Научная статья на тему 'Ценностные основания процесса конструирования правоохранительного мировоззрения'

Ценностные основания процесса конструирования правоохранительного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРООЩУЩЕНИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / ATTITUDE / OUTLOOK / LEGAL WORLDVIEW / LAW ENFORCEMENT WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович, Шеуджен Нурдин Асланович

В статье осмысляется процесс формирования мировоззрения сотрудников правоохранительных органов, которое является частью юридического мировоззрения. Рассматриваются особенности отбора мировоззренческих идей, осуществляемого сотрудниками на базе профессиональных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович, Шеуджен Нурдин Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable bases of process of designing of law-enforcement worldview

The article is devoted to understanding the process of formation of worldview of stuff of law enforcement agencies, which is part of the legal worldview. The peculiarities of worldview selection of ideas, carried out by employees on the basis of professional values are considered.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания процесса конструирования правоохранительного мировоззрения»

Самойлов Сергей Федорович

доктор философских наук, профессор, заместитель начальника кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583516)

Шеуджен Нурдин Асланович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории и истории права и государства

Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583414)

Ценностные основания процесса конструирования правоохранительного мировоззрения

В статье осмысляется процесс формирования мировоззрения сотрудников правоохранительных органов, которое является частью юридического мировоззрения. Рассматриваются особенности отбора мировоззренческих идей, осуществляемого сотрудниками на базе профессиональных ценностей.

Ключевые слова: мировоззрение, мироощущение, миропонимание, юридическое мировоззрение, правоохранительное мировоззрение.

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516;

N.A. Sheudzhen, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

Valuable bases of process of designing of law-enforcement worldview The article is devoted to understanding the process of formation of worldview of stuff of law enforcement agencies, which is part of the legal worldview. The peculiarities of worldview selection of ideas, carried out by employees on the basis of professional values are considered.

Key words: worldview, attitude, outlook, legal worldview, law enforcement worldview.

Мировоззрение сотрудников правоохранительных органов представляет собой одну из форм юридического мировоззрения наряду с обыденным и теоретическим правовым мировоззрением. По этой причине правоохранительное мировоззрение содержит в себе те же уровни, что и юридическое мировоззрение. В плане мироощущения оно может быть, оптимистическим, пессимистическим или эмоционально сбалансированным. Кроме того, мировоззрение сотрудников правоохранительных органов может осуществляться в рамках федералистской (демократической) или имперской (авторитарной) идеологии, использовать командные или дискурсивные методы управления. Наконец, правоохранительное мировоззрение является неотъемлемой частью функционирования любой правой системы.

Вместе с тем, мировоззрение сотрудников правоохранительных органов существенным

образом отличается от других форм юридического мировоззрения. Прежде всего, специфика правоохранительного мировоззрения заключается в том, что оно, в отличие от теоретического правосознания, ориентировано не на познание правовой реальности, а на ее защиту. По этой причине сотрудник правоохранительных органов в своем знании ориентируется не на прошлое и не будущее права, а на его настоящее, на действующее законодательство. С другой стороны, он, в отличие от носителей обыденного юридического правосознания и мировоззрения, не может ограничиться простыми сведениями о действующем законодательстве. Для того чтобы быть подлинным защитником закона, необходимо знать не только внешнюю сторону права, но и его сущность. Если для представителей обыденного юридического мировоззрения закон -это совокупность правил, нарушение которых влечет за собой различные формы наказания,

298

а для теоретиков права - средство поддержания нормального развития общества, то для сотрудников правоохранительных органов это непременное условие самосохранения человека как нравственного существа. Находясь в постоянном противостоянии с организованной преступностью, пресекая различные формы противоправных действий, сотрудники правоохранительных органов как никто другой знают, что несоблюдение законности приводит не только к ущемлению прав людей, к нарушению нормальной общественной жизни, но и к саморазрушению личности преступника. По этой причине закон для подлинных носителей правоохранительного мировоззрения представляет собой не только сферу профессиональной деятельности, но и выражение их убеждений. Данное обстоятельство позволяет рассматривать деятельность по защите правопорядка не только в качестве профессии, но и в качестве выполнения долга как по отношению к обществу, так и по отношению к самому себе. По этой причине основную установку мировоззрения сотрудников правоохранительной деятельности можно определить как служение.

