Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО (ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО) / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисиленко Анастасия Владимировна

Волонтерство - понятие, которое в последние годы прочно вошло как в обыденный, так и научный оборот. В социологическом поле тематика волонтерства традиционно локализуется в рамках экономической социологии и социологии управления, которые опосредуют его связь с трудом, функционированием и развитием некоммерческого сектора и гражданского общества. Хотя, безусловно, понимание природы и содержания волонтерской деятельности сегодня выходит за рамки данных отраслей, отдавая приоритет системным, институциональным, общностным и прочим аспектам рассмотрения данного феномена. В статье предпринимается попытка изучить феномен волонтерства в ракурсе аксиологического подхода, методология которого призвана расширить имеющиеся представления о ценностных основаниях волонтерских практик россиян. На основе данных исследований волонтерской деятельности молодежи в Белгородской области, а также результатов всероссийских опросов населения, проведенных в период с 2017 по 2019 гг. определяются ценностные ориентиры, которые демонстрирует молодое поколение в отношении добровольного, бескорыстного труда на личностном и групповом уровнях, дается сравнительный анализ ценности волонтерской работы для молодежи и непосредственных ее участников. Ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда, рассматриваются в качестве необходимого условия для массовизации процесса интеграции российской молодежи в волонтерское движение и стимулирования институционализации волонтерства в современных социокультурных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE FOUNDATIONS OF VOLUNTEER PRACTICES OF RUSSIAN YOUTH

Volunteering is a concept that in recent years has firmly entered both everyday and scientific use. In the sociological field, the topic of volunteering is traditionally localized within the framework of economic sociology and sociology of management, which mediate its connection with labor, the functioning and development of the non-profit sector and civil society. Although the understanding of the nature and content of volunteer activity today goes beyond these industries, giving priority to systemic, institutional, community and other aspects of considering this phenomenon. The article attempts to study the phenomenon of volunteering from the perspective of the axiological approach, the methodology of which is designed to expand the existing understanding of the value foundations of volunteer practices in Russians. Based on data from studies of youth volunteer activities in the Belgorod region, as well as the results of all-Russian population surveys conducted in the period from 2017 to 2019. defines the value orientations that the younger generation demonstrates in relation to voluntary, selfless work at the personal and group levels, provides a comparative analysis of the value of volunteer work for young people and its direct participants. The value foundations associated with the implementation of the moral and humanistic principles of volunteer work are considered as a prerequisite for the massization of the process of integration of Russian youth into the volunteer movement and stimulation of the institutionalization of volunteering in modern socio-cultural realities

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

RESEARCH RESULT

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 82-89 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 82-89

<°0

УДК 316.354.4

DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-8

Оригинальная статья

Кисиленко А. В.

Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи_

Белгородский государственный национальный исследовательский университете 308009, Россия, г. Белгород, ул. Преображенская 78 kisilenko@Ъsu. ейи. ги

Аннотация. Волонтерство - понятие, которое в последние годы прочно вошло как в обыденный, так и научный оборот. В социологическом поле тематика во-лонтерства традиционно локализуется в рамках экономической социологии и социологии управления, которые опосредуют его связь с трудом, функционированием и развитием некоммерческого сектора и гражданского общества. Хотя, безусловно, понимание природы и содержания волонтерской деятельности сегодня выходит за рамки данных отраслей, отдавая приоритет системным, институциональным, общностным и прочим аспектам рассмотрения данного феномена. В статье предпринимается попытка изучить феномен волонтерства в ракурсе аксиологического подхода, методология которого призвана расширить имеющиеся представления о ценностных основаниях волонтерских практик россиян. На основе данных исследований волонтерской деятельности молодежи в Белгородской области, а также результатов всероссийских опросов населения, проведенных в период с 2017 по 2019 гг. определяются ценностные ориентиры, которые демонстрирует молодое поколение в отношении добровольного, бескорыстного труда на личностном и групповом уровнях, дается сравнительный анализ ценности волонтерской работы для молодежи и непосредственных ее участников. Ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда, рассматриваются в качестве необходимого условия для массовизации процесса интеграции российской молодежи в волонтерское движение и стимулирования институционализации волонтерства в современных социокультурных реалиях.

