УДК 32:316.422
Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., (4872) 33-25-12, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
А.А. Лаврикова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрены структурные особенности ценностной системы молодежи Тульской области, выявлена степень соответствия ценностных систем молодежного сегмента и регионального сообщества в целом, разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию молодежной политики.
Ключевые слова: ценностная система, аксиологическая трансформация,
ценности, ценностные ориентации, динамика изменений ценностных ориентаций
Выраженная в комплексе ценностно-нормативных ориентаций ментальности, устойчивая составляющая ценностной системы общества не только предопределяет преобладающий тип сознания, но и лимитирует процессы, связанные с трансформацией российского общества. Проявляющиеся с разной интенсивностью в разные периоды времени доминирующие факторы (дуализм сознания и культуры, мобилизационный тип развития, патернализм и др.) синтезированы в традиции системоцентризма, которая детерминирует характер цивилизационного развития России. Их влияние не могло не сказаться на содержании ценностно-нормативной системы россиян, вбирающей в себя следующие ориентации: одноцентровую патерналистическую (государство - держава -империя); экзистенциональную (абсолют, идеал, смысл) и коммунитарную (общинность, соборность, справедливость).
Процесс трансформации ценностей в современной России, в принципе, завершен. Вместе с тем достигнутое состояние стабильности представляет собой баланс неопределенностей и фрагментаций. Как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне в массовом сознании проявляются и сохраняются ценностные конфликты между терминальными и инструментальными, либеральными и традиционными ориентациями. Не сопровождаемые утверждением установок на социальную активность и социальное взаимодействие индивидов, данные конфликты способствуют атомизации социального пространства [1].
Таким образом, потребности российского общества в достижении базового ценностного консенсуса не получают полной реализации в силу сохранения высокого уровня дифференциации ценностных типов различных поколений, сохранения ценностных конфликтов.
В отечественной науке анализ изменений, произошедших в ценностной системе общества, их влияния на трансформационный процесс
опирается на работы исследователей, изучающих предпочтения и установки, сложившиеся в массовом сознании (Е.И. Башкирова, Л.Г. Бызов,
В.П. Горяинов, В.С. Магун, Н.Е. Тихонова и др.).
Актуальность и степень научной разработанности предопределили необходимость проведения исследования ценностных ориентаций молодежи Тульского региона. В III квартале 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета совместно с Департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике было организовано и проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации молодежи и отношение молодежи к религии». Эмпирическим объектом являлась молодежь региона (26 муниципальных образований в соответствии с выборочной совокупностью) в возрасте от 14 до 29 лет. Общий массив опрошенных - 955 человек. Ошибка, выборки составила 3 %, что позволяет считать результаты исследования относительно надежными.
Гендерная структура выборочной совокупности соответствует гендерной структуре региона: 47,8 % - мужчины, 52,2 % - женщины. По возрастным характеристикам респонденты распределены достаточно равномерно: 23,5 % принадлежат когорте «от 14 до 17 лет», 26,2 % - «от 18 до 21 года», 25,0 % - «от 22 до 25 лет», 25,3 % - «от 26 до 29 лет». Большинство участников массового опроса работают в настоящее время (42,6 %), 26,1 % являются студентами вуза, 18,0 % - учащимися средней школы, гимназии или лицея, 7,6 % опрошенных получают начальное и среднее профессиональное образование, 4,4 % молодежи не учатся и не работают.
Структура ценностной системы молодежного сегмента Тульского региона изучалась посредством построения иерархии, так как согласно теории ценностей тип общества определяется свойственной ему иерархией ценностей, которая образует онтологическую основу массового сознания. В соответствии с подходом Н.И. Лапина [2] структурные пласты ценностной иерархии были разграничены исходя из выполнения ими функций: универсально-интегрирующей (ядро), социокультурно-интегрирующей (резерв), социокультурно-дифференциирующей (дифференциал) и конфликтно-регулирующей (периферия).
