Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры обновления содержания высшего профессионального образования на Северном Кавказе'

Ценностные ориентиры обновления содержания высшего профессионального образования на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры обновления содержания высшего профессионального образования на Северном Кавказе»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ЕВ. Говердовская

Модернизация северо-кавказского высшего профессионального образования представляется достаточно сложной. Она влечет за собой обострение проблем социокультурного характера в регионе. Молодежь наиболее остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественного идеала и частичным разрушением традиционных механизмов культурной преемственности. Основная причина проявления этого кризиса — драматическое становление идентификации, проистекающей из противоречия российско-кавказских коллективистских ценностей и индивидуалистических ценностей «западного» мира.

Научно-педагогическое исследование этих вопросов показывает, что степень противоречивости коллективистского и индивидуалистического самоопределения молодого человека существенно снижается в процессе его обучения в вузе. Возможности высшего профессионального образования в оптимизации процессов коллективизации и индивидуализации молодежи определяются его смысло-ориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами, которые в совокупности обеспечивают гармоничное становление личности. Аккумулируя в себе опыт педагогической мысли, воспита-

ния и обучения, образование содержит потенциал для ценностно-ориентированного обучения в рамках социума и культуры региона.

Важность аксиологического аспекта в структуре высшего профессионального образования

Аксиологический аспект является весьма существенным в структуре модернизации высшего профессионального образования на Северном Кавказе. З.И. Равкин обращал внимание на то, что пока еще не решена проблема соотношения общечеловеческих ценностей образования с национальными ценностями, не определено их качественное своеобразие [1].

Анализ исследований Н.Ф. Басова, М.В. Богуславского, Р.Б. Вендеро-вской, Л.Д. Гиревой, О.З. Дашковс- 61 кой, В.И. Додонова, Т.Б. Игнатьевой, Г.Б. Корнетова, З.И. Равкина и др. позволил сделать следующие выводы:

1) в период общественных преобразований образование выступает важнейшим социокультурным институтом трансляции ценностей, норм и идеалов, специфической формой воспроизводства «национально-культурного мира»; 2) новая знаниево-гу-манистическая парадигма высшего профессионального образования требует пересмотра и осмысления ее аксиологических основ для России и Северокавказского региона; 3) в основу выделения ценностных компонентов

высшего профессионального образования на Северном Кавказе следует положить сравнительно-сопоставительный анализ постмодернистской «западной», патриархальных русской и горских культур.

Определить же базовые ценности современного молодого россиянина, жителя Северного Кавказа, весьма сложно в силу дихотомии основных ценностей индивидуалистской (западной) и коллективистской (восточной) культур в России и на Северном Кавказе. Вместе с тем следует признать, что коллективизм и индивидуализм — не всегда взаимоисключающие полюса, они могут взаимодополняться и в зависимости от ситуации проявляться в каждой культуре и у каждого человека. В предпринятом нами ранее диахроническом анализе северо-кавказской и русской культур обнаруживаются обе ориентации.

Концепция коммунитарианизма

Проблема выработки интегральной аксиологической концепции находит свое воплощение в ряде наук. Стре-62 мится объединить лучшее из коллективистических и индивидуалистических культур социокультурологическая концепция коммунитарианизма, рассматривающая как наиболее желаемое качество личности в обществе ее способность жить в гармонии с окружающими без потери своей индивиду-альности[2]. Коммунитарианисты предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины, между защитой индивидуальных прав и общественным

благополучием, между свободой и братством, между я-мышлением и мы-мышлением [3].

Взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей

Отечественная педагогика располагает богатейшим историческим опытом теоретического осмысления взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей в образовании. В наследии М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, А.Н. Добролюбова, К.Д. Ушин-ского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого есть общие идеи, касающиеся образования человека. Под общечеловеческими ценностями отечественные классики теории культуры и образования понимают ценность человеческой жизни, благородную целеустремленность, свободу личности, вольность устного и печатного слова. К национальным ценностям они относили патриотизм, гражданственность, чувство национального достоинства, богатство творческой энергии, религиозную нравственность. Взгляды прогрессивных отечественных педагогов на национальное воспитание в естественном сочетании с общенациональными ценностями имели своей целью обогатить индивидуальное сознание воспитанников мировоззрением своего народа, развить патриотические чувства, указать истинное предназначение каждого в созидании такой России, которая призвана сыграть выдающуюся роль в духовном развитии всего человечества.

