Источники:
1. Технологии производства кормов для аквакультуры. 2020 // Информ. Изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех».
- 2020. - C. 78.
2. Скляров В.Я. Научное обеспечение, резервы развития аквакультуры юга России /В.Я. Скляров/Рыбное хозяйство. - 2015. - № 5. - C. 55-60.
3. Методика оценки запасов некультивируемых водных биологических ресурсов (НВБР) в натуральном и стоимостном измерении, ФГБНУ «ВНИРО, М.: - 2020. - С. 45.
4. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019. - № 2798-р.
5. Тюпаков К.Э. Экономические аспекты формирования и развития прудового рыбоводства в Центральном федеральном округе / К.Э. Тюпаков, Ю.И. Бершицкий. Е.Б. Акимов // Сборник научных трудов (ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». - 2020. - C. 178.
6. Тюпаков, К. Э. Воспроизводство технической базы растениеводства / К. Э. Тюпаков // АПК: Экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 60-66.
7. Тюпаков, К.Э. Особенности формирования и развития регионального агропродовольственного рынка / К.Э. Тюпаков, Д.А. Коновалов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34(2). References:
1. Technologies for the production of feed for aquaculture. 2020 // inform. Ed. - M.: FSBI "Rosinformagrotech".
- 2020. - C. 78.
2. Sklyarov V.Ya. Scientific support, reserves of aquaculture development in the South of Russia / V.Ya. Sklyarov/Fisheries. - 2015. - No. 5. - C. 55-60.
3. Methodology for assessing the reserves of uncultivated aquatic biological resources (NWBR) in kind and in value, VNIRO, Moscow: - 2020. - p. 45.
4. The strategy for the development of the fishery sector of the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 26, 2019. - No. 2798-r.
5. Tyupakov K.E. Economic aspects of the formation and development of pond fish farming in the Central Federal District / K.E. Tyupakov, Yu.I. Bershitsky. E. B. Akimov // Collection of scientific papers (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University". - 2020. - P. 178.
6. Tyupakov, K. E. Reproduction of the technical base of crop production / K. E. Tyupakov // Agro-industrial complex: Economics, management. - 2012. - No. 1. - S. 60-66.
7. Tyupakov, K.E. Features of the formation and development of the regional agri-food market / K.E. Tyupakov, D.A. Konovalov // Natural and humanitarian research. - 2021. - No. 34 (2).
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-24-30
Д.В. Амеличева - обучающаяся, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, [email protected],
D.V. Amelicheva - student, FSAEI HE "Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin";
E.А. Семенова - обучающаяся, Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Екатеринбург, [email protected],
E.A. Semenova - student, FSAEI HE "Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin";
О.Р. Белова - старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, [email protected],
O.R. Belova - senior lecturer, FSAEI HE "Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin";
Н.Е. Тиханов - обучающийся, Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Екатеринбург, [email protected],
N.E. Tikhanov - student, Ural Institute of Management - a branch of FSBEI HE "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration".
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z: КАКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЕСЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ VALUES AND CAREER PREFERENCES OF GENERATION Z: ECONOMIC CHANGES EXPECTED FROM THE YOUNGER GENERATION
Аннотация. Рынок труда претерпевает масштабные преобразования, вызванные изменениями в демографической структуре рабочей силы, преобладать начинают более молодые поколения - поколения Y и Z, в связи с чем резко возрастает значимость цифровых технологий в жизни общества и государства. Поколение Z значительно отличается от предыдущих в отношении к жизни, наборе основных ценностей и целей, амбиций,
чем вызывается отсутствие мотивационных рычагов воздействия на молодежь для восстановления баланса рабочей силы в отраслях экономики, где наблюдается ее дефицит. Предметом исследования выступают предпочтения представителей поколения Z в профессиональной деятельности, а также их основные ценностные установки. Методологической основой исследования послужило анкетирование студентов в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в России (Екатеринбург) и Франции (Гренобль). В статье рассмотрены особенности поколения Z как социальной общности, прогнозируемые от прихода молодежи на рынок труда эффекты и пути нормализации обстановки в условиях малоконтролируемой турбулентности, обусловленной кардинальными сдвигами между силой влияния онлайн- и оффлайн-сфер деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о сравнительно низком уровне распространения тенденций, прогнозируемых для рынка труда в настоящий момент, однако подтверждают основные отличительные черты поколения Z, проявляющиеся в персональных приоритетах и интересах. Результаты исследования могут быть использованы в составлении прогнозов экономических изменений, связанных с изменением демографической структуры трудоспособного населения, для анализа образовательных программ в логике актуальности для изменяющихся условий рынка труда, а также для дальнейшего отслеживания выявленных в ходе исследования тенденций с целью получения данных для динамического анализа изменений.
