Научная статья на тему 'Ценностные аспекты социальной структуры дворового футбольного сообщества в условиях городской среды'

Ценностные аспекты социальной структуры дворового футбольного сообщества в условиях городской среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова И. В.

В статье представлены результаты авторского исследования социальной структуры подросткового сообщества, играющего в дворовый фут бол в современном российском городе. Ценностными аспектами выступают особенности организации, отношений, потребления и достижения акторов дворового футбольного сообщества, которые рассмотрены сквозь призму успешности процесса целедостижения индивидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты социальной структуры дворового футбольного сообщества в условиях городской среды»

не. Однако Конституция РФ в статье 75 определяет, что общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. При этом Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21 марта 1997 года [3] подтвердил исключительные права Российской Федерации в этой сфере. На лицо противоречие, которое, на наш взгляд, носит скорее технический, нежели сущностный характер. В связи с этим было бы целесообразно внесение института общих принципов налогов и сборов в предметы исключительного ведения РФ, то есть в статью 71 Конституции РФ и, соответственно, исключение из части 1 статьи 72 пункта «и», либо закрепление за субъектами РФ правотворческих полномочий в данной сфере. По словам Т.Н. Затулиной это стало бы наиболее логичным действием, которое могло бы предотвратить потенциально возможные противоречия между субъектами Федерации и Российской Федерацией и обеспечить единообразное понимание и применение этих основополагающих принципов на всей территории страны [4]. В связи с этим считаем необходимым толкование Конституционным Судом РФ пункта «н» части 1статьи 72 и части 3 статьи 75 Конституции РФ относительно отнесения института общих принципов налогов и сборов либо к предметам исключительного ведения РФ, либо к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Необходимо отметить, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Литература

1. Затулина Т.Н. Постановка проблемы регулирования принципов налоговых правоотношений (конституционный аспект) // Финансовое право. 2008. №6.

2. Пепеляев С.Г. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. по делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «О введении платы за выдачу лицензии на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» // Комментарии к постановлениям Конституционного Суда РФ / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т.- М.: Юристъ, 2001. - Т.2: Защита прав и свобод граждан. - С.433.

3. По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта «2» статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997г. // СЗ РФ. 1997. №.13. Ст.1602.

4. Затулина Т.Н. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в субъектах Российской Федерации (на примере Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление,2007, №7, С.10.

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДВОРОВОГО ФУТБОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Новикова И.В., аспирант

Саратовский государственный технический университет г. Саратов, Россия

В статье представлены результаты авторского исследования социальной структуры подросткового сообщества, играющего в дворовый фут бол в современном российском городе. Ценностными аспектами выступают особенности организации, отношений, потребления и достижения акторов дворового футбольного сообщества, которые рассмотрены сквозь призму успешности процесса целедостижения индивидов.

Физическая культура и спорт как социальные явления входят в структуру современного общества, считаются мощными социальными феноменами, способными формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Л.И. Лубышева характеризует социальную структуру как «устойчивую связь элементов в социальной системе, где элементами являются люди, объединения, общности, группы, слои»[1]. Ведущая роль в современном спорте принадлежит

спортивным играм как социальной форме организации совместной деятельности людей по достижению общей цели. Спортивную команду рассматривают как микросистему со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками. Поэтому исследование специфики социальной структуры спортивного сообщества представляет особый интерес для общественных наук.

В условиях разобщенности городской среды человек испытывает потребность в принадлежности к определенному сообществу, которое «представляет собой в определенной степени культурное образование, со своими стандартами, представлениями о должном, о приличиях и о том, что достойно уважения [2]». По мере своего взросления человек стремится к приобретению определенного статуса в сообществе. Период интенсивного формирования идентичности совпадает с подростковым периодом детства. Поэтому, в условиях городской среды, огромное значение для подростков приобретает доступность различных видов деятельности, что обеспечивает возможность человеку на этапе взросления иметь принадлежность к определенному сообществу, опираясь на индивидуальные потребности.

