Научная статья на тему 'Ценностные ориентации компьютерозависимых'

Ценностные ориентации компьютерозависимых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPUTER ADDICTION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронов Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентаций компьютерозависимых. Проведен анализ результатов сравнения ценностных ориентаций двух групп респондентов: с компьютерной зависимостью и без. На основе анализа сделаны выводы и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации компьютерозависимых»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 (316.6)

Д.И. Воронов

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И.П. Волков

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КОМПЬЮТЕРОЗАВИСИМЫХ

В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентаций компьютерозависимых. Проведен анализ результатов сравнения ценностных ориентаций двух групп респондентов: с компьютерной зависимостью и без. На основе анализа сделаны выводы и даны рекомендации.

Компьютерная зависимость, ценностные ориентации.

The article considers the results of the research of computer-addicts' value system. The work comprises the analysis of the comparison between value systems of two groups of respondents: computer-addicts and not computer addicts. Based on the analysis the author drew a conclusion and gave recommendations.

Computer addiction, value orientation.

Введение. Развитие компьютерных технологий породило новый вид зависимости - компьютерную зависимость. Данную зависимость А.Ю. Егоров [2, с. 190] отнес к видам нехимических зависимостей, а так же обозначил ее одной из самых разрушительных для человеческой психики и поведения [3, с. 901], [1, с. 68].

Актуальность. Широкое распространение компьютерной зависимости в современном обществе и потребность социума в борьбе и защите от нее подтверждает актуальность настоящей работы, обосновывающей необходимость изучения психологических характеристик компьютерозависимых личностей для разработки эффективных профилактических и психокоррекционных мероприятий.

Цель - выявить особенности ценностных ориен-таций компьютерозависимой личности.

Гипотеза: компьютерозависимые личности имеют особенную ценностную иерархию.

Организация исследования. В период с 2008 по 2013 гг. в СПбГЭТУ и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, а так же при помощи сети Интернет были проведены психодиагностические опросы и тестирования 120 испытуемых обоих полов в возрасте от 10 до 48 лет, что позволило:

1) выявить и уточнить основные группы риска развития кибераддикции в возрасте 10-25 лет;

2) выявить особенности ценностных ориентаций компьютерозависимых (КЗ);

3) сформулировать предварительные практические рекомендации по профилактике КЗ. Структура выборки испытуемых показана на рис. 1.

Рис. 1. Структура выборки испытуемых по возрасту и полу

Методы и процедуры исследованиях включали следующие методики: авторская анкета данных об испытуемых, тест-опросник К. Янг на степень компьютерной зависимости (под редакцией Лоскутовой В.А.), тест Рокича «Ценностные ориентации». По итогам опросов и тестирований выборка была разделена на четыре группы (табл. 1) в соответствии с выявленной у испытуемых степенью компьютерной зависимости.

Таблица 1

Группы респондентов по степени компьютерной зависимости (Л = 120)

Группа Количество испытуемых Процент (%) Диапазон КЗ

Отсутствие компьютерной зависимости 24 20 <20

Увлеченность, расположенность к КЗ 38 31,6 21-40

Слабая КЗ 41 34,2 41-60

Компьютерная зависимость 17 14,2 > 61

Всего: 120 100 -

Сравнительный анализ средних по измеренным показателям с использованием /-критерия Стьюдента выявил статистически достоверные различия между группами независимых (НЗ) и зависимых (КЗ) респондентов (табл. 2). Для повышения чувствительности математических методов после ранжирования ценностных ориентаций по тесту Рокича, результирующим значениям были дополнительно присвоены веса, соответственно: 1 место - 100 баллов, 2 место -65 баллов, 3 место - 50 баллов и т.д. 18,17 и 16 местам присвоен 1 балл. Убывание весов соответствует логарифмическому закону.

Метод вычисления уровня статистической достоверности различия между двумя средними по критерию Стьюдента на уровне значимости /><=0,05 двух групп выявил следующие различия:

1. Группирующий показатель степень компьютерной зависимости у группы КЗ (66,29) значительно выше, чем у группы НЗ (10,96).

2. Данные из социальной анкеты статистически достоверно различаются по таким параметрам: пол,

Сравнение групп независимых (

возраст, занятие ФКиС и использование компьютера для работы, - зависимые респонденты младше и среди компьютерозависимых больше мужчин. Эти молодые люди ведут малоподвижный образ жизни и чаще всего не работают.