Национальное воспитание не является конечной целью функционирования региональной системы высшего профессионального образования, оно

служит необходимой предпосылкой к общечеловеческому воспитанию. В свою очередь, общечеловеческое воспитание способствует более глубокому и широкому пониманию своего национального, ощущению себя как представителя этноса, а также своей роли и места в современном мире, своей стране, своей республике. Высшее профессиональное образование, ориентированное на обеспечение гармоничного единства общечеловеческого и национального, должно базироваться в своем функционировании и развитии на принципах «центробежности» и «центростремительности», то есть сочетать два встречных направления — от национального к интернациональному и наоборот.

В начале ХХ века в России разработана культурно-антропологическая теория, философской основой которой послужило положение о том, что «нация — не нечто противоположное человеческому, но она — есть стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания» [4]. Рассмотрим основные идеи этой теории применительно к системе современного состояния высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе.

Исторический ракурс

Приверженцами культурно-антропологического подхода (С.И. Гессен, 1923, 1995; П.Ф. Каптерев, 1914,1915, 1920; М.М. Рубинштейн, 1916; В.Н. Со-рока-Росинский,1991) была выработана аксиологическая концепция, согласно которой была обоснована ценность незамкнутого национальными пределами образования, что придавало образованию перспективный характер. Оно трактовалось как

своеобразный мост, соединяющий различные поколения и народы. Были предприняты попытки создания русской школы с учетом общечеловеческих ценностей, которые опредмечивались бы в различных подходах к гармоничному развитию личности на основе получения полноценного общего образования. Однако эта задача в должной мере не была решена.

Социально-политические катаклизмы, произошедшие в России в октябре 1917 года, определили направления последующих исследований базовых ценностей российского образования. С аксиологических позиций «антропоориентированные» педагоги составили альтернативу официальной социоориентированной образовательной политике. Особо продуктивной в 1918 году была их деятельность в разработке проблемы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей пока существовала возможность известной свободы слова, действовали Всероссийский учительский союз и Союз деятелей средней школы. Их идеи публиковались в журналах «Народный учитель», «Новая 63 школа», «Педагогическая мысль».

Суть этих идей сводилась к воскресению школы, развитию любви к родной земле, привязанности к культурным ценностям и ясному осознанию своего долга по отношению к родине при непременной охране как общечеловеческих идеалов, так и прав личности на свободу развития.

В противовес политике Наркомп-роса представители культурно-антропологического направления (В.П. Вахтеров, Д. Тесовский) выступали против классового и интернационального воспитания. В.П. Вахтеров утверждал, что школа не должна воспитывать классо-

вые предрассудки, рознь, нетерпимость и ограниченность, а должна быть построена на широких демократических началах и быть общенациональной, стоящей выше сословий и классов, объединять все классы на почве всенародных и классовых идеалов [5].

Д. Тесовский в противовес классово-пролетарской интернациональной школе предлагал создать «школу истинно-народную», выросшую из самобытных условий российской жизни, соответствующую духовным запросам русского народа и отвечающую требованиям и запросам данного момента. Его заслугой была идея перенесения национальных идеалов образования из прошлого, из «доморощенной или домостроевской школы» в будущее, применительно к новой европейской школе. Д.Тесовский подчеркивал, что нужно заимствовать «не готовые формы, а принципы воспитания, не правила, а идеи». Заслуживает внимания его взгляд на гармонизацию общечеловеческих и национальных образовательных ценностей. Он полагал, что на национальное воспитание надо смотреть 64 не как на цель саму по себе, а как на средство или путь к общечеловеческому воспитанию, как на необходимую предпосылку к формированию общечеловеческих ценностей. В предложенной Д.Тесовским программе образования, основанной на этих принципах, важная роль отводится родному языку, литературе и истории. Особое место занимал курс родинове-дения, строящийся на основе краеведческой деятельности. В этом курсе предусматривалось концентрическое расположение учебного материала по принципу «от родного села к миру» [6]. Такое воспитание не только не противоречило общечеловеческому образо-

ванию, но придавало ему конкретность и определенность. Развитие этого важного положения нашло отражение в концепции «россиеведения».

