Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / девиантное поведение / ценностные ориентации / социальные установки / психологические особенности / adolescents / deviant behavior / value orientations / social attitudes / psychological characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макадей Людмила Ильинична, Осипова Наталья Владимировна, Терещенко Элеонора Владимировна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и социальных установок личности подростков, склонных к девиантному поведению. Подростки, склонные к девиантному поведению, имеют отличные от нормативных ценностные ориентации и социальные установки, что объясняет их поведение. Авторами рассматриваются психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макадей Людмила Ильинична, Осипова Наталья Владимировна, Терещенко Элеонора Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of value orientations and social attitudes of adolescents prone to deviant behavior. Adolescents who are prone to deviant behavior have value orientations and social attitudes that differ from the normative ones, which explains their behavior. The authors consider the psychological characteristics of adolescents prone to deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

2. Программный компонент, который включает в себя: разработку и распространение цифрового образовательного контента; корректировку учебных планов и программ с учетом тенденций функционирования цифровой образовательной среды и дидактического потенциала передовых цифровых технологий; планирование образовательной деятельности, осуществляемой в цифровой среде.

3. Учебно-методический компонент, в состав которого входят разработка методологии сопровождения функционирования и развития цифровой образовательной среды; разработка критериев и инструментария оценки влияния цифровой образовательной среды на качество обучения и воспитания подрастающего поколения; разработка методических основ повышения цифровой компетентности как представителей административно-управленческого аппарата образовательного учреждения, педагогических кадров и самих обучающихся.

4. Кадровый компонент, который характеризуется уровнем цифровой компетентности педагогических кадров; уровнем готовности педагогов к деятельности в условиях цифровизации образования; степенью ориентации субъектов образовательной деятельности в трендах цифровизации.

Выводы. На заключительном этапе анализа цифровой образовательной среды выделим актуальные тенденции ее развития в современных условиях, которые можно дифференцировать по определенным уровнями:

1. «Глобальный» уровень, на котором на первый план выходят тенденции, связанные с общими процессами цифровизации школьного образования в отечественной практике, становлением и развитием единой цифровой образовательной среды. Данные тенденции детерминируются закономерностями развития школьного образования в условиях цифровизации, и соответственно закономерностями функционирования и развития интегральной общеобразовательной цифровой среды. Их можно отнести к универсальным тенденциям, которые должны найти свое отражение при проектировании цифровой среды каждого конкретного образовательного учреждения.

2. Локальный уровень. Здесь приоритет отдается специфике деятельности отдельно взятого образовательного учреждения, возможностям данного учреждения, целевым ориентирам его развития, требованиям к качеству обучения и воспитания, а соответственно и требованиям к цифровой образовательной среде. Несмотря на то, что указанные тенденции имеют определенные локальные различия, среди них можно выделить и ряд типичных факторов и условий, характерных для преобладающего большинства отечественных общеобразовательных учреждений, ориентированных на инновационную активность. Таким образом можно выделить обобщенные тенденции, характерные для локального уровня цифровизации и требующие учета при обеспечении оптимального функционирования цифровой образовательной среды.

Опираясь на приведенную градацию среди ведущих тенденций развития цифровой образовательной среды в отечественной педагогической практике можно выделить:

1. Активизация субъектов образовательной деятельности в плане повышения цифровой грамотности, самостоятельном освоении цифрового пространства, приращении актуальных цифровых умений и навыков, ознакомлении с ведущими трендами в данной области.

2. Интенсивное распространение влияния цифровизации образования на его субъектов и объектов, значительное усиление психологического, педагогического, социокультурного и мировозренческого воздействия цифровой образовательной среды.

3. Рост «наполненности» цифровой образовательной среды (в глобальном и локальном масштабе) учебным и учебно-методическим цифровым контентом, цифровыми образовательными ресурсами и технологиями, прошедшими апробацию, подтвердившими свою эффективность и получившими открытый доступ для всех заинтересованных лиц.

4. Рационализация работы субъектов образовательной деятельности над разработкой цифрового контента, которая заключается как в разделении труда при формировании контента цифровой образовательной среды (в соответствии с полномочиями и компетентностью), так и в привлечении квалифицированных специалистов для решения вопросов, выходящих за рамки компетентности рассматриваемой группы специалистов.

5. Усиление межпредметной и метапредметной связи за счет расширения ресурсной базы цифровой образовательной среды учебно-информационными средствами достижения метапредметных, общеобразовательных и личностных результатов.

