Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современной учащейся молодежи'

Ценностные ориентации современной учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1223
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальная группа / ценностные ориентации учащейся молодежи / youth / social group / values of students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е. А. Бабкина

В современной психологии не случайно уделяется большое внимание изучениюмолодежи. Это связано с тем, что в период социально-экономических перемен,происходящих в обществе, эта социальная группа становится более динамичной, мобильнойи активной, характеризуется быстрой адаптацией к изменяющимся требованиям общества.Также молодые люди, наряду с приобретением и накоплением знаний, практическихнавыков и опыта предшествующих поколений, осуществляют и инновационную функцию,преобразуя эти знания и умения и внося что-то новое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN STUDENTS

Modern psychology pays a lot of attention to the study of youth. This is due to the fact that in the period of social and economic changes taking place in modern society, this social group is becoming more dynamic, mobile and active and is characterized by a rapid adaptation to the changing needs of the society. Along with the acquisition and accumulation of knowledge, practical skills and experience of previous generations, young people also perform an innovative function, transforming the knowledge and skills and making something new.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современной учащейся молодежи»

УДК 316.6

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© 2015 Е. А. Бабкина

педагог-психологМКСКОУ «СКОШ№ 7 VIII вида» г. Курчатова, соискатель кафедры психологии e-mail: su56b32009@yandex.ru

Курский государственный университет

В современной психологии не случайно уделяется большое внимание изучению молодежи. Это связано с тем, что в период социально-экономических перемен, происходящих в обществе, эта социальная группа становится более динамичной, мобильной и активной, характеризуется быстрой адаптацией к изменяющимся требованиям общества.

Также молодые люди, наряду с приобретением и накоплением знаний, практических навыков и опыта предшествующих поколений, осуществляют и инновационную функцию, преобразуя эти знания и умения и внося что-то новое.

Ключевые слова: молодежь, социальная группа, ценностные ориентации учащейся молодежи

В последние годы интерес ученых к изучению молодежи существенно возрастает. Ее проблемы рассматриваются в работах А.С. Чернышева, С.В. Сарычева и многих других, эту проблему исследуют историки, социальные психологи, политологи.

Существуют различные варианты определения понятия «молодежь»,

включающие понимание ее как большой социально-демографической группы, проходящей стадию социализации, формирования ценностных ориентаций,

характеризующейся присущими ей психолого-физиологическими особенностями и субкультурой и «примеряющей» различные социальные роли. Современные условия жизни оказывают влияние на ценностные и нравственные ориентиры молодежи.

Т. Парсонс исследовал проблемы межпоколенных отношений и рассматривал молодежь как объект социального обновления, социализации и проявления различного рода протестных настроений [Парсонс 1997: 132-133]. М. Мид в конфликтном подходе выделяет три типа культур. Первый тип - когда дети учатся у своих родителей, предков. Он характерен для традиционных обществ. Второй тип - когда более важной становится ориентация на опыт современного поколения и сверстники оказывают большее влияние, чем родители. Третий тип получил развитие в связи с ускорением темпов современного общества. М. Мид, обосновывая зависимость динамики развития современного общества и межпоколенных отношений, видит роль молодежи в подготовке основы для развития общества будущего. Здесь уже взрослые учатся у своих детей, а опыт предшествующих поколений может даже мешать оценке новых категорий [Лисовский 1962:7].

Большое внимание изучению молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. С его точки зрения, «молодежь» - это социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения [Кон 1989: 81].

Молодежь - это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество представляет возможность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

социального становления, не ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодежи устанавливается между 14 и 16, верхняя - между 25 и 30 и более годами, до 36 лет включительно по современной классификации возрастных периодов Квинна [Квинн 2000: 51]. Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей. Молодежь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

В сфере отношений «молодежь-общество», к сожалению, сложилась совокупность отрицательных тенденций: становится все более сложным доступ молодежи к образованию и культурным ценностям; нарастает молодежная безработица, увеличивается маргинальная прослойка; молодежь выталкивается на периферию общественной жизни, ей заведомо отводится роль аутсайдера; к нулевой отметке близится регулятивная роль нравственного идеала; в молодежной среде особо велики и нарастают агрессивность, экстремизм, алкоголизм, наркомания, преступность.

Молодежь, переживая глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной идеологии, которая объяснила бы ей смысл происходящих перемен. Пока же она, все более отчуждаясь от общества, пытается приспособиться к текущей ситуации главным образом материально, но не духовно. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы ценностных ориентаций молодежи, осмысление набора ценностей, несущих как социальный, так и антисоциальный заряд, так как система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Социальное положение учащейся молодежи, по возрасту относящейся к юношескому, имеет свою специфику. В отличие от своих сверстников, включенных в иную деятельность (служба в армии, труд), учащаяся молодежь включена в учебную деятельность. Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники [Положение молодёжи в России... 2005] .

В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Одни из них основаны на духовности, которая характеризуется господством нравственных установок над материальными, гуманизма, человеколюбия. Другие же, распространяемые в последнее десятилетие, нацеливают на индивидуализм, приоритет материального. Таким образом, традиции культуры и социальные условия становятся координатами, которые определяют противоречивый процесс социализации современной молодежи.

