Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и поведенческие установки представителей бедных слоев населения'

Ценностные ориентации и поведенческие установки представителей бедных слоев населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / БЕДНОСТЬ И БЕДНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ОБЩЕСТВО "МОДЕРНА" / SOCIAL STRUCTURE / SOCIAL STRATIFICATION / SOCIAL STRATA OF THE POPULATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY / POVERTY AND POOR STRATA OF THE POPULATION / VALUE ORIENTATIONS / BEHAVIOURAL ATTITUDES / POLITICAL PREFERENCES / LEISURE PRACTICES / SOCIETY "MODERN"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобровский Олег Викторович

Представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций и поведенческих установок представителей бедных слоев и остального населения, выявляются схожие позиции и отличительные особенности, что поможет понять субкультуру бедности. Анализ проводится по результатам исследований ученых Института социологии РАН. Особое внимание в работе уделяется сравнительному анализу ценностных установок,моральных принципов, политических предпочтений и досуговых практик бедного и остального населения. Особое место в работе отводится анализу отношение бедного и остального населения к обществу «модерна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AND BEHAVIOUR OF THE POOR

This article provides a comparative analysis of the values and behaviours of the poor and the rest of the population, and identifies similar attitudes and characteristics, which will help to understand the subculture of poverty. The analysis is carried out on the basis of the results of research of scientists of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. The work focuses on comparative analysis of values, moral principles, political preferences and leisure practices of the poor and the rest of the population. A special place in the work is devoted to the analysis of the attitude of the poor and the rest of the population towards the society of "modernism."

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и поведенческие установки представителей бедных слоев населения»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.442. 316.443

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

УСТАНОВКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

О.В. Бобровский

Представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций и поведенческих установок представителей бедных слоев и остального населения, выявляются схожие позиции и отличительные особенности, что поможет понять субкультуру бедности. Анализ проводится по результатам исследований ученых Института социологии РАН. Особое внимание в работе уделяется сравнительному анализу ценностных установок,моральных принципов, политических предпочтений и досуговых практик бедного и остального населения. Особое место в работе отводится анализу отношение бедного и остального населения к обществу «модерна».

Ключевые слова: социальная структура, социальная стратификация, социальные слои населения современного российского общества, бедность и бедные слои населения,ценностные ориентации, поведенческие установки,политические предпочтения, досуговые практики, общество «модерна».

Бедность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. Наличие достаточно многочисленной прослойки бедного населения препятствует поступательному развитию страны, осложняет процессы модернизации и социального развития, негативно сказывается на уровне социальной напряженности. В основу данной работы положены результаты исследований положения бедного населения, проведенные учеными Институту социологии РАН, проводимые под руководством академика М.К. Горшкова [3].

В данной работе будет проведен сравнительный анализ ценностных ори-ентаций и поведенческих установок представителей бедных слоев и остального населения, выявлены схожие позиции и отличительные особенности, что поможет понять субкультуру бедности.

Начать анализ следует с влияния религиозной принадлежности на нормы и ценности различных слоев населения. По данной позиции бедные не имеют значительных отличий от остального населения православные (69 % бедные и 70 % остальное население), мусульмане (6 % бедные и 5 %, остальное население), другая религия или религиозная конфессия (10 % бедные и 9 % остальное население), агностики и атеисты (15 % бедные и 16 % остальное население). Из сказанного выше следует вывод, что религиозная принадлежность никак не влияет на положение населения в стратификационной структуре современного российского общества [8].

Во многом схоже отношение к бедности среди представителей бедного и остального населения (рис. 1).