Литература:

1. Кушнир, М.Э. Цифровая образовательная среда / М.Э. Кушнир. - Текст: электронный // Директория-онлайн. - 2017. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-fl255d06942a (дата обращения 17.09.2023)

2. Мовчан, И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения / И.Н. Мовчан // ЭС и К. - 2015. -№3 (28). - С. 55-58

3. Морозов, A.B. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий / A.B. Морозов // Человек и образование. - 2018. - №4 (57). - С. 105-110

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Терещенко Элеонора Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К

ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и социальных установок личности подростков, склонных к девиантному поведению. Подростки, склонные к девиантному поведению, имеют отличные от нормативных ценностные ориентации и социальные установки, что объясняет их поведение. Авторами рассматриваются психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, ценностные ориентации, социальные установки, психологические особенности.

Annotation. The article presents the results of a study of value orientations and social attitudes of adolescents prone to deviant behavior. Adolescents who are prone to deviant behavior have value orientations and social attitudes that differ from the normative ones, which explains their behavior. The authors consider the psychological characteristics of adolescents prone to deviant behavior.

Key words: adolescents, deviant behavior, value orientations, social attitudes, psychological characteristics.

Введение. Изучение девиантного поведения подростков в условиях неопределенности и изменчивости социума - это одна из наиболее актуальных проблем современности [2].

Проблема влияния неопределенности, изменчивости и множественности современного социума отражается на индивидуальной жизни человека, имеет ряд негативных последствий для его физического, психического и личностного (психологического) здоровья, в котором осуществляется развитие и саморазвитие личности [5].

Именно молодежь является наиболее уязвимой в отношении различного рода влияний социальной группой. Продуктом взаимодействия подростков с окружающим миром являются ценностные представления, которые формируются на личностном уровне [1].

Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием системы ценностных ориентаций, связанных с появлением таких предпосылок, как формирование моральных представлений, накопление достаточного нравственного опыта, формирование основ сознательного поведения, расширение объема деятельности и изменение её характера. Именно сформированные ценностные ориентации определяют дальнейшее поведение личности [6].

По мнению Э. А. Орловой, усвоенные ценностные представления - это некие стандарты, с помощью которых подростки сравнивают свои личные интересы и склонности, текущие потребности и собственное поведение.

Феномен отклоняющегося поведения в подростковом возрасте до сих пор остается в фокусе внимания психологов, педагогов, социологов, криминалистов и других специалистов [8].

Методологическую основу современных исследований девиаций подростков составляют научные концепции, разработанные в рамках таких теорий как: когнитивистской (Р. Крачфилд, Д. Креч, С. Аш), интеракционистской (Т. Шибутани, И. Гоффман), психоаналитической (В. Шутц, Т. Адорно), необихевиористской (А. Бандура, Н. Миллер, Д. Доллард). Исследование данного феномена в отечественной социальной психологии связано с изучением социально-психологических характеристик групп подростков с ориентацией на девиации: групповые ценности, нормы и потребности (Е.А. Парыгина, Г.С. Парыгин, C.B. Тачина, И.В. Севастьянова) [5]. Изучением ценностных ориентаций, социальных установок подростков, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, занимались такие отечественные ученые как Б.С. Алишев, О.В. Болотова, Е.В. Звягина, Л.В. Зубова, H.A. Плугина, Т.Н. Смотрова, Н.В. Светлова.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стало изучение особенностей ценностных ориентаций и социальных установок у подростков, склонных к девиантному поведению.

Методика исследования. В исследование были использованы такие диагностические методики, как: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (Е.В. Сидоренко); методика «Диагностика ценностных ориентаций подростков» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методы математической статистики: коэффициент корреляции г-Пирсона, t-критерий Стьюдента.

База исследования: МБОУ Лицей № 23 города Ставрополя, Центр образования города Ставрополя имени Героя России Владислава Духина (МВСОУ Центр образования), муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 9 с. Новоукраинского муниципального образования Гулькевичского района.

Выборку составили учащихся 8-9 классов, в возрасте 12-15 лет.

Результаты исследования. Исследование склонности к различным формам девиантного поведения (опросник «ДАП-П» Е.В. Сидоренко) выявило 40% подростков с низким уровнем склонности к девиантному поведению, 50% с средним уровнем склонности к девиантному поведению и 10% испытуемых, у которых наблюдался высокий уровень склонности к девиантному поведению.

Полученные данные позволили определить две группы испытуемых: группа 1 - подростки с низким уровнем предрасположенности к проявлению девиантного поведения и составляющие условную норму; группа 2 - подростки, имеющие средние и высокие показатели склонности к девиантному поведению и отнесенные к группе риска.

