Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы'

Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
476
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучмаева Оксана Викторовна

Особенности системы жизненных ценностей современной российской молодёжи. Результаты российских и зарубежных исследований, посвящённых трансформации системы ценностей молодёжи. Мозаичная структура современной молодёжи, изменение воспитательных стратегий и системы ценностей молодых поколений в сторону индивидуалистических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable orientation of modern Russian youth: features and perspectives

The features of life values system of modern youth. Results of Russian and foreign investigations, devoted to transformation of youth valuable system. Mosaic structure of modern youth, changing the training strategy and value system of youth towards individual values.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы»

ЭКСПЕРИМЕНТ

И ИССЛЕДОВАНИЕ

Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

Оксана Викторовна Кучмаева,

профессор кафедры статистических методов Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор экономических наук

1 Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодёжи. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН. Режим доступа — ¡8га8.ш>Ые8/Р11е/8оа8/2012_1/

Yadova.pdf

• молодёжь • ценностные ориентации • система ценностей • жизненные стратегии • типология молодёжи

Исследования системы ценностей молодёжи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодёжи, так и на жизнедеятельность социума в целом.

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи происходит под воздействием совокупности разноплановых факторов, характерных, с одной стороны, для многих стран мира и, с другой, имеющих российскую специфику. Это переход европейских стран к постмодернистским ценностям, влияние периода социальных трансформаций и смены систем ценностей на протяжении ХХ столетия, этническое и культурологическое многообразие России.

Современный мир, характеризующийся повышением мобильности, взаимопроникновением культур, мозаичной системой ценностей, отсутствием единых стереотипов поведения, не позволяет говорить о молодёжи как единой социальной группе. Исследования системы ценностей молодёжи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодёжи, так на жизнедеятельность социума в целом. Проводимые в России и за рубежом исследования свидетельствуют о разнородности подходов, а также о значительной дифференциации самой молодёжи по своим ценностным и социальным характеристикам.

Так, исследование, проведённое среди российской молодёжи Институтом социологии образования РАО в конце 2008 — начале 2009 г. позволило выявить следующие группы поведенческих ценностей российской молодёжи1:

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

«Участие» — если окажется свидетелем уличной кражи, постарается помешать вору; вмешается, если станет свидетелем жестокого обращения с животным; если найдёт потерянный бумажник, то сделает всё возможное, чтобы вернуть его владельцу; уступит место больному пожилому человеку в метро; при выборе друзей не обращает внимания на их национальность.

«Амбициозность» — выбирает сложную работу, требующую ответственности и инициативности в противовес достаточно простой и однообразной; предпочитает интересную работу высокооплачиваемой; готов(а) (не боится) принять участие в конкурсе творческих работ учащихся; в случае возникновения трудностей при выполнении домашнего задания полагается прежде всего на свои силы.

«Законопослушность» — не примет участия в махинации, если срочно понадобятся деньги на операцию близкому человеку; не позволит родным дать взятку учителю даже в случае явного вымогательства (может обратиться к директору учебного заведения); не будет покупать ворованную вещь даже по низкой цене; готов(а) оплачивать проезд в пригородной электричке, независимо от того, есть ли в ней контролёр.

«Свобода» — если учитель якобы найдёт «ошибку» в выполненной им (ею) работе, будет спорить с ним до тех пор, пока не убедит; при выборе собственной профессии не полагается на мнение родителей; примет участие в политическом митинге в случае ущемления своих прав.

Исследование, проведённое Институтом социологии РАН в 2007 г.2, показывает, что современную молодёжь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям3.

Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят, и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. «Труженики» (17%) — это та часть молодёжи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом.

Третья группа — «предприимчивые» (20%) — это мо- 2 Объект исследования, проведённого по

лодые россияне, которые говорят о том, что они в си- специальной социологической анкете

лах добиться создания собственного бизнеса, посеще- (ф°рмализовашое штервью), юл^л

две группы: основную, собственно моло-

ния разных стран мира, достижения богатства

дежь в возрасте от 17 до 26 лет включи-и материального достатка. ТеЛьно (всего опрошено 1796 человек),

и контрольную, представляющую стар-

Четвёртая группа — «гедонисты» (10%), молодые росшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет

сияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь (всего опрошено 655 человек).