Одним из доступных видов спорта считается дворовый футбол. Информация на сайтах говорит об увеличении количества подростков, занимающихся футболом в дворовых командах различных регионов России. Изучение социального феномена детского дворового футбола в условиях современного российского города показало, что в Саратове подростковые дворовые клубы организованы во всех районах города. По данным областной ассоциации развития футбола и других видов спорта в городе насчитывается около 700 дворовых команд, которые объединяют свыше 7000 подростков. Из них более 1000 девочек защищают честь дворовых команд.

Исследование социальной структуры спортивного сообщества, играющего в дворовый футбол, позволяет характеризовать её как совокупность социальных отношений, продуцируемых институционализированными и самодеятельными формами футбола. К первым относятся спортивные секции по дворовому футболу, входящие в структуру детских юношеских спортивных школ, подростковых клубов, общеобразовательных учреждений районов города. Подростки, занимающиеся в данных организациях, подлежат учету и отражены в статистических отчетах соответствующих учреждений. Как правило, команды в данных организациях дифференцированы по возрасту и полу; тренеру отводится ведущая роль в процессе социализации; результативность целе-достижения фиксируется в официальных документах соревнований; игроки включены в процесс профессионализации в футболе. К неформальным формам относятся временные дворовые команды, образованные по месту жительства, обучения или отдыха подростков. Специфической особенностью временной дворовой команды является разновозрастной (от 10 до 28 лет) и разнополый состав. Как правило, процесс социализации осуществляется посредством сверстников, неформальных лидеров, статусно-ролевые отношения имеют неформальный характер.

Большую часть респондентов, использующих спорт как средство общения, составляют подростки, играющие в дворовый футбол. Около половины футболистов (46,5%) отметили, что их отношения с товарищами по команде основаны на дружбе, 28,3% - на доверии, 15,9% - на партнерстве, 14,7% - на соперничестве, 2,3% - на авторитете. Взаимопонимание между игроками достигается следующим образом: «объединяет игра в футбол» (Алексей, 15 лет, Ленинский район); «желание победить, быть лучшими на соревнованиях заставляет понимать друг друга, иначе не будет слаженности в команде» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район). Взаимодействие во время игры осуществляется с помощью разговора, жестов, эмоций (Иван, 16 лет, Заводской район), «если команда сыгранная, достаточно взгляда» (Михаил, 15 лет, Фрунзенский р-н). Умение понимать друг друга вырабатывается посредством специальных упражнений: «на тренировках мы выполняем упражнения, которые потом помогают лучше понимать другу друга в игре» (Михаил, 15 лет, Фрунзенский р-н).

Подростки, играющие в дворовый футбол, стараются сгладить конфликт или предупредить его в отличие от подростков, не играющих в футбол, которые любыми путями доказывают свою правоту или прекращают общение с этими людьми. Футболисты неоднозначно относятся к конфликтным ситуациям в команде: «да, конфликты нужны, так как они учат отстаивать свое мнение» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район); «помогают лучше понимать друг друга» (Алексей, 15 лет, Ленинский район); «нет, конфликты подрывают сплоченность команды» (Лариса, 15 лет, Заводской район). Большинство респондентов отметили, что конфликты в команде происходят редко, «часто возникают только в игре, а так нет» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район). Из тех подростков, которые указали на конфликты, больший процент составляют представители периферийных районов. Большая часть респондентов центральных районов (38,2%) указали на самостоя- 70 -

тельный способ разрешения конфликтов по сравнению с респондентами периферийных районов (27,5%), которые предпочитают разрешать конфликтную ситуацию посредством тренера, товарищей, капитана, родителей. Причиной конфликта подростки считают характер и личностные отношения: «бывают из-за характеров» (Ирина, 15 лет, Октябрьский район); «конфликт в своей команде может возникнуть в игре и из-за чего-то личного, но нельзя личное переносить на игру!» (Роман 2, 15 лет, Кировский р-н

Статусно-ролевые отношения футболистов в команде основаны на сущности игры. Существуют различия в динамике ролей игроков в классическом и дворовом футболе: «в классическом футболе сразу идет распределение ролей: защитник, нападающий, полузащитник, вратарь, на тренировках выполняются специальные упражнения в связках, индивидуальные» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район); «в дворовом футболе игроки бывают на всех позициях, игроков меньше, размеры площадки меньше, игра более динамичная» (Алексей, 15 лет, Ленинский район).