Abstract. The labor market is undergoing large-scale transformations caused by changes in the demographic structure of the workforce, Generation Y and Generation Z are beginning to prevail, and therefore the importance of digital technologies in the life of society and the state is sharply increasing. Generation Z is significantly different from the previous ones considering their relation to life, basic values, goals and ambitions, which causes the lack of motivational levers of influence on young people to restore the balance of labor in sectors of the economy where there is a shortage of it. The subject of the study is the preferences of Generation Z in professional activity and their basic values. The methodological basis of the study is a survey of students aged 18 to 23 years studying in Russia (Yekaterinburg) and France (Grenoble). The article examines the features of generation Z as a social community, the effects predicted from the arrival of young people on the labor market and ways to normalize the situation in conditions of uncontrolled turbulence caused by shifts between the power of influence of online and offline spheres of activity. The results of the study indicate a relatively low level of dissemination of trends predicted for the labor market at the moment; however, they confirm the main distinctive features of generation Z, manifested in personal priorities and interests. The results of the study can be used in making forecasts of economic changes associated with changes in the demographic structure of the working-age population, for analyzing educational programs and their relevance to changing labor market conditions, as well as for further tracking of the trends identified during the study in order to obtain data for dynamic analysis.
Ключевые слова: поколение Z, рынок труда, ценности, цифровизация, экономика.
Keywords: generation Z, labor market, values, digitalization, economy.
1. Введение
Непрерывные изменения во всех сферах жизни человека и общества стали неотъемлемой и основополагающей чертой современности. Инновационные технологии, цифровизация, стремительные экономические изменения - факторы, предопределяющие глобальное развитие. В XXI веке произошло больше изменений, чем за всю предшествующую историю человечества - и темпы преобразований новой реальности продолжают неуклонно расти.
Традиционно в современном мире инновации воспринимаются позитивно - как способ усовершенствования существующих технологий. Однако такое галопирующее развитие характеризуется сопутствующими эффектами, несущими в себе не столько потенциал к развитию, сколько угрозы для него. Современная молодежь разительно отличается от предыдущих поколений в отношении ценностей, стремлений, установок, целей и мышления в целом. В то же время именно на плечи этого социального слоя ляжет мировое экономическое развитие через 10-15 лет, что может быть связано с множественными рисками в силу их когнитивных и психологических особенностей.
Целью данной работы является выявление тенденций в изменениях ценностей представителей поколения Z в сравнении с предыдущими поколениями, а также обобщение существующих на данный момент экспертных мнений о том, какое влияние эти тенденции с наибольшей вероятностью будут оказывать на национальную и мировую экономику в ближайшем будущем.
2. Методы исследования
Исследование базируется на анализе прогнозов, касающихся развития рынка труда и экономики в целом, применении теории поколений к современной молодежи, синтезе существующих теоретических мнений и реальной степени подверженности молодого поколения определенным тенденциям в поведенческом ключе. В рамках исследования было проведено анкетирование студентов в возрасте от 18 до 23 лет с целью выявления персональных предпочтений данной социальной группы в отношении профессиональной деятельности и жизненных приоритетов, а также закономерностей и паттернов в предпочтениях представителей поколения Z. В опросе принимали участие студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Екатеринбурга (38 человек), а также студенты французской бизнес-школы Grenoble Ecole de Management (35 человек). Опрос состоит из четырех смысловых блоков - ценности, отношение к изменениям, отношения к онлайн-профессиям, отношение к работе - каждый из которых содержит от трех до шести вопросов.