много свободного времени и проводить его в своё удо- 3 Молодёжь новой России: ценностные

вольствие. приоритеты. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения

Значительную часть молодёжи (19%) составляют «мак- науки Института социологии РАН Ре-

сималисты», которые рассчитывают достичь успехов жим доступа-ЬПрУ/шшшлягая.ги/апа^И-

практически во всех сферах. Стоит отметить, что дан- са1_герой_^иШ_1_1.Мт1?&р1т1;то^

О.В. Кучмаева. Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

ная группа не является более молодой, чем другие, и её устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Существует и и такая группа, как «карьеристы» (6%) — они полагают, что им по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремятся жить в своё удовольствие или быть самим себе хозяевами. «Отчаявшаяся» молодёжь (5%) — седьмая группа — не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) — восьмая группа — рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Кроме того, молодые люди (60%) считают, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все. При этом за последние 10 лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась.

Стоит затронуть ещё один аспект анализа типологии моделей поведения молодёжи. В своё время А. Инкелес (совместно с Д. Смитом), основываясь на данных межстрановых исследований, обнаружил, что во всех обществах, испытывающих на себе то или иное влияние процессов модернизации, формируется так называемый современный тип личности (термины «современное»/ «традиционное» — «модернистское»/ «традиционалистское» и т.п.). Современный человек, по А. Инкелесу, — это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам. По мнению А. Инкелеса, основной предпосылкой для успешного функционирования современного общества служит «модер-ность» его граждан. Важное преимущество аналитической модели «современной личности» — её инвариантность и применимость к обществу любого типа4.

Большинство приведённых данных социологических опросов последних лет говорит о смене ценностных моделей в сторону индивидуализации. Исследователи отмечают рост профессиональных и потребительских притязаний молодёжи, объясняемых изменениями в экономических, социально-культурологических и политических основах общества. Каждое следующее поколение молодёжи всё в меньшей мере хотело бы тратить свои силы на преодоление физических и информационных лишений и всё в большей степени — на приобретение новых ресурсов: приращение «человеческого капитала» и его активное использование в своей профессиональной деятельности5.

Особый интерес вызывают анализ различий в цен-

4 Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern.

Cambridge, MA: Harvard University Press, ностях и характеристиках молодого поколения ев-1974. P. 289 — 302. ропейских стран и выявление российской специфи-

5Могун В., Энговатов М. Молодёжь: вы- ки на общеевропейском фоне. Эмпирической базой сокие притязания и товде стрэте- для оценки послужили данные Европейского соци-

гии//Менеджер по персоналу. Ж®. ального исследования. «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS) — это

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

академический проект, целью которого является попытка описать и объяснить взаимосвязь между изменениями, которые сейчас происходят в социальных институтах Европы и установками, верованиями и ценностями, а также поведением различных групп населения Европы. Инфраструктура проекта финансируется Европейским научным фондом, а конкретная реализация — научными фондами и институтами в каждой из стран-участниц. Россия приняла участие в исследовании в 2006 г. (3-я волна [стадия] проекта), в 2008 г. (4-я волна) и 2010 г. (5-я волна). В данной статье использованы данные 4-й волны исследования [3]. В качестве молодёжи была выделена возрастная группа от 15 до 25 лет. Выделение этой группы обусловлено, с одной стороны, желанием выявить трансформацию самооценки «счастливости» в период взросления и социализации несовершеннолетних и молодёжи, с другой стороны, именно к возрасту 25 лет в России молодые люди получают профессиональное образование, начинают работать и зачастую отделяются от родительской семьи.

Можно сказать, что и европейская молодёжь далеко не однородна по своим устремлениям и ценностям.

Ответы молодых респондентов европейских стран на вопросы о том, с какими людьми они бы себя идентифицировали, показали дифференциро-ванность ответов. Респонденты могли выбрать следующие варианты ответов, соответствующие значениям от 1 до 6 по шкале: 1 — «очень похож на меня», 2 — «в значительной степени похож», 3 — «немного похож на меня», 4 — «чуть-чуть похож на меня», 5 — «не похож на меня», 6 — «совсем не похож на меня». В каждой из стран молодые люди выбирали разные ответы. Хотя, естественно, распределение ответов различалось по странам. В одних странах распределение более равномерное, в других молодёжь в большей степени привержена к крайним, полярным точкам зрения. Безусловно, необходимо иметь в виду, что это субъективные оценки респондентов, отражающие специфику их процесса социализации, модели воспитания, определённых традиций и норм, ценностей. Однако в целом ответы совокупности опрошенных позволяют получить представительную оценку мнений.