Ключевые слова: волонтерство (добровольчество); волонтерская деятельность; ценности; аксиологический подход; молодежь

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31697 «Риски волонтерской деятельности: рефлексивные сценарии регионального сообщества». Информация для цитирования: Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 82-89. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-8.

Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик . Anastasiya V. Kisilenko. Value foundations of volunteer practices .

Original article

Anastasiya V. Kisilenko® | Value foundations of volunteer practices of Russian youth

Belgorod State University 308009, 78, Preobrazhenskaya Str., Belgorod, Russia kisilenko@bsu.edu.ru

Abstract. Volunteering is a concept that in recent years has firmly entered both everyday and scientific use. In the sociological field, the topic of volunteering is traditionally localized within the framework of economic sociology and sociology of management, which mediate its connection with labor, the functioning and development of the non-profit sector and civil society. Although the understanding of the nature and content of volunteer activity today goes beyond these industries, giving priority to systemic, institutional, community and other aspects of considering this phenomenon. The article attempts to study the phenomenon of volunteering from the perspective of the axiological approach, the methodology of which is designed to expand the existing understanding of the value foundations of volunteer practices in Russians. Based on data from studies of youth volunteer activities in the Belgorod region, as well as the results of all-Russian population surveys conducted in the period from 2017 to 2019. defines the value orientations that the younger generation demonstrates in relation to voluntary, selfless work at the personal and group levels, provides a comparative analysis of the value of volunteer work for young people and its direct participants. The value foundations associated with the implementation of the moral and humanistic principles of volunteer work are considered as a prerequisite for the massization of the process of integration of Russian youth into the volunteer movement and stimulation of the institutionalization of volunteering in modern socio-cultural realities. Keywords: volunteering; values; axiological approach; youth Acknowledgment: The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project № 21-011-31697 "Risks of volunteering: reflexive scenarios of regional community".

Information for citation: Kisilenko, A. V. (2021), "Value foundations of volunteer practices of Russian youth", Research Result. Sociology and management, 7 (3), 82-89, D0I:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-8.

Введение (Introduction). Волонтер-ство - один из тех просоциальных феноменов, изучением которого в последние годы стали активно заниматься представители самых разных наук, социология в их числе. За последние годы накоплен достаточный эмпирический материал о российских волонтерах, добровольческих инициативах, реализуемых ими. Опираясь на количественные и качественные стратегии сотрудники Высшей школы экономики, Аналитического центра Ю. Левады (Левада-центр), Фонда «Общественное мнение» (ФОМ),

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), исследовательской группы «Циркон» дают оценку уровня волонтерской активности в конкретных группах российского общества, социального капитала волонтеров, выявляют их портретные черты, стимулы и барьеры добровольного участия, востребованные практики и т.д.

Не отстает в этом смысле и теоретическая социология, которая существенно расширила методологические рамки изучения социального феномена волонтерства за

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 82-89 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 82-89

пределы экономической социологии и социологии управления. Профессор Г. Е. Зборовский даже ставит вопрос о конструировании особого направления - социологии волонтерства, в качестве предметной области которой будет выступать исследование «реальных волонтерских практик конкретных социальных общностей, особенностей их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов поведения в связи с добровольческой деятельностью, взаимодействием волонтеров в рамках ее различных способов и видов, в том числе с различными институтами и организациями государства и гражданского обществ» (Зборовский, 2017: 11). Определение, предложенное уральским ученым, содержит акцент на методологию общностного, деятельност-ного, институционального и аксиологического походов, актуальных при социологическом изучении волонтерства.

Из всего многообразия представленных методологий (которые к слову не ограничиваются данным перечнем и могут быть дополнены системной, управленческой, рискологической), в рамках исследования наибольший интерес представляет именно «аксиологический подход, который направлен на объяснение ценностной природы волонтерства, и по мнению М. В. Певной, проявляется в ценностях волонтерской деятельности на личностном, общностном и социетальном уровнях, позволяет рассматривать в том числе само волонтерство как ценность» (Певная, 2013: 178).

Методология и методы (Methodology and methods). Опираясь методологию аксеологического подхода, в статье на основе результатов всероссийских и региональных опросов, проведенных в период с 2017 по 2019 гг. определяются ценностные ориентации молодежи в отношении волон-

терской деятельности, а также ее оценки социальной значимости волонтерства, ценности, создаваемой волонтерским трудом.

