Научная статья на тему 'Ценностные основы военной прозы в процессе воспитания старших школьников'

Ценностные основы военной прозы в процессе воспитания старших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
724
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПРОЗА / ЦЕЛЕВАЯ ДОМИНАНТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимофеев Н. С.

Main problem deliver by author of the article, is concluded in separation problem-thematic basis of the military prose, as well as structures of the patriotism chosen russian writer. Thereby we hope to define what problems touched author, as well as what themes of the tales play solving role in shaping of patriotic valuables beside schoolboy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные основы военной прозы в процессе воспитания старших школьников»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG9. № l. С. ll5-l2G.

УДК 82l.lel.l Н.С. Тимофеев

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Main problem deliver by author of the article, is concluded in separation problem-thematic basis of the military prose, as well as structures of the patriotism chosen russian writer. Thereby we hope to define what problems touched author, as well as what themes of the tales play solving role in shaping of patriotic valuables beside schoolboy.

Ключевые слова: военная проза, целевая доминанта произведения, ценностные установки русской культуры, воспитание читателя.

Военная проза - это совокупность литературных прозаических произведений, различных по жанровой тематике, но имеющих проблемнотематическое единство, а также четко ограниченных временными рамками создания (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). Главная задача, решаемая писателем того времени, была предельно четкой и заключалась в духовной мобилизации русского народа и народов СССР на борьбу с немецко-фашистскими оккупантами на фронтах общенациональной (народной) и отечественной войны (такая формула войны была определена руководством страны и озвучена И. В. Сталиным [1] в его речи от 3 июля

1941 г.).

Мы не ставим цель проанализировать конкретные жанровостилистические особенности литературы той эпохи. Главную задачу видим в выделении проблемно-тематического основания военной прозы, а также определении основных ценностных ядер, актуализированных русскими писателями и являющихся основными элементами русского патриотизма. В чем важность проблемно-тематического единства произведения? Всякая система (литературного произведения в том числе) представляет собой диалектическое единство элементов, отбираемых в соответствии с принципами необходимости и достаточности; сочетание и взаимодействие этих элементов определяется целью системы. Для организации функциональной системы «необходимо наличие «системообразующего фактора», стремления к цели. Целевая доминанта реализуется, осуществляется в системе: она возникает еще до создания системы как «вещь в себе», это исходный принцип, авторская установка, а после того как система сформирована, становится «вещью для нас» - достоянием читателя. Проблема произведения - основной элемент внутреннего движения литературных персонажей. Тема произведения - своеобразный каркас для авторской проблемати-

© Н.С. Тимофеев, 2009

зации. По мере того как читатель - зрительно или на слух - воспринимает текст произведения, словесную материю, которая и задает тему произведения в сознании читателя-слушателя, перед его внутренним взором возникают рисуемые словом картины жизни: он видит людей и обстоятельства, в которых они живут и действуют, видит динамическую картину отраженной действительности, т. е. сюжет. В процессе художественного восприятия внешняя форма (художественная речь) посредством заданной автором основной проблемы произведения, привносящей в него момент движения, переходит во внутреннюю форму (сюжет), а постижение идейноэстетического смысла увиденного приводит читателя к овладению духовными ценностями, т. е. содержанием произведения искусства. Так форма переходит в содержание. Так формируются основные ценностные ядра культуры, усваиваемые человеком в процессе его индивидуального духовного роста. Подобные представления о формировании культурных основ человека рассматривает известный русский психолог и антрополог Юрий Вячеславович Громыко.

Изучение русской военной прозы в школе связано с задачей формирования диалога поколений [2], образующего ценность земли, на которой мы живём. Именно так мы можем вести внутренний диалог со своими дедами и прадедами, никому не известными мальчишками и девчонками, которые погибли за Россию: Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Великая Отечественная война дала нам праздник Победы - праздник всенародный. Благодаря Победе каждый из нас и все мы вместе проверяем величием мобилизующего общенародного деяния свои личные устремления и свои мысли.