Капитан осуществляет руководство командой, «помогает в трудную минуту» (Оксана, 15 лет, Фрунзенский район); «выполняет больше работы, чем другие» (Роман 2, 15 лет, Кировский р-н); «улаживает ссоры» (Роман 1, 15 лет, Волжский район). По мнению респондентов, капитан команды должен обладать следующими качествами: «должен быть умным, иметь свое мнение в команде» (Михаил, 15 лет, Фрунзенский р-н); «лучше всех играть в футбол» (Роман 1, 15 лет, Волжский район); «развито мышление» (Иван, 16 лет, Заводской район); «дружелюбный» (Светлана, 16 лет, Волжский район); «ответственный» (Ольга, Ленинский р-н).

Ответы респондентов указывают на положительный эффект от общения с игроками другого возраста и пола: «общение со старшими приносит пользу для нас, общение с младшими полезно для них (Роман 1, 15 лет, Волжский район); «мы учимся у старших и учим младших» (Алексей, 15 лет, Ленинский район); «мы пример для младших» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район); «раньше мы только с мальчиками играли, команды были смешанные, нормально понимали друг друга» (Ольга, 15 лет, Ленинский район); «в игре все равны» (Татьяна, 15 лет Кировский район); «мальчишки, играя с нами (девочками) стараются ударить слабее» (Лариса, 15 лет, Заводской район).

Социальный контроль команда осуществляет через средства признания (поощрение действий игроков со стороны болельщиков, тренера, друзей, родственников, организаторов соревнований), отчуждения (наказание в виде порицания, отстранения от игры, перевода в «статус запасных игроков). Для подростков, играющих в дворовый футбол, такие средства поощрения как медаль, ценный подарок, приз, похвала тренера и товарищей имеет большее значение, чем для подростков, не играющих в дворовый футбол.

Более половины респондентов в процессе соревновательной деятельности не испытывают к противоположной команде чувство ненависти (52,4%) и зависти (80,4%). 35,7% подростков полностью согласны, что игроки других команд вызывают у них уважение за высокий уровень технического мастерства. Большая часть опрошенных (60,7% - согласны; 31,4% - отчасти согласны) относится к соперникам как к достойным партнерам, позволяющим им проявлять свои лучшие «бойцовские» качества. 76,2% подростков общаются с игроками других команд вне соревнований. Более трети респондентов охарактеризовали отношения с игроками других команд как приятельские (39,1%) и около половины - как дружественные (47,3%). Игроки в дворовый футбол определили неоднозначный характер отношений с соперниками: «в зависимости от того, как соперник себя ведет: если нормально, то отношусь с уважением» (Алексей, 15 лет, Ленинский район); «конфликты в основном возникают из-за нарушения правил соперником» (Иван, 16 лет, Заводской район); «иногда доходит до драк на поле, бывает и после игры - в раздевалке» (Роман 1, 15 лет, Волжский район); «отношусь с уважением, если нормально играют» (Роман 2, 15 лет, Кировский район).

Участие в соревнованиях является не только смыслом спортивной деятельности человека, но также средством достижения и демонстрации его успеха. Футболисты выразили следующее отношение к соревнованиям: «не волнуемся, просто играем» (Роман 2, 15 лет, Кировский р-н); «хочется выиграть, посмотреть уровень соперника» (Иван, 16 лет, Заводской район); «можно многому научиться у соперников, тому, чего нет в твоей команде» (Михаил, 15 лет, Фрунзенский р-н); «ждем, готовимся» (Светлана, 16 лет, Волжский район). 83,3% согласны, что соревнования позволяют продемонстрировать уровень своих спортивных достижений; 89% считают, что посредством соревнований можно проверить свои силы и силы соперника. 72,3% респондентов уверены, что соревнования предоставляют прекрасную возможность проверить уровень подготовки

