Е. И. Салганова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье обозначается актуальность ценностной составляющей гражданской культуры; проводится анализ ценностных ориентаций, норм культуры, поведения подрастающего поколения, что позволяет определить особенности и противоречия гражданской культуры учащейся молодежи на современном этапе.
Ключевые слова: гражданская культура, ценностные ориентации.
Формирование и подготовка к жизни в обществе индивида - гражданина, патриота, законопослушного члена общества - во все времена были значимы. Реализация знаний, умений и навыков подрастающего поколения осуществляется через призму ценностной составляющей гражданской культуры. Мы согласны с С. И. Ле-виховой в том, что молодежь сама по себе не производит культуры, не усвоив предварительно принятых в обществе общечеловеческих, а также групповых и индивидуальных ценностей. В ходе этого усвоения молодежь репродуцирует предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, пополняются в соответствии с ее потребностями1.
По результатам проведенных репрезентативных социологических исследований в феврале 2005 г. среди школьников 7-9 классов и учащихся начального профессионального и студентов среднего специального образования (выборка многоступенчатая, квотная, вероятностная: город, район, учебное заведение, курс, группа; N - 1115 чел.), в январе 2008 г. - среди школьников 9-11 классов, учащихся профессионального, студентов среднего специального и высшего образования Челябинской области (выборка многоступенчатая, квотная, вероятностная: город, район, учебное заведение, курс, группа; N - 2190 чел.) выявлены особенности и противоречия гражданской культуры учащейся молодежи.
Приоритетными для молодежи являются такие ценности, как семья и здоровье, на третьем месте у школьников, учащихся профессионального училища и студентов среднего специального образования - образование, а у студентов вузов - любовь (см. таблицу).
На четвертом месте у школьников, учащихся профессионального училища, студентов среднего специального образования - любовь, у студентов вузов - образование. А на пятом у учащихся - дружба.
Главное в жизни учащейся молодежи (в % к общему числу опрошенных по каждой группе)
Главное в жизни Школьники Учащиеся НПО Студенты ССО Студенты вузов
Число опрошенных (Ы) 910 430 430 420
Любовь 56 58 63 63
Семья 77 79 80 83
Здоровье 66 72 71 74
Дружба 48 40 39 47
Образование 65 66 68 51
Труд 11 19 15 14
Общественная работа 3,2 5,3 4,9 2,9
Деньги 33 35 36 45
Уважение к другим людям 21 31 25 17
Безопасность 19 18 25 24
Законопослушность 11 12 13 7,4
Развлечения 16 17 11 11
Свобода 35 25 31 36
Другое 2,2 1,4 0,7 2,4
Все важно 9,5 12 15 6,9
Затрудняюсь ответить 0,2 0,7 0,2 0,5
Сумма превышает 100%, поскольку респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов.
В опросе 2005 г. также было выявлено, что большинство школьников главным в своей жизни чаще называют семью, друзей и здоровье; а большинство учащихся - тоже семью, здоровье и любовь; на четвертом месте у тех и других - образование, на пятом - у школьников - любовь, у учащихся - образование. Причем, семья одинаково важна и для тех, кому нравится учиться, и для тех, кого учеба не привлекает. Хотя на втором месте у первых стоит образование, а у вторых - материальное благополучие. Школьники, имеющие хронические заболевания, чаще в качестве приоритета отмечают здоровье2.
Как видим, несмотря на характерный для современной молодежи феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства), она разделяет традиционные ценности. Этот вывод подтверждается и данными других исследований. Например, исследование по учащейся молодежи г. Курска на протяжении последних четырех лет, показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи3.
И. В. Анисимова утверждает, что такие ценности, как дружба, любовь, свобода, наиболее характерны именно для учащейся молодежи, так как в молодом возрасте люди создают семью, пытаются жить самостоятельно, независимо от родителей, компания друзей имеет черты референтной группы4. Данный факт подтверждается мониторинговыми исследованиями В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз, в которых в период с 1998 по 2000 гг. приняли участие 1550 молодых людей. В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз пришли к заключению, что такие молодежные ценности, как добро, свобода, достойное продолжение рода, не подвержены влиянию перемен в обществе. Для 79 % опрошенных ими респондентов эти ценности - основа интеграции. Вышеуказанные ценности молодых людей распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1) «свобода человека - то, без чего жизнь теряет смысл»; 2) «человеку свойственно разное, но по природе он добр»; 3) «смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное положение своего рода»; 4) «жизнь человека - высшая ценность, только закон может посягнуть на нее»5.
