Научная статья на тему 'Ценностные предпочтения банковской элиты'

Ценностные предпочтения банковской элиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губина Светлана Александровна, Серебрякова Анастасия Николаевна, Семенова Татьяна Николаевна

В статье на основе результатов экспертного опроса топ-менеджеров ведущих российских банков раскрывается нравственный потенциал банковской элиты, ее готовность к духовно-нравственному оздоровлению российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article on the basis of results of expert poll of top managers of the leading Russian banks the moral potential of bank elite, its readiness for spiritual moral improvement of the Russian society reveals.

Текст научной работы на тему «Ценностные предпочтения банковской элиты»

УДК 336.71

С.А. Губина А.Н. Серебрякова Т.Н. Семенова

Svetlana Gubina Anastasia Serebryakova Tatyana Semenova

Российское общество в целом и государственные структуры продолжают оставаться в духовно-нравственном кризисе. Что может сделать финансовая элита в связи с необходимостью оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе?

Важнейшей функцией любой элиты, в том числе и банковской, является продуцирование новых идей устойчивого развития, творческий поиск ресурсов и факторов воспроизводства и прогнозирования общества. «Духовные лидеры помогают людям отыскать в работе смысл и веру и ответить на фундаментальные вопросы, стоявшие перед людьми всех времен и народов: Кто я как отдельная личность? В чем цель моей жизни, нашей коллективной жизни? Каким моральным принципам должны мы следовать? Какое наследство мы оставим?» [1, с. 422].

Вашему вниманию предоставляются результаты экспертного опроса 106 руководителей и топ-менеджеров российских банков за 2013 и начало 2014 гг. В опросе участвовали 27 банков из 12 городов, среди которых Москва, Санкт-Петербург и другие регионы: Екатеринбург, Железнодорожный, Казань, Набережные Челны, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Тверь, Тула. В опросе приняли участие люди состоявшиеся, семейные (70 %), имеющие детей (88 %). Большинство (87 %) считают себя православными или другой веры (9 %).

Анализ ценностных предпочтений банковской элиты проводился на основе цивилизационно-го [4, с. 47-51] и социокультурного флуктуационного [5, с. 61-81] подходов, согласно которым были выделены традиционные и либеральные ценности.

1. Традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся в прежних обществах (аграрном, индустриальном, в советском) целей и норм жизни - это витальные ценности: здоровье, семья, дети; духовно-нравственные ценности межличностного общения: добро, человечность, забота о детях, стариках, любовь, верность; ценности общественного признания: трудолюбие; ценности взаимодействия с обществом: патриотизм, уважение традиций, мир и порядок в стране, социальная справедливость.

2. Либеральные ценности (характерные для чувственной социокультурной суперсистемы), возникшие под влиянием рыночных и либерально-демократических изменений в общественной жизни России. К ним относятся: витальные ценности: высокая заработная плата, высокий доход, жизнь с комфортом, образование, стремление к знаниям; ценности личностного развития: чувство собственного достоинства, чистая совесть, уверенность в себе; ценность межличностного общения: доверие; ценности общественного признания: жизненный успех; ценности взаимодействия с обществом: свобода личности, готовность к переменам.

Ценностные предпочтения выявлялись с помощью шкалы оценок набора ценностей, расположенных по континууму, характеризующему традиционные и либеральные ценности. Из 18 предложенных ценностей респондент должен был выстроить шкалу личных предпочтений, начиная от самой важной ценности - 1-е значение, к менее важной и далее - совсем не важной - 18-й по значи-

© Губина С.А., Серебрякова А.Н., Семенова Т.Н., 2015

228

мости. Самые важные ценности вошли в первую группу наиболее приоритетных ценностей, выполняющих терминальную задачу. Это ценности-цели, имеющие смысложизненное значение для личности. Во вторую значимую группу вошли инструментальные по своему характеру ценности, выполняющие вспомогательную роль достижительных средств; при необходимости они могут быть развитыми и войти в первую группу. И в последнюю группу - периферийную - вошли вытесненные ценности, как наименее значимые для индивида, но находящиеся в резерве. Периферия включает социальные ценности не только недостаточно развитые, но недостаточно одобряемые респондентом. В то же время, по мере их востребованности, они могут быть развиты индивидом. Шкала ценностных предпочтений банкиров представлена в на рисунке 1.

Рис. 1. Шкала ценностных предпочтений банкиров

В первую группу вошли наиболее значимые, самые важные для банкиров ценности, выполняющие терминальную задачу. Это ценности-цели, имеющие смысложизненное значение для личности: семья, дети (91,7 %), здоровье (88,1 %), чувство собственного достоинства (85,3 %) чистая совесть (76,5 %), мир и порядок в стране (75,8 %), образование, стремление к знаниям (72 %). Следует обратить внимание на комбинацию ценностей-целей, они касаются как витальных ценностей семьи, здоровья, образования, так и ценностей личностного развития, содержащих высокий духовный смысл - чувство собственного достоинства, чистая совесть. В группу приоритетных ценностей вошла и общественная ценность «мир и порядок в стране». По всей видимости, наша элита понимает, что осуществление жизненно важных витальных и личностных ценностей возможно лишь в обществе с устойчивым порядком. Социокультурный и цивилизационный анализ выбранных в качестве жизненных смыслообразующих ценностей показывает их интегральный характер - либерально-традиционный характер, что соответствует принципам устойчивого развития (традиции + инновации). Самым, пожалуй, примечательным является определение вектора дальнейшего (стратегического) развития. Он нацелен на личностное развитие человека с чувством собственного достоинства, с чистой совестью, хорошим здоровьем, в крепкой семье, с детьми, в обществе, где мир и порядок. По