Говоря о служении как о мировоззренческой установке, необходимо учитывать два ее важнейших момента. Первый из них заключается в определении предмета служения, а второй в раскрытии его характера. В отличие от других форм государственной службы, служба в органах внутренних дел не есть служение только государству, тем более не конкретному политическому режиму. Конечно же, верность своей стране и возглавляющему ее правительству является непреложным условием выполнения сотрудниками полиции своего долга и сохранения своей профессиональной чести, однако служение государству осуществляется потому, что без него поддержание порядка в обществе и воспроизводство в нем высокой духовной культуры не представляется возможным . Сохраняя безусловную верность государству, полицейский служит ему не только потому, что оно выступает по отношению к нему работодателем, но главным образом в силу того, что оно является гарантом нормальной социальной жизни. Поэтому служба в органах внутренних дел является для полицейского не только государственным, но еще и социальным служением.

Служение как в объективном, так и в субъективном отношении имеет ценностный характер. В объективном отношении служение весьма значимо, поскольку далеко не все индивиды способны жертвовать своими силами, временем, здоровьем, а иногда и жизнью ради других людей. Поэтому общество и государство дают положительную характеристику и

стимулируют различные формы государственного и социального служения. В субъективном отношении служение также имеет ценностную природу, т.к. связано с преодолением индивидом самого себя, перенесением страданий, получением заслуг и т.д. В свою очередь, ценностная природа служения проявляется в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в целом и сотрудников полиции в частности, что неизбежно отражается на их мировоззрении.

Вообще, мировоззрение может принимать различные формы. Важнейшими формами мировоззрения является его понимание в качестве совокупности взглядов на мир, а также представление о нем как о системе принципов, регулирующей отношения между людьми и содержащей ценности, нормы, правила и требования к их поведению. Мировоззрение сотрудников правоохранительных органов является мировоззрением преимущественно во втором значении данного термина, поскольку их профессиональная деятельность предполагает правовое регулирование отношений между гражданами и социальными группами. В свою очередь, правовое регулирование предполагает наличие конкретной ценностной системы и опирающуюся на нее систему правовых норм. По этой причине можно сделать вывод о том, что мировоззрение сотрудников правоохранительных органов имеет ценностный характер.

Конечно, любое мировоззрение является ценностным знанием, но правоохранительное мировоззрение является ценностным в силу следующих обстоятельств. Во-первых, демократическое устройство, предусмотренное Конституцией, предполагает отсутствие государственной идеологии и принципиальный плюрализм мировоззрений, религиозных убеждений, идеологических доктрин, политических убеждений. Это означает, что сотрудники правоохранительных органов не могут быть охвачены какой-либо одной идеологией или каким-либо одним мировоззрением. В этой ситуации единство их взглядов может быть достигнуто формальным образом, т.е. посредством следования общим ценностным ориентирам, задаваемым их профессиональной деятельностью. Во-вторых, правоохранительное мировоззрение является ценностным в силу специфики профессиональной деятельности сотрудников полиции, которая носит оценочный характер. Так, в задачу полицейского входит определение характера совершенного деяния: имеет оно противоправный характер или нет, вменяем ли обвиняемый или нет, причастен ли подозреваемый к совершенному преступлению или нет и т.д. В-третьих, профессиональные интересы сотрудников полиции постоянно

299

связаны с ценностными ориентирами людей. Например, в раскрытии преступления большую роль играет правильное установление мотивов совершенного преступления, в свою очередь, мотивы, как правило, обусловлены ценностными ориентирами преступника. Таким образом, ценностная природа мировоззрения сотрудников правоохранительных органов обусловлена социально-политическими, нравственными и коммуникационными причинами [1].