В ходе анализа была подсчитана доля респондентов в каждой стране, максимально идентифицирующих себя с той или иной характеристикой личности (суммарная доля ответов «очень похож на меня», и «в значительной степени похож»).

В целом для молодого европейца важна самостоятельность в решениях и верность по отношению к друзьям, для него также важно проявление равенства в отношениях с людьми, наряду с учётом мнения других, отличающихся от него людей. Молодые люди склонны к гедонизму, для них важно хорошо проводить время и веселиться. Для отношения к жизни, событиям характерен творческий подход, стремление придумывать что-то новое, искать новые занятия. Молодёжь характеризует понимание значимости бережного отношения к природе.

О.В. Кучмаева. Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

В большинстве своём, меньшая колеблемость в ответах характерна для модернистских ценностей. Минимальный коэффициент вариации — различия в колеблемости показателя по европейским странам — наблюдается для ответов на вопрос о том, идентифицируют ли себя респонденты с человеком, для которого важно (значение коэффициента 12,37%). Доля молодых людей, считающих, что для них очень важно «самому принимать решения, что и как делать», велика во всех странах (от 55,1% в Румынии до 85,2% в Греции). В целом по таким характеристикам, как скромность, строгая регламентация поведения, уважение со стороны и значимость богатства, расхождения во мнениях молодёжи из европейских стран наибольшее.

Если мы отберём по десять стран-лидеров среди респондентов, давших положительные ответы, то, в частности, можно сказать следующее. Молодые люди, считающие себя в наибольшей степени склонными к тому, чтобы «ко всему подходить творчески, придумывать что-то новое» живут на Кипре, в Греции, Турции, Венгрии, Израиле, Словакии, Латвии, Хорватии, Германии, Нидерландах (доля выбравших ответы «очень похож на меня» и «в значительной степени похож» превышает 62%). Тех, кто полагает, что «важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково» больше всего на Кипре, в Испании, Греции, Швейцарии, Израиле, Польше, Германии, Словении, Словакии, Турции (более 75%). Больше всего важна безопасность («важно жить в безопасном окружении») для молодёжи из Хорватии, Кипра, Венгрии, Словакии, Израиля, Греции, Турции, Испании, Болгарии, Латвии (65%). В наибольшей степени «нравятся неожиданности» молодым людям из Кипра, Греции, Словении, Турции, Швейцарии, Венгрии, Израиля, Испании, Болгарии, Нидерландов (63%). Чаще других считают, что им «важно самим принимать решения, что и как делать», молодые люди из Словении, Греции, Швейцарии, Испании, Израиля, Германии, Латвии, Кипра, Великобритании, Турции (75%); что «важно помогать окружающим людям» молодые люди из Испании, Израиля, Великобритании, Турции, Кипра, Дании, Швейцарии, Бельгии, Греции, Словении (69%).

Сравнительный анализ ответов по странам позволяет нарисовать профиль молодёжи конкретной страны. Так, для российской молодёжи, на фоне других стран, характерна меньшая конкретность в ответах, молодые люди сравнительно чаще выбирают ответы «не похож на меня», «совсем не похож на меня». Прежде всего, молодые люди из России считают, что важно быть верным своим друзьям, успешным, самому принимать решения, важно, чтобы государство обеспечивало безопасность, важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково, важно хорошо проводить время. Напротив, среди наименее распространённых характеристик — склонность к риску («ищет приключений и ему нравится рисковать»), скромность («важно быть простым и скромным»), важность мнения других людей, убеждённость в том, что «люди должны делать то, что им говорят».

Анализ данных социального исследования позволил выявить взаимосвязь жизненных устремлений и ценностных характеристик молодёжи.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Склонность к риску, приключениям и неожиданностям взаимосвязана со значимостью новизны в деятельности и возможностью хорошо проводить время, веселиться, с самостоятельностью, важностью творчества и независимого принятия решений.

