Научная статья на тему 'Ценностные ориентации пенитенциарной личности, находящейся в пенитенциарном учреждении'

Ценностные ориентации пенитенциарной личности, находящейся в пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарное учреждение / пенитенциарная личность / ценностные ориентации личности / восприятие / мышление / самооценка / свобода

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сердюк Е. Н.

Ценности это общепринятые убеждения относительно цели, к которым личность стремится. Они составляют основу ее нравственных принципов. Разным ценностям отводятся нормы, ожидания и стандарты, которые реализуются в ходе взаимодействия между людьми. Ценности это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящиеся не только с эмпирическим, но и с правовым сознанием. Ценностные ориентации формируются с раннего детства, и уже тогда они дают о себе знать в поведении личности. Система ценностей всегда лежит в основе конструирования жизненных стратегий/планов людей. Именно ценностные ориентации обусловливают выбор человеком определенных способов достижения поставленных целей, причем индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, что каждая из них усиливает другую ценность, образуя согласованное целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values are conventional beliefs about the goal an individual seeks to achieve. They constitute the basis of his/her moral principles. Different values are responsible for norms, expectations and standards which are employed and applied in the course of interpersonal interactions. Values are parts of an ideal reality, the reality of a norm, aligned not only with the empirical consciousness, but also with the legal consciousness. Value systems start to form and affect the behavior of an individual from early childhood. A value system is the mandatory basis upon which individuals build their life strategies and plans. It is a value system that determines the choice of means an individual uses to achieve the targets he or she has set, with individual values interrelated so tight that they strengthen each other thus constituting a coherent whole.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации пенитенциарной личности, находящейся в пенитенциарном учреждении»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ЛИЧНОСТИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа представлена кафедрой психологии управления Красноярского государственного педагогического университета им. В. 77. Астафьева. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Т. Селезнева

Ценности - это общепринятые убеждения относительно цели, к которым личность стремится. Они составляют основу ее нравственных принципов. Разным ценностям отводятся нормы, ожидания и стандарты, которые реализуются в ходе взаимодействия между людьми. Ценности - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящиеся не только с эмпирическим, по и с правовым сознанием. Ценностные ориентации формируются с раннего детства, и уже тогда они дают о себе знать в поведении личности. Система ценностей всегда лежит в основе конструирования жизненных стратегий/планов людей. Именно ценностные ориентации обусловливают выбор человеком определенных способов достижения поставленных целей, причем индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, что каждая из них усиливает другую ценность, образуя согласованное целое.

Ключевые слова: ценностные ориентации, пенитенциарные личности, восприятие, мышление, самооценка, негативные последствия, интерес, свобода.

Values are conventional beliefs about the goal an individual seeks to achieve. They constitute the basis of his/her moral principles. Different values are responsible for norms, expectations and standards which are employed and applied in the course of interpersonal interactions. Values are parts of an ideal reality, the reality of a norm, aligned not only with the empirical consciousness, but also with the legal consciousness. Value systems start to form and affect the behavior of an individual from early childhood. A value system is the mandatory basis upon which individuals build their life strategies and plans. It is a value system that determines the choice of means an individual uses to achieve the targets he or she has set, with individual values interrelated so tight that they strengthen each other thus constituting a coherent whole.

Key words: value system, imprisoned individual, perception, thinking, self-appraisal, negative consequences, interest, freedom.

Изменение условий существования неизбежно влечет за собой изменение системы ценностей, что усиливает шансы успешно адаптироваться к данной среде и выжить в ней. Определить действительный стержень ценностных ориентации пенитенциарной личности, выявить ее духовную сердцевину -значит узнать о ней нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в помыслах, поведенческих актах, поступках.

Ценностные ориентации, создаваемые потребностями, именуются в психологической литературе проникающими ориентациями. Поскольку они проникают в очень разные сферы материальных и духовных объектов и деятельностей личности, то представляют собой наиболее важный вид ценностных ориентации. Именно эти ориентации в своей соподчиненное™ и скоординированное™ друг с другом образуют тот ведущий компонент в структуре личности, который характеризует ее как направленность. Направленность-это «основной стержень» личности, это важная индивидуальная характеристика, которая наиболее характерна для нее и определяет ее социальное поведение. Изменение направленности личности может идти в двух направлениях: а) смена одной доминирующей направленности другой; б) качественное изменение внутри той же направленности, связанное с изменением потребностей, интересов, ценностных ориентации. В первом случае изменение связано с перевоспитанием личности, во втором случае - с качественно новым этапом развития в рамках установив-

шейся ее направленности. Направленность личности Н. Д. Левитов и В. Н. Мясищев рассматривали через систему отношений к различным сторонам окружающей действительности.

