Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи'

Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
565
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ЦЕННОСТИ / VALUE / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / VALUE PRIORITIES / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / МОТИВЫ / MOTIVES / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTITY / ДОСУГ / LEISURE / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Сергей Юрьевич, Иванова Дарья Вячеславовна, Галкин Артем Николаевич

В статье дается анализ ценностей и досуговых предпочтений современной студенческой молодежи. Особое внимание обращается на трансформацию социокультурного базиса студенческой молодежи в условиях изменяющейся социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванов Сергей Юрьевич, Иванова Дарья Вячеславовна, Галкин Артем Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations and leisure preferences of students

The article analyzes the values and recreational preferences of today's college students. Particular attention is drawn to the transformation of the socio-cultural basis of students in a changing social environment.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи»

С.Ю. ИВАНОВ доктор социологических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии ФГБОУ ВО «МПГУ»

Д.В. ИВАНОВА кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии ФГБОУ ВО «МПГУ»*

А.Н. ГАЛКИН

аспирант кафедры теоретической и специальной социологииФГБОУ ВО «МПГУ» *

Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи

Ценностные ориентации, мотивы, самооценка юношей и девушек являются своеобразными индикаторами социального поведения, социального самочувствия молодого поколения россиян. В то же время в условиях информационного общества происходит трансформация духовно-нравственных ориентиров молодежи, отчуждение современного поколения от традиционных социокультурных императивов. По сути, складывающаяся социальная реальность провоцирует нарастание хаотических процессов на системном уровне, увеличивает риски. Молодежь в силу максимализма мировоззренческой позиции наиболее контрастно воспринимает происходящие изменения и в наибольшей степени подвержена их влиянию. Социальный облик современного поколения фиксируется как в поведении, так и увлечениях и в предпочтениях1. В этой связи использование свободного времени молодежью, ее досуг и образ жиз-

* Иванов Сергей Юрьевич,e-mail:SOC-LAB@yandex.ru ^Иванова Дарья Вячеславовна,e-mail:SOC-LAB@yandex.ru

Галкин Артем Николаевич,e-mail: angal69ru@mail.ru

1 Зубок Ю.А. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М., 2016.

ни являются ведущими показателями социокультурной интеграции и личностной самореализации.

Дело в том, что всоциокультурных ценностях молодежи превалирует культ потребления. На этом фоне у многих представителей этой социальной группы прослеживается ориентир на создание определенных образцов и стереотипов потребления. При этом подавляется индивидуальность личности. Складывающаяся коммуникация практически формируется как автономная среда, не зависящая от действующих акторов. Общество потребления формирует, с одной стороны, установки на информационные коммуникации, конкурентоспособных и адаптивных людей.С другой стороны, наблюдаются диспозиции в отношении тех, кто не смог адаптироваться и найти достойное место. Практически можно говорить о размывании социальной мобильности среди представителей различных групп, которые оказались незадейст-вованными или не включенными в современные социальные процессы. В то же время формируемый запрос у юношей и девушек как современного дифференцированного поколения «2» связан с неформальной оценкой социальной среды с учетом сформированных кросскультурныхимперативов1.

В этой связи интерес представляют результаты регионального анкетного опроса «Ценностные ориентации студенческой молодежи в современном социальном дискурсе», проведенного в ПМУ квартале 2016 г. Центром социологических исследований Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МПГУ» под руководством и при участии авторов. В качестве респондентов выступали студенты московских вузов. Всего было опрошено 350 респондентов. Среди основных целей исследования - анализ особенностей самоидентификации студенческой молодежи.

Многие молодые люди свое свободное время предпочитают проводить за чтением литературы, просмотром фильмов. В этой связи в ходе исследования респондентов просили указать любимого писателя. Как показал опрос, для большинства респондентов литература осталась в рамках или школьной программы, или в рамках классики: лишь 4,2% предпочли интересного самобытного поэта с трагической судьбой, патриотическими стихами о войне Э. Асадова. Большинство остановилось на бессмертной классике:

1 См.: Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

А.С. Пушкин (9,7%), С.А. Есенин (12,5%), Ю.М. Лермонтов (4,2%), В.В. Маяковский (5,6%). Среди писателей предпочтение юноши и девушки отдали: Н.В. Гоголю (2,8%), Э. По (2,8%), Р.Д. Бредбери (5,6%), М.А. Булгакову (1,4%).

