Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры информационного общества'

Ценностные ориентиры информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1026
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматриваются вопросы становления информационного общества, трансформации жизненных ценностей человека в информационном обществе и проблеме учёта ценностных ориентиров информационного общества в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры информационного общества»

2. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 165-172.

3. Говердовская Е.В. Состояние, проблемы и перспективы эволюции высшего профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 11. - С. 30-37.

4. Колосова О.Ю. Проблема интеграции знания в экологической картине мира // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 1. -С. 38-42.

5. Бакланов И.С. Социум и функции знаний // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2005. - №3. - С. 93-98.

6. Лобейко Ю., Зарубина Н. Интеграция образования, науки и производства // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С. 110-114.

7. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 5-1. - С. 167-176.

8. Микеева О.А. Проблема конструирования персональной идентичности в аспекте индивидуальной историчности // Философия права. - 2009. -№ 6. - С. 65-69.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются вопросы становления информационного общества, трансформации жизненных ценностей человека в информационном обществе и проблеме учёта ценностных ориентиров информационного общества в образовании.

Ключевые слова: глобализация, информатизация, информационная культура, информационное общество, информация, креативность, трансформация, ценности.

Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI-й век - век информации и научных знаний. Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания цивилизации, преодоления её глобального экологического и духовного кризиса [1]. Сегодня информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

энергия. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования.

Сегодняшнее мировое цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных технологиях. Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура - информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -знаний [2]; это этап развития цивилизации с доминирующей ролью информации и знаний на ее основе, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом [3]. В мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в силу ограниченности своих возможностей.

Период становления информационного общества совпал с процессом глобализации, который отразил основные вызовы стремительно меняющегося мира: сверхбыстрое развитие электронной коммерции, скоординиро-ванность финансовых рынков, развитие наднациональных организаций, трансфер вкусов. Радикальный характер рассмотренных процессов, затрагивающих первоосновы социальной организации жизни людей, не вызывает сомнений. Поэтому переход к информационному обществу происходит и в сфере менталитета, связывается с изменением сознания человека, затрагивая социальную и культурные сферы, не обходят стороной и образовательные аспекты. Сущностная черта информационного общества, - его субъектом выступает творческая личность, способная создавать новую информацию; её роль определяется творческими способностями личности, которые фактически безграничны.

Ценности информационного общества не существуют отдельно и независимо от ценностей «просто» общества. В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным [3].

Среди основополагающих ценностей информационного общества отмечаются [1, 4-8]:

1. информация - главная ценность и структурообразующая основа информационного общества; ценность информации является действительной, когда она способствует росту вещественно-энергетического и духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию; информация определяет и социокультурную жизнь человека, и его общественное бытие;

2. знания - ключевой ресурс развития открытого общества; это осмысленная и понятая информация (включает понимание, осмысление, обобщение, конкретизацию, отбор нужной информации и «от-

сечение» лишней); знать не означает владеть истиной, это значит стремиться приближаться к истине;

3. информатизация - внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества; глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов; направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума;

4. глобализация - процесс, формирующий некий единый мир, разрушающий фрагментацию цивилизации, создающий черты нового «сетевого мира», в котором связываются все люди, государства и нации;

5. коммуникация - ключевой элемент информационного общества; принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов состоит в том, что оно ориентировано на нахождение взаимопонимания между социальными субъектами;

6. индивидуализация - верховенство индивидуального начала над всеобщим, психологии над идеологией, связи над политизацией, многообразия над одинаковостью, разрешительного над принудительным; процесс индивидуализации личности проявляет себя в стремлении человека быть самим собой, выступать в качестве «оператора», имеющего возможность свободного выбора и комбинаций, быть отличным от других индивидов и поведением и вкусами, освободиться от предписываемых обществом ролей и социальных правил, нести ответственность за свою жизнь и оптимальным образом распоряжаться своим эстетическим, эмоциональным, физическим, чувственным и т.д. опытом, то есть, быть самостоятельной личностью;

7. интеллект - умственные способности личности по переработке информации, связанные с пониманием, постижением, стилем и стратегией решения проблем, эффективностью индивидуального подхода к ситуации;

8. креативность - интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей;

9. информационная культура - не только совершенное владение информационными технологиями, но способность личности определять свои потребности в информации, искать её, оценивать и эффективно использовать для постоянного саморазвития в течение всей жизни; признание культурной ценности информации;

10. инновационность - способность создания, передачи, тиражирования, трансформации и использования новых знаний;

11. компетентность - интегральная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе нормативами и стандартами;

12. человеческий капитал, индивидуальная компетенция личности (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности, моральные ценности, культура труда и др.); сущностная цель человека в информационном обществе - не накопление внешнего материального богатства в форме денежного капитала а накопление внутреннего богатства в форме человеческого капитала;

13. информационная свобода - свобода доступа к информации, её выбора человеком; характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим, т.е. распространять ее в обществе;