Такие ценности, как свобода, уважение к другим людям находятся на пятом, шестом местах по степени важности для учащейся молодежи. Настораживает тот факт, что для каждого второго студента вуза и для каждого третьего среди студентов среднего специального образования, учащегося профессионального училища и школьника главным в жизни являются деньги. Еще каждому шестому учащемуся профессионального и училища и школьнику важно развлечения, среди студентов среднего специального и высшего образования таких - по 11 %.
Следует отметить, что у школьников с возрастом несколько увеличивается значение любви, семьи, здоровья; среди юношей дружба, развлечения более важны, чем среди девушек, для последних значимо - образование.
Субкультура молодого поколения все больше приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая культура и гражданская культура, в частности, молодого человека. Нормы культуры, поведения и деятельности индивида в обществе составляют и характеризуют поведенческий блок гражданской культуры. Образование для учащихся как бы отходит на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей. Не случайно, в нашем исследовании на вопрос, чем больше всего им нравится заниматься, учащиеся чаще отмечали прослушивание музыки. Это подтверждается и результатами опроса учащихся в 2005 г.6 Причем, больше нравится слушать музыку студентам среднего специального образования, чем студентам вузов. То есть у учащейся молодежи учеба уже не является главным делом жизни. У школьников она на четвертом месте, у учащихся профессионального училища - на третьем, у студентов среднего специального образования - на втором, а у студентов вузов - на пятом. У школьников и учащихся профессионального училища на втором месте - спорт, у студентов среднего специального и высшего образования он на четвертом и на третьем местах, соответственно. Каждому третьему школьнику, учащемуся профессионального училища и студенту среднего специального образования нравится заниматься просмотром телепередач, среди студентов вузов таких - 20 %. Нравится читать книги (газеты, журналы) 37 % студентам вузов, 31 % студентам среднего специального образования, 30 % школьникам, а вот среди учащихся профессионального училища на это указал каждый пятый. Ничем не нравится заниматься, просто бездельничать предпочитают 5,6 % школьников, 3,5 % учащихся профессионального училища, 3,1 % студентов вузов и 1,4 % студентов среднего специального образования.
Проведенный анализ гражданской культуры показал, что у школьников, учащихся профессионального, студентов среднего специального и высшего образования приоритетны общечеловеческие ценности - семья, любовь, друзья, образование, но наряду с ними снижается интерес к образованию, присуще свое понимание свободного времени и направлений его использования. У большей части молодежи отдых, досуг стали ведущими формами жизнедеятельности, а слушание музыки - любимым занятием. Не заняли еще должного места в субкультуре учащейся молодежи - а точнее, для значительной ее части - труд, общественная работа, уважение к другим людям, законопослушность. Формирование гражданской культуры учащейся молодежи в нашей стране идет трудно, распространены асоциальные проявления в молодежной среде. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы гражданской культуры молодых людей, обуславливает необходимость изучения ее особенностей, причин противоречий.
Примечания
1 См.: Левихова, С. И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры / С. И. Левихова // Обществ. науки и современность. - 2001. - № 4.
2 См.: Сборник материалов по реализации молодежной политики. - № 21. - Челябинск : Управл. молод. политики Мин-ва образования и науки Челяб. обл. «Российский Союз Молодежи», 2005. - С. 14-15.
См.: Станева, Н. Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшения социальной среды [Электронный ресурс] / Н. Б. Станева. - Режим доступа : http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm.
4 См.: Анисимова, И. В. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России : социологический анализ : дис. ... канд. социолог. наук [Электронный ресурс] / И. В. Анисимова. - Екатеринбург, 2004.- Режим доступа : http://diss.rsl.ru.
5 Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социол. исслед. -2002. - № 1.
6 См.: Сборник материалов по реализации молодежной политики. - № 21. - Челябинск : Управл. молод. политики Мин-ва образования и науки Челяб. обл. «Российский Союз Молодежи», 2005. - С. 15-17.