Военная проза может дать школьникам ощущение единства поколений. Человек, не принадлежащий русскому Духу и российскому народу, отделён стеной непонимания от этого единства и не понимает сути Великой Отечественной войны, сводя ее, например, исключительно к сталинскому тоталитаризму. Но именно литература войны передает заветы дедов

внукам (современному поколению), а внуки намечают для себя горизонты и перспективы, которые достойны памяти их предков. Способностью передавать чувство Победы, выраженное в военной прозе, меряется эффективность или, наоборот, беспомощность российской педагогики - возможность или, наоборот, невозможность передать от одних поколений другим святость Великой Отечественной войны.

Изучение русской военной прозы в школе приводит современное поколение, поколение внуков и правнуков участников той войны, к пониманию особой, важной для русских ратоборческой святости. Святости геройства воинских подвигов как искупления своих грехов перед предками, грехов своего рода и грехов нации в неравном бою с врагом перед лицом смерти. Речь может идти о своеобразном восстановлении духовного единства русской истории после трагического разрыва 1917 г.

Отечественная военная проза воспроизводит тот архетип русской удали, когда всё возможно, поскольку в этот момент выхода и прямого обращения к горизонту вечности возникает счастливый миг абсолютной личной правды, понимания того, ради чего ты живёшь.

Изучение русской военной прозы в школе дает подросткам ощущение прямого выхода русских в мировую историю, поскольку русский народ, прошедший через всю Европу и освобождавший весь мир от нацизма и фашизма, после этого уже больше не может мыслить локально. Он мыслит и действует глобально, всемирно-исторически.

Отечественная военная проза восстанавливает духовное единение, разрушает идеологические распри и крамолы. Русский офицер, почитатель памяти царской семьи, убитой в Ипатьевском подвале1, либерал, поклоняющийся правам человека, и большевик-социалист, отстаивающий социальную справедливость, в этот момент перед угрозой уничтожения единого национального государства откладывают в сторону свои разногласия.

Именно такое духовно-идеологическое представление формирует у подрастающего поколения русская военная проза. Формирует с помощью логики взаимодействия проблемно-тематических элементов лите-

ратурного произведения. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные с точки зрения патриотического воспитания темы и проблемы отечественной военной прозы.

Тема любви человека к собственной Родине, которая позволяет героям приобретать неутомимость и храбрость в бою и идти ради нее на смертный подвиг, проходит через сотни рассказов и десятки повестей. «Это моя родина, моя родная земля, мое отечество - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем моя любовь к тебе» [3]. Приведенная здесь цитата из рассказа-воззвания А. Толстого «Что мы защищаем» характерна в большей степени для первого этапа войны, этапа 1941-1942 гг. Сравним с «Наукой ненависти» М. Шолохова: «И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков» [4]. В романе «Они сражались за Родину» образ родины воплощается в опаленном колосе, сорванном героем на краю сожженного поля: «Звягинцев понюхал колос, невнятно прошептал: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет, как от цыгана... Вот что с тобой проклятый немец, окостенелая душа, сделал» [5]. Так же и герой рассказа «Дерево Родины», написанного А. Платоновым в 1943 г., обращается к родине-земле со словами: «Полежи и отдохни, - говорил пустой земле красноармеец Трофимов, - после войны я сюда по обету приду, я тебя запомню и всю тебя сызнова вспашу, и ты опять рожать начнешь; не скучай, ты не мертвая»

[6].

Тема победоносного боя.. В большинстве случаев бой не описывается в духе натурализма, а приобретает большое нравственнопсихологическое значение. Бой пропускается человеком через его внутренний духовный мир, где формируется убежденность в необходимости ратного деяния и его справедливости. Осознание справедливости совершаемого героем, действия которого подросток проецирует на собственный духовный мир, есть один из важных моментов в педагогике патриотического воспитания. Яркий пример - цикл Б. Горбатова «Письма к товарищу», печатавшийся в период с 1941 г. по 1945 г. «Я гляжу сквозь ночь глазами человека, которому близостью боя и смерти дано далеко ви-

деть. Через многие ночи, дни, месяцы гляжу я вперед и там, за горами горя, вижу нашу победу. Мы добудем ее! Через потоки крови, через муки и страдания, через грязь и ужас войны мы придем к ней. К полной и окончательной победе над врагом! Мы ее выстрадали, мы ее завоюем» [7]. В сознании героя А. Платонова из рассказа «Дерево родины» проходит настоящее и прошлое, мимолетные мысли боя и ощущение долга: «.Лишь изредка била наша большая пушка, точно вздыхала и опять замирала в своей глубине спящая земля, а помимо пушечных выстрелов все было тихо. Но с другой стороны, откуда пришел Трофимов, за полями и реками, стояла среди ржи одна деревня; туда не доходила стрельба из пушек и тревога войны, - там спала сейчас в покое мать Степана Трофимова и у последней избы росло одинокое божье дерево»

[8].