3. Обзор экспертных мнений и существующих результатов исследований
Впервые в истории человечества четверть всего населения планеты - молодежь. К 2025 г. около трети активной рабочей силы земного шара будет представлено так называемым поколением Z [14]. Зумеры, к кото-
рым, согласно теории Уильяма Штраусом и Нила Хоувома, относят людей, рожденных в период с 1995 г. по 2008 годы, разительно отличаются от предыдущих поколений [13]. Молодежь была воспитана с активным участием гаджетов, вследствие чего живет в совершенно другом ментальном измерении, у нее другое представление о жизни, которое остается недоступным для старших поколений. Молодые люди фокусируются на себе, ставят во главу угла личный комфорт и саморазвитие. Они открыты миру, переживают об экологии, борются за глобальную справедливость и равенство, реже стремятся вступать в официальный брак, позже заводят детей и предпочитают не связывать себя с масштабными расходами - покупкой собственной квартиры или машины -отказываясь от них в пользу аренды [5]. Иначе говоря, молодежь живет для себя, а потому может с легкостью покинуть рабочее место и начать жизнь заново в любой момент.
Такое отношение к жизни напрямую коррелирует с ролевой моделью, которой придерживаются представители данного поколения в рабочей среде. Работодатели отмечают, что молодежь совершенно безответственная, при этом невероятно требовательная и при трудоустройстве выдвигает условия, во много раз превосходящие уровень ее компетенций и навыков [10]. Зумеры не ставят перед собой грандиозных карьерных планов, их не интересует белая зарплата или наличие социального пакета, они не выполняют работу, если им это не интересно, и могут уволиться, если их не отпустили в отпуск. Специалисты по кадрам объясняют, что молодежь не то чтобы не хочет работать вообще - скорее, она не хочет работать так, как это делали их родители -только ради денег и статуса [10]. Им не приходится бороться за выживание, как это делали предыдущие поколения, их мысли заняты более возвышенными над бытовой реальностью темами. Такое поведение соискателей значительно снижает заинтересованность работодателей в молодых специалистах.
Более того, основным бичом современного поколения можно считать желание получить все и сразу, минимизируя усилия. На это в некоторой мере влияет восприятие реальности через призму социальных сетей, от которых молодежь страдает сейчас больше всего. Красивые картинки и мотивационные лозунги псевдоэкспертов, которые молодые люди ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта и психологической зрелости воспринимают как истину в последней инстанции, искажают восприятие их реальной жизни. Зачастую молодому поколению кажется, что можно обладать большим количеством благ при минимальных временных, физических и интеллектуальных затратах.
Зумеры отвергают культ потребления и вещизм, а главное - традиционные виды заработка [6]. Желание быть независимым от кого-либо и чего-либо, а так же иметь относительно высокий уровень заработка смещает фокус молодежи на интернет-профессии, такие как SMM-менеджер, таргетолог, визуализатор, контент-мейкер, сториз-мейкер и т.д Привлекательность данных направлений легко объясняется: быстрый этап обучения и минимальный уровень ответственности и обязательств, который, как ни парадоксально, обеспечивает более высокий уровень заработка в краткосрочной перспективе в сравнении с офлайн-работой.
По данным различных исследований до 80 % россиян, не связанных с интернет-профессиями на настоящий момент, готовы бросить опостылевшую работу, чтобы начать карьеру блогера [1]. Такие результаты показали исследования, проведенные платформой по работе с блогерами Регйиепсе и аналитическим агентством ResearchMe. Более половины из этих 80 % - молодые россияне в возрасте от 16 до 24 лет, которыми руководит желание избавиться от унизительной бедности [3]. Интернет-профессии набирают всю большую популярность в том числе и в связи с пандемией коронавирусной инфекции, которая заставила компании перенести свою деятельность в онлайн.
Помимо этого, многие молодые люди полагают, что государство о них не заботится и не помогает. Они чувствуют себя брошенными, что порождает апатию и приводит к тому, что почти полтора миллиона - каждый 10-й молодой человек в возрасте до 24 лет в России - не работает, не учится и не ищет работу [8]. Несомненно, такие сложные демографические и социальные процессы сказываются, в первую очередь, на национальной экономике - и на мировой под влиянием совокупности множества кардинальных изменений.
Нежелание работодателей связываться с поколением Z и стремления самого поколения уйти в онлайн порождают острый дефицит кадров на рынке труда. Как показывают опросы и исследования, с дефицитом кадров сталкиваются почти 70 % компаний. Речь идет преимущественно о линейном персонале и массовом подборе, однако сложности возникают и с поиском квалифицированных специалистов [7]. Острую нехватку специалистов ощущают компании цифровой экономики. По оценкам кадровых агентств, оперирующих размещаемыми на их сайтах вакансиями, в России дефицит специалистов по информационным технологиям составляет до 1 млн человек, кадровый дефицит в сфере школьного образования - 250 тыс. человек, а строительной отрасли не хватает до 1 млн рабочих.
