являющийся отражением основного содержания этого вида экономической активности, в основе которого лежит направленность на получение результата, приносящего конкретную пользу, что в итоге удовлетворяет потребности и способствует реализации интересов субъекта бизнес-деятельности. Отвечая на вопрос о перспективах, которые открывает их профессиональная деятельность, 67 % участников опроса, проведенного в г. Волгограде, выбрали вариант «достижение конкретных целей». «В бизнесе все предельно просто: ставишь перед собой цели и прилагаешь все усилия, чтобы их достичь, — замечает

КУЗЕВАНОВА Ангелина Леонидовна, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, кандидат социологических наук (г. Волгоград).

владелец магазина бытовой техники (35 лет, 8 лет стажа в бизнесе). — В итоге получаешь необходимый результат, приносишь пользу себе и людям... В нашем деле все строится по принципу „цель — результат — польза"... А как иначе? На том и стоим, так сказать». «Я всегда задаю себе вопрос „А насколько полезно для меня и моей компании то или иное мероприятие, акция, принятое решение?", — подчеркивает владелица магазина керамической плитки (49 лет, 20 лет в бизнесе). — Без пользы, выгоды никуда... Бизнес — это не благотворительность. Это трезвый расчет, планирование... Либо ты действуешь по принятым в этом деле правилам, либо „вылетаешь" с рынка, остаешься ни с чем».

Диапазон ценностей бизнес-деятельности представлен принципом самостоятельности и независимости. Именно самостоятельность в определении объема и содержания деятельности, по мнению 68 % опрошенных волгоградских бизнесменов, является одной из основных перспектив, открывающихся для тех, кто занимается бизнесом на профессиональной основе. «Про меня можно сказать, что я женщина по имени „сама", — считает владелица отдела по продаже тканей и фурнитуры (47 лет, 16 лет в бизнесе). — Чтобы начать бизнес, я продала квартиру, жила в съемной „двушке"... Я сама поднимала дело без каких-либо связей и друзей... Многие говорили, что у меня крыша поехала... Сейчас, слава Богу, все вошло в норму: есть квартира, развивается бизнес. Мне нравится, что я могу самостоятельно определять ассортимент закупок, налаживать контакты с поставщиками из Италии... Я не работаю на дядю, ни от кого не завишу, полагаюсь только на себя. Даже немного горжусь этим».

Для определения значимости принципа самостоятельности и независимости волгоградским бизнесменам было предложено оценить свои возможности в решении возникающих в процессе ведения бизнеса проблем. Большинство опрошенных (75 %) выразило уверенность в том, что поиск решения проблемных ситуаций, связанных с осуществлением бизнес-деятельности, является прерогативой самого бизнесмена, рассчитывающего исключительно на собственные силы. Анализ данных с учетом размера бизнеса показывает, что наиболее значим этот принцип для крупных бизнес-

менов: 89 % респондентов этой группы выбрали позицию, характеризующуюся ориентацией на проявление самостоятельности в деловой практике. По сравнению с малым и средним бизнесом среди субъектов крупномасштабной бизнес-деятельности в семь раз меньше тех, кто рассчитывает на государственную поддержку.

В процессе организации, осуществления и развития бизнес-деятельности бизнесмены придерживаются принципа успешности, благодаря реализации которого достигаются поставленные цели. 80 % респондентов считают, что именно нацеленность на успех способствует эффективному ведению дел в бизнесе. Отметим, что среди крупных бизнесменов процент тех, кто разделяет эту точку зрения, оказался максимальным (92 %). «Надо верить в успех того, что ты делаешь, — комментирует свою позицию один из крупных волгоградских бизнесменов (43 года, 15 лет стажа бизнес-деятельности), — иначе твоя неуверенность перейдет к сотрудникам. В США установка на успех — первое правило в бизнесе. Меня такой пример вдохновляет. Как говорится, мысль материальна. Если ты уверен в успехе дела, то всегда сможешь добиться своего».

Реализация принципа успешности предполагает наличие определенных представлений бизнесмена о характеристиках успеха в бизнесе. По данным нашего исследования, у большинства представителей волгоградского бизнеса успех ассоциируется с высокими личными доходами (72 %) и ростом масштаба бизнес-деятельности (70 %). В понимании основного содержания успеха в бизнесе обнаружились определенные различия между московскими, сочинскими и волгоградскими бизнесменами. Позиции представителей бизнес-слоя г. Сочи и г. Волгограда в целом совпали и предусматривают рассмотрение в качестве атрибутов успешного бизнеса рост дохода и масштабов деятельности, уверенность в завтрашнем дне. «Успех в бизнесе чувствуешь, когда доходы растут, — отмечает волгоградский владелец магазина хозяйственных товаров. — Вот, дай Бог, второй магазин открою в другом районе города. Это тоже показатель. А если я могу быть уверенным, что завтра мой бизнес не прикроют и что моя семья не останется без куска хлеба, то это тоже большой успех». Столичные бизнесмены, согласившись с мнением представителей двух других

групп респондентов по первым двум позициям, на третье место по значимости поставили «деятельность, приносящую удовлетворение».

