Ценностные ориентации
Ценностные ориентации — оценочное отношение личности (группы) к
совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей.
В социологии ценностные ориентации изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они возникают при столкновении потребности вовлечения в целостную социальную систему и наличия общих социальных условий жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни социального субъекта. Выражаются ценностные ориентации в целостности поведения в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и других проявлениях социального субъекта.
Ценностные ориентации занимают высший уровень в структурной иерархии дис-позиционных образований, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. По В. А. Ядову, структурная иерархия диспозиционных образований выглядит следующим образом (от низшего уровня к высшему): фиксированные установки (set) — социальные фиксированные установки (attitud) — направленность интересов личности — ценностные ориентации.
Ценностные ориентации не существуют сами по себе. Они организованы в систему. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность ценностных ориентации, упорядоченных по степени их важности. Система ценностных ориентации личности включает относительно устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям. Достаточно часто субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Системы ценностных ори-
2005 - №4
Энциклопедия гуманитарных наук 163
ентации являются важным элементом ценностных отношений в обществе.
Ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему — совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни, характерных для культуры данного общества.
Каждое общество на конкретном этапе своего исторического развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом или конкретной социальной группой), на основе которых образуются иные — специализированные системы нормативного контроля. Такие системы могут образовываться в рамках социальных институтов, конкретных социальных групп (например, неформальных субкультурных групп молодежи), целенаправленно регулирующих действия их участников.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества и тесно связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни.
В социологии изучается распределение ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных ценностных ориентаций, а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. Чаще других исследуются ценностные ориентации по предметному содержанию. В научной литературе выделяются мировоззренческие ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические и др. Указанные и другие типы ценностных ориентаций сами по себе могут иметь лишь однонаправленные сущностные моменты, отражающие какие-то черты эпохи и штрихи тенденций, некое общее в деятельности социальных групп. Но совокупность боль-
шинства (или всех) систем ценностных ориентаций в рамках одной классификации дает возможность четко определить тенденции в каждом конкретном случае для исследуемой социальной группы, более того, выявить в системе ценностных ориентаций «ядро», «периферию» и «хвост» ценностей.
Структурными элементами системы ценностных ориентаций являются три подсистемы: когнитивная — система знаний, суждений, убеждений об объекте; эмотивная — система чувств, эмоциональных оценок объекта; поведенческая — система определенных действий, последовательное поведение по отношению к объекту.
В изучении ценностных ориентаций можно выделить пять направлений и теорий им соответствующих. Первое. Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. Второе. Трансцендентализм, который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндель-банд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Третье. Персоналисти-ческий онтологизм, ярким представителем которого был М. Шелер. Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантиро-
вана «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей. Четвертое. Культурно-исторический релятивизм, у истоков которого стоял В. Диль-тей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.). Пятое. Социологизм, который связан с такими именами, как М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Зна-нецкого и, особенно в школе структурнофункционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов.
Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем. В отечественной
социологии молодежи тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чу-прова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.). Ценностные ориентации молодежи последних двух десятилетий зафиксированы в ряде мониторинговых исследований ВЦИОМ, ИСПИ РАН, МГУ, Московского гуманитарного университета, СпбГУ, исследованиях научных коллективов в Барнауле, Казани, Красноярске, Новосибирске, Самаре, Ульяновске, Уфе, Якутске и др.
Лит.:. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904; Чухина Л. А., Феноменологическая аксиология М. Шелера // Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в преемственности изменений. М., 1961; Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998; Бойко В. Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. М., 1999; Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973; Becker Н. Through values to social interpretation, Durham, 1950; W. I. Thomas, F. Zna-niecki, Chlop polski w Europie i Ameryce, t. I, Warszawa 1976.
И. А. Сурина