Уже сейчас нехватка работников сказалась на ключевых индустриях многих стран. Великобритания переживает продовольственный кризис из-за дефицита водителей грузовиков и работников складов. В Соединенных Штатах Америки нехватка квалифицированного персонала для строительства дорог, работников метро и специалистов по техническому обслуживанию может подорвать план президента Джо Байдена по развитию инфраструктуры на триллион долларов [11].
4. Прогнозы
Описанные выше проблемы, связанные со значительным разрывом в отношении старшего и младшего поколений к жизни, вероятнее всего, приведут к необратимым изменениям в экономике. Изначально казавшиеся незначительными, массовые изменения в мировоззрении в действительности способны нанести урон той экономике, которая существует сейчас. Тем не менее, прогнозы опираются на существующую систему экономических отношений, и указывают на значительный рост рисков в ближайшем будущем.
Все более широко распространяющийся тренд на неофициальное трудоустройство или отказ от работы в пользу блогерства с большой вероятностью в конечном счете приведет к тому, что индустрия цифровых развлечений перетянет значительное количество кадров из других отраслей экономики. Под угрозой окажется реальный сектор, который уже частично пострадал от коронакризиса [4]. По мнению Банка России, именно стимулирование реального сектора способно положительно сказаться на посткризисных условиях - в настоящее время это касается пандемии, в будущем может быть связано с другими глобальными явлениями [2]. Другими словами, экономика как система оказывается под угрозой разрушения и кардинальных изменений в связи с современными трендами, вдохновляющими действия молодого поколения. Эксперты глобальной сети по борьбе с продовольственными кризисами прогнозируют высочайшую вероятность всплеска голодных смертей, вызванных недостатком кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности [9]. С другой стороны, привлекательная для молодежи цифровая экономика и возможность работать онлайн закономерно вызывают перенасыщение рынка. Вся экономика обращается в сторону цифрового формата, но в реальности цифровизация отличается от того образа, к которому стремится мир.
Отказ от высшего образования или освоение неинтересной специальности ради диплома усиливают тренды на постоянную смену видов деятельности в течение жизни. Тем самым молодое поколение предопределяет усиление текучести кадров в ближайшем будущем. Отношение к работе созвучно отношению к жизни в целом, из-за чего предсказуемость экономических процессов - в частности, тенденций - ставится под угрозу. Работодатели ежегодно отмечают снижение уровня реальной квалификации выпускников вузов, их неспособность решать актуальные проблемы - и это проблема не столько образовательных программ, сколько смены парадигмы мышления [9]. Нежелание работать на «традиционных» должностях из-за недостатка умений и отсутствия мотивации их развивать и приводит к выбору создания контента как основной деятельности, что автоматически исключает отдельных представителей молодежи из претендентов на существующие рабочие места.
Следовательно, рост безработицы становится неизбежным, поскольку несмотря на то что значительная доля трудоспособного населения стремится как можно быстрее найти работу, зачастую квалификация, набор компетенций или другие характеристики таких кадров не соответствует существующему спросу на рынке труда. В то же время молодое поколение, которое могло бы быть способным удовлетворить спрос на конкретные знания и умения, их специфические наборы, отказывается от соответствующего образования и от работы в целом [12]. Чередуясь, эти процессы способны привести к галопирующему росту безработицы в связи с абсолютным несоответствием ожиданий работодателей и потенциальных работников.
Ввиду неотвратимости предстоящих изменений рынка труда, все агенты, так или иначе задействованные в регуляции рынка труда, будут вынуждены адаптироваться, подстраиваться или сопротивляться новым тенденциям. Так, государство как основной регулятор системы высшего образования, столкнется с проблемой ежегодно растущего недовольства работодателей качеством выпускаемых из высших учебных заведений кадров - в основном, причиной такого несоответствия станет усугубляющаяся разница между программами образования и реальными требованиями компаний. В связи с этим, одной из стратегических целей государства в области образования станет изменение его системы, направленное на обеспечение выпускников высших учебных заведений востребованными навыками и удовлетворение спроса бизнеса и государственных структур на качественные трудовые ресурсы.