Эти предположения проверялись в ходе исследования, которое проводилось в два этапа, в ходе которого респондентам были предложены анкеты, которые можно объединить под условным названием «Изучение взглядов и установок современных студентов по проблемам нравственных ценностей». Весной 2013 года было опрошено

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 3 (35)

Бабкина Е. А. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи

100 студентов младших курсов; 200 старшеклассников шести школ, а также 200 студентов старших курсов и молодых специалистов, весной 2014 года -100 старшеклассников шести школ, а также 100 студентов старших курсов и молодых специалистов. Тип выборки - случайный. Целью было выявление представлений о наиболее значимых чертах личности в контексте самооценки, а также интерпретаций понятий счастья, несчастья, добра, зла, любви. В исследовании сопоставлялись три группы молодежи: 1) старшеклассники, 2) студенты младших курсов, 3) студенты старших курсов и молодые специалисты. Сопоставление этих групп помогло определить специфику ценностных критериев разных возрастных групп и особенности развития духовного мира молодого человека.

Сравнение двух возрастных групп - старшеклассников и студентов младших курсов - показало, что для этих групп большей степени важно «стадное чувство». Это проявилось в отношении к утверждению «Жить, как все, лучше, чем выделяться среди других». Его поддержали 19 % старшеклассников и 4 % студентов. А с противоположным утверждением «Выделяться среди других и быть

индивидуальностью лучше, чем быть, как все» согласились 25 % школьников и 30 % студентов. Духовный мир старшеклассников колеблется между инстинктом «стадности» и пониманием роли индивидуальности, в то время как у студенчества он начинает ориентироваться на индивидуальность. Сопоставление полученных данных о качествах идеальной личности говорят о том, что для старшеклассников, так же, как и для студентов, важны доброта, честность, интеллект, чувство юмора. Ответ на вопрос «Черты характера, которые Вы цените в людях» показал, что для школьников более значимыми, чем для студентов младших курсов, оказались такие свойства личности, как искренность (64 % старшеклассников и 38 % студентов), отзывчивость (62 % и 31 %), целеустремленность (58 % и 27 %), открытость (35 % и 15 %). В оценке личных качеств школьники (на вопрос «Какие черты присущи Вам?») оказались более самокритичными, чем студенты. Так, 45 % из них указали на лень (против 24 % студентов младших курсов); 26 % отметили эгоизм (12 % студентов). Старшеклассники оказались более сдержанными в оценке положительных свойств: например, только 13 % школьников отметили трудолюбие (против 40 % студентов). Видимо, школьникам еще свойственна скромность в оценке своих личностных качеств, в то время как у студентов, возможно, появляется завышенная самооценка. Отношение респондентов к базовым ценностям счастья, любви, добра, зла показало некоторые различия между духовным миром студентов и школьников. Это проявляется, например, в понимании счастья. Ответы на вопрос «Ваши представления о счастье» свидетельствуют, что они у студентов младших курсов концентрируются вокруг ценностей семьи (57 %), здоровья (60 %), любви (48 %), а у старшеклассников выстраиваются по-другому: любовь (59 %), затем здоровье (33 %), достижения мечты (34 %), верные друзья (36 %). Значимость семьи отметили в два раза меньше школьников, чем студентов. Есть различия в понимании любви. Так, в восприятии любви студенты являются сторонниками деятельностно-практического подхода, связывая эту ценность с заботой о любимом человеке (23 %, у школьников - 5 %), жертвенностью - готовность на все ради любви (21 %; у школьников - 6 %). Старшеклассники, в отличие от студентов, в любви больше ценят ее духовный аспект: гармония (37 %; у студентов - 16 %), уважение (30 %, у студентов - 18 %), милосердие (14 %, у студентов - 1 %). Воспринимая любовь в большей степени как духовное состояние, старшеклассники ценят в ней стабильность, взаимную привязанность. Объединяет школьников и студентов деятельностнопрактический подход к проблеме добра. Разъясняя свое понимание добра, респонденты подчеркивали связь этого феномена с поступками, добрыми делами (27 % школьников и 54 % студентов). Стремление делать добрые дела опрошенные напрямую, связывали с таким качеством, как милосердие. Его значимость в понимании добра отметили 19 %

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

школьников 41 % студентов. Существенная роль в восприятии добра принадлежит семье. Семья как малая группа с определенными ценностями оказалась значимой для 25 % школьников и 18 % студентов. Относительно характеристики жизненной позиции мнения старшеклассников нечетки. Так, социальный оптимизм («Будущее зависит только от нас» - 21 %) граничит с социальным пессимизмом («Уж не жду от жизни ничего я» - 13%) и равнодушием («После хоть потоп» - 17%). 21% отмечают возможность терпения при достижении поставленной цели («Надейся и жди»), 19 % поддержали высказывание «Бог терпел и нам велел». Студенты, в отличие от школьников, определили жизненную позицию более четко, ориентируясь на социальный оптимизм («Что ни делается - все к лучшему» - 56 %), а также социальную активность («Будущее зависит только от нас» - 43 %). Таким образом,

сопоставительное исследование двух возрастных групп учащейся молодежи показало, что у школьников жизненная позиция еще не сформировалась; студенты в жизненных позициях в основном ориентируются на личную активность и оптимизм.