всей видимости, можно высказать предположение, что банковская элита, таким образом, отвечает на вопрос «Куда идти?». Чувство собственного достоинства является имманентным качеством, присущим человеку как виду, выражающим его сущностные качества как человека, и в то же время его индивидуальные особенности. Чувство собственного достоинства имеет историческую и социокультурную природу. Следовательно, у каждого народа человеческое достоинство определяется особенностями национальной культуры. Так, например, в западной романо-германской культуре, по словам Н.К. Данилевского, чрезмерно развитое чувство собственного достоинства является проявлением чрезмерно развитого индивидуализма, которые, в свою очередь, служат проявлением такой коренной черты психического строя народов романо-германского типа как насильственность [3, с. 205].

Коренной чертой русского характера является прирожденный гуманизм (доброта). Чувство собственного достоинства заключается «в огромном перевесе, который принадлежит в русском человеке общенародному русскому элементу над элементом личным, индивидуальным» [3, с. 223-224]. Тыс.елетняя традиция русской культуры определяла достоинство человека как служение сверхличностному абсолютному началу (Отечеству). В этой связи, нельзя не согласиться с выводами ученых, предлагающих в качестве русской национальной идеи рассматривать идею формирования морального идеала достоинства человека. Именно человеческое достоинство, связанное с традиционными ценностями русской культуры, должно стать центральной идеей возрождения России. Преобладающее большинство респондентов (85,7 %) отметили важность этого качества для себя, указав, что для них «лично важно честно прожить жизнь, и даже ради достижения успеха они не переступят через свои моральные принципы» [2, с. 20].

Во вторую значимую группу вошли инструментальные ценности, выполняющие роль дости-жительных средств. К ним относятся ценности отношения к Другому: добро, человечность, забота о детях, стариках (70,6 %), доверие (67,7 %), любовь и верность (66,8 %); ценность общественного признания - трудолюбие (67,6 %); ценность личностного развития - увереность в себе (63 %); ценность взаимодействия с обществом - свобода личности. Комбинация ценностей носит интегральный характер и состоит из равного количества либеральных и традиционных ценностей. Значение инструментальных ценностей особое, поскольку с их помощью (опираясь на них) личность сможет осуществить смысложизненные ценности. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что личность рассчитывает на собственные силы, уверенность в себе, на благоприятную либерально-демократическую среду, создания условий для свободы личности.

И в последнюю группу - периферийную - вошли вытесненные ценности, как наименее значимые для индивида, но находящиеся в резерве. Среди них ценности отношения к обществу: две традиционных - патриотизм (62 %), уважение традиций (50 %), и одна либеральная - готовность к переменам (56 %); витальные ценности либерального характера: высокий заработок, доход (62 %), жизнь с комфортом (62 %); либеральная ценность общественного признания - жизненный успех (56 %). Из этого следует почти неожиданный вывод: базовые ценности либерально-рыночного общества для российской банковской элиты не являются приоритетными!

Таким образом, социокультурный анализ ценностных предпочтений банковской элиты позволяет сделать следующие выводы.

1. Ценностные предпочтения носят интегральный характер: либерально-традиционный по своему содержанию. В количественном отношении они заявлены примерно в равном соотношении. Однако их структурное распределение показывает, что предпочтение отдается духовно-нравственным ценностям как традиционного, так и либерального характера. Базовые ценности жизненного успеха либерально-рыночного толка (высокий доход, гедонизм) не являются значимыми для респондентов и находятся на периферии.

2. Смысложизненные ценности связаны с личностным развитием в направлении духовно-нравственного, интеллектуального и физического совершенствования в благоприятной устойчивой социальной среде ближнего окружения (семье) и дальнего (общества в целом). Личность рассчитывает на собственные силы, уверенность в себе, на благоприятную либерально-демократическую среду, создания условий для свободы личности. Таким образом, банковская элита выступает катализатором интегральной жизненной модели, определяя тем самым основную идею вектора развития российского общества: Достоинство - Семья - Общество.

3. Сопоставляя соотношение материальных и духовных ценностей, можно заметить, что духовные ценности являются приоритетными и находятся в первой и второй группах терминальных и инструментальных ценностей, в то время как материальные ценности вытеснены на периферию третьей группы. Безусловно, альтруизм является важнейшим признаком элиты.

Библиографический список

1. Болмэн, Ли Дж. Рефрейминг организаций. Компания как фабрика, семья, джунгли и храм / Ли Дж. Болмэн ; пер. с англ. И. Трифонова. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 625 с. - ISBN 978-5-96141863-7.

2. Губина, С. А. Нравственный имидж российского банкира / С. А. Губина // Вестник Ассоциации Российских банков. - 2014. - № 18. - С. 14-21.

3. Данилевский, Н. К. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. К. Данилевский. - М. : Известия, 2003.

4. Лапин, Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева, Н. Ф. Наумова [и др.]. - М. : Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с. - ISBN 5-901006-20-8.

5. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин ; пер. с англ. - М. : Астрель, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.