Трудом праведным не наживешь палат каменных

Бедность - не порок, а несчастье

Богатством ума не купишь

Чем беднее, тем щедрее, чем богаче, тем скупее

Богатство - вода, пришла и ушла

Богачи едят калачи, да не спят ни днем, ни в ночи

Не в деньгах счастье

74

85

74

68

62

57

64

54

59

81

82 80

79

68

□ Остальное население □ Бедные

Рис.1. Согласие бедного и остального населения с пословицами

о богатстве и бедности, %

На рисунке продемонстрировано, что бедность в России воспринимается как бедным, так и остальным населением скорее как несчастье, нежели как порок (80 % бедные, 74 % остальное население).

В то же время бедные достаточно сдержанно относятся к материальному благополучию, соглашаясь с пословицей - «Не в деньгах счастье» - 59 %, «Богатство вода - пришла и ушла» - 68 %. Отношение остального населения к различным аспектам богатства и бедности не имеет значительных различий. Наиболее схожие оценки проявляют бедные и остальное население к пословице, в которой говорится, что материальное положение не является прямым следствием проявления ума. «Богатством ума не купишь» считают 80 % бедных и 82 % остального населения. Ценностные установки бедного и остального населения также во многом схожи (рис.2).

Рис. 2. Ценностные установки бедного и остального населения, %.

Как видно из результатов, представленных на рис. 2, ценностные установки бедного и остального населения не имеют значительных различий. В представлениях как бедного, так и остального населения (64 %) свобода приоритетней материальных ценностей. Почти половина бедного и остального населения полагают, что человек не должен поступаться в своем поведении моральными принципами какие бы цели он при этом не преследовал (52 % бедные, 49 % остальное население). Достаточно высоки среди россиян такие ценности как чистая совесть и душевная гармония (84 % бедные, 77 % остальное население). Считают, что пути получения доходов не имеют значение 35 % бедного населения. Среди остального населения таких несколько меньше 29 %.

На следующем рисунке представлен анализ отношения бедного и остального населения к обществу «модерна», для которого характерны равные возможности, а не равные доходы, индивидуализм, внутренний локус-контроль (рис.3).

Человек сам кузнец своего счастья, успех и

неудачи - все в его руках Жизнь человека в гораздо большей степени определяется внешними обстоятельствами, чем его собственными усилиями

57 54

43

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

Жить как все лучше, чем выделяться среди других

Равенство возможностей для проявления

способностей каждого важнее, чем равенство положения, доходов и условий _ Равенство доходов, положения, условий жизни важнее, чем равенство возможностей

□ Бедные

□ Остальное население

46

57

54

43

51

71

23

49

Рис. 3. Отношение бедного и остального населения к обществу

«модерна», %

На рис. 3 продемонстрировано, что для бедных внутренний локус-контроль, как и ценности индивидуализма и равенства возможностей, характерны в меньшей степени, чем для основного населения. Так, бедные реже остального населения соглашаются с тем фактом, что именно от человека зависит то положение, которое он занимает в обществе (46 % бедные, 57 % остальное население). Они напротив полагают, что жизнь человека предопределяют внешние обстоятельства (54 % бедные, 43 % остальное население). Они не склонны выделяться и проявлять свою индивидуальность, предпочитая жить «как все». Наиболее ярко различие между бедным и остальным населением прослеживается в желании проявить себя, свои способности свою индивидуальность (51 % бедные, 71 % остальное население). Проведенный анализ позволяет сформулировать следующее умозаключение - ценности и установки, присущие обществу «модерна», распространяются среди бедного населения в меньшей степени, чем среди остального. Наибольшую поддержку общество «модерна» получает у представителей среднего класса [1].

С ценностными ориентациями в непосредственной связи находятся вопросы морали и нравственности [10]. На рис. 4 представлен сравнительный анализ моральных установок бедного и остального населения.