В иерархии ценностей массового сознания высокие статусные позиции принадлежат, как правило, общепринятым, социально одобряемым, идеологически нейтральным ценностям. При анализе полученных данных исследовательский коллектив исходил из того, что более высокие по рангу ценности активнее и чаще реализуются в массовом поведении. В ценностном сознании молодежи интегрирующее ядро представлено двумя ценностями - семья и здоровье. В интегрирующем резерве - мир, справедливость, свобода, успех. Высокая статусная позиция той или иной
ценности в иерархии является показателем высокой степени социализации и социального конформизма по отношению к данной ценности.
Низкий рейтинг ценности (периферическое положение в иерархии) указывает на ее неактуализированность, нежелание индивида руководствоваться ею в своем поведении, слабую потребность в том, чтобы этой ценностью руководствовались в обществе. Оппонирующий дифференциал составляют такие ценности, как достаток, достоинство, совесть, права человека, безопасность, стабильность, труд, порядок. К конфликтогенной периферии согласно результатам исследования относится наибольшее количество ценностей (защита, сила, духовность, терпимость, патриотизм, законность, собственность, твердость, религия, солидарность, демократия, держава), что свидетельствует о высоком уровне деконсолидации молодежной группы. Функциональная дифференциация разностатусных ценностей в определенной иерархии выражается в том, что более высокий рейтинг каких-либо ценностей в обществе указывает на более высокую устойчивость их состояния, поддержку и утверждение этих ценностей в реальном поведении граждан, тогда как ценности, имеющие более низкий рейтинг, неустойчивы и подвержены ситуативному влиянию или распаду под действием текущей ситуации.
Интерес представляет сравнительный анализ результатов настоящего исследования и исследования «Тенденции развития устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества в контексте политической трансформации», проведенного в рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-
1.2.1-102-015). Сравнение данных возможно, поскольку в обоих случаях была использована аналогичная методика изучения структурных пластов ценностного сознания (таблица).
Соотношение структур ценностного сознания регионального сообщества [3] и молодежного сегмента Тульского региона
Жизнь человека определяется в значительной степени тем, какие ценности являются для него значимыми. Что из представленного перечня является для Вас ценным, важным в жизни? (Выбор вариантов ответа не ограничен), в % от общего массива опрошенных______________________________
Структурные пласты Процент наблюдений
Региональное сообщество Молодежный сегмент
Интегрирующее ядро (свыше 57%) Семья (70,0 ) Семья (73,9 )
Здоровье (70,1 )
Здоровье (60,0 )
Структурные пласты Процент наблюдений
Успех (57,0 )
Достоинство (57,0 )
Интегрирующий резерв (45,0 -56,9 %) Стабильность (53,3 )
Труд (50,0 )
Защита (50,0 )
Сила (46,7 ) Мир (48,3 )
Свобода (46,7 ) Справедливость (47,7 )
Права человека (46,7 ) Свобода (47,0 )
Мир (46,7 ) Успех (46,1 )
Закон (46,7 )
Оппонирующий дифференциал (30,0- 44,9 %) Достаток (43,3 ) Достаток (43,6 )
Безопасность (43,3 ) Достоинство (42,0 )
Совесть (41,6 )
Права человека (39,4 )
Безопасность (38,7 )
Стабильность (36,9 )
Справедливость (33,3 ) Труд (35,9 )
Религия (30,0 ) Порядок (31,8 )
Конфликтогенная периферия(менее 30,0 %) Совесть (26,7 ) Защита (27,7 )
Твердость (23,3 ) Сила (27,3 )
Собственность (23,3 ) Духовность (25,4 )
Патриотизм (23,3 ) Терпимость (24,8 )
Демократия (23,3 ) Патриотизм (24,4 )
Терпимость (20,0 ) Закон (24,2 )
Духовность (20,0 ) Собственность (19,8 )
Солидарность (16,7 ) Твердость (17,6 )
Порядок (16,7 ) Религия (17,5 )
Держава (13,3 ) Солидарность (13,5 )
Демократия (10,1 )
Держава (9,0)
Анализ ценностей ядерной части, способствующих интеграции общества, позволил прийти к следующим выводам. Совпадение интегрирующего ядра регионального сообщества и молодежного сегмента приходится на терминальные ценности «семья» и «здоровье», традиционно одобряемые в российском обществе. При этом консолидационную основу всего населения Тульской области дополняют общечеловеческая ценность «достоинство» и модернизационная - «успех». Сходная ситуация наблюдается и при исследовании интегрирующего резерва: 4 ценности у молодежного сегмента против 8 у регионального сообщества с совпадением по двум позициям («мир» и «свобода»). Таким образом, интегрирующий
кластер ценностного сознания молодежи Тульского региона, объединяющий два верхних слоя, носит весьма ограниченный характер (индекс интегрированного ценностного сознания молодежи составляет 23 %, тогда как всего населения 46 %), что свидетельствует о незначительном запасе прочности ценностной системы молодежного сообщества.