При анализе данных опроса волгоградских бизнесменов с учетом стажа работы в бизнесе выяснилось, что практически совпали позиции бизнесменов, занимающихся этим видом профессиональной деятельности 15—20 лет и более. Для участников опроса, принадлежащих к этим группам, главными основаниями успешной бизнес-деятельности являются хорошее финансовое и кадровое обеспечение организации, а также наличие доверительных отношений с партнерами и целевой аудиторией. Сходство взглядов при определении трех ключевых основ коммерческого успеха обнаружилось среди представителей бизнес-сообщества, чей профессиональный стаж составляет 10—14 и 5—9 лет: респонденты этих групп видят непосредственную связь между успешным бизнесом и хорошей финансовой базой, эффективным управлением, соответствующим кадровым потенциалом. В определенной степени специфичной оказалась позиция бизнесменов, организовавших свое дело менее 5 лет назад: в списке главных оснований успешного бизнеса они указали не только финансовую базу и эффективный менеджмент, но и использование инновационного подхода. «Без новшеств в торговле сегодня не обойтись, — отмечает владелец автосалона (36 лет, 4 года в бизнесе). — Конкуренция настолько велика, что только успевай вертеться. Чувствую, что ослабевают наши позиции на рынке, сразу устраиваю с сотрудниками мозговой штурм, напрягаю пиар-отдел, менеджеров. По-моему, так японцы делают, нам в институте об этом на лекциях говорили. Придумываем новые рекламные ходы, новые виды услуг, новые варианты выгодных предложений клиентам. Застой, отсутствие новых идей — это прямая дорога к банкротству».

Важным для нашего исследования было и выявление основного содержания ценностных принципов, которых придерживаются волгоградские бизнесмены в отношении сотрудников своих организаций. Как отмечалось выше, 65 % участников опроса выразили уверенность в том, что хороший кадровый потенциал является основой их успешной бизнес-деятельности. Материалы глубинных интервью подтвердили результаты массового опроса. Осознание значимости роли

персонала в деле успешного развития бизнеса стимулирует бизнесменов к соблюдению этических норм во взаимодействии с наемными работниками. Большинство опрошенных бизнесменов заявило о своем стремлении придерживаться принципов уважительного отношения к сотрудникам и их правам, содействия развитию и личностному росту кадров, справедливости в материальном и моральном стимулировании работников. «У нас сотрудники получают весь оклад в „белом" виде, отпуск им гарантирован, — утверждает владелец гипермаркета (45 лет, 16 лет в бизнесе). — Хороший, здоровый сотрудник лучше, чем плохой и больной. Ежегодно проводим акцию „Бросай курить". Работник пишет заявление, и если в течение 2 месяцев он не курит, то получает к зарплате бонус — три тысячи рублей. Раз в месяц чествуем именинников. Если есть благодарности от покупателей, то дарим подарки, премируем. Все по справедливости. Я стараюсь всем по возможности уделить внимание. С кем встречаюсь, то с тем за руку здороваюсь. Вижу, что на людей это оказывает влияние». «Я про сотрудников все знаю, — рассуждает владелица магазина строительных материалов (37 лет, 7 лет стажа в бизнесе). — У кого какие проблемы дома, у кого здоровье подкачало. Пытаюсь войти в положение. Если я к своим людям отношусь с уважением, то и они с отдачей работают. Но считаю, что и справедливость должна быть как в наказаниях, так и в поощрениях. Прогулял рабочий день — получи штраф, больше нормы заказов оформил — получил премию».

Анализ материалов глубинных интервью показывает, что большинство волгоградских бизнесменов строит свои взаимоотношения с клиентами, опираясь на принцип максимально лояльного к ним отношения. В числе основных оказались следующие приоритеты: соблюдение требований потребителей в процессе торговли, стремление к высокому уровню обслуживания клиентов, уважение их человеческого достоинства и нацеленность на компромисс в разрешении конфликтных ситуаций. В основе такой линии поведения лежат не столько альтруистические мотивы, а сколько прагматические соображения, связанные с осознанием значимости позитивного отношения покупателей для процветания бизнеса. «Мы предлагаем нашим покупателям лучшие

цены и широкий ассортимент товаров, — подчеркивает владелица супермаркета (38 лет, 11 лет в бизнесе). — Если покупатель доволен, то продажи растут, наши дела идут в гору. Хотим, чтобы люди жили лучше, богаче, сохраняя свои деньги. Я сама давно в торговле, и меня всегда обижает сложившийся стереотип, согласно которому торговля — дело нечестное. Я вместе со своим коллективом хочу доказать обратное».