Эмпирическую (информационную) базу составляют результаты репрезентативных прикладных исследований и статистики, а именно:

а) опроса 1500 молодых россиян в возрасте от 14 до 29 лет «Российское «поколение Z»: установки и ценности»1, проведенного в середине 2019 г. Левада-центром по запросу Фонда имени Фридриха Эберта.

б) телефонного опроса 3017 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, реализованного ФОМ осенью 2019 г. на тему «Масштабы и потенциал волонтерства»2.

в) опроса ВЦИОМ 2018 г., посвященного добровольческой деятельности рос-

3

сиян .

г) опроса Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ 2017 г., касающегося мотивации добровольческой деятельности4.

д) опроса «Участие молодежи в волонтерской деятельности: потенциал, проблемы, перспективы развития» 2017 г. (объектом исследования выступала молодежь в возрасте от 14 до 30 лет (N=600), проживающая в 7 городах и 11 муниципальных районах Белгородской области, а также волонтеры (N=623) из числа участников тематических интернет-сообществ, лидеров волонтерских организаций в крупных городах России - всероссийский онлайн-опрос).

е) обследования рабочей силы Рос-стата в 2021 г., отражающего структуру населения в возрасте 15 лет и старше, работающего в качестве волонтеров в течение последних 12 месяцев5.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion).

1URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 20.07.2021).

2URL: https://fom.ru/TSennosti/14303 (дата обращения: 20.07.2021).

3URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/dobrovolchestvo-i-volontyorstvo-kak-my-pomogaem-drug-drugu- (дата обращения: 20.07.2021).

4URL: https://grans.hse.ru/mirror/pubs/share/402892635.pdf (дата обращения: 20.07.2021).

5URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 20.07.2021).

Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик . Anastasiya V. Kisilenko. Value foundations of volunteer practices .

Почему именно молодежь как социально-демографическая группа и ее ценностные ориентации в сфере волонтерской деятельности являются наиболее актуальными в современных социологических исследованиях российского волонтерства?

Во-первых, волонтерство становится одной из популярных форм участия молодых россиян в решении социальных проблем. По данным опроса «Российское «поколение Z»: установки и ценности» 21% молодежи в 2019 г. работали волонтерами и 23% имели опыт участия в общественной, гражданской организации, волонтерском движении в целом. Годом ранее аналогичный процент россиян (22%) в возрасте 1824 лет по данным ВЦИОМ также оказывал волонтерскую помощь нуждающимся.

Во-вторых, в волонтерские организации вступают в основном наиболее продвинутые представители именно молодежного сегмента. По данным Росстата в текущем году 45,6% участников волонтерского движения составляют молодые граждане в возрасте от 15 до 39 лет.

В-третьих, содержание и направленность изменения ценностных представлений молодежи о волонтерской деятельности позволяют проследить открытость данной социальной группы общественным идеалам волонтерства, определить структурный резерв гуманистических, архитипических национальных ценностей солидаризации. Как справедливо подчеркивают в своем исследовании П. Деккер и Л. Халман: «Волон-терство будет более распространено в тех обществах, где присутствует дух солидарности» (Оеккет, На1тап, 2003: 7).

Рассуждая на тему признаков, репрезентирующих ценностный аспект волонтерства в массовом сознании, Т. А. Лисов-ская отмечает, что «ценность волонтерской работы, например, для американской молодежи (эксперименту подвергались студенты не старше 24 лет), заключается в совместных усилиях на благо общества, причем эта работа является почетной и требует от них самоотдачи и определенных навы-

ков. Ценностно положительная окраска во-лонтерства проявляется в связях и ассоциациях этого феномена с помощью, совместным трудом, жертвованием, безвозмездностью, идеями улучшения жизни других» (Лисовская, 2010: 74).

Как показывают региональные исследования в молодежном сознании россиян концепт «волонтерства» также имеет преимущественно положительные коннотации. Массовый опрос молодежи Белгородской области «Участие молодежи в волонтерской деятельности: потенциал, проблемы, перспективы развития», проведенный в 2017 г. по квотной многоступенчатой выборке демонстрирует связи в восприятии волонтера с такими понятиями и человеческими качествами как помощь, доброта, бескорыстие, альтруизм, сострадание. Что бесспорно свидетельствует о нравственном характере представлений идейных принципов волонтерского труда, сложившихся в массовом молодежном сознании.