Прежде чем говорить о структуре ценностного мировоззрения сотрудников полиции, необходимо дать определение ценности и отличить его от понятия нормы. По мнению отечественного исследователя Н.С. Розова, в самом общем виде ценность можно определить как предельное основание актов сознания и поведения людей. Таким образом, ценность задает направление и идеал человеческой деятельности, ставит перед ним сверхзадачи. В противоположность этому норма представляет собой не верхний, а нижний предел человеческой деятельности, выход за который означает вступление в противоречие с моралью и правом. В структуре мировоззрения сотрудников правоохранительных органов ценностное основание представлено в виде ценностей общей и профессиональной морали. В свою очередь, нормативная база правоохранительного мировоззрения представлена правовыми нормами. В рамках ценностно-нормативного базиса выстраивается определенная картина мира и соответствующая им система знания, которые представляют собой содержательную сторону мировоззрения сотрудников правоохранительных органов. Рассмотрим ценностно-нормативный и содержательный аспекты правоохранительного мировоззрения более подробно.

Ценностно-нормативный аспект является для правоохранительного мировоззрения базисным, поскольку он, во-первых, обеспечивает выполнение основной функции правоохранительных органов: защиту действующей правовой системы и тем самым поддержание нормального развития социокультурного целого, а во-вторых, определяет выбор представлений и идей, входящих в состав картины мира и системы знания. Важнейшей проблемой, с которой приходится сталкиваться любой форме ценностного мировоззрения, является проблема абсолютности ценностных ориентиров. Так, большинство форм мировоззрения рассматривает свои ценностные ориентиры в качестве адекватного отражения объективно существующей системы ценностей. Негативным следствием данной точки зрения является так называемый теоретический или духовный фундаментализм, т.е. уверенность в исключительной истинности своей точки зрения и

нетерпимое отношение к чужой точке зрения. Для сотрудника правоохранительных органов проблема абсолютности морально-правовых ценностей звучит следующим образом. Без признания абсолютности ценностей, т.е. вне уверенности в своей правоте, невозможно выполнение своего служебного долга, но выбор в пользу признания абсолютности своих ценностей может привести к духовному фундаментализму и, как следствие, либо к внутреннему ценностному конфликту, либо к предвзятому отношению к определенным группам граждан. Поэтому ценностное мировоззрение сотрудников правоохранительных органов имеет принципиально конструктивный характер.

Конструктивность ценностей означает, что они являются абсолютными для определенной социальной группы, но могут не приниматься представителями другой группы. Таким образом, конструктивность ценностей означает их внутреннюю абсолютность и внешнюю относительность. Данное понимание природы ценностей делает необходимым поиск точек соприкосновения между представителями различных мировоззренческих позиций. В результате мировоззрение при ценностно-конструктивном понимании его природы превращается из набора идеологических догм в динамическую систему жизненных ориентиров, способствующую не изоляции индивидов и социальных групп, но их диалогу. Конструктивное понимание ценностей в полной мере соответствует профессиональной деятельности сотрудников полиции. Так, им в силу своих служебных обязанностей приходится вживаться в систему иных ценностных ориентиров, способствовать пониманию между представителями различных национальностей, конфессий и мировоззрений, преодолевать предрассудки, корректировать мыслительные и поведенческие установки граждан и сослуживцев. Решение всех этих задач представляется невозможным вне динамического понимания и использования природы ценностей.

