Научная статья на тему 'Ценностные Особенности культурной модернизации Китая'

Ценностные Особенности культурной модернизации Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ ДУАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ / MODERNIZATION / CIVILIZATION / CULTURAL MODERNIZATION / VALUES / CULTURAL DUALISM / NATIONAL IDENTITY / DEMOCRACY / FREEDOM / RESPONSIBILITY / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хоу Цзюэ

В статье анализируются аксиологические доминанты культурной модернизации Китая, в ходе которого выделены понятие, элементы и цели культурной модернизации, показан культурный дуализм модернизации, подчеркивается необходимость сохранения национальной культурной идентичности. В статье обозначена нравственная составляющая модернизационного процесса в контексте его демократического содержания, смысл которого в свободе выбора каждого гражданина участия в культурном преобразовании страны и его ответственности за этот выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хоу Цзюэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological features of cultural modernization of China

The article analyzes the axiological dominants of China's cultural modernization, during which the concept, elements and goals of cultural modernization are highlighted; cultural dualism of modernization is shown; the need to preserve the national cultural identity is emphasized. The article outlines the moral component of the modernization process in the context of its democratic content, the meaning of which is the freedom of choice for each citizen to participate in the cultural transformation of the country and their responsibility for the choice.

Текст научной работы на тему «Ценностные Особенности культурной модернизации Китая»

Хоу Цзюэ

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ

В статье анализируются аксиологические доминанты культурной модернизации Китая, в ходе которого выделены понятие, элементы и цели культурной модернизации, показан культурный дуализм модернизации, подчеркивается необходимость сохранения национальной культурной идентичности. В статье обозначена нравственная составляющая модернизационного процесса в контексте его демократического содержания, смысл которого в свободе выбора каждого гражданина участия в культурном преобразовании страны и его ответственности за этот выбор.

Ключевые слова: модернизация, цивилизация, культурная модернизация, ценности, культурный дуализм, национальная идентичность, демократия, свобода, ответственность, солидарность.

Hou Jue

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

AXIOLOGICAL FEATURES OF CULTURAL MODERNIZATION OF CHINA

The article analyzes the axiological dominants of China's cultural modernization, during which the concept, elements and goals of cultural modernization are highlighted; cultural dualism of modernization is shown; the need to preserve the national cultural identity is emphasized. The article outlines the moral component of the modernization process in the context of its democratic content, the meaning of which is the freedom of choice for each citizen to participate in the cultural transformation of the country and their responsibility for the choice.

Keywords: modernization, civilization, cultural modernization, values, cultural dualism, national identity, democracy, freedom, responsibility, solidarity.

Культурная модернизация Китая является составной и неотъемлимой частью социальной модернизации. Это положение четко обозначено в «Обзорном докладе о модернизации в мире и Китае (2001-2010)» [1]. Социальная модернизация сосредоточена на главной цели модернизационного процесса: построении цивилизации знаний, поэтому цели социальной и культурной модернизации тесно взаимосвязаны. Так, задачи социальной модернизации Китая на краткосрочный период заключены в необходимости внедрения всеобщего обязательного бесплатного 9-летнего образования, а в перспективе - «к 2030 г. должна быть завершена информатизация и внедрено всеобщее обязательное бесплатное 12-летнее образование, искоренена нищета и построена новая гармоничная и эффективная страна; к 2040 г. должно быть распространено высшее образование и ликвидированы пробелы в знаниях и информации; к 2050 г. должен быть достигнут уровень среднеразвитых стран и завершена социальная модернизация; а к концу XXI в. должен быть достигнут высокий по мировым меркам уровень развития и полностью осуществлена

социальная модернизация» [1, с. 150]. Таким образом, задачи социальной модернизации - в повышении образовательного потенциала страны как одного из важнейших экономических факторов, позволяющих преодолеть социальное неблагополучие и неравенство. По сути дела, развитие социальной модернизации в контексте проектирования образовательного потенциала страны - это практическое внедрение «национальной стратегии по борьбе с нищетой, стратегии социального благополучия, стратегии новой урбанизации, стратегии социальной информатизации и стратегии социальной интенсификации знаний» [1, с. 156]. В состав социальной модернизации включены культурная и экологическая модернизация. Культурная модернизация является продолжением социальной модернизации.

