УДК 378. 14
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.М. Кузьмин - докторпедагогических наук, профессор Л.Е. Идиатуллина - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Челябинск
AXIOLOGICAL GROUNDS FOR MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENTS
A.M. Kuzmin - doctor of pedagogics, professor L.E. Idiatullina - candidate of pedagogics, associate professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Education "Ural State University of Physical Culture" Chelyabinsk
e-mail: Liliya [email protected]
Ключевые слова: ценности, профессиональные компетенции,этический стандарт.
Аннотация. Эффективность профессиональной деятельности, становление профессиональной позиции студентов зависит от ценностного отношения к своей профессии, соблюдения этических норм, правил поведения субъектов образования, что, в частности, помогает оптимизировать коммуникативный процесс, предотвратить природу конфликтных ситуаций, определить их последствия и способы разрешения.
Методы: анализ и обобщение психолого-педагогических исследований.
Материал. В работе рассматриваются особенности студенческого возраста (18-25 лет), специфика воспитательного процесса студентов физкультурного вуза; используются такие методы исследования, как анализ и обобщение литературных источников, в которых представлены подходы, способствующие повышению качества профессионального образования будущих педагогов в области физической культуры.
Результат. На основании проведенного анализа литературы выделены компетенции, которые способствуют не только освоению студентами знаниевой парадигмы профессионального образования, но и формированию способности применять полученные знания с учетом этических стандартов, обеспечивающих нравственные аспекты поведения будущего педагога физической культуры, педагогический такт во взаимодействии с субъектами образовательного процесса, благоприятный психологический климат в профессиональной среде: учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, социально-трудовая, информационная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования.
Заключение. Внедрение предложенных в научной литературе технологий в учебно-воспитательный процесс университета позволит развить ценностно-этические качества будущего педагога физической культуры в соответствии с требованиями современной образовательной системы Российской Федерации.
Keywords:values, professional competences,ethical standard.
Annotation. The professional activity effectiveness, students' professional position development depends on axiological attitude to the profession, ethical norms and the rules of subjects of education behavior compliance, which help to optimize communicative process, prevent conflicts, define their consequences and the ways of solution.
Research methods: psychological - pedagogical researches analysis and summarizing.
Research material. The peculiarities of the age range (18-25 year-old students) and the specificity of physical culture University students' upbringing process are examined in the research work. The methods of literature analysis and summarizing are used in the research work, the literature which presents the approaches contributing to the quality increase of the professional education of the future teachers in the sphere of physical culture.
Results. On the basis of the literature analysis several competences were defined which provide not only the students' implementation of the knowledge paradigm of the professional education but also formation of the skills to use the knowledge in terms of ethical standards which form moral aspects of the future teacher of physical culture behavior, pedagogical tact in interaction of the subjects of the educational process, hospitable psychological climate in a professional field. These competences are the following: educational - cognitive, communicative, axiological - notional, social - working, the informational competence, the competence of personal self- development.
Conclusion. Introduction of the offered in the scientific literature technologies into educational - upbringing process of the University will allow to develop axiological - ethical qualities of the future teacher of physical culture in accordance with the demands of a modern educational system of the Russian Federation.
Этическое воспитание студентов - целенаправленный, содержательно и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности профессионала. Несмотря на то, что школьное образование занимается нравственным воспитанием всех возрастных категорий обучающихся, задача профессионального образования - предоставить студентам дальнейший ориентир как применять полученные знания будущим педагогам физической культуры с их воспитанниками в профессиональной деятельности. Именно этика способствует пониманию моральных ценностей, что образует стержень культуры личности, дает понять атмосферу человеческого общения и тонкости взаимоотношений. Этика, как считает О.Л. Жукова, затрагивает еще одну немаловажную характеристику и специфичную для педагога физической культуры сторону - этику спорта [3, с. 58].
Как показывает анализ литературы [5, с. 118], физическое воспитание органично связано с нравственным воспитанием, а смысл ценности нравственного поведения состоит в деятельности личности, при этом деятельность рассматривается под углом зрения ее общечеловеческой ценности. Следовательно, прослеживается логическая взаимосвязь между рефлексией, ценностными ориентациями и деятельностью, которую выполняет субъект.
Исследуя систему норм нравственного поведения человека в области психологии Г.С. Абрамова [1] через призму практической этики отмечает, что соблюдение этих норм-принципов поведения актуальны и универсальны для всех профессий в системе «человек-человек», в том числе для будущих педагогов физической культуры. Как считает автор, любая профессия предполагает ее инструктивную регламентацию, то есть, создание социально приемлемых норм ее осуществления. Аргументируем позицию Г.С. Абрамовой: профессиональная деятельность человека, действительно, в отличие от других видов деятельности (общения, игровой, учебной) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности.