В 1920-е годы в рамках культурно-антропологического подхода проводили свои научные исследования И.М. Гревс, В.А. Головковский, А.Ф. Евстигнеев-Беляков, М.М. Рубинштейн. При этом базовыми ценностями для них служили культура и классическая традиция как источники истины и блага, а целью являлось гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности. Концепция ментальности в настоящее время получила свое развитие в трудах Б.С. Гершу-нского [7, 8, 9, 10].

В качестве основной ценности исследователи рассматривали широкое фундаментальное образование и способы творческого оперирования культурным наследием, ориентацию на самоценность личности и создание наилучших условий для ее саморазвития. Они придерживались и таких традиционных образовательных ценностей, как народность в педагогике, истинное знание, объективная наука, интеллект, общее образование; отстаивали общечеловеческие ценности в содержании образования, причем не только применительно к изучению литературы, истории, но и биологии, физики.

Безусловно, все эти взгляды, а также идеи русских и советских философов свидетельствуют о том, что эти ценности не «пришли» в наше образование из Европы, но они всегда были в российской ментальности и представлены в таких обобщенных формах, как нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство, а их целостное единство воплощено во всесторонне и гармонично развитой личности.

М.М. Рубинштейн разработал аксиологические подходы к созданию общеметодической модели педагогического процесса трудовой школы, включившей в себя такие ценностные ориентации, как учет «главной доминанты современности, идеалов времени» [11] (представления о такой модели расширяются в концепции «метаметодики» И.М. Титовой [12]); органичная укорененность методов преподавания и мен-тальность средовой обстановки (что и призвано было обусловить возможность получения адекватных задуманным педагогом результатов). Это, в свою очередь, предполагало опору на российские национальные культурно-психологические особенности, рефлексию характера русского народа, его духа, а в широком смысле — традиции. В настоящее время эти идеи получили развитие в трудах Б.С. Гершунского.

Большое значение придавалось самоценной личности, органичной корреляции методов и форм работы с психолого-возрастными особенностями учащихся, опоре на их реальные устойчивые потребности и ценностные ориентации. Существенная аксиологическая роль отводилась педагогическому творчеству, необходимости интерпретации метода каждым учителем (преподавателем) с учетом своей индивидуальности, трактовке общей методики как «ценной канвы», на которой каждый конкретный педагог должен вышить свой узор.

М.М. Рубинштейн [13] стремился выработать такие формы и методы педагогической деятельности, которые отвечали бы национальным психологическим особенностям характера русского народа, в том числе неоднозначным, возможно имеющим некоторые негативные проявления. К ним

он, в частности, относил: пренебрежение к точности в работе, восхищение «художественным беспорядком», любовь к «душе нараспашку». Поэтому педагог считал противопоказанными для отечественной школы американские методики типа Дальтон-плана, метода проектов, основанных на точности, настойчивости, стремлении не терять ни одной минуты даром.

Культурно-антропологическую школу русского зарубежья формировали С.И. Гессен, С.И. Карцевский и др. Первый полагал, что общечеловеческие ценности во взаимосвязи с лучшими традициями русской национальной педагогики могут стать стимулом для творческой познавательной деятельности учащихся. Согласно ценностной концепции С.И. Гессена, образование рассматривается как средство не пассивного «приобщения учащихся к духовным ценностям науки, искусства, права, хозяйства», а их активного включения в «поток науки, искусства и других духовных реальностей». В результате этого, полагал автор, раскрывается индивидуальность учащихся, происходит личное и творческое усвоение ими духовных 65 ценностей, немыслимое без свободных актов человеческой личности, в которых раскрывается самостоятельное убеждение человека, его совесть.

Принципы культурно-антропологических подходов

Итак, в начале ХХ века российской педагогикой был сделан крупный шаг в разработке проблемы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей, способствовавший оформлению культурно-антропологического подхода. Его ведущими аксиологическими принципами были признаны гуманистическая ориентация образова-

тельного процесса; акцентирование педагогической деятельности на личности учащегося; культуросообраз-ность обучения и воспитания в соответствии с геополитическими и социокультурными факторами российской цивилизации; воплощение в системе образования принципа социальной справедливости; гуманитарная направленность общего образования и др. Реализация данных принципов предполагала приобщение учащихся к системе ценностей, включающей богатства общечеловеческой и национальной культур.