Тема ненависти к врагу. Ненависть -плохой советчик и негодный педагог, но тема эта необычайно важна. Ведь ненависть русского солдата к врагу не культивирует бесчеловечного отношения к поверженному противнику, которого зачастую поят, кормят, укрывают от холода и непогоды. Эта тема очень важна и для русской гуманистической философии начала ХХ столетия. Иван Ильин писал: «Пусть будет личное бесстрашие, но не презрение к врагу, к его храбрости и его подъёму; пусть будет искусное обезвре-жение врага, но не месть, и не жестокость, и не корыстная травля; пусть будет обдуманность и осторожность, но не низменная хитрость и не система национального шпионства» [9]. Тема ненависти переживается героями в христианском духе, именно поэтому не допускают они ее в свои сердца, а носят на кончиках штыков, и именно поэтому поверженному противнику сохраняют жизнь, как в рассказе М. Шолохова «Военнопленные».

Тема трудового подвига, который по значимости не уступает подвигу фронтовому, ибо ритмика человеческой жизни задается лозунгом «Все для фронта, все для ПОБЕДЫ». Тема, необычайно важная для русской литературы ХІХ столетия, приобретает новое звучание в военной прозе 1940-х гг. Обратимся к рассказу М. Шолохова «В казачьих колхозах»: «На бескрайних донских просторах уборка

хлебов в разгаре. Грохочут гусеничные тракторы, над сцепами комбайнов синий дымок смешивается с белесой ржаной пылью, стрекочут лобогрейки, подминая крыльями высокую густую рожь. Казалось бы, мирная картина, но нет. На всем лежит строгая печать войны: по-иному, стремительно и напряженно работают люди и машины, на станичных площадях ржут пригнанные из табунов золотисторыжие донские кони, загорелые молодые всадники в выцветших кавалерийских фуражках едут на призывные пункты, и, разогнув спину, женщины-сноповязаль-щицы долго машут им руками, кричат: «Счастливо возвернуться, казаки! Бейте гадов до смерти!» [10]. Или другая цитата: «. колхозник Василий Солдатов, из колхоза имени 26 Бакинских комиссаров, вдвое перевыполнив норму на скирдовании, спустившись со скирда и выжимая мокрую от пота рубаху, сказал: «Враг у нас жестокий и упорный, поэтому и мы работаем жестоко и упорно. А норма что ж. Норму тут надо перевыполнять, а вот пойдем на фронт, там уж будем бить врагов без нормы» [11].

Тема воинской лихости, которая позволяет добиваться победы над врагом споро и умело, мобилизуя на ратную борьбу все силы человеческого духа, получила особое звучание в тяжелые 1941-

1942 гг. Воинская лихость присуща хладнокровным, духовно собранным и спокойным бойцам, людям, научившимся бороться с отчаянием и сохранять веру в победу до конца. К. Симонов писал: «В душе человеческой мы старались подметить те стороны, которые были сильнее в минуту испытаний, и в русском характере мы искали и находили именно те черты, которые говорили о стойкости, о выносливости русского человека, о его умении не отчаиваться ни при каких обстоятельствах» [12].

Литературная тема, особенно с точки зрения развивающей педагогики, является во многом пассивной составляющей художественного произведения. Воспитательную активность ей придает заданная автором проблематика произведения: все поступки героя проистекают из необходимости определять свою позицию. Проблема литературного произведения есть момент, задающий движение действующих лиц.

Проблема становления человека как воина имеет отношение в первую очередь к тому, как человек преодолевает свой страх, как он преобразуется духовно в момент смертельной опасности (пример -герой повести Б. Горбатова «Алексей Куликов, боец»). Бой за боем, день за днем обретает Алексей навыки, опыт, проходит школу мужества, ненависти и становится настоящим бойцом. Иная составляющая этой проблемы - то, как человек решается на убийство. В теоретическом виде она была решена И. Ильиным, который по поводу убийства на войне пишет следующее: «Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека? Вот вопрос, из которого, по-видимому, вырастает основное нравственное противоречие войны» [13]. Не от воли отдельного человека зависит начало войны, но дело его совести - будет он в данной войне убивать или нет; необходимо различать нравственную доброкачественность деяния и практическую целесообразность его как средства.

