Научная статья на тему 'Ценностные аспекты образования в информационном обществе'

Ценностные аспекты образования в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE-ORIENTED EDUCATION / COMPETENCE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Е. А.

Анализируются социально-экономические, философские и психологические основы компетентностно ориентированного образования (КОО) в информационном обществе. Раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция», предлагается модель компетентности субъекта, построенная в соответствии с идеей антропоцентризма, идеями концепции управления открытыми организационными системами и универсальными общесистемными закономерностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECTS OF EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY

Analysis of socio-economic, philosophical and psychological bases of competence-oriented education in the information society is presented in the article. The author reveals the essence of the notions «competence», «skills», the model of subject competence is given, built in accordance with the idea of anthropocentrism, the ideas of the concept of open organizational systems management and universal system regularities.

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты образования в информационном обществе»

УДК 370.02

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2011 Е.А.Самойлов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 17.05.2011

Анализируются социально-экономические, философские и психологические основы компетентностно ориентированного образования (КОО) в информационном обществе. Раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция», предлагается модель компетентности субъекта, построенная в соответствии с идеей антропоцентризма, идеями концепции управления открытыми организационными системами и универсальными общесистемными закономерностями.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностно ориентированное образование.

Вступление Человечества в информационную стадию развития сопровождается существенными количественными и качественными изменениями системных свойств нашего мира. Статистические данные, характеризующие жизнедеятельность современной цивилизации, вызывают обоснованную тревогу у специалистов разного профиля. Сегодня человечество рассеивает энергии 1013 Дж/год, в то время как ограничение по рассеиваемой энергии (теплу) составляет около 1014 Дж/год. Поэтому если люди в корне не прекратят использование неэффективных технологий и перейдут этот порог, то начнутся интенсивные процессы деградации, погибнет большое количество населения земного шара1. Известно, что биосфера не разрушается при взаимодействии с окружающей средой тогда, когда изъятая из кругооборота совокупность всего живого (первичная продукция био-ты) не превышает в год 1%. Современное человечество потребляет более 10% первичных продуктов биоты (земной растительности, древесины и др.). Таким образом, предел устойчивости биосферы превышен на порядок (там же). По различным данным, за счет использования не-возобновляемых источников энергии численность людей, в полной мере обеспеченных пищевыми и энергетическими ресурсами, максимально может составлять около 1 млрд. чел. Население Земли в начале XXI века насчитывало приблизительно 6 млрд. чел. Сегодня биосферный механизм обратной связи стремится ограничить численный рост человечества: вы-

0

Самойлов Евгений Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики и методики обучения физике факультета математики, физики и информатики, докторант Московского педагогического государственного университета E-mail: evge-samojlov@yandex. ru

1 Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные

закономерности: Вопросы управления сложными систе-

мами. - М.: 2003.

мирают нужные человеку животные и растения, падает продуктивность самых ценных для человека экосистем. Поэтому следует признать заблуждением встречающиеся рассуждения о том, что если увеличить количество сельскохозяйственных угодий в 3 раза, а урожайность в 7 раз, то можно прокормить 20 млрд. человек2. В современном обществе имеют место недопустимые материальные диспропорции как в сфере производства и питания, так и в распределении воды, чистого воздуха, земли, энергии, т.е. среды обитания в целом, что является источником нарастающих межгосударственных противоречий. К названному следует добавить катастрофическое ухудшение экологической обстановки и в природе, и в социуме. Доминирование в сознании большинства людей потребительских ценностей над нравственно-духовными ценностями приводит к обострению межнациональных, межконфессиональных, территориальных, криминальных и других конфликтов, которые сознательно провоцируются узкими псевдоэлитарными структурами. По мнению ряда ученых, сегодня многие наши беды связаны с утратой естественной потребности человека делать добро и при этом чувствовать самоудовлетворение.

Приведенные факты красноречиво свидетельствуют о том, что вступление современной земной цивилизации в информационную стадию своего развития сопровождается глобальным системным кризисом. Его масштабы побуждают человечество искать эффективные способы самоорганизации для выживания и дальнейшего устойчивого развития. Становится все более очевидной необходимость кардинальных изменений во всех сферах общества: экономической, политической, общественной, образовательной и др. Видные деятели науки, искусства, политические лидеры многих стран призывают ис-

2 Лесков Л.В. Знание и власть: Синергетическая крато-логия. - М.: 2001.