Полагаем, что положения культурно-антропологической теории в настоящее время приобретают особую актуальность. Наша позиция согласуется с мнением В.А. Сластёнина о том, что сегодня необычайно актуализируется антропологический подход к профессиональному образованию, который позволяет вывести его на уровень практического человекознания. Выполняя системообразующие функции в содержании образования, антропологический подход обеспечивает «взаимосвязь 66 и единство социогуманитарной, культурологической, психологической и предметно-специальной подготовки будущего специалиста» [14].

Национально-региональный аспект

Особое значение имеет реализация данного подхода в северокавказском регионе. В активную общественную жизнь на Северном Кавказе вступает поколение тех, кто родился в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Оно практически оказалось вне сферы воздействия советской пропаганды ценностей интернационализма и светского общества. Молодежь на Кавказе стала утрачивать (прежде органичные)

контакты с российским общественным и культурным пространством, что делает ее неокрепшее сознание уязвимым для деструктивных идеологий радикального исламизма и этнонационализ-ма. Социальное оздоровление региона следует связывать прежде всего с воспитательно-образовательной работой в молодежной среде. Величайшие революции обходились без баррикад и боев и захватывали исключительно сферу духа: дух насильственно изменял время и пространство. Требуется образовательно-просветительная работа среди подрастающего поколения — будущего региона и страны, направленная на:

• формирование у учащихся целостного представления о мире со всей его духовной и материальной глубиной, с учетом творческих — художественного и научного — подходов к познанию, осознанию не только его дифференциации, но и взаимосвязи, взаимозависимости всех его составляющих;

• воспитание социальной ответственности и активности учащихся, в том числе за счет включения элементов самоуправления в сам образовательный процесс;

• укрепление нравственных и гражданских позиций учащихся путем прививания им навыков постоянной нравственной и гражданской оценки знаний, событий и собственных действий.

В контексте данной посылки в Пятигорском государственном технологическом университете (ПГТУ) на протяжении семи лет реализуется многоуровневая система профессионального образования, включая довузовский этап. Мы исходили из того, что адаптация организационных структур системы образования к реалиям региона — это не

только решение задач общего и профессионального образования, но и решение социальных проблем. Известно, что в нашем регионе традиционно семьи являются многодетными. Массовое закрытие училищ профессионального образования, спортивных секций, кружков, ликвидация института летних оздоровительных лагерей или перевод их на коммерческую основу привели к тому, что большинство детей в свободное время оказываются вне педагогического влияния — «на улице» или под влиянием различного рода миссионеров. Профессиональное образование в системе лицей—начальное профессиональное— среднее профессиональное— высшее профессиональное способствует социализации подрастающего поколения, снижению социальной напряженности в регионе, качественной селекции абитуриентов и повышению качества подготовленности выпускников вузов (что апробировано в многолетнем естественном эксперименте в рамках ПГТУ).

Ретроспективный анализ формирования аксиологических основ образования в России—СССР—Российской Федерации, выработке антропологического подхода к профессиональному образованию позволяет представленные выше обобщения рассматривать в качестве историко-теоретической базы разработки аксиологического аспекта современного северокавказского высшего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Равкин З.И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования — одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики /Образование: идеалы и ценности (историко-теорети-ческий аспект). — М., 1995. — С. 25.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999. — С. 63, 187.

3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

4. Гессен С.И. Мировоззрение и образование / Образование и педагогика Российского зарубежья. — М., 1995. — С. 105.

5. Вахтеров В.П. Комиссия по реформе школы // Новая школа. — № 535. — 3. Т. XXV, 1918. — С. 17.

6. Тесовский Д. Характер, основы и задачи новой школы // Новая школа. — 1918. —№3. — С. 137—138.

7. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования. — М.: Педагогика, 2003. — № 10. — С. 3—7.

8. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб. пособие для студ. — М.: Ин-т практической психологии, 1996.— 144 с.

9. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психолого-социальный институт,

1997. — 120 с.

10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 67

1998. — 608 с.

11. Рубинштейн М.М. Основы общей методики. — М., 1928. — С. 35—37.

12. Титова И.М. Разработка организацион-но-деятельностной составляющей ме-таметодической модели школы / Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средства интеграции предметных методик обучения): Сб. научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — С. 8—24.

13. Рубинштейн М.М. Основы общей методики. — М., 1928. — С. 22—27.

14. Сластёнин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сластёнин. — М.: Магистр-Пресс, 2000. — С. 109. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.