Рассматривая вопрос о предпочитаемых студенческой молодежью произведениях кинематографии, можно также выделить ряд особенностей. Исследование показывает, что у значимой части молодых фильмы не воспринимаются как искусство. Выбранные опрошенными режиссеры представляют наиболее раскрученные сегодня бренды как в американском, так и в российском кинематографе. Первый лидер К. Тарантино с его вечно ироничными боевиками (16,3%) уступает лишь Гай Ричи (11,6%), чьи боевики более брутальны. Не обходят стороной студенты и все, что связанно с блокбастерами всех времён и народов и их «великих изобретателей»: С. Спилберг (9,3%), Д. Лукас (4,7%). Естественно, многие из опрошенных предпочитают необычный жанр между фентези и сказкой и его великих представителей Т.У. Бёртон (9,3%), и Х. Миядзаки (4,7%). Среди российских режиссеров наиболее узнаваемыми среди молодёжи стали Н.С. Михалков, Э.А. Рязанов (4,7%) и Ф.С. Бондарчук (9,3%).

А каковы любимые изречения молодежи? Здесь раскрывается наиболее ярко выраженная жизненная стратегия, философия, которую для себя нашли молодые люди. Наиболее ярко выраженные из них можно разделить по следующим категориям:

а) активностные: "пришёл, увидел, победил"; "если захотеть, можно горы свернуть"; "я это хочу - значит у меня это будет"; "нельзя все знать, нужно знать, где все взять". Эта категория реализует потребность как в рационализации своих действий, так и достижении целей любыми способами";

б) философско-оценочные: "в этом мире можно исправить все, кроме любви и смерти. Они сами тебя найдут, когда придёт время"; "если осмелишься сказать "прощай", жизнь наградит тебя новым здравствуй"; "стиль мышления, направляющий интеллект, намного важнее, чем уровень интеллекта", "если жить вечно, то во имя чего?"; "если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты делаешь". Здесь можно говорить о созревании личности, поиске смысла жизни и самоопределении себя в мире;

в) романтично-рациональные - молодые люди стоят твёрдо на ногах, но мир видят в мягких, пастельных тонах.

Среди изречений выделяются следующие: "время - простор для развития способностей"; "кораблю безопаснее в порту, но не для этого он строился"; "чтобы увидеть радугу, нужно попасть под дождь"; "будь верен тому, кто верен тебе"; "бог есть любовь".

Такое разделение не случайно. Сегодня молодое поколение не так однозначно видит себя в социокультурном пространстве. При всей циничности, большинство представителей молодежи хотят не только понять, чего они стоят, но и выстроить более нравственную позицию во взаимоотношениях, наконец, найти свою опору в правильном поведении.

Интересно отметить, что девизы, выбранные молодежью, ещё более чётко раскрывают цель и видение своих перспектив, чем изречения, но при этом здесь можно раскрыть лишь две категории. Первая категория относится к личностным реакциям и представлениям о правильном для достижения лучших жизненных перспектив целей: "живи здесь и сейчас" (лозунг «Поколение Пепси»); "будь самим собой"; "никому нельзя доверять"; "не сдавайся"; "только вперёд"; "все, что не убивает, делает меня сильнее";"кто, если не Я"; "все что ты делаешь, требует денег на 100%". Вторая категория - это категория повседневности и лёгкости в отношении к жизни, то, что поётся в популярных песнях или видится как простота по отношению к сложностям и проблемам: "улыбайся" (название песни группы "Айова"); "любовь победит все преграды"; "иду к своей мечте"; "делай добро и беги"; "когда проснусь, тогда и утро".

Как итог последних двух вопросов приведём пример самоидентификации молодыхи в контексте стихов песни "Сочиняй мечты" группы «Каста», отрывок из которых лег в основу рекламного ролика популярного газированного напитка «Sprite» (2015 г.) и может стать в некотором роде гимном российского студенчества:

Тогда еще не понял, каким быть надо:

Суровым или прикольным, свободным или женатым,

Хитро выдуманным или простоватым.

И когда ты в системе еще не расставил координаты....

Всегда сочиняй мечты,

Есть миллионы шансов, что скоро будет все сбываться.

Еще одним мощным проявлением ценностных приоритетов и установок в контексте использования свободного

времени, как было отмечено выше, выступают прочитанные и любимые книги. Конечно, выбор книг предмет отдельного разговора, он не только разнообразен, но имеет и свои структурные формы, но есть лидеры, которые становятся хитами среди молодежи и в первую очередь студенчества. Это знаменитый роман, который потряс общественность ещё в 1959 г., весь мир и несколько раз экранизировался и был поставлен на российской сцене режиссером Ю. Грымовым "Цветы для Элджернона" Д. Киза. Современный роман о тяжестях Второй мировой войны "Воровка книг" Маркуса Зузака и "Грозовой перевал" - знаменитый романтичный и суровый английский роман XIX в. известной писательницы Э. Бронте.