3. Данные по ценностным ориентациям. Система ценностных ориентаций двух групп различается почти полностью. Вместо ценностей активной деятельная жизни и любви в группе зависимых респондентов на первое место выходит «Общественное призвание», т.е. потребность в уважении и признании со стороны окружающих. При этом респонденты этой группы ценят хорошую, обеспеченную жизнь и не ценят образованность, хорошие манеры, воспитанность, дисциплинированность, что может свидетельствовать об узком кругозоре и неумении переносить фрустрацию в процессе зарабатывания социальных благ.

Корреляционный анализ (рис. 2) выявил статистически достоверные взаимосвязи компьютерной зависимости с ценностными ориентациями респондентов группы КЗ. На степень компьютерной зависимости положительное влияние оказывает увеличение веса таких ценностных ориентации как: «/5» -ценность красоты природы и искусства, «/3» - высокие запросы и «/9» - потребность в уважении. Чем выше место этих ценностей в ценностных ориента-циях, тем выше степень компьютерной зависимости. Возможности получения виртуальных благ стимулирует аддикта к дальнейшему бегству в виртуальный мир. Разработчики игр и создатели различных форумов давно знают об этом, поэтому для стимулирования посещаемости своих ресурсов вводят систему виртуальных поощрений, отличающих заядлых и бывалых пользователей от вновь пришедших.

Таблица 2

и зависимых (КЗ) от компьютера

Методики Факторы НЗ КЗ / Р

Компьютерная зависимость 10,96 66,29 33,926 0,000

Возраст 21,67 19,18 2,194 0,034

Социальная анкета Пол 0,42 0,88 3,328 0,002

Использование компьютера в работе 0,92 0,35 4,645 0,000

Занятие ФКиС 0,58 0,00 4,758 0,000

Активная деятельная жизнь (И) 55,67 15,29 3,641 0,001

Терминальные ценности Красота в природе и искусстве (15) 13,79 34,47 2,597 0,013

Любовь (16) 37,38 12,41 3,073 0,004

Тест Рокича Общественное призвание (19) 8,42 35,18 3,474 0,001

Свобода (114) 22,17 36,82 2,048 0,047

на цен- Воспитанность (12) 33,83 7,59 3,122 0,003

ностные Высокие запросы (13) 18,50 44,12 2,600 0,013

ориентации Инструмен- Исполнительность (15) 20,71 6,59 2,688 0,011

тальные цен- Непримиримость к недостаткам (17) 10,79 39,18 3,052 0,004

ности Образованность (18) 42,50 12,18 3,195 0,003

Терпимость (114) 13,46 32,94 2,450 0,019

Честность (И6) 27,96 5,35 3,463 0,001

Отрицательное влияние на степень компьютерной зависимости оказывает увеличение веса таких ценностных ориентации, как: ценность «/3» - здоровья и ценность «/1» - активной жизни. Чем выше ценности здоровья и активной жизни в ценностных ориентациях человека, тем меньше он будет тратить свое время, сидя за компьютером.

Имеющуюся выборку п = 120 человек группируем по фактору «занятие физической культурой и спортом», так как физическая культура и спорт могут служить средством профилактики компьютерной зависимости в условиях неуклонно нарастающей гиподинамии, технизации и компьютеризации труда и досуга.

Сравнительный анализ средних показателей выявил статистически достоверные различия в степени компьютерной зависимости между группами занимающихся ФКиС и не занимающихся. В группе не занимающихся физической культурой и спортом степень компьютерной зависимости оказалась значимо выше по сравнению с испытуемыми в группе занимающихся ФКиС. Кроме того, в группе занимающихся ФКиС терминальная ценность активной деятельной жизни выше, чем в группе не занимающихся ФКиС (табл. 3).

Проведенный анализ позволил определить основные ценностные ориентации, обладающие психозащитным эффектом от воздействия компьютерной зависимости и фиксации ее в симптомах компьютерной зависимости (табл. 4).