Рассмотрим оценочные отношения, формируемые личностью, применительно к создавшимся условиям и включенным в них объектам. Такого рода отношения чаще всего, исполнив свою роль, угасают, но в определенных условиях (при очень интенсивном или неоднократном их переживании) они могут закрепиться в личности и эмансипироваться от породившей их потребности. Тем не менее актуализация эмансипированных отношений способна вызвать у человека определенные ценностные ориентации, которые названы воспроизводимыми. Они не носят постоянного характера, как ориентации, за которыми стоит закрепленная потребность, но не являются одноразовыми, как гаснущие ценностные ориентации. Ценностные ориентации морально-нравственного содержания имеют способность постоянно, в различных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение целей обществом одобряемыми способами. Это общая оценочно-императивная устремленность нравственного сознания человека к нахождению определенного ценностного смысла в моральном выборе, обеспечивает единство его действий, целенаправленность регуляции поведения в определенном ракурсе и приспособленности. Ф. Клакхорн и Ф. Строд-бек считают, что ценности возникают и

развиваются внутри конкретной культуры, формирующейся под влиянием конкретных исторических условий. Когда ценности принимаются большинством людей в группе, они становятся элементами данной культуры в группе и начинают определять индивидуальное и групповое поведение.

Проблема поиска и построения личностной системы ценностей в настоящее время затруднена отсутствием единой ценностной основы у современного общества, разрушением традиционных представлений о добре и зле, искажением представлений о нравственности и ее роли в жизни современного общества. Утилитарные ценности современного общества, ориентированные прежде всего на получение материальных благ, приводят к обнищанию духовных ценностей, к значительному уменьшению их роли в поведении людей. Личность сама определяет свое предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Чтобы понять социально-психологическую основу поступков пенитенциарной личности, в том числе и преступлений, следует предварительно установить понятия личного интереса, интереса личности и общественного интереса, интереса общности, их содержание и возможное соотношение.

Личный интерес - это потребности отдельного человека, испытываемые им в качестве непосредственных желаний, влечений, стремлений. Личные интересы могут быть партикулярно-личностными, т. е. узкоиндивидуалистическими, не согласующимися с интересами общности - семьи, класса, государства, общества.

Малоизученной является роль ценностных ориентации пенитенциарной личности, находящейся в пенитенциарном учреждении. Цель нашего исследования - изучение ценностных ориентации пенитенциарных личностей, находящихся в пенитенциарном учреждении. Исследование проводи-

лось в Федеральном государственном образовательном учреждении «Исправительной колонии № 27, общего режима, школа № 9 Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Красноярскому краю». Респондентами являлись пенитенциарные личности (мужчины) в возрасте от 18 до 40 лет, отбывающие наказание по разным статьям Уголовного кодекса, в количестве 273 человек. Проведены исследования по тестам: А. Д. Леонтьева «Смысложизненных ориентации» и С. С. Бубновой «Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации».

Анализ результатов теста «Смысложизненных ориентации» показал, что у пенитенциарных личностей выражены показатели на снижение ранга жизненных ценностей. Оказывает значительное влияние число судимостей. Раз за разом попадая в места пенитенциарных учреждений, личность теряет веру в себя, в возможность реализовать себя в жизни и управлять ее ходом, утрачивает способность ставить перед собой значимые цели и достигать их.

37% пенитенциарных личностей из числа участвующих в исследовании считают своей ценностью «цели жизни». Это не значит, что они являются целеустремленными личностями, скорее всего, они прожектеры, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и в дальнейшем не будут подкрепляемы личной ответственностью за их реализацию.

41% пенитенциарных личностей неудовлетворенны своей прожитой частью жизни, 1% пенитенциарных личностей удовлетворены своей самореализацией в жизни.

11% пенитенциарных личностей с интересом и эмоциональной насыщенностью относятся к жизни. Возможно, это личности, которые живут сегодняшним днем. Им нравится жизнь, полная эмоциональной насыщенности. 8% пенитенциарных личностей не удовлетворены своей жизнью в настоящее время.

2% пенитенциарных личностей «локус контроль - «Я» (Я - хозяин жизни)» соответствуют представлению о себе как о сильной личности, им дано контролировать свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Эти личности обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Это общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен. 32% пенитенциарных личностей, те, кто не верят в свои силы и не могут контролировать события собственной жизни, убеждены в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Приходим к выводу, что жизненные планы личности - это высший уровень развития направленности личности, последовательная совокупность целей, входящих в жизненную перспективу, обусловливающих пролонгированный, длительно сохраняющийся во времени характер мотивации поведения личности. Ее целостность проявляется только при наличии связанных между собой близких и дальних жизненных планов, которые влияют на поведение индивида. Индивидуальный смысл для пенитенциарной личности приобретают те объекты, явления или действия, которые связаны с реализацией ее потребностей и личностных ценностей.

Анализ результатов методики диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации пенитенциарной личности в пенитенциарном учреждении выявил следующие показатели по характеристикам.

69% пенитенциарных личностей хотят помогать другим людям, быть милосердным, великодушным, жертвовать для других, а 11% пенитенциарных личностей - с выраженным лицемерием, озлобленностью, продажностью, ранимостью. Жизнь в местах лишения свободы прививает инди-

видуализм, эгоизм, нетерпимость, уничтожает сострадание.

67% пенитенциарных личностей имеют плохое личностное здоровье. Желают иметь хорошее здоровье, хотят быть активными в жизни 7% пенитенциарных личностей.

