Научная статья на тему 'Ценностные ориентации представителей субкультур'

Ценностные ориентации представителей субкультур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёв Петр Андреевич, Рудь Дмитрий Олегович

В статье анализируются молодежные субкультуры и выявляются их ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации представителей субкультур»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИ НАУКИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

СУБКУЛЬТУР

1 2 Пономарёв П.А. , Рудь Д.О.

1Пономарёв Петр Андреевич - доктор философских наук, профессор, кафедра психологии и педагогики;

2Рудь Дмитрий Олегович - студент, кафедра строительства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет, г. Шахты

Аннотация: в статье анализируются молодежные субкультуры и выявляются их ценностные ориентации.

Ключевые слова: субкультура, ценностные ориентации, социализация, подросток, студент.

Предметом изучения нашего научного исследования являются молодежные субкультуры России. Цель нашего исследования - рассмотрение ценностных ориентаций представителей субкультур.

В современном обществе проблема молодежных субкультур становится все более актуальной из-за кризиса института семьи и проблем семейного воспитания. Семья, как социальный институт, теряет свою былую значимость. Все чаще молодые люди, испытывая чувство одиночества и непонимания со стороны общества, вступают в субкультуру, ценности и стереотипы поведения которой не соответствуют или противоречат общепринятым ценностям, но близки им самим.

Проблемы молодежных субкультур рассматривались многими зарубежными и отечественными учеными. В их работах рассматриваются различные определения молодежной субкультуры. Так, в труде Н. Смелзера под «Молодежной субкультурой понимают группу молодых людей, объединенных ценностями, позициями, отличительными знаками, вкусами, проявляющимися в досуговой (вне учебной, нетрудовой) сфере, не затрагивающими семейных и трудовых отношений [1, с. 67]. А.Г. Козлова, П.А. Пономарев и М.С. Гаврилова рассматривают молодежную субкультуру как систему ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков молодежи примерно от 10 до 20 лет [3, с. 8;4, с. 75]. С.И. Левикова определяет молодежную субкультуру как «культуру, создаваемую самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса» [2, с. 1].

Молодежные субкультуры создают имитацию реальных ценностей и псевдо общественной жизни. В субкультуре осуществляется суррогатное участие в приключениях лирических героев. Происходит замена желаний переустройства и совершенствования мира на стремление подстроиться под действительность. Но молодежные субкультуры помогают в процессе социализации личности. Часто молодежь, которую не понимают, уходит в свои личные проблемы, переживания и после этого находит себе друзей, именно в субкультуре, в которой решает свои проблемы. Благодаря такому погружению, подросток может избежать депрессий и чувства одиночества.

Л.В. Шабанова выделяет ряд характеристик субкультур:

1) Отсутствие официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Слабые внутренние связи.

4) Очень сложно выделить лидера.

5) Отсутствие программы деятельности.

6) Осуществляет деятельность по инициативе небольшой группы.

С целью определения специфики ценностных ориентация представителей молодежных субкультур в небольших. Нами был проведен опрос среди 30 студентов ИСОиП (ф. ДГТУ в г. Шахты). Студентам было предложено ответить на анкеты, в которых они должны были ответить о своих интересах и характере, о предпочтениях в одежды и музыке, о стиле общения и т.д.

В процессе исследования было выяснено, что из 30 опрошенных: 5 Хипстеров, 3 Ванильки, 3 Панка, 3 Футбольных фаната, 6 Геймеров, 3 Металлиста, 7 у которых тест не выявил субкультуру. Из приведенной статистики следует, что более 70% студентов принадлежат к какой-нибудь субкультуре.

Рис. 1. Соотношение субкультур

В дальнейшем нами была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. Были выделены 2 группы: контрольная - студенты, состоящие из представителей разных субкультур и экспериментальная - студенты, не состоящие в субкультуре.

В ходе исследования респондентам были предъявлены два списка ценностей. И было предложено их проранжировать. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [5].