Не обошли стороной студенты и русскую классику: "Муму" И.С. Тургенева, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "На дне" М.А. Горького, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, "Идиот" Ф.М. Достоевского и обязательно Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Несомненно, эти романы и пьесы составляют часть нашего мировоззрения и менталитета и постоянно присутствуют в нашем сознании независимо от поколения.

Конечно, есть книги, которые отражают и классику мировой литературы: Д. Лондон "Смирительная рубашка", "Триумфальная Арка" Э.М. Ремарка. Кстати, Э.М. Ремарк становится для студенческой молодежи все более любимым автором и именно ему в студенческие годы многие отдают предпочтение. Р. Бредбери "451 градус по Форен-гейту", "Унесённые ветром" М. Митчелл, "Над пропастью во ржи" Д. Сэлинджери, конечно, «Библия».

Особняком стоят книги современных авторов. Они популярны, их обсуждают в сетях, по ним снимаются фильмы. Многие смотрят фильмы, а потом бегут покупать произведение или книга раскручивается в Интернете и становится поводом для обсуждения. Например, необычная работа Р. Ха-леда о тяжестях Афганской войны, любви и проблемах двух разных женщин "Тысяча сияющих солнц". Особо выделим серию книг Анны Тодд, жанр которой характерен для периода постмодерна. Автором берутся герои других книг и пишутся их последующие истории под общим названием "После...". Замечательные рассказы японского писателя Х. Мураками "Ничья на карусели", описывающие реальных людей с их жизненными историями. Также стоит выделить широко популярные и экранизированные "Облачный атлас" (Дэвида Мит-

челла), "Гарри Поттер" (Джоан Роулинг), "Виноваты звезды" (Джона Грина), "Код да Винчи" (Дэн Браун).

Некоторые респонденты выбрали книги, которые были известны широкой публике, особенно в далёкие годы начала или середины ХХ в. Например, трогательная серия книг "Полианна", посвященная девочке, умеющей радоваться даже в самые трудные жизненные периоды. Серия написана Э. Портер 1913 г. Можно также выделить вышедший в 1966 г. роман Жаклин Сьюзан "Долина кукол".

Для некоторых студентов выбор книг связан с психологией, искусством общения или поиском научной истины, во многом соответствует выбранному ими гуманитарному профилю. Достойным выбором становятся "Искусство мыслить масштабно" Деб Коффман, а также его «советы» в юмористическом жанре "Бальзам для души", "Теория всего" и, конечно, "Игры, в которые играют люди".

Отдельная тема - фильмы, которые запомнились и произвели на молодых людей наибольшее впечатление.

Этот вопрос во многом коррелирует с последующим, в котором мы просили респондентов оценить наиболее запоминающиеся в последние два-три года продукты киноиндустрии, выпущенные в прокат. Однако в нашем вопросе проблема ставится шире и глубже. Нас интересует не кино последних лет, а наиболее яркие киномоменты, оставившие свой след в умах и сердцах наших респондентов. Иными словами, это то, что действительно задело их эмоции и затронуло их душу, наконец, все то, что они смогут как пересказывать своим детям, так и делиться с друзьями как частью своей культурной биографии.

При всём многообразии ответов можно выделить наиболее заметные работы, которые студенты столичных вузов отметили как самые яркие и запоминающиеся. Среди наиболее интересных студенческой молодежью были выделены три работы, отражающие, соответственно, три направления: фантастика «Интерстеллар» (режиссер Кристофер Нолан) - необычный фильм о скором будущем Земли; российский патриотический блокбастер «Батальон» (режиссер Дмитрий Месхиев), а также одна из самых романтичных экранизаций Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (режиссер Джо Райт).

Второй уровень популярности у молодых занимают самые запоминающиеся работы последнего десятилетия:

«Титаник» (режисер Джеймс Кэмерон) и «Гарри Поттер» (режиссеры: Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл и Дэвид Йейтс). Образы киногероев, несомненно, ещё войдут в золотой фонд киноиндустрии.