кать такие способы воздействия на людей, чтобы внутренний мир, духовность превратились в основную ценность каждого человека. Одним из возможных способов такого воздействия может стать использование в сфере производственных и социальных отношений, в системе образования таких характеристик субъекта деятельности, как «компетентность» и «компетенция». Их введение преследует цель стимулировать эффективную, адекватную современным реалиям управленческую, производственную, социальную, образовательную деятельность, развитие личностных качеств, значимых в информационном обществе и для субъектов, и для организаций, и для цивилизации в целом.

Анализ философских, социологических, психологических и дидактических исследований по данной проблеме позволяет определить содержание понятий «компетентность» и «компетенция» и установить их связь со знаниями, умениями и навыками3. С нашей точки зрения, компетентность - это интегральная характеристика эффективности деятельности субъекта, мера успешности достижения цели. В состав компетентности мы включаем четыре элемента: 1) личностные ценности, 2) социально-политические установки и ограничения, 3) базовую подготовку (знания, способы действий, опыт творчества), 4) компетенции. Компетенции определяются как комплексы разнородных личностных психических качеств (когнитивных, аффективных, волевых), обеспечивающие человеку сложные виды практически преобразующих действий и позволяющие достигать личностно значимых целей независимо от природы целей и социальной структуры, в которой он живет и работает.

Видно, что компетентность имеет: 1) ценностную составляющую (личностные и общественные ценности), 2) когнитивно-операционную составляющую (базовые ЗУН и приемы продуктивной деятельности), 3) действенно-практическую составляющую (компетенции). Первая составляющая подчеркивает, что эффективной признается лишь такая деятельность, которая не противоречит общечеловеческим ценностям и способствует гармоничному развитию взаимосвязанных систем Человек -Социум - Природа. Вторая составляющая компетентности обусловливает значимость в современном мире фундаментальной подготовки человека как основы для реализации личностного потенциала, для эффективного накопления индивидуального опыта нравственно-разумного преобразования мира. Необходимость в компе-

3Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: Социально-экономические, философские и психологические основания. Монография. - Самара: 2006.

тенциях как составляющих компетентности возникает у работников открытых организаций, находящихся в изменчивой окружающей среде, где царит случай, вероятность, где возможны различные альтернативные варианты развития событий. В этих условиях компетенции рассматриваются как средства самоорганизации личности в возникающих конкретных ситуациях жизнедеятельности. В качестве ключевых компетенций (то есть родовых качеств, которые важны и необходимы работникам большинства профессий и значимы для общества в целом на данном временном отрезке развития цивилизации) рассматриваются коммуникация, сотрудничество, лидерство и новаторство. Личностные ценности и социально-политические установки и ограничения являются системообразующим фактором компетентности субъекта. Личностные ценности - это то, что является значимым для индивида, что придает смысл его деятельности и является причиной его активности. Индивидуальные ценности, которые в психологии рассматриваются в качестве важнейшего элемента личности, тесно связаны с потребностями человека. Потребность - переживание человеком состояния нужды в чем-либо, основной источник активности личности. Потребности человека многочисленны и разнородны. Наряду с высшими (искусственными, идеальными) формами поведения, обусловленными влиянием усвоенных в процессе обучения элементов культуры, имеют место и натуральные формы поведения, диктуемые естественными потребностями организма (органикой). Флуктуации нормального ритма органической жизни индивида обусловливают неопределенность поведения человека как сложной системы. В мире широко известна иерархия потребностей, предложенная А.Маслоу4: 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребность в безопасности (чувство защищенности, свобода от страха и неудач); 3) потребности в принадлежности и любви (принадлежать общности, быть принятым и признанным); 4) потребность уважения (компетентность, достижение успехов, одобрение, авторитет); 5) познавательная потребность (знать, уметь, понимать, исследовать); 6) эстетическая потребность (гармония, порядок, красота); 7) потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие своей личности).

Известно, что онтогенетическое развитие человека можно представить как восхождение к идеалам культуры, как прогрессивное движение, которое описывается следующей последовательностью понятий: индивид, субъект дея-

4 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. -М.: 1999.