Систему ценностных ориентиров сотрудников правоохранительных органов можно разделить на две основные сферы: общечеловеческих ценностей и профессиональных ценностей. При этом профессиональные ценности являются преломлением общечеловеческой деятельности в области правоохранительной деятельности. Данное преломление заключается, во-первых, в наполнении традиционных ценностей особым содержанием, а во-вторых, в акцентировании внимания на одних и меньшем уделении внимания другим ценностям. В результате данных операций формируется особая система ценностных ориентиров, отражающая специфику профессио-

300

нальной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Нормативный уровень правоохранительного мировоззрения представлен нормами морали и права. Взаимосвязь правовых и моральных норм в правоохранительном мировоззрении обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. В частности, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел вменяют сотрудникам полиции в обязанность неукоснительное соблюдение этических норм. Несмотря на тесную взаимосвязь моральных и правовых норм, между ними существуют определенные различия. Так, некоторые процессуальные нормы могут вступать в противоречие с нормами общечеловеческой морали. Например, при проведении обыска может возникнуть необходимость досмотра постели тяжелобольного человека. Выполнение данного действия с чисто этической точки зрения недопустимо, а с профессиональной точки зрения необходимо. В целом же, правовые и моральные нормы правоохранительного мировоззрения и практики находятся в тесной взаимосвязи, обусловленной выполнением ими общей функции: поддержания определенного социального института или социального целого.

Выполнение данной функции в сочетании с конструктивным пониманием ценностей ставит перед правоохранительным мировоззрением проблему определения его смыслонаделя-ющей инстанции. И действительно, наличие любой ценности, а тем более системы ценностей предполагает наличие определенного субъекта. Таким субъектом для правоохранительного мировоззрения является действующая правовая система, которая обслуживает интересы определенного политического режима: либерального, демократического, авторитарного и тоталитарного. В настоящее время Россия стремится кформированиюлиберально-демократического режима, отстаивающего идеалы гуманизма, гражданского общества и естественных прав человека. Данный вид политического режима, предполагающий «федералистскую» картину социально-правовой реальности, исходит из необходимости существования в обществе социально-политического плюрализма и осуществления в нем диалога между государством и обществом. Естественно, что такая модель развития российского общества невозможна вне конструктивной ценносто-нормативной системы, частным проявлением которой служит ценностно-коммуникативное мировоззрение сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональные ценности представляют собой важнейший момент ценностно-коммуни-

кативной системы мировоззрения сотрудников правоохранительной деятельности, поскольку именно они служат концептуальной призмой восприятия социальной реальности. Важнейшими профессиональными ценностями мировоззрения сотрудников правоохранительных органов следует признать: ответственность, вменяемость, жертвенность. Рассмотрим данные понятия более подробно.

Ответственность должна сопровождать каждый поступок сотрудника правоохранительных органов. Более того, она присутствует как до, так и после него, что отличает ее от вины, которая возникает только после совершения поступка. Специфика правоохранительного мировоззрения заключается в том, что человек, стоящий на страже закона, постепенно отучается от безразличного отношения не только к поступкам, но и к идеям. Он постоянно оценивает их с точки зрения их последствий как для самого субъекта, так и для общества.

Непосредственно связанным с понятием ответственности является понятие вменяемости. Немецкий философ Н. Гартман определил его следующим образом: «Акт вменения существует независимо от альтернативы одобрения или неодобрения, или даже при полном отказе от суждения, каковой бывает у нравственно непритязательного. Яснее всего это до того, как свершится действие, - там, где можно наблюдать нравственный риск, который кто-либо по своей инициативе берет на себя; быть может, еще не видно, во благо или во зло это будет, но уже известно, что на личность того, кто совершит поступок, будет падать заслуга или вина. В ней a priori - причем не рефлексивным образом - просматривается подлинный инициатор и чувствуется ответственность, которую она на себя берет» [2, с. 625-626]. Вменение представляет собой важный элемент нравственно-правового мышления и позволяет юридическому мировоззрению в целом и мировоззрению в частности очертить конкретные нормы поведения человеку как индивиду и как представителю определенной социальной или профессиональной группы.