Так, терминальные ценности мы разбили на ценности профессиональной самореализации и личной жизни:

Таблица 1. Терминальные ценности

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни

Контрольная группа Экспе-римен-таль-ная группа Контрольная группа Экспе-ри-ментальная группа

Активная деятельная жизнь 10% 7% Любовь 30% 8%

Интересная работа 5% 13% Наличие хороших и верных друзей 3% 11%

Общественное признание 7% 5% Свобода 15% 9%

Продуктивная жизнь 7% 22% Счастливая семейная жизнь 3% 6%

Развитие 5% 15% Удовольствия 15% 4%

У контрольной группы ценности личной жизни ранжированы выше, чем профессиональные. Так любовь, свобода и удовольствия - самые популярные ценности. У экспериментальной группы профессиональные ценности преобладают. Так продуктивная жизнь, развитие и интересная работа входят в состав популярных ценностей.

Среди инструментальных ценностей мы выделили ценности самоутверждения, ценности принятия других:

Таблица 2. Инструментальные ценности

Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятия других людей Место в жизни

Контрольная группа Экспе-римен-таль-ная группа Контрольная группа Экспери-ментальная группа

Высокие запросы 6% 12% Самоконтроль 3% 2%

Независимость 6% 10% Терпимость 21% 11%

Непримиримость к недостаткам 0% 6% Чуткость 20% 8%

Образованность 3% 10% Широта взглядов 2% 5%

Смелость в отстаивании своего мнения 5% 4% Честность 23% 10%

Твердая воля 4% 5%

Эффективность в делах 7% 7%

У контрольной группы ценности принятия других людей ранжированы выше, чем ценности самоутверждения. Так честность, чуткость и терпимость - самые популярные ценности у респондентов. В экспериментальной группе ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость и образованность) и ценности принятия других людей (самоконтроль, честность и терпимость) имеют одинаковые значения.

Результаты проведенных исследований показали, что:

1. Современное общество невозможно представить без различных субкультур. Благодаря субкультуре современная молодежь находит друзей по интересам и адаптируется к миру. Молодежная субкультура - этап социализации (или псевдосоциализации) личности, это поле для проявления индивидуальности, творчества, самобытности. В некоторых случаях субкультура спасает подростка от депрессии и ее последствий;

2. Молодежная субкультура разделяет большую часть идеалов, ценностей, норм, принятых в доминирующей культуре, но в некоторых позициях расходится с ней;

3. Субкультура содействует формированию у их представителей таких качеств, как терпимость, чуткость, честность, толерантность. В то же время следует отметить низкую социальную активность представителей субкультур.

Список литературы 1. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 67.

2. Левикова И.С. Молодежные субкультуры и объединения. Электронная библиотека. Гражданское общество в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.civisbo ok.ru/files/File/Levikova_Mo 1о dezhnie.pdf./ (дата обращения: 01.06.2017).

3. Молодежная культура и ценности будущего / отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб., 2001. С. 8.

4. Пономарев П.А., Сергиенко Д.С. Молодежные субкультуры / Д.С. Сергиенко, П.А. Пономарев // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы международной практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей 2009 год. Шахты: ЮРГУЭС, 2009. С. 75.

5. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13/psikhodiagnostika-metodika-tsennostnye-orientatsii-m/ (дата обращения: 07.06. 2017).

КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ МФЦ Г. БОР Буркова К.В.

Буркова Ксения Витальевна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: главной целью предоставления электронных услуг является повышение качества предоставления услуг гражданам, организациям и представителям бизнеса. В статье рассказывается механизм реализации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на примере МФЦ г. Бор Нижегородской области.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, реестр муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг.

В настоящее время уровень развития общества в мире растет с каждым днем. Высокий уровень требует изменений во взаимоотношения государства и общества, в том числе и исполнение государством своих функций и оказания услуг населению. Такой интерес предоставления услуг объясняется тем, что Россия перешла на новый этап развития общества. Население получает необходимую информацию и услуги от разных уровней органов власти. Именно на этом этапе информация, является главным ресурсом.

Таким образом, государству необходимо создать все условия для выполнения своих функций, а так же для своевременного и качественного предоставления своих услуг. Такой способ, предоставления электронных услуг позволяет населению получит высококачественные услуги государственных органов.

На сегодняшний день разработана не одна программа развития информационного общества в России. Исследования в области электронного правительства, методы оценки качества государственных услуг, показаны в работах российских авторов: Данилина, Алексеева. Осташкова, и др. Проблема исследования и разработка методов позволяющих провести оценку эффективности и качество предоставления государственных услуг в электронном виде, разработана недостаточно. Анализ исследования показал что, в большинстве случаев используются социологические опросы, анкетный мониторинг организаций, оказывающих услуги. Для оценки качества предоставления услуг, были определены следующие параметры:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.