Ценность богатства увязана с успешностью в жизни, а также с возможностью творчества, креативностью. Ценно продемонстрировать свою успешность, свои способности. Кроме того, прослеживается связь с внешним успехом, оценкой со стороны — «важно, чтобы его уважали» и «важно вести себя правильно».

Взаимосвязаны характеристики согласия, толерантности. Важность того, чтобы со всеми людьми в мире обращались одинаково, взаимосвязана с готовностью выслушать иное мнение, отличающееся от их собственного, а также — с важностью для себя таких идеалов, как верность друзьям и помощь другим людям, необходимостью беречь природу.

Значимость безопасности окружения увязана с уверенностью, что её должно, прежде всего, обеспечивать государство. С данными характеристиками также связана верность традициям, простота и скромность в поведении. Эти ценности связаны с незначительной инициативностью и креативностью, важно «делать то, что им говорят» и «всегда вести себя правильно».

Для большинства современных молодых людей достичь успеха в жизни трудно: из-за ограниченных возможностей получения образования и работы в малых городах и сельской местности, из-за нехватки материальных средств, в меньшей степени из-за невысокого статусного уровня семьи. Соответственно, образование, работа, доходы и социальное положение становятся ближайшими целями и средствами достижения успеха, и это достаточно традиционные для всех поколений цели и средства.

Однако, несмотря на осознаваемые трудности, установка на успех распространена довольно широко: по данным российского исследования, абсолютное большинство (92% в молодёжной выборке и 96% — в студенческой) к достижению успеха стремится. А вот традиционные притязания людей советской эпохи на достижение престижа и широкого общественного признания, которые доминировали в структуре притязаний в конце 80-х — начале 90-х годов, претерпели изменения. Эти притязания в течение 90-х годов утрачивали постепенно свои позиции. Данные современных исследований определённо говорят о преобладании у молодёжи приватного способа признания успеха. Так, 85% опрошенных и в молодёжной и в студенческой выборках указывают на важность признания и уважения со стороны родных, близких, знакомых, единомышленников, соучеников и коллег. Причём, для большинства в обеих выборках — 60% в молодёжной и 59% в студенческой — 6 ШиловаЛ.С. Образ успеха и жизнен-достаточно признания и уважения близкого круга: се- ные стратег-ш молодёжи// Вестате °м-мьи, близких и друзейб. Ск°2г4°_у™верситета. 2008. № 1/2

По данным обследования ФОМ7, молодёжь (в возрас- 7 Еженедельный опрос «ФОМнибус»

те 18 — 30 лет) чаще представителей других, более стар- 13 14 июля 2013г. 43 су&ъекта РФ I00

населённых пунктов, 1500 респондентов.

ших возрастных групп, полагает значимой ценностью

О.В. Кучмаева. Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

«права человека» (25%, на фоне 21% опрошенных в среднем по всей совокупности и 18% опрошенных старше 60 лет), «стабильность» (31%, 27% и 23% соответственно), «свобода» (25%, 16% и 9%), «успех» (24%, 15%, 8%). Наряду с этим, молодёжь реже обращает внимание на «совесть» (14%, 20%, 28%), «порядок» (15%, 19%, 25%). Молодёжь в большей степени ориентирована на современные, модернистские ценности и довольно прагматична в своих ценностных представлениях.

По данным исследования Института социологии РАН8, значительно больше подростков в 2010 — 2011 гг., чем шестнадцать лет назад, планируют поступать в вуз: 49% юношей и 54% девушек в 1995 г., 78% и 87%, соответственно, в 2011 г., т.е. человеческий капитал населения России предположительно растёт.

Государство и работодатели заинтересованы в воспроизводстве человеческого капитала — образованного и здорового конкурентоспособного трудового ресурса в условиях глобальной экономики. Построение же в России гражданского общества ставит на повестку дня воспитание ответственных граждан с устойчивой системой моральных норм. В то же время психологи выражают озабоченность морально-нравственным состоянием российского общества9.