Преодоление ожидаемого спада в реальном секторе экономики потребует от государства грамотных решений с долгосрочным эффектом. Тенденция молодого поколения к игнорированию необходимости тяжелой или рутинной работы приведет к полному отсутствию интереса к важнейшим отраслям промышленности. Следовательно, государство столкнется с необходимостью поиска кадров для такого бизнеса, ведь негативные последствия упадка реального сектора коснутся и бизнеса, и индивидов, и государственной системы в целом, напрямую влияя на социальные, а значит, и политические, процессы.
Работодатели же, осознавая, что качество трудовых ресурсов падает, будут вынуждены совершенствовать систему Human Resources, максимально конкретизировать задачи при найме новых сотрудников для обеспечения возможности сравнения компетенций претендентов, изменять организационную структуру в сторону командного управления проектами, поскольку именно эта система наиболее близка молодому поколению [12]. Для того чтобы несколько снижать показатель текучести кадров, менеджмент должен будет использовать некие точки притяжения для работников, создавать для них новую ценность в причастности к организации. Более того, нежелание поколения Z работать в некоторых сферах экономики вызовет необходимость отказа работодателей от эйджизма и повышения возрастной границы так, чтобы представители предыдущих поколений могли частично восполнить образовавшийся дефицит.
Соискатели рабочих мест - еще один субъект, испытывающий на себе влияние изменений - несмотря на то что наиболее масштабные изменения происходят именно по их воле, будут вынуждены подстраиваться под систему, изначально ориентированную на удовлетворение их интересов. Закрепленные на государственному уровне и принятые в расчет большинством агентов рынка, изменения в кадровой политике станут развиваться по самостоятельной траектории, которая, возможно, не будет удовлетворять интересы поколения Z. Постоянное переобучение и смена рода деятельности, готовность работать в любое время суток, низкий уровень дохода, жесткая конкуренция - одни из немногих эффектов, с которыми молодежь может столкнуться при перестройке экономики на свой лад.
5. Результаты
В результате опроса выявлено, что основными жизненными ценностями для студентов вузов Екатеринбурга выступают карьера и самореализация (73,7 %), семья (71,1 %), личный комфорт (68,4 %), а также возможность прожить яркую и насыщенную жизнь (57,9 %), социальное признание и материальное благосостояние (по 50 % соответственно). Также большинство респондентов (71,1 %) согласны с утверждением о том, что иногда можно пренебречь собственным комфортом ради достижения крупной цели (такой как повышение уровня дохода, карьерный рост, предстоящая масштабная покупка). Менее половины опрошенных - 44,7 % -считают, что верховенство личных интересов не является неоспоримым приоритетом. Большинство респондентов (60,5 %) согласны с тем, что в настоящее время необходимо иметь жилую площадь или автомобиль в собственности, 92,1 % стремятся к этому - 57,9 % хотят иметь собственную жилую площадь уже сейчас, 34,2 % - в обозримом будущем. Лишь 5,3 % опрошенных готовы отказаться от собственного автомобиля и признать удобство и экономность каршеринговых сервисов.
Половина респондентов оценила свое отношение к жизненным изменениям как положительное, еще 39,5 % - как нейтральное. При этом 23,7 % из них в периоды масштабных изменений сталкивались с негативными эмоциями, однако относительную легкость в адаптации к изменениям отмечают 58,3 %. В то же время решиться на кардинальные перемены опрошенным довольно трудно - 44,7% оценила эту свою возможность на три балла из пяти, еще 31,6 % - на четыре балла. Около трети - 26,3 % - предпочитают не предпринимать активных мер и ждать завершения изменений, бездействуя.
Более половины - 55,3 % респондентов - в данный момент не работают, 15,8 % подрабатывают онлайн, 10,5 % полноценно работают онлайн, 13,2 % подрабатывают оффлайн, 5,3 % полноценно работают оффлайн. Абсолютное большинство - 63,2 % - планируют строить карьеру в оффлайн-сфере, только 21,1 % опрошенных признались в том, что видят больше перспектив в онлайн-профессиях, таких как блогер, 8ММ-специалист, продюсер, веб-дизайнер. Равные доли респондентов в ключе карьеры мечтает о собственном бизнесе и о работе в престижной крупной корпорации и карьерном росте (по 34,2 % соответственно).