Сделанные выводы подтверждает и анализ дифференцирующего кластера (индекс дифференцированного ценностного сознания молодежи составляет 77 % против 54 % всего населения). При этом наибольшее число совпадений отмечено на уровне конфликтогенной периферии («твердость», «собственность «патриотизм», «демократия», «терпимость», «духовность», «солидарность», «держава»). Значительное расхождение в ядерном и резервном структурных пластах ценностной системы всего населения и молодежной когорты указывает на трудности интеграции регионального сообщества и угрозы возникновения межпоколенческих противоречий.
Таким образом, структуру ценностной системы современной молодежи отличает фрагментированный характер с доминированием дифференцирующего кластера, что объясняется высокой подвижностью основного социального статуса представителей молодежного сегмента Тульского региона и множественным разновекторным структурным давлением. Дальнейшая оптимизация молодежной политики региона может быть связана с активизацией деятельности существующих молодежных организаций (особое внимание при этом следует обратить на вовлечение во взаимодействие категории молодежи с несформированными политическими, идеологическими и религиозными предпочтениями) и разработкой программ адаптации работающей молодежи, предусматривающих вовлечение молодых людей в формирование и развитие структур гражданского общества (например, профессиональные ассоциации), популяризацию среди работодателей философии корпоративной культуры как механизма включения молодого человека в деятельность организации / предприятия, развитие системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Бродовская Е.В. Коэволюция институциональных и социокультурных составляющих трансформации политической системы современной России: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.
2. Лапин Н.И. Базовые ценности населения и российская либерализация // Общество и экономика. 2002. № 12; Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социс. 2003. № 6.
3. По результатам исследования «Тенденции развития устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества в контексте политической трансформации», проведенного в рамках реализации проекта
«Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-
1.2.1-102-015) в январе-июне 2011 г. на базе лаборатории социальнополитических исследований Тульского государственного университета.
L.A. Konstantinova, A.A. Lavrikova
THE VALUE SYSTEM OF THE TULA REGION’S YOUTH
The article considers structural peculiarities of the value system of young people living in the Tula Region, defines the correspondence between value systems of young people and the regional community as a whole and puts forward recommendations targeted at improving the youth policy.
Key words: value system, axiological transformation, value consensus, values, value orientations, dynamics of the value orientation.
Получено20.01.2012 г.
УДК 316.346.32-053.6:2-42(470.312)
Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., (4872) 33-25-12, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА)
На основе анализа данных региональных исследований определены особенности религиозных установок молодежи Тульского региона, что позволило выявить проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и пути их решения.
Ключевые слова: религия, религиозные установки, ценности, ценностные ориентации.
В условиях трансформации российского общества проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Духовно-нравственное воспитание молодежи неразрывно связано с уровнем и характером религиозности, значимостью веры для личности, религиозной мотивацией социального поведения.
Для того, чтобы получить целостное представление о реальной роли религии в жизни молодых людей Тульского региона, лабораторией социально-политических исследований Тульского государственного университета совместно с Департаментом Тульской области по спорту,