В культурной модернизации, в ее ценностно-понятийной характеристике выделяются, согласно исследованиям китайских ученых, следующие элементы, которые определяют культурный дуализм модернизации [Комм. 1], имеющий всеобъемлющий характер, свойственный для всех стран. Культура в процессе модернизационных изменений выступает, с одной стороны, как социокультурный товар, с другой - как социокультурный продукт. Социокультурный продукт, с точки зрения его ценностных свойств, качества, характеризуется как произведение, созданное в рамках определенной национальной культуры, идентифицировано как национальное достояние. Поэтому социокультурный продукт как «средство культурной идентичности» принадлежит определенной национальной стране и может быть защищен государством. Таким образом, культурная идентификация социокультурного продукта, произведенного в той или иной стране, соответствует его национальной идентификации. Социокультурный продукт в современном обществе приобретает еще и качество социокультурного товара, который может быть не только произведен, но и продан на рынке. То есть продукт культуры, как и всякий другой продукт, является товаром, который востребован на всемирном рынке с целью получения денежной выгоды, соответственно, может быть продан на рынке, безусловно, с учетом требований этого рынка. Таким образом, национальный социокультурный продукт коррелируется с национальной выгодой. В соответствии с этим «изменения культуры могут зависеть как от национальной выгоды, так и от рыночной конкуренции». Исходя из этого, китайские ученые считают, что существование культуры, ее национальной ценностной основы, возможно только в рамках национальной идентичности страны, в результате чего, во-первых, возникает необходимость защиты традиционных культурных устоев, прав и интересов со стороны государства, во-вторых, востребованность на рынке расширяет конкурентоспособность продуктов культуры, в-третьих, являются «средством повышения качества культурной жизни и конкурентоспособности». Культурный дуализм в рамках культурной модернизации характерен для процессов культурного развития в различных странах, с одной стороны, как «выражение культурных прав и интересов», другой стороны, имеют выраженный «товарный» смысл: во всемирном масштабе культурного товарооборота произведения культуры обозначаются как товар [1, с. 204-205].

Отсюда следует, что культурный дуализм модернизационных процессов современного общества есть «выражение культурных прав и интересов», с другой стороны, имеет «товарный» смысл: во всемирном масштабе культурного товарооборота произведения культуры обозначаются как товар [1, с. 204-205]. Таким образом, в целом, исходя из понимания культурного дуализма, как основания культурной модернизации, можно сказать, что культура характеризуется, прежде всего, национальными особенностями,, выражающими национальную идентичность той или иной страны. С другой стороны, национальная культура «встроена» во всемирный культурный товарооборот, вследствие чего она зависима от всемирных тенденций культурного развития. В силу этого традиционная культура, подверженная влиянию всемирной культуры, может сохранить свою национальную идентичность и своеобразие только в том случае, если ее права будут защищены и поощрены со стороны государства [Комм. 2]. В то же самое время она может расширить свои границы во взаимодействии с всемирной культурой. В этом смысле, в докладе подчеркивается идея о том, что культурная модернизация не представляет собой модель «оптимальной» формы, «требования культурной модернизации могут быть унифицированы, но осуществляется она по разным моделям и в разных режимах». Это связано с тем, что «в разных странах — разный язык, литература, искусство, философия, религия, законы, культурные системы, традиции, несоизмеримые виды политики и выбора, которые нельзя слепо имитировать. Ведущие страны оставляют пример для обучения, но не подражания при проведении культурной модернизации» [1, с. 208].

Следовательно, дуализм культурной модернизации, как смысл ее содержания, определяется национальной идентичностью, которая получает свое развитие в контексте включения ее во всемирный «товарооборот». В соответствии с положением об «углублении» культурной модернизации, ее характерными чертами признаются культурное развитие, культурная трансформация, культурное международное взаимодействие [Комм. 3], что коррелируется с идеями культурного развития и взаимодействия с культурами различных стран. Таким образом, ценностной основой культурной модернизации является сохранение ценностей национальной культуры, которая является ценностной основой, определяющей национальное достоинство стран и народов, является условием национальной идентичности. Такой подход определяет ценностную ориентацию культурной модернизации, ее опору на сохранение традиционных ценностей, основанных на культурно-исторических и религиозно-нравственных традициях. Это не исключает культурное развитие и обогащение национальной культуры в силу ее «включенности» и взаимодействия с другими культурами. В силу этого «расширение культурной модернизации включает модернизацию чистой культуры, культурных учреждений, культурной индустрии, жизни, ее содержания, форм, систем, идей и управления ими» [1, с. 224]. Необходимость осуществления культурной модернизации - объективный процесс, который ставит каждую страну, прежде всего, Китай перед культурным выбором, содержание которого ставит каждого

гражданина и страну перед выбором ее развития до мирового уровня. «Отказ от культурной модернизации, по мнению китайских исследователей, «ставит нацию перед необходимостью «сохранения своей традиционной культуры или старого стиля культурной жизни, что только увеличит разрыв между уровнями модернизации культурной жизни в Китае и в мире» [1, с. 276]. Культурный выбор представлен в исследовании китайских ученых свободным выбором в правовом и нравственном смыслах. Ценностное значение культурного выбора каждого человека с точки зрения права основывается на факторе защиты со стороны права, которое возлагает на общество определенную ответственность и вменяет соответствующие обязанности, в силу чего культурный выбор «не должен нарушать национальные ограничения или социальные критерии, а также затрагивать культурный выбор, права и интересы других индивидов». Право и государство должны оказывать поддержку культурного выбора различных общественных групп, «развивать прогресс и гармонию в культуре» [1, с. 276-277].