тельности, личность, индивидуальность. В соответствии с восхождением человека от индивида до индивидуальности изменяются и его потребности, эволюционируя от органических нужд к потребности в самоактуализации. Вершиной развития человека признается решение им проблем, имеющих значение для всего Человечества (то есть сверхличных задач). Многовековая история культуры свидетельствует о том, что личность обретается именно через работу над сверхличными задачами. «Она [личность] созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры»5. Только не думая о своей индивидуальности и работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Поэтому подлинный смысл принципа «будь самим собою» есть - «стремись к высшему, чем ты». Современный динамичный, непредсказуемый мир является источником многочисленных стрессов и страхов для человека. В этих условиях важнейшими личностными ценностями, придающими человеку устойчивость и душевное равновесие в жизни, являются, по мнению отечественного нейрофизиолога Е.Шапошникова, терпение, любовь, понимание других людей и стремление ладить с ними, вера в себя и в свои силы. Немецкий ученый В.Франкл добавляет к этому списку ценностей доброжелательность, увлечение творчеством, заботу о тех, кто более несчастен, чем ты (Цит. по Прангишвили, 2003).

Общественная значимость результатов деятельности человека является привлекательным личностным стимулом, что понимали идеологи Советского Союза. Однако сегодня в России этому стимулу, как правило, не уделяется должного внимания. Психологические исследования показывают: важный источник мотивации, который редко используется в образовании и на работе - чувствовать, что я создаю что-то стоящее6. С распадом СССР наиболее ощутимый урон нашему обществу был нанесен именно в нравственно-ценностной сфере. Девальвация социалистических ценностей и отсутствие высоких духовных альтернатив, интервенция низкопробных образцов массовой культуры и беспечность государственной политики в области средств массовой информации и в сфере управления, навязывание западной идеологии потребительства размывают моральные устои, подрывают нравственное здоровье нации, что во

5 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: 1995. - С.73.

6Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Вы-

явление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: 2002.

многом предопределяет критикуемое большинством граждан состояние российской экономики, образования и других элементов государственности. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие специалисты: «Самое страшное, что принесла наша перестройка -переориентацию сознания людей с производства материальных благ и справедливого его распределения на присвоение этих благ, не считаясь с законностью, моралью, совестью, нравственностью, религией и т.д. <...> Системный кризис в России, в первую очередь, проявляется в разрушении духовной основы жизни общества, психики человека, и это является первопричиной наших бед.<...> Потенциально в России здоровая нация, но ныне страдает беспамятством, презрением к ближнему и отсутствием всякой терпимости. В то же время Америка, в которой, как нам кажется, существует современная цивилизация, демонстрирует чудовищный уровень бескультурья»7.

В настоящее время жизненные ценности и идеалы людей: 1) вырабатываются не столько собственным осмыслением и личным опытом, сколько массированным воздействием средств массовой информации, большая часть которых разрушает и уничтожает системообразующие ценности российского общества; 2) прививаются порочной системой социального, экономического, политического управления. В результате для многих россиян значимым стало «искусство жить», глубинной основой которого является для большей части населения - потребность в выживании, а для меньшей части общества -ненасытная жажда потребления все более совершенных продуктов и благ. Это «искусство» есть отечественная «прохиндиада», которая выражается в том, что один обманывает другого, другой - третьего, третий - четвертого и т.д. В российском обществе сложилась губительная, разрушающая зависимость масштаба злоупотреблений от положения человека в «табели о рангах». Деидеологизация отечественной системы образования, стагнация молодежных организаций и движений, отсутствие привлекательной общенациональной идеи, позволяющей объединить общество, являются причинами, но не могут служить оправданием того, что сегодня формированию личностных ценностей учеников в отечественной школе не уделяется должного внимания. Любая эффективная модернизация общества вообще и школы в частности начинается с изменений именно в сфере личностных ценностей. Нравственный стержень, духовность, моральный облик, высокие потребности являются основой самоорганизации и самореа-

7 Прангишвили И.В. Энтропийные.. - С. 14, 191, 396.

лизации человека, а значит, оптимального развития производственных и общественных организаций и устойчивости цивилизации.

