Научная статья на тему 'Ценностные основания аксиологического общения школьников'

Ценностные основания аксиологического общения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТЬ / ШКОЛЬНИК / COMMUNICATION / AXIOLOGY / VALUE / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Мария Александровна

В данной статье ставится проблема аксиологического общения школьников, характеризуются ценности, находящиеся в основаниях такого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE BASES OF AXIOLOGICAL COMMUNICATION OF SCHOOLCHILDREN

This article deals with the problem of axiological communication of schoolchildren, the values which form the bases of such communication are characterized.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания аксиологического общения школьников»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.8.061:124.5

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© 2014 М.А.Авдеева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 29.11.2013

В данной статье ставится проблема аксиологического общения школьников, характеризуются ценности, находящиеся в основаниях такого общения. Ключевые слова: общение, аксиология, ценность, школьник.

Политические, социальные и экономические преобразования в России сопровождаются существенными изменениями в системе нравственных ценностей российского общества: меняются жизненные ориентиры, основным из которых становится стремление к материальным благам. Меняются представления людей о добре и зле, о справедливости, о чести и достоинстве, об ответственности, о долге и т.д. С изменениями в обществе, происходит изменение в поведении людей и в их общении между собой.

В современном обществе, общение начинает терять свою ценность, превращаясь из источника духовного обогащения людей в процесс передачи информации. Как следствие, снижается способность к духовно-нравственному развитию личности, что, в данном случае, противоречит социальному заказу общества, согласно которому (заказ) «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»1. В связи с этим особую важность приобретает организация аксиологического общения школьников, в процессе которого происходит приобщение учащихся к ценностям, а результатом которого становится обмен ценностями учителя и ученика.

Следует отметить, что мы не акцентируем внимания на сущности понятия «аксиологическое общение», так как это уже было сделано нами в статье «Аксиологическое общение как сторона ценностно-ориентационной деятельно-

Авдеева Мария Александровна, аспирант кафедры, педагогики, E-mail: stendm1@rambler.ru 1Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - 2-е изд. -М.: 2011. - Сер. «Стандарты второго поколения».

сти». Было установлено, что: «потребление и усвоение нравственных ценностей происходит в процессе взаимного аксиологического обще-ния»2, т.е. осуществляется взаимный обмен и взаимное приобщение к ценностям. Однако возникает вопрос: К каким ценностям следует приобщать учащихся?

Обращение к этике, как науке, которая занимается, в том числе, и изучением ценностей, показывает, что ученые подразделяют ценности на: материальные и духовные; действительные и концептуальные; первичные, вторичные и третичные; нынешние, прошлые и будущие; априорные и апостериорные; финальные и инструментальные; утилитарные, эстетические, правовые и нравственные3.

Особый интерес в контексте проблемы ценностных оснований аксиологического общения представляют ценности нынешние, прошлые и будущие. Прошлые ценности уже не удовлетворяют непосредственно потребности человека, но все еще по праву признаются ценностями. К ним могут быть отнесены культурно-исторические ценности, с которыми субъект встречается во всех областях человеческой деятельности. Нынешние ценности - это ценности, которые сегодня удовлетворяют потребности человека. Будущие ценности существуют лишь в представлении человека как идеалы или проекты ценностной деятельности4. Мы полагаем, что среди ценностей, которыми люди обмениваются в процессе аксиологического общения и к которым необходимо приобщать школьников, присутствуют и ценности, имеющие непреходящее культурно-историческое значение (гума-

2 Авдеева М.А. Аксиологическое общение как сторона ценностно-ориентационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

- 2013. - Т.15. - №2. - С. 15 - 18.

3Брожик В. Марксистская теория оценки. - М.: 1982. -С.185 - 202.

4 Брожик В. Марксистская теория оценки.....- С. 193

- 194.

низм), и ценности актуальные сегодня (толерантность), и в какой-то мере, ценности как проекты ценностной деятельности в будущем.

При выделении гуманизма и толерантности в качестве ценностных оснований аксиологического общения мы опирались и на исследование В.И.Сафьянова, посвященное этике общения, в котором ценности общения рассматриваются как «значимые ориентиры процесса общения, которые определяют не только формальные, но и прежде всего его содержательные характеристики»5.