По данным исследования, в сравнении с 1995 г. юноши и девушки не стали менее сострадательны к социально уязвимым категориям. Цифры практически совпали. Например, в 1995 г. «испытывали жалость и/или желание помочь»: инвалиду 83% юношей и 90% девушек, в 2011 г. — 88% и 93%; старому беспомощному человеку — 85% и 95% (1995) и 87% и 94% (2011), маленькому ребёнку— 63% и 81% (1995) и 65% и 81% (2011). Девушки лучше относятся к детям, чем юноши, что можно объяснить и «материнским инстинктом», но вероятнее, доминированием норм родительства, не предполагающих активного и ответственного отцовства. «Испытывают жалость и/ или желание помочь» бомжу— 36% юношей и 32% девушек; бездомной собаке — 68% и 87%, т.е. к людям без определённого места жительства подростки относятся почти в два раза хуже, чем к бездомным животным10.

Тенденции развития современной российской семьи

8 Генеральная совокупность исследования в 2010-2011 гг. и в 1994 г., представ- гаред^^я во-первых, °бШ,еевр°пейскими пр°-лена подростками-девятиклассниками, цессами трансформации семьи и семейных ценнос-

проживающими в крупных городах тей, включая их кризисные и модернизационные ас-

Центрального фeдeральн°г° округа Рф пекты (более позднее вступление в брак, рост доли (опрос проводился в Москве, Брянске,

сожительств без регистрации брака, высокая доля

Владимире и Тамбове). Т.А. Гурко,

Н.А. Орлова. Развитие личности подро- детей рождённых вне брака при низком, в целом

стков в различных типах семей//СО- уровне рождаемости, не обеспечивающем простое

ЦИС. 2011. № 10. С. 101. воспроизводство населения). Во-вторых, реформы

9 Юревич AR Нравственное тостожте в экономике и социальной сфере России на протяже-C°BPeMeHH°ГOСP°;ИrИKс°ЛOeд°б2IШ09CT№аla нии последнего двадц™етия обловили специфи-

10 Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие лич- ку развития семьи, свойственную странам с переходности подростков в различных типах се- ной экономикой (резкое падение рождаемости,

мей//СОЦИС. 2011. № 10. С. 102. сокращение количества детей и семейных домохо-

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

зяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства), что, в свою очередь, актуализировало разработку эффективной семейной политики. В-третьих, институт семьи в России характеризуется значительной моза-ичностью, многообразием моделей, включающих и патриархальную, и современные.

Трансформация традиционных взглядов российского населения на роль семьи происходит в направлении культурных ценностей, господствующих в развитых странах мира, согласно которым родители не должны брать на себя большую ответственность за своих уже взрослых детей, что приводит к раннему распаду родительской семьи, ослаблению контактов между родителями и детьми при достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, развитая система социальной поддержки пожилых со стороны государства позволяет взрослым детям целиком посвящать себя карьере и в значительной степени устраняться от ухода за стареющими родителями. Данные многих социологических исследований, в том числе и Европейского социального исследования, подтверждают, что российская молодёжь склоняется в идеале к такой же модели семьи, однако, существующие социально-экономические условия (прежде всего жилищная проблема) мешают её реализации.

По данным Европейского социального исследования (2008 г.), россияне, в том числе и молодые, придают большее значение, чем европейцы, критериям достижения взрослости (или социальной зрелости): отделению от родителей, устройству на работу в режиме полного рабочего дня, вступлению в законный или «гражданский» брак и рождению детей. Отчасти различия в отношении к критериям взросления между Россией и странами Евросоюза объясняются социально-экономическими факторами. Существующие в нашей стране условия не позволяют большинству мужчин и женщин молодого и среднего возраста жить за счёт родителей (особенно пенсионеров), хотя из-за жилищной проблемы многие (каждая четвёртая супружеская пара, т.е., 25%) продолжают жить с родителями даже после вступления в брак. Поэтому такое большое значение для россиян имеет работа.

Особенности ценностного отношения к семье и детям в нашем обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения; изменением структуры женской гендерной роли и связанным с ним снижением значимости материнства в жизни женщины; переходом от детоцентрис-тских к супружеским внутрисемейным ценностям; вариативностью индивидуальных ценностных систем.

Однако, по данным исследований, россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем, а христианское понимание семейных ценностей стало самым непопулярным. Для большей части граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни.