Воспринимая волонтерство как своеобразный «синдром помощи и заботы», молодежь наделяет участников волонтерской деятельности соответствующими значимыми личностными чертами, определяющими ее эффективность. В представлениях молодого поколения волонтер должен быть человеком добрым (52,8%), отзывчивым (39,7%), терпеливым (36,5%), сочувствующим (25,3%), не стремящимся к личной выгоде (25,3%), честным (23,8%). В то время как параллельное исследование среди самих волонтеров показывает, что помимо качеств, апеллирующих к общечеловеческим ценностям (отзывчивость - 65,2%, доброта - 62,8%), оценивая собственные портретные характеристики, они отмечали, что такая деятельность характеризуется особой ответственностью (56,5%), основана на развитых коммуникативных компетенциях (47,2%) и требует трудолюбия (36,3%), стрессоустойчивости (24,6%) и мобильности (19,4%).

Сравнение представлений молодежи и волонтеров демонстрирует существен-

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 82-89 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 82-89

ную разницу в акцентах восприятия ценности волонтерской работы: с позиции сторонних наблюдателей в лице молодых людей в основе волонтерства скорее гуманистические ориентиры и эмпатийность, по

Сгрессоустойчивость / Stress tolerance 1,6 24,6 Самокритичность / Self-criticism 3,6 3,7 Мобильность / Mobility 2,7 19,4

Разные позиции занимают молодежь и волонтеры в вопросах оценки престижности волонтерства. Результаты упомянутых ранее опросов, проведенных автором в рамках подготовки диссертационной работы «Волонтерство как форма самоорганизации российской молодежи в условиях риска» позволяют говорить, что 76,6% опытных волонтеров в результате соотносительной оценки места волонтерского труда в общественной иерархии социально значимых работ считают его действительно престижным. К сожалению, этого нельзя сказать о молодежи, не вовлеченной в добровольческие практики. Среди молодых людей доля тех, кто оценивают работу волонтеров как

опыту самих участников - это еще и труд, требующий определенного напряжения и сформированности профессионально-значимых качеств.

140

престижную в три раза меньше и составляет 23,2%. Абсолютное большинство молодых респондентов вопрос о престижности волонтерства привел в затруднение -53,4%. Мы полагаем, что во многом подобное положение обусловлено кризисными явлениями, произошедшими в социальных, экономических и политических отношениях, вызвавшими ценностные изменения и культурные сдвиги. Неслучайно Алексей Левинсон (руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра) подчеркивает, что «несмотря на позитивное отношение россиян к идее помощи, они всячески стремятся рутинизировать этот процесс и если и готовы объединяться, то

Трудолюбие / Diligence 13,2 Бескорыстность / Unselfishness Ответственность / Responsibility

36,3

25,3

32,1

20,7

56,5

25,3

Амбициозность / Ambition 2,7 7,2 Сострадание / Compassion Терпение / Patience Уравновешенность / Equilibrium Общительность / Sociability Честность / Honesty Отзывчивость / Responsiveness Доброта / Kindness

21

36,5 27,9

13,6 16,7

16,5 47,2

23,8

24,6

39,7

52,8

0 4.U 20 40 ,

¡молодежь / youth «волонтеры /

65,2

62,8

60

volunteers0

100

120

Рис. 1. Значимые волонтерские качества в восприятии молодежи и волонтеров Fig. 1. Significant volunteer qualities in the perception of youth and volunteers

Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик . Anastasiya V. Kisilenko. Value foundations of volunteer practices .

только перед лицом смертельных вызовов»1. Гипотеза о наличии ценностных барьеров в развитии волонтерства уже поднималась в наших исследованиях (Кисиленко А., Кисиленко Д., 2019), поскольку именно ценности рождают желания, мотивы, интересы, выступают «проводниками смысла» и основной для формирования социальной идентичности волонтерской общности. Вероятно, индивидуализация является наиболее важной ценностной метаморфозой, которая в настоящее время влияет на волон-терство и не позволяет многим молодым людям включиться в прочные коллективистские отношения, в полной мере осознав высокую общественную значимость волонтерского труда. Несмотря на социальное одобрение и ценностно положительную окраску восприятия волонтерства, цифры фактического участия молодежи в добровольной бескорыстной работе в разы уступают, даже если не брать в расчет волонтерские показатели, которые обеспечиваются работой молодых людей в школьных и студенческих организациях (по данным иссле-

10,3

1,3 3

2,6

35,4

18

дования Российское «поколение Z»: установки и ценности из 21% молодых людей, имеющих опыт волонтерской работы каждый второй работал волонтером в школе или университете) и могут заставить усомниться в их добровольности.