В качестве высшей ценности общения ученый выделяет человека, подчеркивая, что гуманистическая этика общения ориентирована на честь и достоинство человека как на высшую ценность. При этом важно искусство ценить других (этика межличностного взаимодействия должна отличаться доверием и доброжелательностью, уважением не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано). Развивая мысль о ценностях общения, В.И.Сафьянов отмечает, что ценность выражается в оценках (признание ценности человека самым тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение) и в поведении (признание ценности каждого человека проявляется и в конкретных поступках, и в общей линии поведения, и в суждениях, и в допущенных ошибках).В качестве конкретных ценностей общения, помимо человека, ученый рассматривает толерантность, которая, по его мнению, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолеть конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, а также общечеловеческие нравственные ценности: доверие, откровенность, честность, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность (признательность), исполнение долга и верность слову, на которые наряду с толерантностью, ориентируется гуманистическая этика и которые, по мнению В.И.Сафьянова, выражают общечеловеческое в общении. Кроме того, и само общение ученый рассматривает как ценность6.

Приоритет человека как высшей ценности мы считаем важным, так как общение не может считаться полноценным вне субъект-субъектных отношений, то есть когда общающиеся субъекты принимают друг друга такими, какие они есть, выражая терпимость, открытость и доверие, принимая и разделяя ценности друг друга.

Помимо временного критерия (прошлое, настоящее, будущее), еще одним критерием для выбора ценностных оснований аксиологического общения, является, с нашей точки зрения,

критерий взаимности. Выбор данного критерия обусловлен тем, что аксиологическое общение -это взаимодействие, в котором происходит взаимный обмен ценностями, т.е. реализуются субъект-субъектные отношения, в результате которых люди, вступающие в общение, в частности, педагог и учащийся взаимообогащаются ценностями друг друга. Данным критериям, с нашей точки зрения, отвечают ценности «толерантность» и «гуманизм».

В научной литературе присутствует мысль, что ценность «толерантность» «долговечна» и надвременна (иными словами, всегда актуальна как нынешняя. - М.А.), потому что в зависимости от социокультурной ситуации той или эпохи, она может отходить на второй план, помещаясь в «утаенный план сознания. Своим «возвращением» из «утаенного плана сознания» ценность толерантности обязана потребностям людей, одной из которых является потребность жизни сообща7. И действительно, толерантность способствует совместной деятельности людей, ведущей к достижению поставленной цели. Толерантность всегда будет основой успешного взаимодействия людей любой эпохи.

Ценность толерантности отвечает критерию взаимности в том смысле, что в аксиологическом общении ценность толерантности проявляется как взаимная терпимость к иным способам мышления, а так же взаимоуважение прав другого субъекта на иную позицию или мнение.

По мнению С.К.Бондыревой и Д.В.Колесова, «толерантность - это способность индивида без возражений и противодействий воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других инди-видов»8.

Схожую точку зрения мы находим у В.Н.Гурова, который отмечает, что «толерантность базируется на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а так же готовности к диалогу»9.

Мы полагаем, что толерантность как одна из ценностей, образующих ценностные основания аксиологического общения предполагает готовность принимать другого человека таким, каков он есть, с его ценностями, взглядами и т.д., а так же готовность к диалогус другим. Ученые рассматривают толерантность как созвездие

5Сафьянов В.И. Этика общения. - М.: 1991. - С.4 - 5. 6 Сафьянов В.И. Этика общения.....- С.4 - 9.

7 Лопухова Ю.В. Морально-этические аспекты воспитания толерантности студентов вуза: Монография. - Самара: 2011. - С.83.

8 Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.; Воронеж: 2003. - С.7.

9 Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учеб. пособ./ Под ред. В.Н.Гурова. - М.: 2004. - С. 46.

Педагогика

ценностей, представленное различными ценностными группами ценностей, которые и образуют содержание ценности толерантности10. Среди таких ценностей Ю.В.Лопухова выделяет: благородство, полноту (ценностного ответа, нравственности), чистоту (слова, действия, мысли); взаимопонимание, справедливость, милосердие; правдивость (правда), верность, доверие, достоинство, скромность, внимательность, любезность, сердечность, уместность, вежливость, деликатность, сдержанность11.

Ценность «гуманизм», имеющая непосредственное отношение к человеку, представляет собой культурно-историческую ценность, с кото-ройчеловек встречается во всех областях деятельности. Но гуманизм не только прошлая ценность, но и ценность нынешняя. Актуальность гуманизма обусловлено в первую очередь тенденцией к гуманизации образовательного процесса как необходимого фактора модернизации образования. В толковом словаре русского языка под гуманизмом понимается «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям»12.

В словаре по этике под редакцией И.С.Кона гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества13.