14. информационное сознание - связь ощущений и чувств с информацией; владение способами создания, обработки информации и принятия решений, построения моделей; информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, способа постижения человеком себя и мира; осознание важности информации и информационных технологий, необходимости компьютерной грамотности;

15. информационное равенство - равная возможность доступа к информации для каждого, бесклассовость и бесконфликтность; «это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом» (И. Масуда);

16. полипарадигмальность - признание фактически имеющих место в мировой практике различных теоретико-методологических и практических подходов к исследуемым и реализуемым объектам;

17. поликультурность - слияние различных культур в единую, стирание культурных различий, толерантность к различным культурам, взглядам, идеологиям, возникновение интегрированных культур;

18. информационные технологии - современные средства и методы подготовки, передачи и представления информации; широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Происходящие сегодня ценностные трансформации имеют сложный характер и не могут быть поняты однозначно как прогрессивные или деграда-ционные [5]. К прогрессивным тенденциям относятся такие аксиологические эффекты глобализации, информатизации как: повышенный акцент на свободу, ответственность, права человека, справедливость, гуманность и толерантность. Деградационные тенденции - возникновение информационного неравенства, перемещение внимания субъекта с духовной сферы на

материальную, трансформацию культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественности, освобождение от стремления к идеалу в пользу прагматизма и утилитаризма, подмену творчества потреблением, жизни -игрой, реальных отношений - виртуальными [6]. Это, в свою очередь, обуславливает и виртуальное (иллюзорное по содержанию) поведение субъекта -активность без возможности ответственности за принятое решение.

Согласно Э. Фромму, «ценность может быть определена только с учетом реальных интересов человека, которыми являются свобода и реализация человеком своих сил» [9]. В информационную эпоху доминирует креативная трактовка ценности, она базируется на представлении о мире как о системе информационных продуктов, созданных в процессе творческой деятельности людей [10].

Креативная ценность, в отличие от ценности механистической, не зависит от способности продукта сохранять свою исходную физическую форму с течением времени. С появлением новых информационных продуктов старые продукты теряют свою ценность (морально устаревают), хотя их материальны носители не изменяют своих прежних физических качеств. Продукт обладает информационной долговечностью в той мере, в которой он способен служить ресурсом творческой деятельности в течение длительного периода времени. В целом, креативная ценность продукта определяется временем творческой деятельности, направленной на его создание, и его информационной долговечностью. Лишь некоторые продукты обладают информационной долговечностью: гениальные произведения искусства, важные научные открытия и пр.

В информационном обществе накопление материальных ценностей поощряется лишь как необходимая предпосылка творческого развития, но не как механизм принуждения и превосходства. Степень воздействия индивида на других определяется теперь не его материальным богатством, а уровнем развития творческих способностей. Важнейшими общественными добродетелями становятся образованность, уникальность, креативность.

В современном динамичном мире способность творческого человека создавать новую информацию - единственный источник общественного прогресса, а поэтому она выступает в роли абсолютной ценности. Творческая деятельность порождает изменения в материальной среде жизнедеятельности людей, но сами эти изменения становятся инвариантной характеристикой информационного общества, обеспечивают рост общественного благосостояния, поэтому со временем креативность личности станет главной ценностью информационного общества.

Список литературы:

1. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К.Г. Кречетников. - М.: Гос-коорцентр, 2002. - 296 с.

2. Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm.

3. Информационное общество - Альманах «Покорение смыслов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://almpos.su/wiki.

4. Лукина Н.П. Информационное общество: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / Н.П. Лукина. - Режим доступа: http:// huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/lukina.htm.

5. Алексеева И.Ю. Информация и интеллект как ценности современной эпохи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/info-soc/emag.nsf/BPA/f4a3a68c37a66eb1c3257593004f0cfc.

6. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - С. 22.

7. Рулиене Л.Н. Ценности информационного общества в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / Л.Н. Рулиене. - Режим доступа: http://ru-liene.bsu.ru/wp-content/uploads/nto_20092.pdf.

8. Костина, А.В. Тенденции развития культуры информационного общества [Электронный ресурс] / А.В. Костина. - Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_Society.

9. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 44.

10. Корнейчук Б.В. Кризис механистической ценности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Б.В. Корнейчук. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/203/78005.php.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ КАТЕГОРИИ - НОВЫЕ ЦЕННОСТИ

© Манаева Н.Н.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Рассмотрена категория информации как базисная в системе ценностей, ее влияние на развитие личности с аксиологической точки зрения в условиях информатизации образовательного процесса. Введены в рассмотрение понятия и категории, которыми обогатилась современная наука с развитием и внедрением в жизнь информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информатизация образования, ценностный аспект информации, информационная культура, экранная культура, медиа-культура, интернет-культура, киберкультура, виртуальная реальность, расширенная реальность.

* Старший преподаватель кафедры Информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.