Употребление наркотиков

Плохое воспитание собственных детей, невнимание к ним

Жестокое обращение с животными

Проституция Гомосексуализм Обогащение за счет других

Пьянство, алкоголизм

Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей

Супружеская измена Хамство, грубость, нецензурная брань Деловая необязательность Дача / получение взятки Сопротивление полиции Уклонение от налою» Присвоение найденных вешен, денег Уклонение от службы к армии

Аборт

?4 »4

90 189

Цз

86

15

79

,75 ] 78

70

76

]78

174

71 70

111

65

] 66

Тбз

138

62

52

]95

1 48

] 53

51

52

I41

43

| ^ □ Остальное население □ Бедные

41 41

Рис.4. Действия, которые считаются аморальными в оценках бедного и остального населения, %

Из результатов, продемонстрированных на рис.4, следует, что в вопросах морали и нравственности оценки бедного и остального населения не имеют значительных различий. Как бедные, так и остальное население не приемлют употребление наркотиков (94 %), практически единодушны все слои населения в вопросах воспитания детей (89 % бедные, 90 % остальное население), считают аморальным жестокое обращение с животными (86 % бедные, 83 % остальное население) [6]. Как бедные, так и остальное население считают аморальным проституцию, гомосексуализм, кражу, национализм, пьянство и алкоголизм. Наибольшее различие проявляют бедные и остальное население к вопросам верности. Так супружескую измену осуждают 65 % бедных, в то время как среди остального населения таких немногим больше половины - 54 %. Наименее

аморальными как бедные, так и остальное население считают прерывание беременности, уклонение от исполнения воинской обязанности, присвоение чужой собственности [4].

Политические установки бедных и остального населения в отношении поддержки власти, политических свобод, необходимости перемен отражены на рис.5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России необходима «твердая рука», которая наведет в стране порядок

Политические свободы, демократия - это то, от чего нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах

Затрудняются ответить

Страна нуждается в стабильности которая важнее перемен

Страна нуждается в переменах, новых реформах, даже если эти перемены связаны с риском утраты стабильности

Затрудняются ответить

и 0

70

60

29

39

□ Бедные

□ Остальное население

71

67

28

33

Рис.5 Политические установки бедных и остального населения в отношении поддержки власти, политических свобод, необходимости перемен, %.

На рис. 5 продемонстрировано, что представители бедного населения не являются сторонниками изменений и перемен, а предпочитают стабильное положение (71 %). Большинство представителей бедного населения (70 %) считают, что положение дел в стране непосредственно связано с «твердой рукой», сильным лидером, который должен обеспечивать им хорошую жизнь, независимо от их собственных усилий. Таким образом, патернализм является характерной чертой бедного населения [2].

Главная причина поддержки населением власти заключается в том, что достаточна большая часть российских граждан в определенный момент утратила веру как в эффективность гражданского общества и органов местного самоуправления и их способность оказывать влияние на процессы, происходящие в социуме [7].

В настоящее время россияне воспринимают политику как отстраненную от общества сфера деятельности представителей политической элиты и лиц, к ней приближенных (лидеров партий и фракций, волонтеров, представителей СМИ, аналитиков, политтехнологов и т. п.) [9]. Бедное население является достаточно аполитичным, избегающим каких-либо активных действий и боящимся перемен. Из этого следует, что политическая активность, общественная деятельность, активная жизненная позиция присуще незначительной части российского населения и бедные в нее не входят [5].

Ценностные ориентации и поведенческие установки представителей бедных и большинства остальных россиян связаны с работой и домом. В качестве развлечения основное место занимает просмотр телевизора.

В данной связи проанализируем досуговые предпочтения бедного и остального населения современного российского общества (рис.6).

Возможности проведения досуга -остальное население

Возможности проведения досуга - бедные

Возможность отдыха в период отпуска ■ остальное население

Возможность отдыха в период отпуска бедные

Возможность общения с друзьями -остальное население

Возможность общения с друзьями - бедные

11

37

33

33

49

41

52

И

51

и

£

V

58 38 3

ч

53

□ Хорошо □ Удовлетворительно □ Плохо

Рис. 6 Оценки своего положения в различных досуговых сферах, бедного и остального населения, %.