По результатам методики «Диагностика ценностных ориентаций подростков» были получены следующие результаты: в 1 группе у 40% испытуемых отмечаются высокие показатели по шкале «общественно полезная деятельность», у 25% опрошенных - по шкале «ответственность», 15% испытуемых выбирают шкалу «Я-ценность» и 10% респондентов продемонстрировали высокие показатели по шкалам «другой-ценность» и «познание».

В группе 2 у 53,4% отмечаются высокие показатели по шкале «Я-ценность», у 20% - преобладает высокий показатель по шкале «ответственность», у 13,3% - выявлены ценности по шкале «общественно полезная деятельность», 10% -выбирают «другой-ценность», у 3,3% наблюдаются высокие показатели по шкале «познание».

При проведении диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере были получены следующие результаты: в группе 1 - 30% испытуемых ориентируются на процесс и на результат, ориентация на альтруизм наблюдается у 25% респондентов и всего у 15% опрошенных имеют ориентацию на эгоизм. В группе 2 испытуемых, ориентированных на эгоизм - 36,7%, 26,7% респондентов ориентируются на результат, на процесс ориентированы 23,3% и ориентация на альтруизм наблюдается у 13,3%.

Была установлена положительная прямая корреляционная связь между общей склонностью к девиантному поведению и аддиктивным поведение (г=0,791, р<0,001), делинквентным поведением (г=0,581, р<0,001), суицидальным риском (г=0,446, р<0,01). Данные показатели находятся в прямой зависимости друг от друга, т. е. чем больше проявляются у испытуемых признаки различных видов девиаций, тем уровень их девиантного поведения будет выше.

Также прямая корреляционная связь наблюдается между общей склонностью к девиантному поведению и демонстрируемым эгоизмом (г=0,338, р<0,05), властью (г=0,121, р<0,01), деньгами (г=0,088, р<0,05). Обратная корреляционная связь выявлена также между общей склонностью к девиантному поведению и общественно полезной деятельностью (г=-0,236, р<0,01). Делинквентное поведение обратно коррелирует с общественно полезной деятельностью (г=-0,342, р<0,05), альтруизмом (г=-0,368, р<0,01), трудом (г=-0,411, р<0,051). Обратную корреляционную связь можно наблюдать между суицидальным риском и «я-ценность» (г=-0,187, р<0,05), ответственностью (г=-0,012, р<0,01), эгоизмом (г=-0,141, р<0,05). Данные взаимосвязи говорят о том, что проявление различных видов девиантного поведения искажают представления испытуемых о ценностных ориентациях, поэтому для них важным является ориентация на власть, деньги, эгоизм.

Отрицательная корреляционная связь наблюдается между показателями «я-ценность» и «другой-ценность» (г=-0,31, р<0,05), общественно полезная деятельность (г=-0,323, р<0,05). Положительная корреляционная связь выявлена между показателем «я-ценность» и эгоизм (г=0,673, р<0,001), свобода (г=0,005, р<0,01). Испытуемые в первую очередь

ориентированы на себя, свои внутренние и внешние потребности, для них важнее собственная свобода, нежели отношения с другими людьми.

Показатель «другой-ценность» отрицательно коррелирует с эгоизмом (г=-0,381, р<0,01) и деньгами (г=-0,314, р<0,05), но прямо коррелирует с процессом (г=0,341, р<0,05), что свидетельствует о том, что испытуемые воспринимают другого человека как индивидуальность, как личность, и стремятся проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в другого.

Положительная корреляционная связь выявлена между ответственностью и результатом (г=0,492, р<0,001). Отрицательная взаимосвязь наблюдается между результатом и эгоизмом (г=-0,324, р<0,05), между альтруизмом и властью (г=-0,291, р<0,05), властью и свободой (г=-0,445, р<0,001).

Общественно полезная деятельность прямо коррелирует с альтруизмом (г=0,642, р<0,001), трудом (г=0,297, р<0,05) и обратно коррелирует с эгоизмом (г=-0,302, р<0,05). При этом альтруизм и труд также положительно коррелируют между собой (г=0,417, р<0,01). Такие взаимосвязи свидетельствуют о том, что существует потребность в помощи другим людям, по средствам труда и совершения общественно полезной деятельности, порой даже во вред собственной личности.