Проблема воинского долга и непреклонности его исполнения даже перед лицом смерти поставлена А. Платоновым в рассказе «Дерево родины». Автор показывает героя, красноармейца Степана Трофимова, в течение всего лишь нескольких часов - одного боя и одного допроса. Показывает час за часом, с той пристальностью, когда фиксируются мельчайшие движения души крестьянина-солдата,

его думы и размышления. Созданная картина поражает деталями, создающими высокую правдоподобность описания. Автору присущ глубокий психологизм, повышенное внимание к душевным борениям человека в обстоятельствах исключительной сложности, какими изобилует война.

Проблема смерти и преодоления человеком страха смерти крайне важна для отечественной военной прозы (сравните с хронологически предшествующей ей западной литературой «потерянного поколения»). Разница в самом характере изображаемых войн - той, что изображена в книгах А.Н. Толстого, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, Л.М. Леонова, Б.Л. Горбатова, В.С. Гроссмана, Л.С. Соболева, К.М. Симонова, и той, что изображена в книгах Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона и А. Барбю-

са. Не раз критики говорили о натурализме литературы «потерянного поколения», отталкивающих подробностях и ужасных описаниях. В литературе «потерянного поколения» мы видим героев, ощущающих себя жертвами (вспомним «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка), предназначенным на убой «пушечным мясом». Фашистская идеология и огромный прогресс военной техники сделали Вторую мировую войну еще более страшной и кровопролитной, чем первая. Но в повестях «Дни и ночи» К. Симонова или «Народ бессмертен» В. Гроссмана, рисующих Сталинградскую битву, кровь и ужас смерти не выступают на первый план, не подавляют. Война и смерть в отечественной военной прозе освещены высокой целью. Для русских людей, видящих вокруг себя кровь и смерть, сильнее естественного страха было стремление к мужеству, стойкости, самоотверженности.

Проблема Добра на войне. Добро на войне проявляется в активизации жизненных сил как отдельных персонажей, так и целого народа. Мужество, стойкость, патриотизм, героизм наиболее ярко проявляются именно на войне, в тяжелые годы. Гегель считал войну необходимым элементом истории взаимоотношений государств и фактором нравственного оздоровления нации: «Народы выходят из войны не только усиленными, благодаря внешним войнам нации, внутри которых действуют непреодолимые противоречия, но и обретают внутреннее спокойствие». Русские писатели считали справедливой не всякую, но лишь отечественную войну. И зачастую Добро есть продолжение военной рациональности, как в рассказе Владимира Галла «Победа без выстрела», повествующем о капитуляции крепости Шпандау в пригороде Берлина: «Переговоры длятся недолго. Кратко рассказываем о положении на фронте: советские войска уже под Бранденбургом. Разъясняем бессмысленность дальнейшего сопротивления: помощи ждать неоткуда. Излагаем условия капитуляции: сохранение жизни, медицинская помощь больным и раненным, питание» [14].

Проблема внутренней нравственной силы человека. «На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слазит, как нездоро-

вая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке - ядро» [15]. Эта цитата из «Русского характера» А. Толстого показывает духовный рост бойцов, который происходит рядом со смертью. Одной из главных тенденций военной прозы было отражение внутренней нравственной силы - качества человека, которое необходимо для того, чтобы выдержать и пережить все тяготы войны, а не только взять верх в одном отдельно взятом сражении.

Проблема вживания человека в будни войны как в героическую ПОВСЕДНЕВНОСТЬ. Очерк К. Симонова «У берегов Румынии» заканчивается так: «Четвертый поход окончен так же удачно, как и три предыдущих. Завершен еще один будничный эпизод из жизни подводников, скромных, спокойных и страшных в бою людей, воюющих с врагом за наше Черное море» [16]. Та же мысль завершает очерк «Смерть за смерть»: «Боевой и будничный день сменялся боевой и будничной ночью» [17]. Такова концовка очерка «На реке Сож»: «Начинались вторые сутки боя на далеко не первом по счету водном рубеже. Это был рядовой, трудный день, вслед за которым уже начинались новые сутки боя, такие же трудные» [18]. Формула «героические будни» вовсе не метафора; когда героизм становится массовым, будни не могут быть серыми, они превращаются в героические. Соединяя несоединимое, язык здесь следует за действительностью.