Комментарии

1. Понятие дуализма имеет место в религиозной, философской и культурной традиции: Культурный дуализм рассматривается в социологии культуры как «культурный диссонанс - ситуация, возникающая после глубоких социальных потрясений и переломов, при которой прежняя и новая культуры сталкиваются и входят между собой в конфликт» (См.: Национальная социологическая энциклопедия. Ст. Культурный дуализм. Режим доступа. Электронный ресурс: http: //voluntary. ru/termin/kulturnyi- dualizm. html) Мы рассматриваем культурный дуализм в контексте социокультурных модернизационных процессов с точки зрения наличия в культуре социокультурного продукта, который одновременно выступает и как социокультурный товар с точки зрения их ценностной составляющей в социокультурном пространстве.

2. Поэтому «культурная модернизация заключается не в уничтожении «устаревшего» культурного наследия, а в его защите и рациональном использовании. В ходе культурной модернизации понимание функций культурного наследия постепенно углубляется» - Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). Гл. ред. Хэ Чуаньци. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь мир. 2011. С. 210

3. В докладе представлена триада культурной модернизации или, иначе говоря, «упрощенная концептуальная модель культурной модернизации: культурное развитие = культурный прогресс + позитивная культурная адаптация + культурный прогресс х позитивная культурная адаптация. Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х изменения международного культурного положения. Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х международные культурные взаимодействия». См.: Обзорный доклад 2011 -Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). Гл. ред. Хэ

Чуаньци. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь мир. 2011. С. 224.

Литература

1. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / под ред. Ч. Хэ, Н. И. Лапина. М.: Весь мир. 2011. 252 с.

2. Бальчиндоржиева О. Б. Особенности модернизации политической системы Китайской Народной Республики: автореферат дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ: БГУ, 2007. 24 с.

3. Доржиева М. Л. Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе: автореферат дис. ... канд. филос. наук. Иркутск: ИГТУ, 2006. 19 с.

4. Лапин Н. И. Цивилизация, модернизация, идентичность в исследованиях китайских ученых // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 3-5.

5. Ломанов А. В. Китайская философия и современная цивилизация // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 5. С. 144-152.

6. Мотрошилова Н. В. Цивилизационный подход в программах модернизационного рывка современного Китая // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 5-17.

References

1. Obzornyy doklad o modernizatsii v mire i Kitaye (2001-2010) [Overview report on modernization in the world and China (2001-2010)] / ed. by Ch. He, N. I. Lapin. Moscow: Ves' mir. 2011. 252 p.

2. Bal'chindorzhieva O. B. Osobennosti modernizatsii politicheskoy sistemy Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Modernization features of the political system of the People's Republic of China]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences]. Ulan-Ude: BGU, 2007. 24 p.

3. Dorzhieva M. L. Osobennosti transformatsii sistemy dukhovnykh tsennostey v sfere moral'no-eticheskikh predstavleniy v sovremennom kitayskom obshchestve [Features of spiritual values system transformation in the sphere of moral and ethical ideas in the contemporary Chinese society]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences]. Irkutsk: IGTU, 2006. 19 p.

4. Lapin N. I. Tsivilizatsiya, modernizatsiya, identichnost' v issledovaniyakh kitayskikh uchenykh [Civilization, modernization, identity in the research of Chinese scientists] // Voprosy filosofii. 2012. No. 6. Pp. 3-5.

5. Lomanov A. V. Kitayskaya filosofiya i sovremennaya tsivilizatsiya [Chinese philosophy and modern civilization] // Problemy Dal'nego Vostoka. 1995. No. 5. Pp. 144-152.

6. Motroshilova N. V. Tsivilizatsionnyy podkhod v programmakh modernizatsionnogo ryvka sovremennogo Kitaya [Civilization approach in the programs of the modernizing leap of modern China] // Voprosy filosofii. 2012. No. 6. Pp. 5-17.

Статья поступила в редакцию 28.09.2017 Статья допущена к публикации30.11.2017

The article was received by the editorial staff28.09.2017 The article is approved for publication 30.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.