Выделение гуманизма в качестве одного из ценностных оснований аксиологического общения ведет к признанию ценности человека как личности, его права на свободу и развитие. Ориентация на гуманизм как ценность аксиологического общения характеризуется взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счет партнера. Основой такого общения является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнера общения (ученика), его права на доверие, на свою индивидуальность. Тем самым ценность «гуманизм» отвечает критерию взаимности как критерию выделения ценностных оснований аксиологического общения.

Как и толерантность, гуманизм представлен целым созвездием ценностей. По мнению В.А.Блюмкина это: человеческое достоинство, уважение, доверие и любовь к человеку, забота

10Лопухова Ю.В. Морально-этические аспекты.... - С. 88.

пЛопухова Ю.В. Морально-этические аспекты.... - С. 96.

12 Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: 1999. - С.149.

13 Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. - 4-е изд. -

М.: 1981. - С.62 - 63.

о его благе и счастье. Последнее, в свою очередь, составляет основу таких ценностей как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность14.

Выделенные В.А.Блюмкиным ценности, образующие содержания ценности «гуманизм», так же отвечают критерию взаимности и выражаются во взаимоуважении, взаимоблагородстве, взаимодоброжелательности, взаимоделикатности и взаимотактичности.

Среди ценностей, образующих содержание ценностей «толерантность» и «гуманизм», есть общие и для толерантности, и для гуманизма. Это доверие, достоинство, благородство. Мы полагаем, что доверие в аксиологическом общении способствует раскрытию собственного «Я» другому человеку, передаче интимной, «центральной» части себя другому.

В толковом словаре русского языка доверие характеризуется, как «уверенность в чье-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь »15.

В словаре по этике доверие - это отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности16.

Доверие в аксиологическом общении способствует искренности, добросовестности и честности людей по отношению друг к другу, что так же отвечает критерию взаимности.

Доверие является «надвременной» и долговечной ценностью. Доверие к другому человеку представляло, представляет и будет представлять собой исходное условие человеческого общения. Взаимное доверие субъектов друг к другу предполагает такое отношение, которое строится на взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга и служит условием порождения новых смыслов.

Обращение к научной литературе показывает, что благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)17.

«Благородный человек, идущий вперед, -отмечает Ю.В.Лопухова, - увлекает за собой других людей, преобразует их»18. Анализ научной литературы показывает, что благородство в общении проявляется не только возвышенно-

14 Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: 1981. - С.28 - 33.

15 Толковый словарь русского языка: .... - С.170.

16 Словарь по этике.....- С.77.

стью мотивов, но и самоотверженностью, великодушием, тактичностью, деликатностью и честностью19.

Благородство в аксиологическом общении способствует тому, чтобы общающиеся не демонстрировали своего превосходства друг над другом, а так же способствует признанию равных прав всех людей.

Что касается достоинства, то именно достоинство является формой самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Подтверждение данному положению мы находим у И.С.Кона, который отмечает, что «достоинство - понятие морального сознания, выражающее представление о ценностях всякого человека как нравственной личности, а так же категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность лич-ности»20.

Схожее определение мы находим в толковом словаре русского языка, в котором отмечается, что «достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе»21. Однако следует отме-

тить, что в контексте аксиологического общения достоинство - это не только уважение своих личных качеств, но и уважение достоинства другого человека, как личности так же обладающей этими качествами, то есть уважение достоинства собеседника, принятие его моральных качеств.

Выделение в качестве ценностных оснований аксиологического общения ценностей гуманизма и толерантности в единстве образующих их содержания ценностей способствуетпризнанию ценности другого человека, альтруизму и доброте во взаимоотношениях между людьми, что является весьма важным в современном обществе, в котором, к сожалению, все более явно прослеживается тенденция стремления человека к удовлетворению лишь собственных эгоистических интересов.

17Словарь по этике.....- С.28.

18Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза: Монография. - М.: 2012. - С.88.

19Толковый словарь русского языка: .... - С.50.

20Словарь по этике.....- С.81 - 82.

21Толковый словарь русского языка: ... - С.177

VALUABLE BASES OF AXIOLOGICAL COMMUNICATION OF SCHOOLCHILDREN

©2014 M.A.Avdeeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article deals with the problem of axiological communication of schoolchildren, the values which form the bases of such communication are characterized. Keywords: communication, axiology, value, schoolchild.

Maria Aleksandrovna Avdeeva, Post-graduate student of Department of pedagogy. E-mail:stendm 1 @rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.