О.В. Кучмаева. Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

Малодетность сочетается с высокой разводимостью и внебрачной рождаемостью. В настоящее время «супружество» и «родительство» становятся всё менее связанными между собой сферами жизни, и их ценность неравнозначна. При этом увеличивается количество разводов супругов, имеющих детей, когда последние перестают играть сдерживающую роль в сохранении семьи.

Семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян наряду с такой ценностью, как создание материального достатка. При выяснении иерархии семейных ценностей были выделены как «очень важные» семь ценностей, которые назвали более 50% ответивших. Подавляющее большинство ответивших (93,5%) назвало главной семейной ценностью «любовь к детям, их воспитание и самореализацию в них». На втором месте — «семейное единство и взаимовыручка» — 85,4%. Третью позицию большинство опрошенных отдали такой ценности, как «психологический комфорт». На четвёртом месте в шкале семейных ценностей оказалось «уважение к старшим, к своему роду». При этом 36,2% опрошенных проживают с родителями и, вероятно, находятся в некоторой зависимости от них. Пятую и шестую позицию занимают «бытовой комфорт и здоровый образ жизни» (64,2 и 59,8% соответственно)11.

Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья остаётся для молодёжи привлекательной ценностью, но связывать себя браком молодёжь не спешит. В долгосрочных перспективах (жизненных целях) молодёжи семья и дети, счастье в личной жизни занимают первое место, а потом уже карьера и профессия. Однако в их представлениях о предпочтениях, путях достижения успеха в жизни первые места занимают ценности, касающиеся карьеры и профессионального успеха. Жизненная схема современных молодых — «образование-работа-семья». Причём это семья с одним ребёнком, основанная на любви и взаимопонимании, не всегда — зарегистрированный брак. И создание такой семьи откладывается на «потом», по достижении полной социальной и экономической зрелости.

Для современной молодёжи характерна допустимость добровольной бездетности; её репродуктивные ориентации тяготеют к малодетной семье и далеки от того, что считается допустимым. Для современной молодёжи, сформировавшейся в условиях малодетности и системы либеральных ценностей, характерны низкие репродуктивные установки. В репродуктивных

установках молодёжных когорт практически сформи-

11 Гольцова Е.В., Лещенко Я.А. Факторы ровались устойчивые представления о желаемой мо-

социальной среды как детерминанты дели семьи, где максимальное число детей практичес-

фэттоста и ки не превышает двух. Имеет место существенное

12 Архангельский В.Н., Ел шаров В.В.', Зве- уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по

рева Н.В., ИвановаЛ.Ю. Демографичес- сравнению с родителями. Так, среднее ожидаемое чис-

кое поведение и его детерминация. М.: ло детей у отцов составило 2,29, а у сыновей — 1,85,

Теис, 2005. у матерей — 2,32, у дочерей 1,9212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э К С П Е Р И М ЕН Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

Между 1991 — 1996 гг. и 1996 — 2001 гг. произошло существенное снижение рождаемости в самых молодых возрастных группах; это снижение среди женщин 15 — 24 лет продолжилось и в период 2001 —2006 гг. Среди женщин в возрасте 25 — 39 лет тенденция сменилась на противоположную, и повозрастные коэффициенты рождаемости увеличивались в течение последних пятнадцати лет, однако рождаемость среди женщин в возрасте 20 — 24 лет слегка снижалась в течение всего периода.

В целом, эти показатели иллюстрируют откладывание рождения детей на более поздний возраст. Если в 2001 —2006 гг. пик рождаемости всё ещё приходился на возрастную группу 20 — 24 года, то в период 2006 — 2011 гг. он сместился в возрастную группу 25 — 29 лет. Средний возраст первого сексуального контакта снизился почти на год с 19,3 (в когорте 40 — 44 года) до 18,4 (в когорте 25 — 29 лет). Средний возраст первого брачного союза изменился мало: с 22,4 до 22,7. Средний возраст рождения первого ребёнка увеличился более чем на два года с 22,4 для женщин в возрасте 40 — 44 лет до 24,9 для женщин в возрасте 25 — 29 лет, что соответствует изменениям в структуре повозрастной рождаемости13.