Третий уровень популярности принадлежит работам необычного формата. При всей понятности жанра постановка, сценарий и игра по-иному раскрывают уже во многом приевшиеся блокбастеры: «Волк с Уолл стрит» (режиссер Мартин Скорсез), триллер «Воровка книг» (режиссер Брайан Персиваль), романтический жанр «Дневник памяти».

В то же время фильмы, которые не оказались в числе рейтинговых среди респондентов, также можно классифицировать по наиболее популярным у молодёжи жанрам.

Интересно выделить ретрофильмы или фильмы старших поколений. Их просмотр говорит не только о преемственности нескольких поколений опрошенных, но и о возвращении на экран классики отечественного кинематографа: «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (режиссер Л.И. Гайдай);«Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук); «Финист-ясный сокол» (режиссер Г.Н. Васильев); «Варенька» (режиссер Э.М, Ураз-баев); «Девчата» (режиссер Ю.С. Челюков); «Москва слезам не верит» (режиссер В.В. Меньшов); «Мимино», «Афо-ня» (режиссер Г.Н. Данелия); «Ирония судьбы» (режиссер Э.А. Рязанов). В этот список также можно включить и выдающиеся русские экранизации великих романов: «Война и мир» (режиссер С.Ф. Бондарчук), «Мертвые души» (режиссер Л.З. Трауберг), «Сталкер» (режиссер А.А. Тарковский).

Следующее направление представляют необычные арт-хаусные, провокационные, философские фильмы. Они всегда находят своих почитателей сред молодежи. В этом жанре работает не так много современных режиссёров, поскольку они не всегда коммерчески выгодны. Однако для молодых это повод открыть для себя новые грани в искусстве и увидеть кино как часть современной культуры: «Облачный атлас» (режиссеры Лана Вачовски, Том Тыквер), «Страсти Христовы» (режиссер Мэл Гибсон), «Отель Гранд Будапешт» (режиссер Уэс Андерсон), «Дом из песка и тумана» (режиссер Вадим Перельман), «Заводной апельсин» (режиссер Стэнли Кубрика), «Дом грёз» (режиссер Джим Шеридан), «Вселенная Стивена Хокинга» (режиссер Джеймс Марш), «Сербский фильм» (режиссер Срджан Спасоевич), «Я плюю

на ваши могилы» (режиссер Стивен Монро), «Пока не сыграл в ящик» (режиссер Роб Райнер), «Меланхолия» (режиссер Ларса фон Триер), «Ночь на Земле» (режиссер Джим Джар-муш), «Реквием по мечте» (режиссер Даррен Аронофски), «Общество мертвых поэтов» (режиссер Питер Уиром), «Девушка из Дании» (Том Хупер), «В диких условиях» (режиссера Шон Пенн), «Убей своих любимых» (режиссер Джон Крокидас), «Фонтан» (режиссер Даррен Аронофски).

К этому же жанру можно отнести выдающиеся фильмы итальянских режиссеров Р. Бениньи "Жизнь прекрасна" и Ф. Феллини "Сладкая жизнь", фильм французского режиссёра Кристофа Барратье «Хористы».

Следующее направление - триллеры, хорроры. Все ужастики как жанр имеют возможность занять одно из первых мест в списке вариантов проведения молодежного досуга. Этот жанр практически не изменился с точки зрения постановки, независимо от методов съёмок, и поэтому часто он универсален для практически любой (не считая детей) возрастной группы. В большинстве случаев студенты выбирают наиболее запоминающиеся за последнее десятилетие работы: «Сайлент Хилл» (режиссер Кристоф Ганс), «Одержимость» (режиссер Дэмьен Шазелл), «Трасса 60» (режиссер Боб Гейл), «Нерв» (режиссеры Генри Джустом и Ариэль Шульман), «Лес призраков» (режиссер Джейсон Зада).

Фантастика. Жанр, который упорно конкурирует за свободное время с триллерами. Но поскольку это все же коммерциализированный проект издесь больше возможностей использовать инновации, то развивается он значительно сильнее своего конкурента как более зрелищный, так и более массовый. В числе предпочитаемых фильмов данного жанра выделим: «Время» (режиссера Эндрю Никкола), «Посвящён-ный» (режиссера Филлипа Нойса), «Знамение» (режиссера Алекса Пройаса), «Предчувствие» (режиссера Меннан Япо), «Патруль времени» (режиссеров Майкла и Питера Спиригов), «Сокровище нации» (режиссера Джон Тёртелтауб).