Ценности опрошенных в отношении к работе оказались более соответствующими исследованиям о предпочтениях поколения 2. Так, 47,4 % опрошенных не готовы подстраиваться под требования работодателя ради сохранения карьеры, если ущемляются их персональные интересы. Открытое неуважение со стороны вышестоящих сотрудников воспринимается абсолютно негативно 97,4 % респондентов. При этом абсолютно приоритетную позицию среди наиболее важных факторов выбора места работы занимают комфортные условия работы (89,5 %) и высокий уровень дохода (84,2 %). Половина опрошенных отметила важность свободного графика, еще 39,5 % - стабильность рабочего места. Решение о смене работы готовы принять 47,4 % опрошенных при условии игнорирования их интересов на прежнем рабочем месте.
Результаты опроса для студентов из Екатеринбурга и Гренобля выявили схожие тенденции, что позволяет говорить об однородности предпочтений среди представителей поколения 2 в возрасте от 18 до 23 лет, однако более младшая категория осталась неохваченной. Тем не менее, полученные выводы свидетельствуют о низкой распространенности трендов, отмечаемых и прогнозируемых экспертами и аналитиками, на настоящий момент. Авторы полагают, что результаты для регионов с более высокой экономической активностью могут быть несколько более репрезентативными в отношении новых предпочтений молодежи и проявлений современных глобальных тенденций.
Ценности опрошенных представителей поколения 2 оказались в достаточной мере традиционными: и российские, и французские студенты часто выбирали семью и высокий уровень дохода, однако личный комфорт выступил лишь немногим менее распространенной позицией. В то же время респонденты оказались готовы отказаться от работы при условии несоответствия ее их ожиданиям, но и были готовы подстроиться вопреки собственным интересам к требованиям работодателя в некоторых случаях ради глобальной цели. «Зумеры» подтвердили позитивное восприятие перемен и готовность к ним, хотя и показали некоторую безразличность в отношении принятия серьезных решений. Большинство студентов положительно относятся к крупным покупкам в личной собственности и стремятся к покупке собственного жилья и автомобиля. Несмотря на все более и более широкое распространение работы в сфере онлайн, большая часть студентов придерживается мнения о том, что карьеру нужно строить в оффлайн-среде. Основной тренд, обозначенный в существующих прогнозах о будущем поколения 2 и подтвердившийся в исследовании - относительно свободное самоощущение «зумеров» в ключе работы и карьеры: молодое поколение считает, что условия должны быть комфортными и готово потратить время и силы на поиск таковых.
6. Обсуждение
Тем не менее, по мнению авторов, результаты опроса свидетельствуют лишь о слабой выраженности тенденций в настоящее время в конкретных географических точках среди определенной демографической группы. Другими словами, они не могут быть показательными для определения актуальности тех или иных прогнозов в связи с тем, что выборка не является полноценно репрезентативной для всего поколения 2 как социального феномена. Однако нет оснований для опровержения выдвигаемых аналитиками гипотез о смещении ценностных ориентиров и предпочтений молодого поколения и грядущих глобальных изменениях рынка труда, поскольку эти тенденции только начинают проявляться в странах с наиболее развитой экономикой и определить силу их будущего влияния на достаточно достоверном уровне в данный момент не представляется возможным. Вероятно, прогнозируемые экспертами изменения вступят в силу и получат широкое распространение
в течение нескольких следующих лет, когда получат конкретное материальное выражение в экономических показателях и станут оказывать влияние на рынок труда и экономику страны и мира в целом.
Исследование требует дальнейшего расширения - в частности, анкетирования большего числа лиц, принадлежащих к поколению Z с равномерным распределением по возрастам от самого младшего до самого старшего; а также географического расширения выборки - распространения анкетирования на другие города России и страны мира с целью получения как можно более качественного результата. Более того, исследование требует постоянного мониторинга рынка труда и сферы образования с целью отслеживания появления новых профессий и изменений в отношении молодого поколения к образованию как инструменту получения профессии. 7. Заключение
Глобальный тренд на цифровизацию экономики помимо всех неоспоримых преимуществ, выражающихся в ускорении и качественном усовершенствовании процессов, влечет и негативные тенденции, отчасти вызванные ею. Кадровый голод, прогнозируемый в перспективе ближайших 5-10 лет, с большой вероятностью может стать реальностью вследствие коренных изменений в ментальности молодых поколений в сравнении со старшими. Причинами также выступят ценностная ориентация молодежи на собственный комфорт, снижение уровня личной ответственности, спад популярности карьеризма. Весомый вклад в эти процессы вносит цифро-визация, создавая возможности для удаленной работы, повышая выгодность цифровых профессий в сравнении с другими, замещая человеческий труд автоматизированными технологиями и искусственным интеллектом.
