Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры в условиях цифровизации образования: новая реальность / новая утопия?'

Ценностные ориентиры в условиях цифровизации образования: новая реальность / новая утопия? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация образования / новая грамотность / контент / гуманитарный потенциал / эмоциональный интеллект / цифровой ребенок. / Digital education / new literacy / content / humanitarian potential / emotional intelligence / digital child.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

Автор акцентирует внимание на вызовах и возможностях цифровизации образования и воспитания как отправной точке конкурентоспособности государства в целом. Цифровая среда предоставляет уникальные возможности индивидуального образования, формирования новых компетентностей и запроса на новые профессиональные направления. Амбициозные задачи цифрового образования кардинально меняют роль учителя и поднимают вопрос о воспитательном потенциале цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE DIRECTIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATION: A NEW REALITY OR NEW UTOPIA?

The author focuses on the challenges and opportunities of digital education as a starting point of competitiveness of the state as a whole. The digital environment provides unique opportunities for individual education, the formation of new competencies and the demand for new professional directions. The ambitious goals of digital education radically change the role of teachers and raise the question of the educational potential of the digital environment.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры в условиях цифровизации образования: новая реальность / новая утопия?»

УДК 37.01

DOI: 10.24411/2308-7226-2019-10003

Шаяхметова Венера Рюзальевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, е-mail: perm_venera@mail. ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НОВАЯ УТОПИЯ?

Venera R. Shaiakhmetova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian-Pedagogical University» 24, Sibirskaja. 614990, Perm, Russia, St. Siberian, e-mail: perm_venera@mail.ru

VALUE DIRECTIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATION:

A NEW REALITY OR NEW UTOPIA?

Аннотация. Автор акцентирует внимание на вызовах и возможностях цифровизации образования и воспитания как отправной точке конкурентоспособности государства в целом. Цифровая среда предоставляет уникальные возможности индивидуального образования, формирования новых компетентностей и запроса на новые профессиональные направления. Амбициозные задачи цифрового образования кардинально меняют роль учителя и поднимают вопрос о воспитательном потенциале цифровой среды.

Ключевые слова: Цифровизация образования, новая грамотность, контент, гуманитарный потенциал, эмоциональный интеллект, цифровой ребенок.

Abstract. The author focuses on the challenges and opportunities of digital education as a starting point of competitiveness of the state as a whole. The digital environment provides unique opportunities for individual education, the formation of

© Шаяхметова В.Р., 2019

Mil ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

new competencies and the demand for new professional directions. The ambitious goals of digital education radically change the role of teachers and raise the question of the educational potential of the digital environment.

Key words: Digital education, new literacy, content, humanitarian potential, emotional intelligence, digital child.

Известно, какие технологические изменения и социально -экономические процессы, влияющие на структуру социальных отношений, нас ждут в условиях цифровой экономики. Эксперты выстроили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявился запрос на ряд новых компетентностей и новых профессий. Соответственно, для осуществления мощного технологического прорыва России в направлении цифровизации требуется качественная и быстрая модернизация системы образования. Поскольку образование является отправной точкой социально-экономического и технологического развития, то отставание в деле разработки и применения востребованных временем и социумом педагогических технологий и методов обучения снижает конкурентоспособность государства в целом.

Сторонники новой модели образования в условиях цифровизации глубоко убеждены, что «цифра» обязательным образом обеспечит рост качества образования за счет роста возможностей по наращиванию объемов ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе [1]. Современным педагогам предлагается бесчисленное множество ресурсов: электронные учебники, образовательные платформы, онлайн-уроки и курсы в формате нетворкингов и воркшопов и т. п. Но при этом вопросы качества контента данных ресурсов, возможности их использования в условиях обязательной реализации ФГОС общего образования, учета личностных и психоэмоциональных особенностей обучающихся, видимо, в недостаточной мере исследуются.

Система образования и воспитания в новых условиях должна подвергнуться глобальному переосмыслению, тотальному переходу на новые

подходы в педагогике. В каком формате и объеме должна присутствовать в учебном процессе цифровая среда? Каким должен быть учебник: оцифрованным ранее существовавшим бумажным учебником или ботом-помощником, выстраивающим индивидуальный алгоритм обучения? Какой должна стать роль учителя: носителя компетенций, наставника или тьютора (фасилитатора) в реализации индивидуального плана обучения? И, наконец, вопрос о воспитательном потенциале цифровой среды: как сбалансировать возможности индивидуального обучения с формированием навыков коллективных (нецифровых) действий? Это только незначительный перечень вопросов, остро волнующих педагогическое и родительское сообщество.