Романтика - женский жанр. Неудивительно, что он был достаточно популярен среди девушек, обучающихся в вузах. Жанр многогранный и представлен как художественными фильмами, авторскими работами, так и экранизациями и даже мультфильмами. Например, к данному направлению можно отнести режиссера Хаяо Миядзаки, который достаточно популярен у молодых. Выбор студентов в этом

жанре: «Хатико», «Ванильное небо» (режиссер Кэмерона Кроу), «С любовью Роззи» (режиссер Кристиан Диттер), «Принцесса Монако» (режиссер Оливье Дааном), «Виноваты звезды» (режиссер Джош Бун), «Воды слонам» (режиссер Фрэнсиса Лоуренса), «Унесённые призраками» (режиссер Хаяо Миядзаки), «Век Аделин» (режисер Ли Толанд Кригер), «Ешь, молись, люби» (режиссер Райан Мерфи).

Боевики олицетворяют противоположный жанр. Неудивительно, что юноши достаточно активно предпочитают выбирать настоящие мужские сюжеты. Выбор сегодня очень достойный. Интересно, что и определенная доля девушек тоже не отказывают себе в этом направлении. Что же выбирают ребята? «Брат-1,2» (режиссер Алексей Балабанов), «Карты, деньги, два ствола» (режиссер Гай Ричи), «Как украсть небоскрёб» (режиссер Бретта Рэтнера). Достаточно популярны в молодёжной студенческой среде исторические боевики: «Король Артур» (режиссер Антуан Фукуа), «Александр» (режиссер Оливера Стоуна). И все же среди большинства фильмов данного жанра наибольшее предпочтение опрошенные отдаютработам режиссера Гаю Ричи.

Фильмы о спорте не так уж популярны, но субкультура фанатов до сих пор имеет некоторое влияние на социокультурные предпочтения современного студенчества. Поэтому неудивительно, что имеются респонденты, которые любят, ценят это направление: «Невидимая сторона» (режиссер Джон Ли Хэнкок), «Хулиганы зеленой улицы» (режиссер Лекси Александер), «Фанаты» (режиссер Ник Лав).

Блокбастеры как часть американской кинокультуры, как ни странно, сегодня не самый популярный у молодёжи жанр. Усталость, накопленная за десятилетие от шаблонных работ, оставила у студентов лишь небольшое количество поклонников и классических работ в этой сфере: «Криминальное чтиво» (режиссер Квентин Тарантино), «Гладиатор» (режиссер Ридли Скотт), «Железный человек» (режиссер Джон Фавро), «Призрачный гонщик» (режиссер Марк Стивен Джонсон), «Голодные игры» (режиссер Гэри Росса), «Звездные войны» (режиссеры Джордж Лукас, Ирвин Кершнер, Ричард Маркуэнд), «Пираты Карибского моря» (режиссеры Гор Вербински (1 -3 части) и Роб Маршалл (4 часть)).

Достаточно большой пласт, видимо, в связи с набирающей оборот пропагандой отечественного патриотического кино, занимает современное российское кино и его наиболее

запоминающиеся работы: сериал «Тихий Дон» (режиссер Сергей Урсуляк), «Битва за Севастополь» (режиссер Сергей Мокрицкий), «Мамы» (режиссеры Евгений Абызов, Сарик Андреасян, Алан Бадоев и др.), «Пять невест» (режиссер Карен Оганесян), «Сталинград» (режиссер Ф.С. Бондарчука).

Мультфильмы как жанр оказался не столь популярным среди студентов, которые отмечали лишь последние новинки: «Зверополис» (режиссеры Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш) и «Тайная жизнь домашних животных» (режиссер Ярроу Чейни).

В целом можно сказать, что постепенно кино от развлекательного жанра переходит у молодых в часть их общемировоззренческой культуры. Все больше ребят выбирают именно нестандартный, серьезный, во многом противоречивый жанр, ища ответы на постоянно возникающие вопросы в поисках «собственного Я».

Важно заметить некоторое отличие в выборе жанров среди технических и гуманитарных специальностей. Для технических специальностей ближе жанры фентези - «Аватар» (режиссёра Джеймса Кэмерона), боевики - «Последний самурай» (режиссера Эдварда Цвика), такие профессиональные жанровые фильмы, как «Социальная сеть». В то время гуманитариев чаще всего интересовали человеческие страсти - «С любовью Роззи» (режиссер Кристиана Диттера), социальные трагедии - «Мальчик в полосатой пижаме» (режиссер Марка Хермана) и психология взаимоотношений -«Реквием по мечте» (режиссер Даррена Аронофски).