Для определения статистической значимости различий в двух выборках: подростки склонные и не склонные к девиантному поведению, был использован ^критерий Стьюдента (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты оценки значимости различий в двух выборках (t-критерий Стьюдента)

Названия шкал Среднее значение Среднее значение в Эмпирическое Уровень

в группе «Низкая группе «Склонность значение критерия значимости

склонность к ДП» к ДП»

Познание 4.75±1.585 3.6±1.192 2.765 0.009**

Я-ценность 4.2±1.881 5.967±2.205 3.035 0.004**

Другой-ценность 3.9±1.714 3.6±1.589 0.624 0.536

ОПД 5.65±2.455 4.3±1.86 2.091 0.044*

Ответственность 5.45±2.114 4.5±2.33 1.494 0.143

Процесс 4.45±2.704 4.433±2.344 0.223 0.982

Результат 5.25±2.468 3.9±2.683 1.830 0.074

Альтруизм 5.05±2.259 3.467±2.129 2.484 0.017*

Эгоизм 4.1±2.049 4.8±2.644 1.052 0.298

Труд 5.5±2.395 4±2.068 2.289 0.028*

Свобода 4.55±2.395 5±2.304 0.661 0.513

Власть 4.85±1.981 4.433±2.254 0.689 0.494

Деньги 4.35±2.207 4.1±2.09 0.401 0.691

Эмпирические значения в двух группах распределились следующим образом: познание - 0,009, я-ценность - 0,004, общественно полезная деятельность - 0,044, альтруизм - 0,017, труд - 0,028, все данные значения меньше 0,05, поэтому по этим критериям между двумя группами существуют значимые различия. По остальным критериям значимых различий в двух группах выявлено не было.

Выводы. Таким образом, у подростков с низким уровнем предрасположенности к проявлению девиантного поведения отмечаются высокие показатели по шкале «общественно полезная деятельность», «процесс», «результат» и «труд». У испытуемых развито чувство сознательного отношения к деятельности и тому, чем они занимаются, чувство причастности к определенному сообществу. Ориентация на процесс и результат говорит о том, что испытуемым важно, чтобы не только само занятие было интересным, но и конечный результат был успешным, поэтому они стараются прикладывать максимум усилий, чтобы реализовать поставленные цели.

Подростки со средними и высокими показателями склонности к девиантному поведению и отнесенные к группе риска, демонстрируют высокие показатели по шкале «Я-ценность», «эгоизм, «свобода» и «власть». Такие испытуемые придают большое значение «собственному Я», для них важно то, как они себя ощущают в обществе, их внутреннее состояние, самовосприятие, собственная значимость и неповторимость. Преобладание ориентации на эгоизм говорит о желании испытуемых самоутвердиться, думать в первую очередь о себе, забывая о других, об их чувствах, поэтому они хотят быть свободны от различных ограничений и готовы идти на жертвы ради отстаивания своей независимости, прав и свобод, но при этом они хотят контролировать других людей, быть «выше» других.

Литература:

1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Академия,

2009.-409 с.

2. Ефимова, О.И. Особенности формирования системы ценностных ориентаций и социальных установок у девиантных подростков / О.И. Ефимова, A.A. Ощепков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -

2010. -№ 4,- С. 371-379

3. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. - 2008. - № 2. - С. 68-73

4. Калабина, Е.С. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / Е.С. Калабина // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XVII Межд. науч.-практ. конф. -Пенза: «Наука и Просвещение», 2019. - Часть 2. - С. 252-254

5. Лапшин, В.Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению / В.Е. Лапшин, Н.В. Шаманин // Прикладная юридическая психология. - 2022. - №1 (58). - С. 54-63

6. Мамедова, Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: автореферат дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / Мамедова Жанна Сабировна. - Москва, 2007.-32 с.

7. Осипова, Н.В. Проблемы психологической толерантности подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Н.В. Осипова, Л.И Макадей, Э.В. Терещенко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под общ. ред. A.B. Черной. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2019. - С. 367-374

8. Осипова, Н.В. Восприятие семьи девиантными подростками, семьях / Н.В. Осипова, Л.И Макадей, Э.В. Терещенко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. -Ч.З.-С. 279-283

9. Макадей, Л.И. Изучение эмоциональной сферы подростков с разным типом реагирования на конфликт / Н.В. Осипова, Л.И. Макадей, Э.В. Терещенко // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам VIII Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Белашева. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. -С. 229-233

10. Паршева, Е.А. Особенности профилактики отклоняющегося поведения современных подростков / Е.А. Паршева // Форум молодых ученых. -2018,- №3 (19). - С. 479-484

Психология

УДК 158.8

кандидат психологических наук, доцент Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда); магистрант Китаева Светлана Леонидовна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

ОТВЕСТВЕННОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Содержательный аспект статьи направлен на исследование феномена ответственности. Существует много работ рассмотрению различных структурных компонентов изучаемого феномена. В нашей работе мы предприняли попытку рассмотрения ответственности, как компонента психологической зрелости. Обращает на себя внимание тот факт, что психологическая зрелость начинает формироваться в подростково-юношеском возрасте, и на ее развитие будет оказывать влияние множество факторов. В данном случае, одним из факторов выступает профессиональная направленность молодежи. Выборка эмпирического исследования включала респондентов обучающихся на психологическом и юридическом факультете. Анализ полученных результатов, предполагал поэтапное описание результатов на основе данных полученных по использованным стандартизованным методикам. Как мы можем констатировать, существуют значимые различия внутри структурных компонентов ответственности. Существенным отличием в структуре ответственности выступает эгоцентрическая направленность у курсантов психологического факультета, тогда как у курсантов юридического факультета проявляется ответственность за принятые решения коллектива. Проведенное исследование свидетельствует о том, что целесообразно продолжить исследование феномена ответственности при дальнейшем профессиональном становлении личности.

Ключевые слова: психологическая зрелость, структура, ответственность, курсанты, профессиональная направленность.

Annotation. The content aspect of the article is aimed at the study of the phenomenon of responsibility. There are many works on the consideration of various structural components of the phenomenon under study. In our work, we have attempted to consider responsibility as a component of psychological maturity. Attention is drawn to the fact that psychological maturity begins to form in adolescence, and its development will be influenced by many factors. In this case, one of the factors is the professional orientation of young people. The sample of the empirical study included respondents studying at the Faculty of Psychology and Law. The analysis of the obtained results assumed a step-by-step description of the results based on the data obtained using standardized methods. As we can state, there are significant differences within the structural components of responsibility. A significant difference in the structure of responsibility is the egocentric orientation of the cadets of the Faculty of Psychology, whereas the cadets of the Faculty of Law are responsible for the decisions made by the team. The conducted research indicates that it is advisable to continue the study of the phenomenon of responsibility in the further professional development of the individual.

Key words: psychological maturity, structure, responsibility, cadets, professional orientation.

Введение. Феномен ответственности рассматривается в разных научных школах и соответственно существует диаметрально противоположные точки зрения к его определению и содержательным характеристикам. Как отмечает Д.Б. Эльконин, у детей дошкольного возраста уже начинает формироваться ответственность за определённую проделанную деятельность. Тогда как, В.П. Прядеин, основываясь на исследованиях К. Хелькама, делает вывод о том, что дети достигают уровня субъективной ответственности к подростковому возрасту, однако должного уровня развития социальной ответственности у них еще не наблюдается [1, С. 10]. Поэтому возникает делема в определении роли ответственности при становлении личности и формировании ее психологической зрелости в разные возрастные периоды развития.

Изложение основного материала статьи. Рассматриваемый феном ответственности наиболее часто в исследованиях различных авторов упоминается в контексте одного из критериев зрелости личности. Так, под ответственностью в своей работе мы будем понимать способность человека принимать решения и отвечать за свои действия, поступки и принятые решения. Самостоятельность в принятии решений в большей степени начинает реализовываться с подросткового и юношеского возраста. А для молодых людей, которые связывают свое обучение с правоохранительной деятельностью, ответственность может выступать и как профессионально-важное качество в профессиональной деятельности. Совмещение обучения и служебной деятельности в ведомственном вузе связано с предъявлением высоких требований к личности обучающихся: стрессоустойчивости и выдержки, ответственности. В данном контексте ответственность определяет правомерность действий, качество несения службы, эффективности служебной деятельности и предполагает личную включенность каждого обучающегося в образовательный процесс. Все вышеизложенное приводи к постановке проблемы изучения феномена ответственности, который является компонентом психологической зрелости будущего профессионала.

Исследование проводилось на базе ВИПЭ ФСИН России, в котором приняли участие 64 человека молодежного возраста в возрасте от с 18 до 30 лет: 32 студента психологический факультета (1 экспериментальная группа, далее - ЭГ1) и 32 студента юридического факультета (2 экспериментальная группа, далее - ЭГ2). В качестве методов исследования использовался: тест на ответственность (В. П. Прядеин); математические методы статистики (U-критерий Манна-Уитни).

Описание результатов начем с анализа средних значений по методике (ОТВ-70) по В. П. Прядеину в экспериментальной группе 1, которые представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.