Цифровая среда предоставляет уникальные возможности индивидуального образования, в этом убеждаются учителя, родители и дети. Один из родителей в новостной ленте Facebook написал следующее: «У моего сына сейчас в Майнкрафте на сервере Minetoday учитель с никнеймом... в онлайн провела урок математики и литературы!», на что другой родитель ответил: «Для меня эти восторги - птичий язык, какая-то инетовская тарабарщина». Восторги первого родителя понятны, ему импонируют новые формы преподавания, и он фиксирует растущий интерес ребенка, но не особо задумывается над тем, что у ребенка при развитии цифровой коммуникации могут «западать» письменная речь (общение в Инете требует краткости, при этом система сама исправляет грамматические ошибки) и разговорная коммуникация. То есть любое новшество носит двоякий характер, имеет определенные риски, которые не всегда просчитываются заранее.

В погоне за скоростным Интернетом, Wi-Fi, электронными досками, электронными учебниками затерялось то, что сегодня именуется «эмоциональный интеллект». Родитель, не читающий хорошую литературу, а в большинстве случаев вообще ничего не читающий, кроме сообщений в Viber и WhatsApp, подает своему ребенку не лучший стандарт поведения. Известно, что только через литературу, живопись и классический кинематограф возможно восприятие богатейшего спектра эмоциональных реакций сложных

Mil ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

моделей поведения и тонких мотивов поступков героев [2]. Ребенок, умеющий выстраивать контакты в социальных сетях, испытывает проблемы с реальной, «живой» коммуникацией и постепенно утрачивает социальные навыки.

Современная тенденция перехода на образование с погружением в онлайн-курсы и интернациональные «облачные библиотеки» открывает широкие возможности для развития не только ребенка, но и учителя. Ни один здравомыслящий педагог не откажется сегодня от этих безграничных ресурсов: «посещения» виртуальных экскурсий, пользования виртуальными лабораториями и даже обучающими компьютерными играми. Но более половины российских учителей владеют навыками поиска информации, цифрового общения и не используют эти умения в профессиональной деятельности!

Системы электронного обучения (e-learning) и инструменты, используемые для электронного обучения (learning tool), в урочной деятельности присутствуют нечасто. Растерянность большинства российских педагогов в вопросах методологии цифрового обучения показывает недостаточное использование в учебном процессе электронных учебников, тем более что само понятие «электронный учебник» по-прежнему остается весьма неопределенным. Часть педагогов уверена в том, что это электронная версия бумажного учебника, с которой ребенок может работать на любом гаджете. Другие учителя считают, что это цифровой нелинейный комплекс с возможностями расширения и углубления содержания в зависимости от образовательных запросов обучающегося. Именно последняя позиция и представляется наиболее верной, но помимо образовательного содержания данный комплекс должен обладать возможностями фиксации индивидуальных достижений ученика с последующим планированием его персональной образовательной траектории. Более того, данный комплекс должен иметь не только открытый программный интерфейс для расширения учебного содержания (что востребовано при постоянно увеличивающемся информационном потоке), но и базовые сервисы для работы с описанием компетенций выпускников, критериями их формирования и оценивания.

Реальная трансформация образования и воспитания начнется тогда, когда будет создана образовательная среда, в рамках которой «найдут» друг друга «цифровой ребенок» и «цифровой учитель». На первый план должны выйти постоянно меняющиеся социальные и личностные запросы ребенка. Фигуру учителя, по-настоящему интересного ученику, не заменят учебник-бот, дистанционный курс и т. д. Школе, чтобы стать современной, отвечающей требованиям цифровизации общественных отношений, нужны современные учителя - носители новых ценностей (творческой активности, фундаментальности в знаниях и компетенциях, коллективного действия).

Список литературы

1. Цифровая экономика России: городам - беспилотники, деревням -быстрый Интернет // ТАСС. Информационное агентство России. - URL: http://tass.ru/ekonomika/4235807 (дата обращения: 19.05.2018).

2. Цифровизация образования - надежды и риски. - URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148-tsürovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski (дата обращения: 04.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.