Далее Г.С. Абрамова [1, с. 11] в своей работе констатирует, что практическая этика является тем содержанием, где реальность факта, с которым работает специалист, и реальность теории, в которой он осмысливает его, получают личностно-оценочную окраску.
Именно она создает ту ценностную наполненность, без которой нет смысла жизни. Через эту ценностную эмоциональность практическая этика становится «видимой» как самому профессионалу, так и Другим людям, с которыми он имеет дело. Она является как бы тем зеркалом, в котором отражается разрешающая для педагога, тренера возможность силы воздействия на Другого человека, меры этого воздействия.
Актуальным для нашего исследования является эффективная коммуникация субъектов образования, которая обеспечит конструктивное педагогическое общение и взаимодействие для нравственно-этического воспитания студентов в период обучения в вузе физической культуры.
По мнению на идеиО.Л. Жуковой, «все системы и концепции философской этики основываются на ряде общих принципов» [3, с. 47], следовательно, они оптимальны в воспитательном процессе и для студентов вуза физической культуры. В качестве примера обозначим принципы, на основе которых строится диалог со студентами: «Моральное благо обретается или утрачивается в поступке, на который человек решается в конкретной ситуации морального выбора»; «Отношение с людьми следует строить, прежде всего, на признании их человеческого достоинства, которое влечет необходимость достичь взаимопонимания». Таким образом, философские понятия о нравственности встраиваются в фундамент этических убеждений будущих педагогов физической культуры, что будет способствовать соблюдению профессионально-педагогической этики как нравственного ориентира и ценностного отношения к профессии.
Продолжая идеи научной школы А.М. Кузьмина [5, с. 118], отметим, что моральные принципы и нормы поведения поступают к воспитанникам опосредованно через модель деятельности педагога. Задача преподавателя вуза - не только показать значение педагогической этики, но и изучить причинно-следственные связи нарушения принципов и норм поведения, с тем, чтобы способствовать гуманизации отношений между субъектами образования. Таким образом, эффективность профессиональной деятельности, становление профессиональной позиции студентов будет зависеть от ценностного отношения к своей профессии, соблюдения этических норм, правил поведения субъектов образования, что, в частности, помогает оптимизировать коммуникативный процесс, предотвратить природу конфликтных ситуаций, определить их последствия и способы их разрешения.
По мнению Л. Д. Столяренко, коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общение, общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась [11, с. 632]. Таким образом, педагогическое общение представляет собой систему социально-психологического взаимодействия субъектов образования, которое осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Невербальное поведение субъектов одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма общения. В педагогическом общении чрезвычайно важно адекватное взаимопонимание субъектов образования: преподавателей и студентов. Это способствует оптимизации и интенсификации воспитательного процесса. Именно педагог является носителем культурных ценностей, традиций и педагогического творчества. Следовательно, будущему педагогу физической культуры необходимо объективно оценивать свои возможности, ориентироваться в своих индивидуальных особенностях, что подчеркивает его официальное положение в системе профессиональных отношений, а эта система отношений характеризуется действиями, поступками, поведением, соблюдением этических норм взаимодействия и, как следствие, проявляется в профессиональной деятельности.
Е.Н. Степанов и Л.М. Лузина, анализируя концепции ученых, направленных на воспитание подрастающего поколения, выделяют целевые ориентиры и ведущие принципы.
Например, в концепции Н.Е. Щурковой выделены такие ценности, как Истина, Добро, Красота. Жизнь каждого человека предоставляет возможность реализовать себя как Ьото8ар1еш. Осуществить в себе способность быть ЬотосгеаШБ, проявить себя как ЬототогаНБ [10, с. 41]. Как констатируют ученые, Н.Е. Щуркова ориентирует субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за свой выбор, на сознательность и творчество, что актуально и для студентов, будущих педагогов физической культуры, деятельность которых связана с воспитанием здорового стиля и образа жизни подрастающего поколения. Таким образом, нравственно-этическое воспитание базируется на принципах субъектности, принятия, ценности отношений, что обусловливает: поиск смысла жизни («событийность»); «присвоение» ценностей субъектом; диалог («стиль педагогического взаимодействия») и педагогическую этическую направленность во взаимодействии с субъектами образования.