На втором этапе исследования (2014 г.) опрашивались студенты старших курсов и молодые специалисты - выпускники вузов, составившие третью возрастную группу. Ее исследования позволили выявить особенности ценностной социализации, характерные для развития духовного мира студенчества при переходе от младших курсов к старшим. Сопоставление данных по блоку анкеты, где анализировались представления о личности ( «Черты характера, которые вы цените в людях»), показало, что старшекурсники и молодые специалисты отдают приоритет духовным качествам людей. Если для студентов младших курсов (2013 г.) такие черты характера, как доброта, искренность, чувство юмора, почти равнозначны, то для представителей старшей возрастной группы оказались более значимыми честность, доброта, надежность. По сравнению со студентами младших курсов у старшекурсников и выпускников вузов выше оценки значимости интеллектуальных качеств личности, а также ответственности (с 24 % в 2013 г. до 52 % в 2014 г.). Видимо, в условиях нестабильности общества, постоянных рисков, стрессов молодые люди, обретающие специальность, хотят видеть в своем окружении людей, на которых можно положиться, которым можно доверять, выстраивать социальные отношения. Кроме того, устойчивое повышение значимости для респондентов интеллектуальных качеств личности отражает объективные потребности интеллектуализации российского общества. Сравнивая представления о личности разных возрастных групп, можно сказать, что ценностная социализация идет в направлении усиления роли духовных и интеллектуальных качеств личности. Вместе с тем понимание ценностей студентами старших курсов становится более прагматичным. Показатель этого - понижение значимости гармонии в понимании счастья и повышение значимости семьи и здоровья. Восприятие добра также в большей степени демонстрирует практическое понимание данной ценности. Возрастает идентификация добра с делами, милосердием, взаимопониманием. Отношение к базовой для духовного мира ценности - любви обнаруживает те же тенденции. Во-первых, восприятие его становится прагматичнее, ориентировано на взаимопомощь и заботу о любимом. Во-вторых, усиливается значимость духовных аспектов любви, в частности таких, как взаимопонимание, честность, взаимная ответственность.

Результаты исследования свидетельствуют о повышении роли нравственных ценностей в духовном мире человека и способности к моральной саморегуляции. Ответы на вопрос «Какое из утверждений Вам кажется наиболее близким?» показали, что базовой ценностью для студентов старших курсов и выпускников вуза, в отличие от двух более младших групп, становится чистая совесть. При этом продолжают оцениваться как значимые индивидуальность, свобода. Вместе с тем для данной категории респондентов оказалась невысокой значимость работы и патриотизма: в

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 3 (35)

Бабкина Е. А. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи

поддержку высказывания «Родина для человека одна, и нехорошо ее покидать» выступили только 9 % опрошенных. Восприятие равенства как одинаковых возможностей с 10 % снизилось до 7 %. В условиях, когда равенство становится незначимой ценностной категорией, сознание молодежи «привыкает» к социальной поляризации общества, разрыву между богатыми и бедными, а также резкому различию между группами молодежи из мегаполисов, малых провинциальных городов или сельской местности, между представителями разных видов занятости.

Подводя итог сравнения трех возрастных групп (школьники, студенты младших курсов и студенты старших курсов, выпускники вузов), следует подчеркнуть: духовный мир учащейся молодежи имеет тенденцию становиться более тесно связанным с практикой, определенными поступками, более прагматичным при усилении роли духовных ценностей; в структуре ценностных ориентаций повышается значимость интеллекта и коммуникативных качеств личности. Вместе с тем недооценка важности равенства возможностей опасна ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде.

В ходе исследования выявилась неодинаковая степень восприятия исследуемыми принятых в обществе духовно-нравственных ценностей, что вносит некоторые сложности в процесс формирования ценностных ориентаций. Так, если для одной части испытуемых практикуемые в обществе ценности очевидны и они склонны в своем поведении целиком полагаться на них, то для других эти ценности неясны и недостижимы. В таких случаях люди формируют свои собственные ценности, которые либо носят упрощенный характер и не выходят за рамки обыденных представлений, либо вступают в неразрешимые противоречия с общественными нормами и ценностями.

Библиографический список

Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопед. словарь. 2-е изд. / ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989. 375 с

Молодёжь // БСЭ. М.: Сов. энцикл., 1969-1978.

Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева, под ред. М.С. Ковалевой. М.,1997. 270с.

Положение молодёжи в России: аналитический доклад. М.: Машмир-ЮНЕСКО,

2005.

Социология молодежи: учеб. / под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.:Изд-во С.Петербург, ун-та.1996. 460 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В. Изучение динамики мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России XX-XXI в) (Основы теоретического и экспериментального подходов) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 3 (7). URL: scientific-

notes.ru/pdf/007-12.pdf (дата обращения: 14.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.