Для изучения этических принципов бизнес-деятельности участникам исследования в г. Волгограде был задан ряд вопросов, один из которых был связан с выявлением позиции опрашиваемых по поводу действий, идущих в разрез с правовыми и этическими нормами, принятыми в обществе. Результаты опроса свидетельствуют о том, что в деловой практике 74 % респондентов имели место случаи уклонения от уплаты налогов, каждый второй бизнесмен подкупал должностных лиц, каждый третий в интересах дела предоставлял партнерам ложную информацию. Анализ данных с учетом размера бизнеса показал, что представители как мелкого и среднего, так и крупного бизнеса в большинстве своем не платят налоги в полном объеме. 57 и 62 % занятых в малом и среднем бизнесе давали взятки государственным чиновникам, несколько меньше таких оказалось в группе крупных бизнесменов (44 %). Вводили в заблуждение своих партнеров по бизнесу 45 % представителей мелкого бизнеса и 36 % тех, масштаб бизнес-деятельности которых является крупным. В деловой практике каждого пятого мелкого бизнесмена имела место подделка документов, среди занятых в крупном бизнесе таких оказалось почти в два раза меньше (11 %).

Как показывает анализ полученной информации, фактор половой принадлежности оказывает значительное влияние на формирование этических принципов бизнес-деятельности. Если 90 % мужчин признали, что уклонялись от уплаты налогов, то среди женщин число сторонников такой позиции оказалось на 30 % меньше. Если 79 % бизнесменов мужского пола поощряли взяточничество чиновников, то среди женщин, занимающихся бизнесом, такую линию поведения выбрали 47 % опрошенных.

Для выяснения основного содержания этических принципов бизнес-деятельности в волгоградском регионе участни-

кам опроса было предложено выступить в роли экспертов и ответить на вопрос о том, возможно ли в нынешних условиях заниматься бизнесом, не нарушая правовых и этических норм, не имея связей с преступной средой. 76 % респондентов признали, что профессиональная деятельность бизнесменов не обходится сегодня без нарушения норм права. 47 % опрошенных уверены, что невозможно вести дела в бизнесе, не подкупая должностных лиц. В числе негативных обстоятельств, сопровождающих деятельность представителя бизнес-сообщества, 30 % участников опроса указали нарушения правил этики бизнеса. «Бизнес делается ради прибыли, — считает один из волгоградских бизнесменов (42 года, 12 лет стажа в бизнесе). — А какая может быть прибыль, если будешь все налоги платить? И как на лапу не дать, если тебе какая-нибудь бумажка нужна, разрешение или справка? Не дашь — „промаринуют", устроят проверки. Иной раз и обманываем ради дела. Знаю, плохо это, нечестно. Я вообще верующий человек. Но хочешь жить — умей вертеться».

В отношении нарушения правовых норм мнения представителей малого, среднего и крупного бизнеса совпали: в каждой группе более 70 % опрошенных согласились с приведенным в анкете утверждением. Каждый второй мелкий и средний бизнесмен не видит альтернативы такому способу решения проблем в бизнесе, как подкуп чиновников. Среди крупных бизнесменов, разделяющих такую точку зрения, оказалось несколько меньше — 40 %. Существенная разница в процентных показателях обнаружилась при сравнении ответов занятых в малом и крупном бизнесе по вопросу о нарушении правил этики и возможности связей с криминалом: в группе респондентов, масштаб деятельности которых является крупным, в два раза меньше тех, кто считает невозможным ведение дел в бизнесе без нарушения закона и вступления в контакт с криминальным миром.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы. Как показывают данные, диапазон ценностных принципов бизнес-деятельности в волгоградском регионе характеризуется реализацией принципов полезности, самостоятельности, независимости, успешности. Анализ материалов глубинных интервью показывает, что взаимодействие с деловыми партнерами основывается на соблюдении

принципа взаимополезности, что большинство волгоградских бизнесменов строит свои взаимоотношения с клиентами, опираясь на принцип максимально лояльного к ним отношения. В основе выбранной бизнесменами модели поведения по отношению к персоналу и клиентам лежит не столько альтруистическая, сколько прагматическая мотивация, связанная с осознанием значимости роли кадрового потенциала и позитивного отношения покупателей для процветания бизнеса. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что этические принципы бизнес-деятельности далеки от высоких стандартов: в деловой практике большинства опрошенных имели место случаи уклонения от уплаты налогов, каждый второй бизнесмен подкупал должностных лиц, каждый третий в интересах дела предоставлял партнерам ложную информацию. В ходе формирования и реализации ценностных принципов бизнес-деятельности в волгоградском регионе наблюдается процесс ценностной дифференциации, обусловленный влиянием факторов, связанных с масштабом профессиональной деятельности бизнесмена, его половой принадлежностью, стажем работы в сфере бизнеса.

Поступила 22.07.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.