Следующий вопрос даёт возможность раскрыть несколько проблем. Во-первых, насколько действительно актуален для студентов просмотр новинок и хитов последних лет. Действительно ли это часть их свободного времени и влияет ли известность и раскрученность фильмов на мотивацию просмотра. Во-вторых, все выбранные нами фильмы распределены по нескольким направлениям, отражающим социально-ценностные приоритеты молодых: развлекательный российский жанр; патриотическое кино; современные российские серьёзные авторские работы, породившие много споров и получившие награды на различных кинофестивалях; развлекательные, лёгкие американские фильмы - комедии, ужастики; фильмы-экранизации, нашумевшие хиты, блокбастеры; фильмы - сказки, как сегодня говорят продюсеры - «очень популярный и доходный жанр».

Согласно результатам опроса, было выяснено, что просмотр фильмов, актуальных за последние два-три года, не является для студентов приоритетным событием. Российское кино разного жанра предпочитают смотреть не более 30%, а зарубежные хиты - 50% опрошенных. Это вполне соотносится с ответами на вопрос о любимом занятии студентов, которые просмотр фильмов не выделили в преимущественную категорию, предпочитая чтение, активный отдых и музыку, социальные сети. Возможно, это связано вообще с более активной жизненной позицией или взрослением, а также с достаточно большой занятостью как в учебе, так и на работе.

Следующим этапом анализа стали приоритеты, которым были отданы как наибольшие, так и наименьшие предпочтения среди студентов, исходя из выбранных нами жанров.

Начнём с жанра «современный российский развлекательный фильм». Стоит сказать, что отечественные комедии сегодняшнего дня не пользуются достаточной популярностью у половины опрошенных студентов. В случае таких фильмов, как "Призрак" (режиссер Александр Вой-тинский), "Гороскоп на удачу" (режиссер Арман Геворгян), "Одной левой" (режиссер Армен Ананикян и Виталия Рейн-геверц), "Дабл Трабл" (режиссер Эдуард Оганесян) оптимистических оценок оказалось больше до 80%. Во многом это зависит не только откачества данной продукции, но и от невысокой привлекательности самого жанра. Хотя, как мы уже выяснили, жанр российской комедии интересен, но только в ретро-исполнении, предпочтение отдаётсяработам Э.А. Рязанова и Л.И. Гайдая.

Следующий жанр: патриотическое кино, которое набирает обороты популярности среди студенческой молодёжи. Интерес представляет то, что каждый четвертый респондент отметил эти фильмы как события. Фильмы «Легенда №17» (режиссер Николай Лебедев), «Битва за Севастополь» (режиссер Сергей Мокрицкий), «Батальон» (режиссер Дмитрий Месхиев) присутствуют и в личностном выборе самых запоминающихся фильмов. Это свидетельствует о неослабевающем у молодежи интересе к данному жанру.

Замыкает тройку российских жанров авторское кино, получившее как много наград, так и споров. Как ни странно, этот жанр практически полностью проигнорирован студентами. Большая часть студентов (более 80%) авторские ра-

боты вообще не смотрели. Самыми непопулярными оказались "Елена" (режиссер Андрей Звягинцев) и "Солнечный удар" (режиссер Никита Михалков), соответственно 89% и 92%. Однако наиболее узнаваемым оказался фильм "Высоцкий. Спасибо что живой" (режиссер Петр Буслов): 20% опрошенных признали этот фильм событием, 23% увидели в нем хороший фильм. Видимо социальные и философские проблемы не нашли отклик у студентов вузов.

Отдельным предметом нашего исследования выступали наиболее популярные жанры и темы среди студентов высших учебных заведений.

Так, легкий, развлекательный жанр американского кино тоже неоднозначно воспринимается респондентами. Выбранные фильмы отражают несколько популярных направлений в индустрии киноразвлечений. Стоит выделить фильмы-ужастики и комедии. Так, фильм ужасов «Кровавая леди Батори» (режиссер Андрей Конст) не впечатлил опрашиваемых. Большинство студентов вообще не смотрели этот фильм (76%). Комедия «Третий лишний» (режиссер - Сет Мак Фарлейн) не побила рекорд просмотров, однако, 30% опрошенных посчитали его достойным, хорошим фильмом. Фильм «Мы - Миллеры» (режиссера Роусона Маршалла Тёрбера) - добротная комедия, которую посчитали 18% событием, а 25% - хорошей работой. Фильм «Типа копы» (режиссер Люк Гринфилд) и семейную комедию «Александр и ужасный, кошмарный, очень плохой день» (режиссер Мигель Артета) не смогли заинтересовать даже в просмотре. В первом случае его не смотрели 69%, а во втором -85% респондентов. Зато относительно большой популярностью пользовались: детектив «Исчезнувшая» (режиссер Дэвид Финчер) - 29 % посчитали это фильм событием; боевик-комедия «Kingsman: Секретная служба» (режиссер Мэттью Вон) - 18% посчитали этот фильм событием, а 20% - просто хорошим фильмом.