Не менее информативны и интепрета-ции самого понятия «волонтерства», в которых также прослеживается ценностное содержание (рис. 2). Всероссийский онлайн-опрос волонтеров, показал, что для более чем трети опрошенных волонтерство - это в первую очередь возможность быть полезным обществу и государству. Для каждого десятого это еще и способ реализовать чувство гражданской ответственности за происходящее. Хотя в целом по выборке доля тех, кто сочетает собственные интересы (расширяя круг общения, пространство досуга, компетенции и т.д.) с общественными превышает предыдущие показатели и суммарно составляет абсолютное большинство (51,2%). Такие ценностные трансформации К. Бидерман назвал «переходом альтруистической помощи в добровольную убежденную активность» (Бидерман, 1999: 41).

польза для государства и общества / benefit for the state and society

получение знаний, умений, навыков (в т.ч. профессиональных) / obtaining knowledge, skills (including professional)

установление социальных (дружеских) контактов / establishing social (friendly) contacts

получение рекомендаций для карьерного роста, трудоустройства / obtaining recommendations for career growth, employment

организация свободного времени / organization of free time

приобщение к модному движению / introduction to the fashion movement

реализация личной гражданской ответственности / realization of personal responsibility

выбор жизненного пути, самоопределение / choice of life path, self-determination

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Ценности волонтерского труда Fig. 2. The values of volunteer work

1 Алексей Левинсон - об особенностях российской национальной благотворительности. URL: https://www.asi.org.ru/2014/04/01/aleksej-levinson-osobennosti-rossijskoj-natsionalnoj-blagotvoritelnosti-i-novye-sot-sialno-isklyuchennye/ (дата обращения: 20.07.2021)

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 3, 2021. С. 82-89 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 3. 2021. P. 82-89

Восприятие волонтерской деятельности в подобном ключе вписывается в хорошо известную функциональную теорию мотивов [Clary et al., 1996], описывающую ценностную функцию (волонтерство как возможность выразить важные убеждения, такие как альтруизм, помощь, неравнодушие), обучающую (волонтерство как возможность учиться, расширять свои знания или развивать и применять новые навыки), социальную (волонтерство как возможность быть принятым в референтные группы или получить общественное одобрение), развивающую (волонтерство как возможность личного развития и повышения самооценки), защитную (волонтерство как возможность справиться с внутренними тревогами и конфликтами, избежать чувства вины) и профессиональную (волонтер-ство как возможность получить опыт, полезный для работы или карьеры).

Ориентация у молодого поколения на себя, доминирующая над ориентацией на других подтверждается в том числе данными всероссийских исследований ФОМ 2019 г. и НИУ ВШЭ 2017 г. По результатам первого самыми востребованными у молодежной аудитории по сравнению со старшими возрастными группами волонтерскими практиками являлись помощь в рамках своей профессии (40%) и проведение лекций, обучающих семинаров (25%), за которыми широкие возможности расширения образовательного и профессионального опыта самих участников такой деятельности. Данные, представленные Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора двумя годами ранее также показывает преобладание личностных, социальных, защитных, карьерных и мотивов самоуважения над чисто альтруистическими. Соотношение между которыми суммарно выгладит как 60:40, что неудивительно, поскольку альтруистическое поведение в отличие от действий в личных интересах всегда обеспечивается с большим трудом.

Заключение (Conclusions). В то

время как ценностно-смысловые основания, связанные с реализацией именно гуманистических, альтруистических принципов волонтерского труда (дефицит которых наблюдается у российской молодежи), являются залогом массового повсеместного распространения добровольческих инициатив и практик.

Идентичность, близость ценностей напрямую определяет самоорганизационный потенциал молодежной общности. Альтруистические или идеалистические ценности по определению социетально ориентированны, они идеологически соответствуют природе волонтерской деятельности, эгоистические, напротив, замыкают индивида на себе, на практический контекст волонтерского участия. Осваивая рациональную составляющую волонтерства, молодежь порой забывает, что это категория в первую очередь нравственная, и карьерные, социальные, развивающие, защитные и прочие эффекты должны выступать в качестве дополнительных «бонусов» («плюшек») волонтерского труда.