Рассмотрим некоторые особенности студенческого возраста. Это молодые люди в возрасте 18-25 лет. Социальная ситуация развития студентов определяется, прежде всего, особенностями профессиональной подготовки. Общение студентов происходит в среде их сверстников. Для студентов ведущими видами деятельности являются профессионально-учебная и научно-исследовательская. Приобретаемые знания, умения, навыки и способность их применять выступают для студентов, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности. Характерной особенностью студенческого возраста является потребность в достижениях (если этого не происходит, то интересы смещаются на другие сферы жизни). Студенчество как социальная категория отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, находится в поисках успешного самоутверждения. Для них характерны профессиональная направленность на подготовку к будущей профессии. Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств [8, с. 466].
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, базисные ценности индивидуального сознания человека формируются в период первичной социализации индивида (18-20 лет), а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды [4, с. 30]. Таким образом, внешние факторы - семья, вуз, друзья, преподаватели, литература, средства массовой информации - выступают в роли важных стимуляторов формирования личности. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» - нюансах мышления и поведения. Одним из условий нравственно-этического воспитания, на наш взгляд, является «взаимопроникновение» (Л.М. Митина) профессиональных и личностных ценностей.
Как считает Е.М. Семёнова, компетентность в системе взаимодействия «человек-человек» зависит и от знаний вербальных и невербальных особенностей человека. Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации [9, с. 92]. Следовательно, различные особенности психоэмоционального состояния педагога, соблюдение этических норм и правил, в том числе, проявляются и в невербальном поведении и выражают оптико-кинетические, паралингвистические, экстралингвистические, пространственно-временные детерминанты взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Традиционно в нашей культуре больше внимания мы уделяем вербальной стороне общения, но в системе взаимодействия «человек-человек» важно знать и использовать особенности и невербальной коммуникации.
Например, В. А. Лабунская констатирует следующее: начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний и т.д. является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. С помощью прикосновений различного вида формируются представления о невербальном поведении и входящих в него элементах: физический контакт и расположение тела в пространстве. Прикосновения в виде
поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки [6]. Однако В. Биркенбил выделяет следующие особенности невербального поведения педагога, которые по-разному влияют на процесс коммуникации субъектов образования, в частности в школе: «по какому праву учителя дотрагиваются до учеников, которых хотят приблизить к себе, и кладут им (по-отечески или по-матерински) руку на плечо? Следует отметить, что многие ученики рады такому жесту, но некоторые страдают от вторжения в их «личностное пространство», но не осмеливаются об этом сказать. Однако язык их тела однозначно «говорит» о неприятии такого отношения, только вот большинство учителей не умеют эти сигналы распознавать. Ученик, интимная зона которого нарушена, чувствует себя человеком, которого не уважают» [2, с. 121]. Таким образом, участвуя в системе межличностных отношений, педагогу следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, быть внимательным к невербальным проявлениям поведения, соблюдать этические правила и нормы поведения, педагогический такт.
Во время общения, как показывают исследования В. Биркенбила, идет активный процесс восприятия сигналов, исходящих со стороны собеседника. Мы воспринимаем слова (уровень содержания) и неязыковые сигналы тела (уровень отношения), информация обоих уровней перерабатывается, интерпретируется и влияет определенным образом на ответные слова и неязыковые сигналы коммуникаторов [2, с. 26]. Следовательно, встает вопрос относительно формирования компетентности субъектов взаимодействия.
В настоящее время педагогическое сообщество активно занимается изучением, формированием компетенций, применяют в исследованиях деятельности компетентностный и подход. Следовательно, встает вопрос относительно рассмотрения понятий «компетенция» и «компетентность». На современном этапе ученые выделяют от 4 до 37 компетенций, например: политические и социальные; касающиеся жизни в многокультурном обществе; связанные с решением познавательных и практических задач; организацией процесса самостоятельного учения и др. Количество выделяемых компетенций зависит от степени их обобщенности [7, с. 65]. И.М. Осмоловская констатирует, что компетенция, это, во-первых -круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, и, во-вторых - это круг полномочий должностного лица. А компетентность - это владение компетенцией [7, с. 64]. Из определения следует, что понятие «компетенция» более применимо в профессиональной деятельности: зная профессиональные обязанности специалиста, можно описать круг его знаний, умений, видов деятельности, которые он может выполнять, круг профессиональных проблем, которые он может решать. В общем образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть, овладение которыми необходимо каждому человеку. Итак, первый подход - компетенции определяются через знания, умения, навыки, опыт деятельности, второй - через способность решать проблемы, способность применять эти знания. Важно подчеркнуть, что, по мнению И.М. Осмоловской, словосочетание «жизненно-важные проблемы» акцентирует внимание на обобщенности компетенций и, следовательно, конкретизацией является уточнение, когда именно, в каких обстоятельствах, что и указывает на практическую направленность. Следовательно, овладение компетенциями будет способствовать благоприятной реализации личности как компетентного специалиста на рынке труда.