Жертвенность представляет собой одну из важнейших мировоззренческих установок сотрудников правоохранительных органов. Без нее профессиональная деятельность полицейских была бы работой, а не службой. Отличие же службы от работы заключается в том, что последняя предполагает строгое соотнесение труда и вознаграждения, тогда как первая неразрывно связана с максимальной отдачей сил ради реализации определенного идеала. При этом риск собственной жизнью представляет собой лишь крайнюю форму жертвенности, в некоторых случаях даже более легкую, чем по-

301

стоянная трата сил. Непременным условием подлинной жертвенности является наличие у нее нравственной цели. Для сотрудников внутренних дел такой целью является служение правопорядку, а следовательно - обществу в целом. Применение идеи жертвенности в мировоззрении сотрудников полиции проявляется в понимании социального мира как противостояния добра и зла. При этом добро понимается как различного рода силы, процессы и события социальной жизни, способствующие прогрессу общества и поддержанию в нем гуманистических ценностей, тогда как зло предстает в виде крайних проявлений агрессии, нарушений законности, идей и сил, культивирующих в обществе насилие и ненависть.

Под самообладанием понимают способность человека сохранять спокойствие перед лицом внешних и внутренних угроз. Характеризуя самообладание, Н. Гартман писал: «Своеобразие добродетели самообладания заключается в том, что она в высокой мере приобретаема, образуема, даже воспитуема в других. Это заключено в ее сущности, как раз потому, что она состоит во внутреннем становлении в человеке господина природы, которая сама по себе не имеет над собой никаких господ. Быть может, она низшая среди ценностей добродетели (так считал уже Платон), минимальное требование, которое может поставить перед собой человек; только над ней возвышаются более высокие нравственные задачи... Однако достижение самообладания при этом вовсе не является легким и отнюдь не присуще каждому, кто по своему личностному складу удовлетворяет более высоким ценностям. В нравственном бытии такого человека тогда остается как бы разрыв, который делает этнос не единым. Во всей этой связи самообладание сродни справедливости» [2, с. 416]. Для профессиональной деятельности сотрудников полиции самообладание имеет огромное значение, поскольку оно лежит в

1. Самойлов С.Ф. Философские установки сознания как форма духовной культуры. Краснодар, 2008.

2. Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

основе как мужества, так и психологической устойчивости, позволяющей переносить тяготы и лишения службы.

Справедливость означает способность человека возвыситься как над собственными, так и над чужими интересами и принять сбалансированное решение, учитывающее права всех заинтересованных в решении того или иного вопроса сторон. Главной предпосылкой формирования чувства справедливости следует признать наличие у индивида способности к преодолению эгоистической установки сознания [1]. Осуществление справедливости становится возможным благодаря признанию существования инстанции с позиции, с которой все люди, несмотря на все их различия, являются равными. Идея справедливости, имея этическое происхождение, находит свое применение в религиозном и правовом сознании. Благодаря этому апелляция к идее справедливости позволяет установить взаимопонимание между представителями различных форм общественного сознания, политических идеологий, конфессий и мировоззренческих позиций. Важность такого личного качества сотрудника правоохранительных органов, как справедливость, объясняется тем, что его профессиональная деятельность предполагает не только формальное соблюдение законности, но и стремление к подлинному разрешению правовых и конфликтных ситуаций как при исполнении служебных обязанностей, так и во внеслужебное время.

В целом профессиональные ценности сотрудников правоохранительных органов представляют собой систему взаимосвязанных принципов, направленных на формирование личности защитника правопорядка, способного для решения служебных задач взаимодействовать с представителями различных социальных слоев и носителями различных мировоззрений. Главным условием такого взаимодействия служит обращение сотрудников полиции к общечеловеческим ценностям.

1. Samoilov S.F. Philosophical attitude of consciousness as a form of spiritual culture. Krasnodar, 2008.

2. Hartmann N. Ethics. St. Petersburg, 2002.

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.