Можно говорить о том, что социальная норма детности, оставаясь низкой для всего населения, имеет устойчивую тенденцию к сближению у всех возрастных групп, и прежде всего в молодёжных когортах. Наряду со снижением репродуктивных установок в более молодых поколениях наблюдается откладывание браков, допустимость безбрачия. Развод стал абсолютно обыденным явлением.

Среди молодых когорт допустимым становится бездетность. Широкое распространение добровольной бездетности возможно лишь в обществе, для которого это явление социально приемлемо. Ранее в традиционном обществе сознательная бездетность однозначно вызывала общественное порицание. В настоящее время14 только 27% опрошенных признают, что осуждают людей, которые вообще не хотят иметь детей, тогда как 60% утверждают, что относятся к таким людям без осуждения. Многие россияне (если не большинство) исходят из того, что установка на сознательную бездетность достойна как минимум понимания. Среди причин и обстоятельств, подталкивающих людей к решению отказаться от рождения детей, наряду с эгоизмом и нежеланием обременять себя заботами респонденты называли не только тяжёлые материально-финансовые условия, но ещё и увлечённость работой, желание построить карьеру. Решая вопрос — возможно ли взрослому, зрелому человеку быть по-настоящему счастливым, будучи бездет-

13 Репродуктивное здоровье населения

ным, — 16% опрошенных отвечают положительно15.

России. Резюме отчёта. Росстат, Минз-

Смена ценностных ориентиров ведёт к смене воспита- драв Р°ссии, ЮНфПА_, 2012.

тельных стратегий. Как показало исследование, прове- 14 Опр°с ФОМ 200л8 г. ^°т.ги

15 Вовк Е. Опрос «Дети и бездетность»

дённое Институтом социологии РАН в 2007 г., в оцен- ФОМ. Опрос населения в 100 населён-

ках представителей двух поколений (старшего ных пунктах 46 областей, краев ирес-

и младшего) наблюдаются значимые различия. При- публик России. Интервью по месту жи-

чём представители молодёжных групп в большей сте- тельства 24-25 мая 2008 г.

О.В. Кучмаева. Ценностные ориентации современной российской молодёжи: особенности и перспективы

-Q-

пени ориентированы на воспитание «рыночных» качеств в своих детях. Так, существенно чаще молодые россияне отмечают необходимость воспитания в своих детях таких качеств, как формирование целеустремлённости, деловых качеств, «хватки» (35% против 29% среди старшего поколения), а также обеспечение достойного круга общения, знакомств (12% против 4% среди представителей старшего поколения).

Всё это говорит о смене ценностных моделей в сторону индивидуализации. Данные свидетельствуют об изменении воспитательной стратегии поколений в сторону качеств, обеспечивающих личный успех и независимость. В воспитательных стратегиях наблюдается движение в сторону тех ценностей, которые приветствуются обществом. Однако семьи с несколькими детьми, ориентации на брак и тесные взаимоотношения с родительской семьёй в этом перечне нет. Тем самым трансформация института семьи, обусловленная сменой ценностных ориентаций в сторону достижения личного успеха, измеряемого экономическими ценностями, приводит к формированию соответствующей системы ценностей у молодого поколения.

Литература

1. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Зверева Н.В., Иванова Л.Ю. Демографическое поведение и его детерминация. М.: Теис, 2005.

2. Вовк Е. Опрос «Дети и бездетность» ФОМ. Опрос населения в 100 населённых пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24 — 25 мая 2008 г.

3. Гольцова Е.В., Лещенко Я.А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости//СОЦИС 2010. № 2.

4. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей//СОЦИС. 2011. № 10.

5. Могун В., Энговатов М. Молодёжь: высокие притязания и новые стратегии.//Менеджер по персоналу. 2008. № 9.

6. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН Режим доступа-http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html?&print-mode

7. Опрос ФОМ 2008 г.. Режим доступа — www.fom.ru

8. Репродуктивное здоровье населения России. Резюме отчёта. Росстат, Минздрав России, ЮНФПА, 2012.

9. ШиловаЛ.С. Образ успеха и жизненные стратегии молодёжи// Вестник Омского университета. 2008. № 1/2.

10. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социол. исслед. 2009. № 10.

11. Ядова М А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодёжи. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН. Режим доступа — isras.ru>files/File/Socis/2012_1/Yadova.pdf

12. Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. P. 289-302.

-e-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.