А. В. Хуторской выделяет семь ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [12]. Каждая из них проявляется в жизнедеятельности студентов. И.М. Осмоловская, например, предлагает четыре ключевых компетенции и подчеркивает их целостный характер: познавательно-информационную; социально-трудовую; коммуникативную; компетенцию в сфере личностного самоопределения [7, с. 65].
Итак, на основании проведенного анализа литературы, выделим те компетенции, которые, по нашему мнению, способствуют не только освоению студентами знаниевой
парадигмы профессионального образования, но и формированию способности применять полученные знания с учетом этических стандартов, которые обеспечивают нравственные аспекты поведения будущего педагога физической культуры, педагогический такт во взаимодействии с субъектами, благоприятный психологический климат в профессиональной среде:
1 Учебно-познавательная компетенция - владение данной компетенцией будет способствовать целеполаганию; умению находить способы достижения поставленной цели; планировать, анализировать, давать оценку своей учебно-профессиональной деятельности; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; делать выводы, осуществлять переработку, систематизацию и обобщение информации; пользоваться словарями, в том числе Онлайн словарями, справочниками, библиотеками для поиска информации; знание основных понятий, определений, законов, закономерностей, правил составления документации в рамках изучаемого профессионального направления.
2 Коммуникативная компетенция - умение строить диалог в заданных ситуациях повседневного и профессионального общения; формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с участниками образовательного процесса; владение способами совместной деятельности.
3 Ценностно-смысловая компетенция - определяет наличие ценностных ориентиров в учебно-профессиональной деятельности; способность к осознанию своей роли и предназначения в будущей профессии; умения решать предложенные учебно-профессиональные задачи с позиций этического кодекса, поддержки здоровья субъектов образования; аутентичности и гуманизма.
4 Социально-трудовая компетенция - усвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, корпоративных правил; ориентация на рынке труда и способность продуктивно трудиться.
5 Информационная компетенция - предполагает умения пользоваться информацией из различных источников; умения обращаться с современными средствами информации (компьютер, принтер, сканер, Бкуре. и т.д.) и информационными технологиями с целью их использования как средства коммуникации (аудио- и видеозапись, Интернет, электронная почта, СМИ); навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи.
6 Компетенция личностного самосовершенствования- воспитание, развитие и совершенствование общечеловеческих и профессионально значимых качеств личности; развитие профессиональной культуры, профессионального имиджа.
Таким образом, составляя данный перечень, мы исходили из анализа особенностей современной жизни и деятельности человека в обществе и выделили те направления деятельности и качества личности, которые являются востребованными и необходимыми. Например, одной из важных особенностей современного человека является готовность постоянно учиться, решать возникающие проблемы и познавательные задачи. Значимым аспектом жизни человека является информация, что, в свою очередь, влияет на обмен, усвоение и переработку поступающей информации. Следовательно, информационная компетентность тесно связана как с учебно-познавательной компетенцией, так и с социально-трудовой. Основой социально-трудовой компетенции является гражданская, профессиональная позиции и активность, способность делать нравственный выбор и нести ответственность. Поэтому правомерно выделение учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования в комплексе. Владение данными компетенциями обеспечит ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности, а умение сотрудничать, взаимодействовать в группе, спортивной команде, коллективе обусловливают необходимость коммуникативной компетентности специалиста. Вместе с тем представленные компетенции являются самостоятельными, могут существовать независимо
друг от друга. Например, человек может эффективно работать с информацией, но ему сложнее ориентироваться в социально-экономических, политических процессах. Соответственно, наличие или отсутствие знаний, умений студентов позволяет констатировать степень сформированности компетенций в период обучения в вузе физической культуры, что будут существенно влиять на становление профессиональной позиции, осуществление эффективного взаимодействия с субъектами образования в профессиональной деятельности будущих специалистов.
Вывод. Физическое воспитание органично связано с нравственным воспитанием, где прослеживается логическая взаимосвязь между рефлексией, ценностными ориентациями и деятельностью, которую выполняет субъект. Эффективность профессиональной деятельности, становление профессиональной позиции студентов будут зависеть от ценностного отношения к своей профессии, соблюдения этических норм, правил поведения субъектов, что, в частности, помогает оптимизировать коммуникативный процесс, предотвратить природу конфликтных ситуаций, определять их последствия и способы их разрешения.