59% пенитенциарных личностей хотят завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит уважение и признание людей, влияние на окружающих, каждый из этих личностей надеется, что его поймут на свободе, а для 1 4 % пенитенциарных личностей совершенно не важно признание и уважение людей, отсутствует желание влиять на них каким-либо образом.

46% пенитенциарных личностей желают иметь круг общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально. Видим, что пенитенциарная личность активна по отношению к событиям в обществе и общественной жизни, такая личность мыслит и действует конкретно, а 28% пенитенциарных личностей, несмотря на негативные условия, колония дает большую гибкость в общении с окружающими, стремление лучше разбираться в людях, большую сдержанность.

43% пенитенциарных личностей отдают предпочтение хорошим друзьям, свободе и независимости в поступках и действиях, счастливой семейной жизни, а у 25% пенитенциарных личностей происходит снижение этой ценности, так как дружба у пенитенциарных личностей не имеет высокой ценности.

42% пенитенциарных личностей хотят иметь возможность истратить свое время и средства для удовлетворения насущных желаний, 25% пенитенциарных личностей считают главным свободу, предвзятость, пристрастность, неразборчивость в выборе средств достижения этой цели. Доказательство тому - времяпрепровождение, к которому стремятся такие личности.

21% пенитенциарных личностей считают главным познание истины в мире природы и человеке, а для 50% пенитенциар-

ных личностей это только мечты, которые неосуществимы, так как у них нет желания работать над собою и повышать свой интеллектуальный уровень.

20% пенитенциарных личностей готовы зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и своих близких вещи, а 39% пенитенциарных личностей считают важным быть материально обеспеченным, не прилагая к этому усилий.

20% пенитенциарных личностей готовы наслаждаться прекрасным, произведениями искусства, красотой природы, а 35% пенитенциарных личностей считают, что потеря конкретного содержания деятельности (относительно труда, отсутствия работы) сопровождается стремлением выразить свои переживания в каком-либо творчестве.

13% пенитенциарных личностей хотят завоевать общественное положение, которое обеспечит им высокий статус в обществе, а 66% пенитенциарных личностей считают главным раздел сфер влияния, скептицизм, подозрительность, несговорчивость, непоследовательность по жизни.

11% пенитенциарных личностей активны по отношению к событиям в обществе, интересная работа, изменения в общественной жизни, такой тип наблюдается лишь в отношении двух ценностей - свобода и активная жизнь. Именно эти ценности занимают высокие места в иерархии. Смысл настоящей жизненной ситуации: выжить, там видно будет, а 66% пенитенциарных личностей довольно остро ощущают никчемность, потерянность времени, проведенного в колонии. Отрицание ответственности за события, происшедшие и происходящие в его жизни, среди этой группы личностей распространено мнение о «случайности» преступления (или отказа, что оно имело место в том виде, как оно было инкриминировано). На протяжении срока отбывания наказания значимость той или иной ценности постоянно растет, т. е. ценности приобретают все большую значимость в жизни пенитенциарной личности.

В ходе эмпирического исследования ценностных ориентации и актуализации у пенитенциарных личностей, находившихся в пенитенциарном учреждении, выявлены определенные зависимости, характеризующие формирование системы ценностей у людей разного возраста, что в период перед освобождением из пенитенциарного учреждения у пенитенциарных личностей не активируются процессы целеполагания и ранжирования ценностей.

Установлено, что за время пребывания пенитенциарной личности в местах лишения свободы место той или иной ценности в иерархии значимости может существенно меняться. При этом характер таких изменений может быть различным. Мы наблюдаем те ценности, которые имеют индивидуально-личностное содержание. Структура ценностей пенитенциарной личности оказывается серьезно деформированной. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, имеют существенно выше ранг ценностей - переживаний, обеспечивающих индивидуальное, как бы не социальное существование. Наиболее значимые ценности для пенитенциарной личности - это свобода, здоровье, познание, жизненная мудрость, общественное признание. Ценности социального характера, отражающие смысл существования пенитенциарной личности как члена общества, оказываются на последних позициях. Представление о смысле жизни у каждой пенитенциарной личности свое, но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит пенитенциарная личность, и только она сама определяет свое предназначение и смысл жизни. Однако к концу срока отбывания наказания наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, чувство собственной неполноценности. Они отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, быстро реагируют на опасность. Для всех категорий пенитенциарных личностей ха-

рактерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность, агрессия, а также практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов, негативные последствия. Им свойственна некоторая ограниченность и внимательность к мелочам. Они стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, а на самом деле им приходится постоянно скрывать свои мысли и чувства, они склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, способны следовать за новыми идеями, нередко носящими специфический асоциальный характер.

Таким образом, мы можем констатировать, что условия лишения свободы приводят к глубоким изменениям смысловой сферы пенитенциарной личности, что проявляется практически на всех ее уровнях, начиная с высшего - ценностного -уровня регуляции их поведения и заканчивая уровнем установок. Сравнение результатов, полученных нами с помощью исследования ценностных ориентации пенитенциарных личностей, позволяет выделить комплекс признаков, характеризующий особенности смысловой сферы пенитенциарной личности к лишению свободы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.