Несмотря на то что в настоящий момент вышеуказанные тренды не являются основополагающими для ценностных ориентиров молодежи, ситуация может кардинально измениться уже в ближайшие несколько лет в связи с изменением демографической структуры трудоспособного населения. Ценности и поведенческие модели современной молодежи будут оказывать столь ощутимое влияние на экономику в связи с кардинальным прорывом в новых технологиях, который она стимулирует. Нежелание поступаться собственными интересами ради работы с невысоким уровнем дохода и колоссальной нагрузкой предопределяет значительные сдвиги в структуре официальной рабочей силы, вызывает необходимость быстрой реакции государства и работодателей на движение поколения Z на рынке труда, обоснованную стремлением сократить негативные последствия новых тенденций. Изменение отношения молодого поколения к образованию, карьере и жизни в целом также предвосхищает новые вызовы, которые встанут перед экономикой, государством и бизнесом в ближайшее время.
Источники:
1. Архипова В.Ю. Блогерство: социологический аспект // Мир современной науки. - 2020. - № 3. - С. 56-58.
2. Ершов М.В. Банк России не видит реального сектора // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru /opinion/articles/2020/10/26/844634-bank-rossii (дата обращения: 15.10.2021).
3. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - № 4. - С. 47-55.
4. Какие отрасли российской промышленности пострадали от пандемии коронавируса сильнее всего // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/404085-kakie-otrasli-rossiyskoy-promyshlennosti-postradali-ot-pandemii-koronavirusa-silnee (дата обращения: 15.10.2021).
5. Котовщикова К.В. Теория поколений: специфика поколения Z // Сборник статей Международной научно-практической конференции Вызовы времени и ведущие мировые научные центры. - Уфа: Омега Сайнс, 2019. - С. 192-195.
6. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. - 2020. - № 83. - С. 271-293.
7. Миляев М. Кадровый голод в России: новая реальность или старые проблемы? // Логистика. Бизнес. Решения. - 2018. - № 7. - С. 36-42.
8. Минтруд оценил число не занятых работой и учебой молодых россиян // РБК. URL: https://www.rbc.ru /rbcfreenews/61167fb39a794765c7c222a9 (дата обращения: 15.10.2021).
9. Новый доклад ООН: миллионам жителей планеты грозит голодная смерть // Новости ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/05/1402342 (дата обращения: 15.10.2021).
10. Якимова З.В., М.Г. Масилова Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 341-345.
11. ESG: Working to Change the World // ManpowerGroup. URL: https://manpowergroup.ru/media/research/novoe-issledovanie-esg-working-to-change-the-world.html (дата обращения: 15.10.2021).
12. Stillman D., Stillman I. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. - 1st edition. -New York: Harper Business, 2017. - 320 p.
13. Strauss W., Howe N. Generations: The History Of America's Future, 1584 To 2069. - 1st edition. - New York: Harper Perennial, 1991. - 540 p.
14. Why Gen Z Doesn't Want To Work For You // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil /2021/08/11/why-gen-z-doesnt-want-to-work-for-you/?sh=6b1ed3cb159c (дата обращения: 14.10.2021). References:
1. Arkhipova V.Yu. Blogging: a sociological aspect // The world of modern science. - 2020. - №3. - S. 56-58.
2. Ershov M.V. The Bank of Russia does not see the real sector // Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru / opinion / articles / 2020/10/26/844634-bank-rossii (date accessed: 15.10.2021).
3. Zakharova V.A. Generation Z students: reality and the future // Scientific works of the Moscow University for the Humanities. - 2019. - No. 4. - S. 47-55.
