Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов с игровой компьютерной аддикцией'

Ценностные ориентации студентов с игровой компьютерной аддикцией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ / ГЕЙМЕР / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / COMPUTER GAMBLING / GAMERS / VALUE AND MEANING SPHERE / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина Э. Н.

Тема игровой компьютерной аддикции на сегодняшний день является перспективной областью социологических исследований. В данной работе отмечено, что игровая компьютерная зависимость не может не влиять на ценностно-смысловую сферу личности (ценностные ориентации и систему личностных смыслов), которая является важнейшим мотивационным фактором человеческого поведения; Исследование позволяет обогатить общенаучное представление о специфике ценностных ориентаций геймеров и может стать основой для построения типологии личности геймера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS WITH THE COMPUTER GAME ADDICTION

Nowadays, the problem of computer gambling is a perspective field of a sociological research. Our investigation has shown that computer game addiction influences on the value orientation and the system of personal meanings which are the most important motivation factors in the human behavior. The given paper allows enriching the general scientific conception of a specific character of gamers' value orientation and has long-term development; it also can be the basis of the formation of a computer game addict's personality type.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов с игровой компьютерной аддикцией»

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №2

395

УДК 316

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИЕЙ

© Э. Н. Г айнуллина

Башкирский государственный университет Россия, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 272 3 7 77.

E-mail: gainullina_elina@mail. ru

Тема игровой компьютерной аддикции на сегодняшний день является перспективной областью социологических исследований. В данной работе отмечено, что игровая компьютерная зависимость не может не влиять на ценностно-смысловую сферу личности (ценностные ориентации и систему личностных смыслов), которая является важнейшим мотивационным фактором человеческого поведения; Исследование позволяет обогатить общенаучное представление о специфике ценностных ориентаций геймеров и может стать основой для построения типологии личности геймера.

Ключевые слова: социологическое исследование, игровая компьютерная аддикция, геймер, ценностно-смысловая сфера личности, ценностные ориентации.

В процессе развития общества исчезают и появляются социальные, структурные элементы. Новые дифференцированные образования возникают и в социальной общности «молодежь». Молодежь, как наиболее восприимчивая часть общества, адаптируется к новым условиям научно-технического прогресса, иногда в ущерб своему здоровью. Проблема здоровья молодежи является актуальной в современном российском обществе, предъявляющим повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Это объясняется тем, что только физически и нравственно здоровое поколение может обеспечить поступательное движение общества, успешное решение социальных, культурных, экономических и политических проблем современной России.

В последнее время, в связи с технологизацией современного общества и в связи со сменой парадигм в системе представлений о содержании понятия «здоровье», предметом всеобщей тревоги становится распространение различных зависимостей в студенческой среде. Социальная незащищенность, неуверенность в будущем, пассивная жизненная позиция приводит к росту социально опасных заболеваний, таких как наркомания, алкоголизм, лудомания, интернет-аддикции, игровая компьютерная аддикция, что в целом предопределило ухудшение здоровья молодых россиян.

Сейчас в России, наблюдается широкое распространение кибераддикции, которая западными исследователями по своим масштабам приравнивается к алкоголизму и наркомании [1].

Совсем недавно об игровой компьютерной ад-дикции ничего не было известно. Такой проблемы практически не существовало. Но уже сейчас необходимо исследовать проблему в рамках таких наук, как социология, медицина, психология, педагогика, для исследования поведения специфических социальных групп и для выработки методов профилактики кибераддикции.

От того, насколько изучен мир ценностей сту-дентов-геймеров, их жизненные планы, во многом

зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области профилактики компьютерной игровой аддикции.

Нами было проведено исследование структуры ценностных ориентаций игровых аддиктов с использованием методики, в которой предлагалось проранжиро-вать 35 ценностей, объединенных в 10 блоков (табл).

В исследовании принимали участие 270 студентов с игровой компьютерной аддикцией и 540 студентов, не страдающих игровой аддикцией.