Преобладание в мотивационных профилях волонтеров эгоистических или в лучшем случае смешанных ценностей оказывает негативное влияние на перспективы развития и создает барьер для институцио-нализации всей системы российского во-лонтерства. В результате потенциал его оказывается недоиспользованным, мы наблюдаем ограниченное ситуативно-эгоистическое распространение волонтерских практик (массовый характер, которых если и проявляется, то хаотично, в условиях объективной необходимости или «всеобщей беды») и оправдание молодежью своей пассивности как правило «отсутствием времени».

Парадоксально, но формальное преобладание, лидирующее положение альтруизма как терминальной ценности, рассмотрение его лишь как абстрактной нравственной идеи тоже не принесет должного результата. Альтруизм должен не просто

Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик . Anastasiya V. Kisilenko. Value foundations of volunteer practices .

укладываться в ценностно-смысловую концепцию молодых россиян, но и выступать в качестве нормы реального поведения. Объективно, задача это сложная и требует перестраивания всей системы воспитания подрастающего поколения, поскольку способность и готовность к альтруизму должны целенаправленно формироваться и требуют технологически корректных шагов, а не просто «призыва» к солидарности.

Список литературы

Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании; перев. с нем. М. Саннико-вой, И. Мюллер. М., 1999.

Зборовский Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 8-23.

Кисиленко А. В., Кисиленко, Д. Г. Волонтерская деятельность молодежи: основные диспозиции и ценностные характеристики региональных участников // Актуальные проблемы психологии: материалы международной научно-практической конференции, 2 апреля 2019 г. г. Белгород. Белгород, 2019. С. 77-84.

Лисовская Т. А. Концепт volunteering в языковом сознании американцев // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2. Т. 4. С. 73-75.

Певная М. В. Дисциплинарные и методологические подходы к исследованию волонтер-ства // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 2 (113). С. 174-180.

Clary E.G., Snyder M., Ridge R.D., Copeland J., Stukas A.A., Haugen J., & Miene P. Understanding and assessing the motivations of volunteers // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. № 74. Pp. 1516-1530.

Dekker P., Halman L. (eds.) Volunteering and Values: An Introduction // The values of volunteering. Cross-cultural perspectives. NY: Springer, 2003. Pp. 1-17.

References

Biderman, K. (1999), Volunteer coordination and management of volunteer programs in the

UK, Translated by Sannikova, M. and Muller, I., Moscow, Russia. (In Russian)

Zborovsky, G. E. (2017), "The Problem of volunteering in the structure of sociological knowledge", Vestnik PNIPU. Sotsialno-ekonomicheskie nauki, (3), 8-23. (In Russian)

Kisilenko, A. V. and Kisilenko, D. G. (2019), "Volunteer activity of youth: basic dispositions and value characteristics of regional participants", Actual problems of psychology: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Belgorod, 77-84. (In Russian)

Lisovskaya, T. A. (2010), "The concept of volunteering in the linguistic consciousness of Americans", Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 4 (2), 73-75. (In Russian)

Pevnaya, M. V. (2013), "The research of volunteering: disciplinary and methodological ap-proache", Izvestia Ural Federal University Journal, Series 1, Issues in Education, Science and Culture, (2), 174-180. (In Russian)

Clary, E. G., Snyder, M., Ridge, R. D., Copeland, J., Stukas, A. A., Haugen, J., & Miene, P. (1998), "Under-standing and assessing the motivations of volunteers", Journal of Personality and Social Psychology, 74, 1516-1530.

Dekker, P. and Halman, L. (eds.) (2003), "Volunteering and Values: An Introduction", in The values of volunteering. Cross-cultural perspectives, Springer, NY, USA, 1-17.

Статья поступила в редакцию 02 августа 2021 г. Поступила после доработки 12 сентября 2021 г. Принята к печати 14 сентября 2021 г.

Received 02 August 2021. Revised 12 September 2021. Accepted 14 September 2021.

Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflicts of interest to declare.

Кисиленко Анастасия Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.

Anastasiya V. Kisilenko, PhD in Sociology, Associate Professor, Belgorod State University, Belgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.