УДК 316 ББК 60.55 Н 16
Нагоева Лариса Хасамбиевна, соискатель кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета, т.: 89094692347.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕН
(рецензирована)
Статья посвящена одной из важнейших проблем социологии и психологии. Дается анализ понятий «ценностей» и «ценностных ориентации», а также источников их формирования. Определяются основные параметры ценностных ориентаций. Ставятся проблемы формирования ценностей личности в условиях современного общества.
Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, структура, иерархия, значение, роль.
Nagoeva Larissa Khasambievna, the applicant of the Department of Philosophy and Sociology of Maikop State Technological University, tel: 89094692347.
VALUE ORIENTATIONS: CONCEPT AND PHENOMENON
(reviewed)
The article is devoted to one of the major problems of sociology and psychology. The analysis of the concepts of "values" and "value orientation”, as well as the sources of their formation has been given. The main parameters of value orientations have been determined. The problem of the formation ofpersonal values in modern society has been set.
Key words: value, value orientation, structure, hierarchy, value, role.
В периоды радикальных серьезных социальных изменений, когда общественная ценностная структура «размывается» новыми социальными реалиями, исследование системы ценностных ориентаций личности становится особенно актуальной.
Социализация человека, начинаясь с самого раннего детства, продолжается всю жизнь. Семья, детский сад, школьный класс, компания сверстников, студенческая группа, коллектив предприятия - все эти социальные группы, с которыми контактирует личность, являются носителями различных систем ценностей. Они регулируют и контролируют поведение индивида и во многом формируют его ценностные ориентации.
Понятие ценностных ориентаций было введено в социальную психологию, а впоследствии - и в социологию, как аналог философского понятия системы ценностей и их разграничение между этими науками обычно происходит по параметрам «общее - индивидуальное», «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» и т.п.
В философии ценностным ориентациям отводится роль главной оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей ...»[1].
В социологии под понятием «ценностные ориентации» имеются ввиду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости». [2] Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Наличие ценностей есть выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов.
Системы ценностей, как правило, индивидуальны. Однако, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций человека как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: уровень иерархизированности структуры ценностных ориентаций и их содержание и направленность. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости человека. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые являются для него важными. Именно они впоследствии и превращаются в определенную структуру в зависимости от условий, задач и целей жизни, возможностей их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать их содержательную сторону. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, какова степень предпочтения одних
относительно других и т.д., можно определить целевые ценности личности. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени ценностные ориентации личности соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны общим целям общественного развития[3].
Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. А это предполагает изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов, одним из которых является воспитание. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и была бы оптимальной, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие человека и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, в реальной жизни социума это не подтверждается. Дело в том, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В любом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако, когда ценности еще не устоялись, они постоянно испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - это способ дифференциации объектов действительности по их положительной или отрицательной значимости.
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [4].
В современной интерпретации «Ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними... Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» [5].
Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности (ценности-цели) и второстепенные (ценности-средства). Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.
Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории «достоинство», «ответственность», «доброта», «уважение», «сочувствие», «содействие», и характеризующееся переходом от эмоционально-положи-тельной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Известный русский ученый Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и
деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Таким образом, данные диспореционные образования имеют аксиологическую природу, так как система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [6].
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л. [7], занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.
Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследования исторического ракурса ценностей свидетельствуют, что в 30-50 гг. на первом месте находились - романтика и трудолюбие, в 70-80-е годы эти места заняли практичность и упорство. А в 1988-1990 годы произошли сдвиги в сторону индивидуализма и сужения круга интересов.
Многими учеными отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. В.А. Ядов, разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [8]. По выказыванию Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность - единственная мера сравнения мотивов [9].
Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
Проанализировав большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций, можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Ценности как феномен - это материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, долг, патриотизм и т.п.
Понятийно ценностные ориентации - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивы действий и поступков личности. Ценностные ориентации являются важнейшим решающим фактором развития личности.
Литература:
1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 128.
2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. С. 259.
3. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 2009. С. 45.
4. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. для вузов. М.: Трикста, 2006. С. 122.
5. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001. С. 1999.
6. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2007. С.
55.
7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 1976. С. 32.
8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1997. С.
79.
9. Поршнев Б.Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Педагогика, 2009. С. 344.
References:
1. Artyukhova Y. Values and Education //Pedagogy 1999. № 4. 128 p.
2. Rubinstein S.L. Problems of general psychology. M., 2006. P. 259.
3. Psychological problems of social regulation of behavior. M. 2009 . P. 45.
4. Volkov P.S. Psychology of adolescence and youth: A Textbook for univ. M.: Triksta. 2006. p.122.
5 World Encyclopedia. Philosophy / Chief ed. A.A. Gritsanov. M. : Thought, 2001 . P.1999.
6. Yadov V.A. Self-regulation and prediction of social behavior of a person. A.: Nauka. 2007. P. 55
7. Zalesskii G.E. Psychological issues of identity formation. M. Thought. 1976. P. 32
8. Yadov V.A. Self-regulation and prediction of social behavior of a person. A.: Nauka. 1997. P. 79.
9. Porshnev B.F. Selection function - the basis of personality / / Problems of identity: proceedings of the symposium. M. : Pedagogy. 2009. P.344.