Таблица

Выраженность блоков ценностей по всей выборке

Блок Вес блока (аддик- ты) Ранг Вес блока (не- аддик- ты) Ранг

Труд 3.57 8 3.49 6

Материальные ценности 4.47 2 3.90 4

Общение 2.15 10 3.72 5

Здоровье и здоровый 2.84 9 4.23 3

образ жизни

Общечеловеческие 4.25 3 4.17 2

ценности

Увлечения 4.07 5 3.12 10

Социально-статусные 3.66 6 4.31 1

ценности

Активная жизнь 3.65 7 3.66 7

Семейная жизнь 4.48 1 3.69 8

Личностные качества 4.15 4 3.34 9

Анализ ценностей геймеров целесообразно начать с рассмотрения выделенных нами блоков, в которые группируются определенные ценности, отражающие, на наш взгляд, основные аспекты жизни, т. е. то, к чему может стремиться конкретный человек, в нашем случае, игровой аддикт.

Ценности с наивысшим рангом в ранжированном ряду всех ценностей представляют собой наибольшую значимость для геймеров. Но эта значимость, вероятнее всего, выражается в том, что именно этих ценностей геймеры не имеют, либо потеряли вследствие добровольного «ухода» в

396

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«виртуальный мир игры». Высокий ранг отдельной ценности означает не только ее значимость, но и то, что, может быть, определенная цель еще не достигнута на данном этапе жизни. Вероятнее всего, это дефицитарные ценности, поэтому они значимы для геймеров. Из пяти ценностей, которым отдано предпочтение респондентов, три входят в блок «семья». Если сравнивать с данными, полученными в группе студентов, не страдающих игровой компьютерной аддикцией, то обращает на себя внимание такой факт: ценность семьи занимает далеко не ведущее место среди значимых ценностей (8 ранг из 35). Это может означать, что уже достигнутое отходит на второй план, уступая место другим ценностям, которые на данный момент более актуальны.

У геймеров ценность семьи велика, потому что она всегда была для них дефицитарной ценностью. Ведь, по результатам интервью, у 93% игровых аддиктов никогда не было доверительных отношений с родителями, 76% геймеров воспитывались в неполной семье. Также по результатам интервью мы выяснили, что 62% геймеров в последнее время вообще не разговаривают с родителями. Поэтому мы можем сделать вывод, что ценности семьи - это, прежде всего, декларированные ценности.

Наименьший ранг имеют такие блоки, как «общение» (10 ранг), «здоровье и здоровый образ жизни» (9 ранг) и «труд» (8 ранг). Наиболее значимыми блоками ценностей у геймеров являются «семейная жизнь» (1 ранг), «материальные ценности» (2 ранг), «общечеловеческие» (3 ранг) и «личностные качества» (4 ранг), «увлечения» (5 ранг). Социально-статусные ценности занимают места в середине ранжированного ряда блоков.

Такие социальные ценности, как «высокий статус в обществе» (32 ранг), «утверждение себя в обществе» (ранг 24), «признание, уважение в обществе» (22 ранг) находятся в середине ранжированного ряда. Но геймеры не предпринимают никаких

усилий, чтобы приобрести высокий социальный статус, уважение.

Ценность «труд на благо России» (ранг 31) не может быть значимой для аддиктов в силу существенных изменений в структуре их личности, ценностях, их мотивации и поведении.

Наиболее низкий вес у геймеров имеют ценности блоков «общение» (ранг 10). Это можно объяснить тем, что значительную часть времени геймеры предпочитают проводить в своем «виртуальном мире». Контакты с окружающими их людьми и близкими поверхностные, нестойкие. Какую-то часть времени геймер может провести в кругу друзей, но это для него не является значимым, ценным.

Можно предположить, что многие ценности, связанные со здоровым образом жизни, не являются значимыми для геймеров.

Как видно из проведенного исследования, ценностный мир геймеров весьма многообразен. Анализ иерархии ценностей, значимых для геймеров, позволил нам сделать вывод о том, что на данном жизненном этапе у геймеров на первый план выходят «узколичностные» интересы.

В. А. Ядов [2] считает, что тип культуры и мышления современной российской молодежи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через 25 лет, и это придает дополнительную актуальность изучению динамики ценностных ориентаций и жизненных стратегий студенчества, в частности, лиц, склонных к аддиктив-ной реализации.

Изучение ценностных ориентаций геймеров может найти применение в осуществлении эффективной социальной реабилитации людей, подверженных такому типу аддикции, в плане формирования у них новой структуры смысложизненных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шапкин С. А. // Психологический журнал. 1999. .№ 1. С. 18-24.

2. Ядов В. А. // Психологический журнал. 1998. №°6. С. 32-35.

Поступила в редакцию 03.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.