всей команды и выявить сильные и слабые стороны. Для большинства подростков (60,4% респондентов согласны и 32,5% отчасти согласны) соревнования предоставляют возможность общественного признания (победить) и поощрения (получить приз). 61,8% респондентов выразили положительное отношение к соревнованиям, несмотря на присутствие в них конкуренции. Отрицательным эффектом соревнований подростки считают разный вклад членов команды в общую победу: 26,1% согласны и 41,2% отчасти согласны с мнением, что соревнования не нравятся потому, что победа зависит от всей команды, но не все игроки делают одинаковые усилия. Больший процент подростков (44,6 %), согласных с суждением, что соревнования не нравятся потому, что есть шанс проиграть, являются жителями периферийных районов. Футболисты указали на неоднозначное отношение к поражению в игре: «смотря, кому проиграли: если сильной команде, то не так обидно, если слабой, то обидно, но тоже польза - помогает проанализировать игру» (Игорь, 16 лет, Октябрьский район); «поражение - бывает - пройдет» (Иван, 16 лет, Заводской район); «после проигрыша собираешь себя в кучу» (Роман 1, 15 лет, Волжский район); «переживаешь сильно» (Татьяна, 15 лет Кировский район); «если проигрываешь слабой команде, то - плохо», проигрывать тоже полезно (Иван, 16 лет, Заводской район); «на долгое время не остается отрицательных эмоций» (Лариса, 15 лет, Заводской район).

Достижения в спорте подростки связывают со многими сторонами общественной жизни. По их мнению, самое большое влияние успехи в спорте оказывают на уровень самооценки. На это указали 61,5% респондентов, большая часть из которых проживает в периферийных районах 46% считают, что спортивные достижения влияют на будущую успешность в жизни. Из них больший процент ответов принадлежит мальчикам. 38,1% полностью согласны с мнением, что достижения в спорте влияют на отношения с товарищами. 37,4% подростков связывают успешность в спорте с авторитетом в семье и чуть меньше (34,7%) респондентов - с положением в сообществе, из которых наибольшее согласие высказали респонденты мужского пола и подростки, играющие в дворовый футбол. 6% опрошенных указали на другие значимые для них значения: на здоровый образ жизни, силу характера, интересность жизни, общее развитие, возможность заработать деньги, приобрести дружбу, отношения с другими людьми, поступление в ВУЗы, самодисциплину, уверенность в себе, физическое состояние, устойчивость к стрессам, успешность в работе и учебе, улучшение работоспособности.

Позитивное отношение респондентов к успехам своих товарищей и соперников позволяет говорить об уровне «достижительской культуры» [3] футболистов: «за «своих» радостно, стремление появляется быть таким же успешным» (Иван, 16 лет, Заводской район); «если есть друзья в команде соперника, то и за них радуешься» (Роман 2, 15 лет, Кировский р-н); «нужно радоваться любому успеху других и стремиться тоже к своему успеху» (Лариса, 15 лет, Заводской район).

Ценностные аспекты социальной структуры дворового футбольного сообщества в условиях городской среды способствует интеграции подростков путем представления неформальных правил поведения, основанных на специфики игры в футбол. Пространство детского дворового футбола посредством разных форм организации способствует адаптации игроков в сообществе. Самодеятельная дворовая команда регулирует взаимодействие между подростками разного возраста и пола. Удержание образца достижительской культуры осуществляется через трансляцию норм и собственное воспроизводство модели командной игры в футбол как социальной системы успешного сообщества. Характер социальных отношений в структуре детского дворового сообщества способствует индивидуальному и коллективному целедостижению, а также воспроизводству социального контроля над сохранением детства через средства ожидания, признания и отчуждения игроков. Взаимодействие подростков в дворовой футбольной команде способствует установлению взаимосвязей на микроуровне. Замкнутость социального пространства команды повышает эффективность действия установленных норм в сообществе. Соревновательная деятельность создает условия для образования взаимосвязей на макроуровне.

Литература

1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М., «Академия», 2001.- С. 45, 79-80.

2. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. Том 2. № 3.2002. С. 7.

3. Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. - М.: ООО «Солтэкс» при участи ООО «Невский простор», 2005. С.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.