В Законе об образовании Российской Федерации зафиксировано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней8. Психологические исследования показывают (Дж.Равен, 2002), что люди чаще всего не осознают свои глубинные цели и интересы. Формирование нравственно-ценностной сферы ученика, воспитание у него потребностей высокого уровня, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, побуждение ребенка к рефлексии и самоанализу личных ценностей являются важными задачами школы. С другой стороны, приведенная трактовка образования обязывает педагога проектировать учебный процесс с учетом наличных потребностей (интересов, ценностей) ученика. «Ребенка интересует то, что имеет для него жизненно-практическую ценность, что может быть им непосредственно использовано в его действии. Только ради познания этого ему полезного готов он самостоятельно развивать ту деятельность, которая необходима для достижения знания» (Гессен, 1995, с.280). Традиционная школа, построенная на принципах классической бюрократии, не придает большого значения этим факторам. Еще Д.И.Писарев отмечал, что «ученик является в школе пассивным лицом. Научные истины лежат в его голове без движения, в том самом виде, в котором они положены туда преподавателем или руководством. Урок сам по себе, а жизнь сама по себе»9. И сегодня в дидактических и методических публикациях нередки высказывания подобного характера: «Большинство уроков начинается с того, что учитель сообщает учащимся план урока, ставит цель и всеми средствами побуждает и принуждает к достижению этой цели. Но это цель учителя, а не учащегося. Школьники на таких уроках не видят смысла учения, не осознают своих перспектив».

С нашей точки зрения, бесспорным педагогическим фактом является то, что многие современные школьники не видят смысла учения и не осознают своих перспектив. Эта проблема связана именно с недоработками школы в эмоционально-ценностной сфере. Анализ своих по-

8 Закон РФ «Об образовании» // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: 2003. - С.483 - 500.

9 Писарев Д.И. Реалисты (1865 г.) // Собрание сочи-

нений в трех томах. - М.: 1981.

требностей, въдение их места в иерархии общечеловеческих ценностей, оценка их влияния на собственное развитие в ближайшей и долгосрочной перспективе - эти виды рефлексии, эти смысловые аспекты учения представляются важными ресурсами в развитии компетентности учеников. Но вместе с тем, нельзя согласиться с идеей, которая просвечивает в приведенном высказывании, что постановка целей урока, разработка его плана должны осуществляться учениками, поскольку это придаст смысл учению и снимет необходимость внешнего принуждения, стимулирования школьников. Воспитание не может не быть принудительным. Школа по своей природе гетерономна, и ее важнейшая функция заключается в том, чтобы воспитать в учениках уважение к законам и нормам общества. Воспитание свободного человека не исключает, а предполагает дисциплину как педагогически обоснованное принуждение, имеющее своей целью организацию для получения максимального эффекта. Поэтому цели урока предписываются ученикам извне, а инициатива и свобода предоставляются им в осуществлении этих целей, в выборе средств, необходимых для решения поставленной уроком задачи. Мы солидарны с С.И.Гессеном в том, что суть современного урока - не в аккуратном повторении учеником того, что рассказано учителем, а в определенности постановки целей, в требовании точного решения задач урока и наряду с этим в самостоятельности выбора пути, ведущего к достижению цели. Школе, безусловно, следует идти навстречу возникшему у ученика естественному желанию к самостоятельной творческой работе, особенно в старших классах. «Но эта работа должна тогда быть подлинно автономной и протекать в рамках самостоятельных организаций учащихся - научных, художественных и технических кружков, в которых учитель является уже не руководителем работы, а только ее кри-тиком»10. Образовательная парадигма в информационном обществе призывает учитывать своеобразие и уникальность любого ребенка. Когда учащиеся принимают поставленную учителем цель, все же каждый из сидящих на уроке учеников воспринимает этот урок по-своему. Включение личностных ценностей школьника в структуру компетентности как интегральной характеристики эффективности деятельности субъекта побуждает учителя к личностно ориентированному преподаванию, а ученика к самоопределению и самоорганизации.

Итак, значимость человека определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, диапазоном его общественных ин-

10 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: 1995. - С.125.

тересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом. Определяющее влияние на становление личностных ценностей, а значит, и на качество поведения человека оказывает окружающая его социальная среда. Это обусловливает включение в структуру компетентности следующего элемента. Социально-политические установки и ограничения - это принципы и модели поведения, принятые в обществе и референтной группе, мнение которой значимо для субъекта. Установки трактуются как психические механизмы, детерминирующие изменение, сохранение и устойчивость протекания деятельности субъекта. Понятие установки используется для обозначения обусловленного прошлым опытом состояния готовности действовать тем или иным образом. Введенное в ХХ веке понятие социальной установки описывает субъективные ориентации индивидов как членов конкретных социальных групп на определенные общественные ценности, предписывающие социально принятые способы поведения. Социально-политические установки и ограничения представляют собой многоуровневый, многоплановый и многофункциональный комплекс. В его составе выделяются такие компоненты: 1) информационная - принятые в обществе или социальной группе взгляды на мир, на место и роль человека в нем; 2) эмоционально-оценочная - симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам; 3) поведенческая - готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл11. Любой социальной группе (семье, молодежному объединению, политической партии, народности, нации и пр.) свойственны специфические комплексы установок. Более того, каждой эпохе присущи обобщенные социальные установки, которые складываются в процессе жизнедеятельности Человечества и определяются особенностями его экономического и культурного развития.

В индустриальном обществе в условиях свободного рынка правит бал не умнейший и нравственно высокий, а сильнейший в сфере бизнеса, который все усилия направляет на удовлетворение искусственно создаваемых потребностей. «В обществе потребления для достижения более высокого общественного статуса необходимо покупать все больше материальных благ, играющих роль символа богатства, которые формируют общественное мнение. Большой дом, яхта, машины, охрана, большой штат обслуживающего персонала являются символами богатства»12. Н.А.Бердяев писал в 40-е годы XX века, что «...в нашем мире иерархия ценно-

11 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: 1990.

12 Прангишвили И.В. Энтропийные..

стей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено. Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине. Духовная культура задавлена. Ставится вопрос даже не о ценностях, творимых человеком, а о ценности самого челове-ка...»13. Для капиталистической формации установлена закономерность ослабления власти коллектива над индивидом по мере роста производительности труда. Человек все меньше подчиняется решениям или правилам игры коллектива и ради собственной выгоды начинает свою индивидуальную игру, часто не считаясь с правилами морали и требованиями коллектива. Однако накапливающиеся изменения в мире, появляющиеся противоречия приводят к трансформации социальных установок. Эволюция социума заключается в эволюции его сознания. Перед лицом глобальных угроз и проблем гармоничное объединение человечества связывается с формированием новой системы общественных ценностей.

Одна из энтропийных закономерностей состоит в том, что сегодня в мире разные представители социума не могут иметь общие глобальные ценности и поэтому не могут сосуществовать без конфликтов друг с другом. Устойчивое развитие общества связывается с уменьшением частоты, амплитуды и разрушительной силы этих конфликтов посредством поиска общих интересов. Современная концепция «культуры мира» ставит своей целью построить мир, в котором все богатство разнообразия национальных культур, цивилизаций, религий или конфессий существовало бы во взаимопонимании, терпимости и солидарности (Прангишвили, 2003).

Переход современной цивилизации от индустриальной стадии к информационной стадии развития сопровождается кардинальным изменением комплекса обобщенных социально-политических установок. Сегодня переосмысливается содержание базовых понятий, описывающих отношения в обществе и организациях: гражданин, руководство, управление, бюрократия, принятие решений, демократия, равенство, участие, ответственность, подотчетность, делегирование полномочий14.

13 Тарасов Л.В. Размышления о школе и школьных учебниках // Сборник методических материалов: Теория и практика психолого-педагогического обеспечения модели общего образования «Экология и диалектика». - М.: 1993. - С.54.

14 Титов К.А., Виттих В.А. Концепция организации процессов управления в регионе. Препринт. - Самара: 2005.

Таб. 1. Приоритетные ценности в информационном обществе (современные социально-политические установки)

№ Философский аспект Социально-экономический аспект Список Совета Европы

1 Личная ответственность за свою судьбу и судьбу общества. Направленность на бесконфликтное сосуществование и сотрудничество. Социальная активность, инициативность. Чувство ответственности, личная дисциплина. Служение общему делу. Работа в группе, командный дух. Инициативность. Политические и социальные. Брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем.

2 Признание достоинства и значимости каждого человека. Приоритет человека перед государством. Жизнь в соответствии с нравственными нормами, служение людям, без чего человек обречен на духовное опустошение. Интерес к механизмам работы организации и общества. Размышления о возможном влиянии общества и организации на человека и о роли человека в них. Сотрудничество, взаимопомощь, согласованность. Жизнь в многокультурном обществе. Понимание различий рас, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий.