Проблема героического начала в типическом характере. Типический характер, помещенный в конкретные условия войны, стал наиболее распространенным в галерее характеров военной прозы: главными действующими лицами войны, солдатами, были люди рядовые, люди рабочие, интеллигенты, крестьяне. В довоенном прошлом таких героев нет, нет ничего необыкновенного - ни захватывающих дух приключений, ни крутых поворотов судьбы. Но в подлинно народной войне, какой была Великая Отечественная война, роль этих «людей обыкновенных» вырастала. В сущности, упоминаемые нами выше героические будни и обыкновенные люди, совершавшие подвиги, - это две стороны одного и того же явления. Вот как тот же К. Симонов изображает портреты своих героев: «Семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким,

детским голосом и руками и ногами такими маленькими, что, казалось, на них во всей армии не подберешь пары перчаток или сапог» [19]. Ничего особо примечательного нет и во внешнем облике героя другого рассказа Симонова: «Третий адъютант был маленький, светловолосый и голубоглазый паренек, только что выпущенный из школы и впервые попавший на фронт» [20]. А ведь речь идет о людях сильных духом, мужественных, готовых ко всему и способных на многое.

Обозначенные ценностные установки, свойственные русской культуре, и есть «доминанты», формирующие чувство патриотизма. Рассмотренная тематика и проблематика произведений отечественной военной прозы способствует формированию этого чувства в процессе духовного взросления человека. Духовное наследие - не пассивный, бездейственный архив памяти, запечатленный в свидетельствах очевидцев прошлого, в нем заключена огромная сила исторической правды. Соединенное с эстетическими возможностями искусства, оно воздействует на человека.

Поэтому отечественная военная проза является одним из активнейших средств воспитания и утверждения в каждом новом поколении высоких нравственных норм патриотизма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тема убийства царской семьи необычайно важна для Ю.В. Громыко. Рассматривая ее с точки зрения институциальной антропологии, он

анализирует механизм разрыва исторической связи между поколениями. Более подробно ознакомиться с взглядами Ю.В. Громыко можно по книге: Громыко Ю.В. Подонки. М., 2004.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Из выступления по радио Председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина 3 июля 1941 года // Венок славы. Т. 1. М., 1987. С. 156-159.

[2] Гоомыко Ю.В. Антропология политической идентичности. М., 2о0б. С. 52-53.

[3] Толстой А.Н. Что мы защищаем // Венок славы.

Т. 1. М., 1987. С. 143.

[4] Шолохов М.А. Наука ненависти // Венок славы.

Т. 1. М., 1987. С. 31.

[5] Его же. Они сражались за Родину // Роман-газета. 1959. № 1. С. 42.

[6] Платонов А.П. Дерево Родины // Венок славы.

Т. 1. М., 1987. С. 239.

[7] Горбатов Б.Л. Письма к товарищу // Венок сла-

вы. Т. 1. М., 1987. С. 486.

[8] Платонов А.П. Дерево Родины // Венок славы.

Т. 1. М., 1987. С. 241.

[9] Ильин И.А. Духовный смысл войны // Собр. соч.:

в 10 т. М., 1995. Т. 10. С. 36.

[10] Шолохов М.А. В казачьих колхозах // Венок славы. Т. 1. М., 1987. С. 171.

[11] Там же. С. 172-173.

[12] Симонов К.М. Рассказы. М. 1986. С. 179-180.

[13] Ильин И.А. Духовный смысл войны // Собр.соч.: в 10 т. М., 1995. Т. 10. С. 33.

[14] Галл В. М. Победа без выстрела // Венок славы. Т. 11. М., 1987. С. 312.

[15] Толстой А.Н. Русский характер // Венок славы. Т. 1. М., 1987. С. 32.

[16] Симонов К.М. Рассказы. М., 1986. С. 56.

[17] Там же. С. 78.

[18] Там же. С. 132.

[19] Там же. С. 234.

[20] Там же. С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.