Как видно из результатов, представленных на рис. 6, свои досуговые возможности бедные оценивают как «хорошие» значительно реже остального

8

населения. Досуговые практики бедных значительно отличаются от остального населения в худшую сторону. Так сами бедные свои досуговые возможности оценивают как «хорошие» в три раза реже, чем остальное население, 11 % бедные, 37 % остальное население. Половина бедного населения говорит об отсутствии возможности отдыха в отпускной период, что в три раза реже встречается у остального населения (16 %). Данные обстоятельства можно объяснить отсутствием финансовых возможностей, которых у бедных хватает лишь на оплату пропитания и ЖКУ. В этой связи достаточно парадоксально выглядит тот факт, что бедные в три раза реже остального населения встречаются и общаются с друзьями, то есть ощущают депривацию и в такой сфере досуга, которая не требует особых финансовых затрат. Это может свидетельствовать о системном характере досуговой эксклюзии представителей бедного населения [11].

Список литературы

1. Алексеёнок А.А. Структура среднего класса в современном российском обществе: специфика идентификации и пути оптимизации. Орёл, 2014.

2. Алексеенок А.А., Бараночников В.А. Методика классификации населения региона по протестному потенциалу // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 2090-2094.

3. Бедность и бедные в современной России / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. M.: Весь мир, 2014. 304 с.

4. Каира Ю.В. Бедность как фактор социальной ответственности безработных в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Орел, 2006.

5. Каира Ю.В. Социальная напряженность и протестная активность населения региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 2. С. 20-28.

6. О ценностных установках и особенностях морали бедных. // Бедность и бедные в современной России / М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, Е.И. Пахомова, И.О. Тюрина, Ю.П. Лежнина, С.В. Мареева, Н.Н. Седова, В.В. Петухов, В.А. Аникин. М., 2014. С. 171-190.

7. Мареева С.В. Справедливость и неравенства в общественном сознании // Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными 2016. С. 645-647.

8. Мареева С.В. Ценностные установки российских бедных // XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 книгах. Высшая школа экономики - Национальный исследовательский университет при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. 2015. С. 484-491.

9. Бедные в России: отношение к власти, политическое участие, про-тестный потенциал. // Бедность и бедные в современной России / М.К. Горш-

ков, Н.Е. Тихонова, Е.И. Пахомова, И.О. Тюрина, Ю.П. Лежнина, С.В. Мареева, Н.Н. Седова, В.В. Петухов, В.А. Аникин М., 2014. С. 243-264.

10. Попова И.П. Социальная справедливость в научных дискуссиях 1990-2010-х годов // Мир России: социология, этнология. 2016. Т. 25. № 3. С. 56-75.

11. О досуге бедных // Бедность и бедные в современной России / М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, Е.И. Пахомова, И.О. Тюрина, Ю.П. Лежнина, С.В. Мареева, Н.Н. Седова, В.В. Петухов, В.А. Аникин М., 2014. С. 215-242.

Бобровский Олег Викторович, канд. социол. наук, доц., bobrovski-ol-67@yandex.ru, Россия, Орел, Академия ФСО России

VALUE ORIENTATIONS AND BEHAVIOUR OF THE POOR

O.V. Bobrovskiy

This article provides a comparative analysis of the values and behaviours of the poor and the rest of the population, and identifies similar attitudes and characteristics, which will help to understand the subculture of poverty. The analysis is carried out on the basis of the results of research of scientists of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. The work focuses on comparative analysis of values, moral principles, political preferences and leisure practices of the poor and the rest of the population. A special place in the work is devoted to the analysis of the attitude of the poor and the rest of the population towards the society of "modernism."

Key words: social structure, social stratification, social strata of the population of modern Russian society, poverty and poor strata of the population, value orientations, behavioural attitudes, political preferences, leisure practices, society "modern."

Bobrovskiy Oleg Viktorovich, candidate of sociological sciences, bobrovski-ol-67@yandex.ru, Russia, Orel, FSO Academy of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.