Следующий жанр вобрал в себя два вида: фильмы -экранизации знаменитых и популярных романов и нашумевшие хиты, которые мало кого оставляли равнодушными. Перед нами модное направление в кинематографе, собирающее большие залы. Как же на них реагируют студенты? Здесь можно выделить несколько тенденций.

Есть фильмы-лидеры, которые, по мнению юношей и девушек, стали событиями. Первую строчку занимает

«Аватар» (режиссер Д. Камерон). Событием его считают 47% опрошенных, 21% - рассматривают его как хороший фильм и не видели его лишь 10% опрошенных.

Второе место занял "Жизнь Пи" (режиссер Энг Ли) при условии, что его не смотрели - 36%, событием считают -34%, а хорошей работой - 23%. Третье место занял "Великий Гетсби" (режиссер Баз Лурман). Здесь стоит отметить, что это вторая экранизация романа Фицджеральда - современная, выполненная в ретростиле, хотя первая была давно выполнена в черно-белом изображении. Экранизацию 2013 г. как событие оценили 38% опрошенных, не смотрели - 36%, а хорошим фильмом посчитали - 18%. Были оценены противоречиво работы, которые получили очень широкую рекламу и имеют своих поклонников. Среди таких работ "50 оттенков серого" (режиссер Сэм Тейлор-Джонсон). Юноши и девушки вообще не оценили работу как событие, 29% увидели в нем неудачную экранизацию, хорошую работу оценили - 20% и не смотрели вовсе - 30%. Не менее интересным стала оценка и "Голодных игр" (режиссер Гэри Росса), которые достаточно регулярно транслируются и по телевидению. Как событие фильм оценили - 20%, как хороший фильм - 36%, а каждый пятый вообще его не смотрел. «Облачный атлас» (режиссеры Лана Вачовски, Том Тыквер) достаточно сложный и интересный фильм - экранизация также не в полной мере оценена студентами. Не смотрели его 61% опрошенных, событием назвали - 20%, а хорошей работой - лишь 12%.

Есть также фильмы, категория которых связана не просто с экранизацией романов, а соответствующих определённой возрастной категории (подростков). Среди студентов оказались поклонники этого жанра, и даже в своих приоритетах среди книг или фильмов отмечали, например, "Виноваты звезды" (режиссер Джоша Буна) и "Хорошо быть тихоней" (режиссер Стивен Чбоски). Важно заметить, что большинство просмотревших эти фильмы, не видели в работах ничего выдающегося. Лишь 12% - посчитали фильм "Виноваты звезды" (режиссер Джоша Буна) событием, а 25% -вообще его не смотрели. "Хорошо быть тихоней» (режиссер Стивен Чбоски) не видели - 36% и респонденты мало оценили достоинства фильма. Чуть более успешная судьба у "Ди-виргента" (режиссер Нила Бёргера). Хотя его не смотрели 30% студентов, но увидели в нем фильм-событие 20%

респондентов, а оценили как хороший фильм - 27%. "Сумерки" (режиссер Кэтрин Хардвик) оказался самым противоречивым фильмом. С одной стороны, его не смотрели -лишь 9%, но с другой - не увидели в нем ничего особенного - 34%, в то время как хорошим фильмом его признали -30%, а фильмом-событием - лишь 12%. Второе место после "Облачного атласа" (режиссеры Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски) среди аутсайдеров просмотра занял фильм "Бегущие в лабиринте" (режиссер Уэс Болл). Его не смотрели - 41%, однако, событием признали - 16%, а хорошим фильмом - 21% опрошенных студентов.

В целом это не только самая большая категория, но и достаточно популярная, поскольку именно она заставляет молодёжь постоянно обсуждать такие выходы на экран популярного во всем мире жанра.