3 Стремление человека к конструктивной коммуникации для эффективного личного самоопределения. Конструктивная коммуникация. Общение. Владение языками, устной и письменной речью.

4 Направленность человека на поиск самого себя, на раскрытие своих возможностей. Непрерывное самоусовершенствование на протяжении всей жизни. Направленность человека на творчество. Стремление к личному совершенству, к самообразованию. Самостоятельность, самоорганизация, самоуправление. Изобретательность, новаторство. Самообразование. Желание и способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни.

5 Информационная культура. Информационная культура. Владение новыми информационными технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с переосмыслением того, что для него значимо. Поэтому его поведение изменяется. Высшей ценностью в информационном обществе признается человек. В комплекс приоритетных ценностей следующего ранга включаются элементы, представленные в таб. 1. В первый и второй столбцы этой таблицы включены группы ценностей, которые выделены нами в ходе философского и социально-экономического анализа проблемы. В третий столбец помещен список ценностей, приоритетных в современном обществе с точки зрения Совета Европы15. Анализ таблицы позволяет обнаружить соответствие между этими списками ценностей. Вот почему эти ценности можно рассматривать в качестве социально-политических установок, адекватных современным реалиям в мире. Приоритетные в обществе социально-политические установки и ограничения в значительной степени определяются менталитетом, особенностями нации, ее местом и ролью в истории. Неэффективность в информационном обществе бюрократической формы управления научно обоснована. Формальные

15 Шишов В.С., Кальней В.А. Школа: мониторинг ка-

чества образования. - М.: 2000.

процедуры не только приводят к бесполезной трате огромных ресурсов, но и подрывают нормы морали и, в сущности, учат людей тому, что эффективность не имеет значения и что гораздо важнее уметь играть в игры «управленческой машины»16. Бюрократическое управление, окрашенное российской спецификой общественных отношений, создает серьезные ограничения для развития, конкурентноспособности российской системы образования и страны в целом. По данным социологических исследований, сегодня в российском обществе сформировались две полярные модели ценностных ориентаций, две группы общественных установок, одна из которых характеризуется коллективизмом и государственным патриотизмом, а другая - индивидуализмом, стремлением достичь личного успеха, потребительством и бездуховностью. С сожалением приходится констатировать, что потребительство, добывание материальных ценностей, борьба только за собственное благополучие вытесняют дружбу, любовь, заботу, взаимосочувствие. Для прогресса богатой природными и людскими ресурсами России, для выхода ее из системного кризиса необходимо, в первую очередь, возрождение духовного потен-

16 Равен Дж. Компетентность в современном ....

циала страны. Представляется важным связать концепцию устойчивого развития с формированием нравственных ценностей, ориентирующих на выживание всего человечества, но при условии соблюдения национальных интересов России (Прангишвили, 2003). Формирование новых гуманистических ценностей в российском обществе, установка на культуру достоинства и может стать той национальной идеей, в которой так нуждается наш народ. Личность с высоким уровнем самосознания и достоинства беспредельно любит свою страну и одновременно уважает представителей других наций. Индивид, нация, государство должны действовать последовательно из интересов человечества, государства, нации, общества, семьи и, наконец, из личных интересов. Только этой последовательности следует отдавать предпочтение, иначе произойдет деградация государства, нации и личности. Гармонизации межличностных отношений способствуют внутренняя уравновешенность, самообладание, терпимость и рассудительность. Быть активным, инициативным, нетерпимым к недостаткам в общественном устройстве (к социальным, производственным и другим противоречиям), не бояться влиять на руководство и брать ответственность на себя, стремиться к конструктивному общению, к нововведениям, которые улучшают жизнедеятельность - все эти установки означают сегодня «выдавливать из себя по капле раба». «Граждане страны должны иметь реальную возможность воздействовать на всех должностных лиц государства. <...> При ухудшении основных социально-экономических показателей и снижении жизненного уровня людей властная элита должна автоматически уходить и уступать место более прогрессивной властной элите, умеющей находить эффективные механизмы повышения уровня жизни народа» (Прангишвили, 2003, с.134). Поскольку ныне существующая в стране форма управления ограничивает возможности системы образования, профессиональная компетентность преподавателя зависит, помимо прочего, и от его активной позиции и способности влиять на социальные процессы. Дж. Равен придерживается похожей точки зрения, но высказывается по этому поводу еще категоричнее. По его мнению, устарело представление о том, что «преподаватель как гражданин имеет право искать способы влияния на общепринятые убеждения и социальные процессы, но такое влияние не входит в его профессиональные обязанности». Профессиональная компетентность преподавателя, в первую очередь, определяется именно этими социальными и гражданскими убеждениями и процессами (Равен, 2002, с.105).