4. Which sectors of Russian industry have been hit hardest by the coronavirus pandemic // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/404085-kakie-otrasli-rossiyskoy-promyshlennosti-postradali-ot-pandemii-koronavirusa-silnee (date accessed: 15.10.2021).
5. Kotovshchikova K.V. The theory of generations: the specifics of generation Z // Collection of articles of the International scientific-practical conference Challenges of the time and the world's leading scientific centers. - Ufa: Omega Sains, 2019 . - S. 192-195.
6. Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Omarova Sh.A. Features of the penetration of digital technologies into the life of generation Z: values, behavioral patterns and consumer habits of the Internet generation // Public Administration. - 2020. - No. 83. - S. 271-293.
7. Milyaev M. Personnel hunger in Russia: new reality or old problems? // Logistics. Business. Solutions. - 2018. -No. 7. - S. 36-42.
8. The Ministry of Labor assessed the number of young Russians not employed in work and study // RBK. URL: https://www.rbc.ru / rbcfreenews / 61167fb39a794765c7c222a9 (date accessed: 15.10.2021).
9. New UN report: starvation threatens millions of inhabitants of the planet // UN News. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/05/1402342 (date accessed: 15.10.2021).
10. Yakimova ZV, M.G. Masilova Generation Z as a potential segment of the labor market // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2017. - No. 4. - S. 341-345.
11. ESG: Working to Change the World // ManpowerGroup. URL: https://manpowergroup.ru/media/research/novoe -issledovanie-esg-working-to-change-the-world.html (date accessed: 15.10.2021).
12. Stillman D., Stillman I. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. - 1st edition. -New York: Harper Business, 2017. - 320 p.
13. Strauss W., Howe N. Generations: The History Of America's Future, 1584 To 2069. - 1st edition. - New York: Harper Perennial, 1991. - 540 p.
14. Why Gen Z Doesn't Want To Work For You // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil / 2021/08/11 / why-gen-z-doesnt-want-to-work-for-you /? Sh = 6b1ed3cb159c (date accessed: 14.10. 2021).
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-30-37
А.З. Барыбина - аспирант, м.н.с., ФГБУНИнститута экономики УрО РАН, ag-91 @mail.ru, A.Z. Barybina - postgraduate student, Junior Researcher of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.
ДИЗРАПТ ОТРАСЛЕЙ КАК СЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ1 DESTRUCTION OF INDUSTRIES IN INDUSTRY AS A CONSEQUENCE OF THE DEVELOPMENT
OF DIGITAL PLATFORMS
Аннотация. Развитие цифровых технологий позволяет создавать все более революционные формы продуктов и услуг, что оказывает дизруптивное влияние на существующие, аналоговые, производственные отрасли. В статье рассмотрено определение цифрового дизрапта, принципы его работы и разновидности. Цифровой дизрапт проявляет свои свойства при возникновении, в результате цифровой трансформации, симметрии и асимметрии информации. Рассмотрены пути воздействия дизрапта в различных отраслях промышленности. Выявлены отрасли наиболее подверженные цифровому дизрапту. В рамках промышленности цифровой дизрат проходит более медленным, но при этом более кардинальным способом. Для своевременного реагирования руководству промышленных предприятий, необходимо учитывать возможные риски дизруптивных процессов. Своевременное развитие цифровых процессов в рамках производственной деятельности каждого отдельно взятого предприятия позволит предприятиям иметь возможность грамотного регулирования производственной деятельностью.
Abstract. The development of digital technologies makes it possible to create more and more revolutionary forms of products and services, which has a disruptive effect on existing, analog, manufacturing industries. The article discusses the definition of digital disruption, the principles of its operation and varieties. Digital disruption manifests its properties when symmetry and asymmetry of information arise as a result of digital transformation. The ways of exposure to disrapta in various industries are considered. The industries most susceptible to digital disruption have been identified. Within the industry, digital disrat takes place in a slower, but at the same time in a more drastic way. For timely response to the management of industrial enterprises, it is necessary to take into account the possible risks of disruptive processes. The timely development of digital processes within the production activities of each individual enterprise will allow enterprises to have the opportunity to competently regulate production activities.
Ключевые слова: цифровизация, дизрапт, промышленность, цифровые платформы, платформитизация, бизнес-модель.
Keywords: digitalization, disrapt, industry, digital platforms, platformitization, business model.
1 Подготовлено в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2021 год