Анализ литературных источников [1-12] позволяет аргументировать следующий факт: нравственно-этическое воспитание студентов дает ответ на вопрос об источниках профессиональных представлений, о нравственных основах педагогической деятельности. Практическая этика ориентирует субъекта деятельности на такое качество как аутентичность (быть самим собой) и включает в себя когнитивные, мотивационные, эмоциональные, поведенческие особенности личности.
Этические правила и нормы поведения проявляются как на вербальном, так и на невербальном уровнях взаимодействия. Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между субъектами; выражает качество и изменение взаимоотношений субъектов по общению, формирует эти отношения; выступает в роли понимания вербального сообщения и усиливает его эмоциональную насыщенность; создает образ субъектов по общению.
Нравственно-этическое воспитание базируется на принципах субъектности, принятия, ценности отношений между субъектами, что предполагает: умение встать на точку зрения другого человека; способность принимать альтернативные точки зрения; способность безоценочного отношения к действиям другого человека; готовность к изменению типа реагирования; положительное отношение к себе; сознательную работу над рефлексией и принятие нравственных категорий (профессиональный долг, честь, совесть, достоинство, авторитет, справедливость) как механизмов регуляции отношений между субъектами образования. Способность применять полученные знания тесно связана с усвоением компетенций в процессе получения образования в вузе.
Литература
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург : Деловая книга; - М. : Academia. 1995. - 224 с.
2. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. - СПб. : Питер, 1997.
- 224 c.
3. Жукова, О. Л. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие / О. Л. Жукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 122 с.
4. Кузьмин, А.М. Воспитание студенческой молодежи : теоретический аспект / А.М. Кузьмин,
В. А. Мамаев. - Челябинск. : ЮУрГУ, 2002. - 43 с.
5. Кузьмин, А.М. Гуманистические аспекты воспитания будущего педагога физической культуры : монография / А.М. Кузьмин, И.Ю. Сазонов. - Челябинск : УралГУФК. - ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009. - 206 с.
6. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) [Электронный ресурс] / В. А. Лабунская. - Режим доступа : http://psylist.net/hrestomati/00008.htm.
7. Осмоловская, И. М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. М. Осмоловская // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 64-69.
129
8. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - 607 с.
9. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пособие / Е.М. Семенова. - М. : Институт психотерапии, 2002. - 224 с.
10. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
11. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н /Д. : Феникс, 1997.
- 736 с.
12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
Bibliography
1. Abramova, G.S. Introduction to practical psychology / G.S. Abramova. - Ekaterinburg: Business Book - Moscow : Academia. 1995. - 224 p.
2. Birkenbil, V. Language of intonation, facial expressions, gestures / V. Birkenbil. - St. Petersburg: Peter, 1997. - 224 p.
3. Zhukova, O.L. Acmeology of physical culture and sports: manual / O.L. Zhukova. -Ekaterinburg: State Educational Establishment of Higher Vocational EducationUral State Technical University, 2004. - 122 p.
4. Kuzmin, A.M. Education of students: a theoretical aspect/ A.M. Kuzmin, V.A. Mamaev. -Chelyabinsk: South Ural State University, 2002. - 43 p.
5. Kuzmin, A.M. Humanistic aspects of the future teacher of physical culture training: monograph / A.M. Kuzmin, I.Y. Sazonov. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture. - Chelyabinsk Highland Scientific Educational Center Ural Department of the Russian Academy of Sciences, 2009. - 206 p.
6. Labunskaya, V.A. Non-verbal behavior (social-perceptual approach) [Electronic resource] / V.A. Labunskaya. - Access mode: http://psylist.net/hrestomati/00008.htm.
7. Osmolovskaya, I.M. Key competencies in education: their meaning, value, and the ways of formation / I.M. Osmolovskaya // School superintendent. - 2006. - № 8. - P. 64-69.
8. Health Psychology / under edition of G.S. Nikiforov. - St. Petersburg: Peter, 2003. - 607 p.
9. Semenova, E.M. Training of the teacher's emotional stability: manual / E.M. Semenova. -Moscow: Institute of Psychotherapy, 2002. - 224 p.
10. Stepanov, E.N. About modern approaches and concepts of education to the teacher/ E.N. Stepanov,
L.M. Luzina. - Moscow: Sphera, 2003. - 160 p.
11. Stolyarenko, L.D. Psychology fundamentals / L.D. Stolyarenko. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1997. -736 p.
12. Hutorskoy, A.V. Key competencies as a component of a person-centered education / A.V. Hutorskoy // Popular schooling. - 2003. - № 2. - P. 58-64.
Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.