Таблица 3

Сравнение групп занимающихся и не занимающихся ФКиС

Факторы Группа не занимающихся ФКиС (п = 69) Группа занимающихся ФКиС (п = 51) / Р

Компьютерная зависимость 44,22 30,06 4,415 0,000

Активная деятельная жизнь (11) 16,54 26,39 2,373 0,019

Общественное призвание (19) 22,99 11,76 2,537 0,013

Терпимость (114) 25,45 13,75 2,391 0,018

Таблица 4

Ценностные ориентации, влияющие на проявления компьютерной зависимости

Факторы формирования КЗ испытуемых Психозащитные факторы, блокирующие формирование КЗ испытуемых

- красота природы и искусства (/5); - общественное призвание (/9); - высокие запросы (г'3) - занятие ФКиС; - активная деятельная жизнь (/1); - здоровье (/3); - воспитанность (г'2); - образованность (г'8); - честность (г 16); - наличие хороших и верных друзей (/8)

Выводы. Больше представителей группы «здоровых» занимаются спортом и используют компьютер для профессиональной деятельности. Результаты исследования подтвердили гипотезу о наличии особенностей в ценностных ориентациях компьютеро-зависимых. Физическая культура и спорт могут служить средством профилактики компьютерной зависимости. Данные исследования легли в основу программы по профилактики и психокорреции компьютерной зависимости средствами ФКиС.

Литература

1. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) ад-дикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. -№ 1. - С. 65-77.

2. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб., 2007.

3. Young, K.S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports. -1996. - № 79. - P. 899-902.

УДК 159.923

А.М. Огородников, Л.М. Попов

САМОПРЕОДОЛЕНИЕ КАК ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТА САМОРАЗВИТИЯ

В статье дается интерпретация строения психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития. Показан механизм включения интеллектуально-деятельностной активности субъекта (внутренне- и внешнеплановые действия). Предложено и установлено место воли как инструмента самопреодоления в динамической составляющей пространственно-временного комплекса модельной организации человека как субъекта развития и саморазвития, активизирующего запуск механизма психологического маятника.

Воля, самопреодоление, субъект, личность, психологический маятник, интеллектуально-деятельностная модель.

The article presents an interpretation of the structure of the psychological organization of a person as a subject of development and self-development. The mechanism of inclusion of an intellectual activity of the subject is shown (the internal and external actions). The place of will is proposed as the tool of self-overcoming in the dynamic component of the space-time model of the complex organization of a person as the subject of development and self-development that launches a psychological pendulum mechanism.

Will, self-overcoming, subject, person, psychological pendulum, intellectual-active model.

В психологической науке на сегодняшний день активно разрабатываются подходы к личности как саморазвивающейся системе, активному, инициирующему автору своей жизни, возможному выбирать не только стратегию собственного поведения, но и свой путь развития самого себя, механизмов и успешного функционирования в окружающем социуме, где одним из ключевых компонентов реализации является позиция человека как субъекта жизнедеятельности [2], [4], [5], [8].

Разработанная на базе системного подхода концепция человека с позиции субъекта саморазвития в настоящий момент в достаточной степени отображает интеллектуально-деятельностную модель развития и саморазвития человека, в рамках которой первоисточником развития человека как субъекта активности является окружающий его и внутренний мир, во взаимодействующих актах которых происходит непрерывный обмен развитием [6].

Модель включает в себя два структурных комплекса: пространственно-временной и детерминант-ный. Детерминантый комплекс представлен двумя видами детерминации: внешней, обусловленной действием на субъект внешних причин, и внутренней -состоящей из двух полисфер: мотивационно-личностной (действия во вне) и Я-полисферой (Я-

самосознающий и Я-вкладовое). Я-самосознающее формируется в постоянном сопоставлении себя с самим собой в прошлом и настоящем («Я-реальное») и с самим собой в будущем («Я-идеальное», тем, кем человек имеет возможность быть [1]) и выступает в единстве трех само-процессов: самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуправление.

Говоря об источнике развития и саморазвития человека как активного субъекта собственной жизни, ключевым аспектом является взаимосвязь внешних и внутренних факторов, присутствующих в единстве образа «Я-реальное». В процессе осознанной работы над собой, над выявлением собственных недостатков, человек существует достаточно комфортно в условиях окружающего пространства. Однако в момент преодоления человеком рамок самобытности, «бытия равному среди других», личность преодолевает трудности и противоречивость, связанную с внутренним комфортом, где в ситуации выбора происходит изменчивость образа «Я-реальное», когда человек должен применить возможные варианты продуктивного развития. Таким вариантом в качестве движущей силы саморазвития индивида и реализации заложенных возможностей может являться неудовлетворенность человека качеством насыщения своих потребностей на пути продуктивной жизне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.