С содержательной точки зрения, смысл ком-петентностно ориентированного образования состоит в смещении центра тяжести с усвоения ЗУН на формирование у обучающихся ценностных компонентов содержания и накопления опыта продуктивной деятельности. Если традиционная школа ориентирует ученика, главным образом, на знания, а в развивающих технологиях обучения приоритет отдается способам действий и опыту творчества, то КОО во главу угла ставит гуманистические ценности и эффективность деятельности.

Выводы.

1. Приоритет материально-потребительских ценностей над духовно-нравственными ценностями является главной причиной глобальных противоречий и системного кризиса современного Человечества. Восстановление утраченного равновесия социума и природы связывается с ростом внутренней свободы каждой личности. С позиций теории нравственного образования, внутренняя свобода обретается в процессе работы над сверхличными задачами. Только забывая о себе в ходе разрешения - в силу своих возможностей - общечеловеческих (сверхличных) противоречий, человек находит себя. С философской точки зрения, личная свобода осуществляется через расширение (универсализацию) личной ответственности и через интерпретацию своей деятельности в контексте всеобщей взаимосвязи.

2. Возлагание каждым гражданином ответственности на себя по собственной воле за свою судьбу и будущее Человечества является необходимым условием повышения негэнтропии (порядка) в обществе, т.е. его самоорганизации как сложной открытой системы.

3. С точки зрения синергетической концепции в теории управления, для самоорганизации системы необходимо преднамеренно ввести в нее и поддерживать с помощью управляющих воздействий желаемые притягивающие инвариантные многообразия в пространстве состояний, на которых естественные свойства объекта наилучшим образом согласуются с требованиями задачи управления. Остро необходимыми управляющими воздействиями на общество сегодня представляются: пропаганда высоко нравственных личностных ценностей (таб. 1); утверждение адекватных требованиям времени общественных установок (т.е. современная трактовка базовых социальных понятий - гражданин, работник организации, ответственность, бюрократия, демократия и др.); стимулирование масштабных нововведений в системе управления экономикой, общественной сферой, образованием, привлечение широкого круга граждан к созданию современных эффективных

общественных механизмов для решения глобальных проблем, которые всегда будут преследовать Человечество; использование современных характеристик эффективности деятельности субъекта (компетенция, компетентность) для отбора людей на ключевые позиции в экономике, в политике, в общественном управлении; разработка и реализация новой образовательной парадигмы, соответствующей идее самоорганизации социума.

4. Требованием задачи управления в условиях глобализации является дальнейший прогресс и устойчивое развитие общества. Решение этой задачи связывается с нацеленностью каждого человека на максимальное раскрытие своих возможностей, на поиск такой сферы приложения своих сил и способностей, в которой

он мог бы добиться наибольшей компетентности (достичь наивысших результатов). Значит, поиск и развитие каждым человеком своей уникальности, индивидуальности - его естественных личностных свойств - наилучшим образом согласуется с требованиями задачи общественного управления в современном мире.

5. Компетентностно ориентированное образование (КОО) - это целостное воспитание человека, его потребностей, нравственности, интеллекта, воли; это такой вид образования, который исходит из гуманистических общечеловеческих ценностей, учитывает внутренние потребности и ресурсы обучающихся и нацеливает их на максимально эффективную ответственную деятельность в динамичном мире на протяжении всей активной жизни.

VALUE ASPECTS OF EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY

© 2011 E.A.Samoilov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Analysis of socio-economic, philosophical and psychological bases of competence-oriented education in the information society is presented in the article. The author reveals the essence of the notions «competence», «skills», the model of subject competence is given, built in accordance with the idea of anthropocentrism, the ideas of the concept of open organizational systems management and universal system regularities. Keywords: competence-oriented education, competence, skills.

Evgeny Andreevich Samoilov, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of general physics and methodology of teaching physics faculty of mathematics, physics and computer science, PhD student of the Moscow state pedagogical university E-mail: evge-samojlov@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.