Как было отмечено ранее, жанр блокбастеров не сверхпопулярен среди учащейся молодёжи. В то же время мы выбрали наиболее популярные работы и постарались посмотреть на них глазами представителей российского студенчества. В целом оценка работ достаточно положительная, хотя не менее 40-50% опрошенных пропустили просмотр этих фильмов. Тем не менее, самым популярным стал "Терминатор" (режиссер Джеймс Кэмерон). Его оценили как событие 20% опрошенных, а признали хорошим -27%. Не произвел существенного впечатления данный фильм на каждого четвертого студента. Сложный, но достаточно зрелищный фильм "12 лет рабства" оценили как событие 18%. Его не смотрели 65% студентов. "Миссия невыполнима" (режиссер Брайан Де Пальма), как и "Терминатор" давно идёт на экранах. Последняя работа оценена как событие 16%, как хорошая 21%, а вот не смотрели его 40% респондентов. Захватывающий блокбастер "Мир юрского периода" (режиссер Колином Треворроу) также неплохо был оценён молодыми зрителями. Компьютерная графика сделала его событием для 14% и хорошим фильмом для 25% опрошенных, но приблизительно каждый второй не смотрел данный фильм. Замыкает этот жанр одна из работ Бенедикта Кимбербетча "Игра в имитацию" (режиссер Мор-тен Тильдум). Фильм посвящен шифровальщикам времён Второй мировой войны. Работа оказалась абсолютно непопулярной среди студентов. 72% её не видели, а вот событием посчитали лишь 14% опрошенных.

Последний жанр, все больше набирающий оборот- это сказки и фентези. Они прекрасно подходят любому возрасту и становятся неплохим времяпрепровождением. Начнём со сказок. Как бы нам не хотелось, они не слишком популярны. Самой неинтересной показалось сказка "Чем дальше в лес" (режиссер Роб Маршалл), её не увидели - около 81%. Более популярной оказалась диснеевская«Золушка», её как событие оценили - 14%, а как хороший фильм -27%. «Красавица и чудовище» (режиссер Марк-Андреас Бочерт) оказалась самой популярной сказкой, событием её оценили 18% опрошенных, а хорошим фильмом - 30%.

Также мы выбрали фильмы с выдуманными персонажами: "Приключения Паддингтона" (режиссер Пол Кинг). Опрошенные егоне оценили как событие.Лишь менее 30% опрошенных его посмотрели. В то время как 14% оценили фильм как хороший. Лидером жанра стал мультфильм "Миньоны" (режиссеры Кайл Балда, Пьер Коффан). Его не смотрели лишь - 27%, а вот хорошим фильмом увидели 30% опрошенных.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что несмотря на глубокие трансформационные процессы, происходящие в социуме, фундаментальные ценности сохраняются в сознании молодежи. Именно они закладываются как базовые императивы в процессе социализации и обеспечивают устойчивость социального воспроизводства1.

Анализ высказываний молодежи о роли фильмов в формировании ценностных ориентаций показал, что молодые люди отмечали преимущественно фундаментальные ценности как достоинства художественных произведений, способствовавших воспитанию таких ценностей, как доброта, понимание, отзывчивость, трудолюбие, честность, любовь, порядочность, терпение, взаимопомощь, уважение к людям, дружба, семья, сострадание. Общий вектор поведения молодых задает доминанта нравственной позиции.

Более того, отдельное измерение задает трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи от коллективизма в сторону ценностей индивидуализма в связи с социальными изменениями.

1 См.: Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

Симптоматично, что молодежь толерантно относится к произведениям массовой культуры, которые несут такие негативные ценности, как жестокость, насилие и убийство, распущенность. Альтернативность в поведении во многом определяет современные оценочные позиции. В то же время наблюдается тенденция к проявлению либеральных ценностных ориентаций, которые нередко находятся в оппозиции с традиционными ценностными ориентациями, сформированными старшим поколением.

Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Галкин А.Н. Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи. В

статье дается анализ ценностей и досуговых предпочтений современной студенческой молодежи. Особое внимание обращается на трансформацию социокультурного базиса студенческой молодежи в условиях изменяющейся социальной среды.

Ключевые слова: социализация, самореализация, ценности, ценностные приоритеты, массовая культура, индивидуализация, мотивы, самоидентификация, досуг, социальное поведение.

Ivanov S.,Y., Ivanova D.V.,Galkin A.N. Value orientations and leisure preferences of students. The article analyzes the values and recreational preferences of today's college students. Particular attention is drawn to the transformation of the socio-cultural basis of students in a changing social environment.

Keywords: socialization, self-realization, value, value priorities, mass culture, individualization, motives, identity, leisure, social behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.