Научная статья на тему 'Ценностные аспекты досуговой культуры старшеклассника'

Ценностные аспекты досуговой культуры старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
285
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / THE SCHOOL AGE / CULTURE / LEISURE / FREE TIME / SPARE TIME / LEISURE CULTURE / VALUE / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антонова Людмила Юрьевна

В статье рассматриваются особенности старшего школьного возраста, компоненты досуговой культуры, ценностные аспекты старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable aspects leisure of culture of the senior pupil

In article features of the senior school age, components leisure cultures, valuable aspects of senior pupils are considered.

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты досуговой культуры старшеклассника»

УДК 374.32

Л. Ю. Антонова

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА

В статье рассматриваются особенности старшего школьного возраста, компоненты досуговой культуры, ценностные аспекты старшеклассников.

In article features of the senior school age, components leisure cultures, valuable aspects of senior pupils are considered.

Ключевые слова: старший школьный возраст, культура, досуг, свободное время, досуговая культура, ценность, ценностные ориентации.

Keywords: the school age, culture, leisure, free time, spare time, leisure culture, value, valuable orientations.

Современное качественно новое информационное, экономическое состояние общества обостряет потребность в более кропотливом познании личности, возникает необходимость помочь каждому молодому человеку стать субъектом собственной жизни, реализовать стремления к самоопределению, самореализации, самосовершенствованию, овладению культурой общения, поведения, организацией досуга. Все это делает проблему педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций, досуговой культуры школьников не просто актуальной задачей, но и социально значимой характеристикой учебно-воспитательного, творчески познавательного процесса как школы, так и любого воспитательного, досугового учреждения.

Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период развития от 14 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников 8— 11-х классов общеобразовательной школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психологической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.

Этот возрастной период - один из самых благоприятных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей среды. Именно жизнь как отдельный особенный объект, как наивысшая ценность является постоянным предметом осмысления старше-

© Антонова Л. Ю., 2010

классника. Старший школьный возраст - период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать, по сравнению с подростком, в обществе, коллективе. Положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии личности учащихся 8-11-х классов [1].

Период социального становления человека приходится на годы его обучения в старших классах. Общим для всех старшеклассников является неумение работать над собой. В целом эрудиция молодых людей в вопросах этики не всегда соответствует принятым нравственным нормам и правилам в обществе. В некоторой степени эти нормы и правила разрабатывают сами школьники, определяя для себя ценностные аспекты жизнедеятельности. Осмысление своих социальных функций, соотносимость их с нравственными принципами - трудная задача для современного школьника, так как он не владеет способами ее решения.

В этот период отчетливо выявляются два направления в действиях старшеклассников: стремление к общению, позволяющему с помощью суждений других проверить свои взгляды, оценки, и стремление к обособленности, для того чтобы сосредоточиться на своих мыслях, чувствах, действиях, переработать накопленные впечатления.

В период ранней юности, благодаря социально-психологической природе этого возраста, складывается созданный своими представлениями и познаниями образ жизни. Он становится образцом для повседневной реальности, он выступает как модель для уже начатого построения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника для создания идеального представления.

В старшем школьном возрасте, когда только происходит формирование нравственных норм, ценностных ориентаций, а жизненная позиция находится на стадии формирования, одну из проблем представляет неспособность старшеклассника проанализировать ситуацию, неумение вовремя остановиться и самостоятельно, повинуясь не только чувствам, но и разуму, занять правильную, достойную позицию. Жизненная позиция проявляется в психической установке на определенный стиль отношений, это реакция личности, которая имеет два аспекта: внутренний - мировоззренческий и внешний - деятельностный. Мировоззрение человека - это предельно обоб-

щенный взгляд на окружающий мир и самого себя, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий. Мировоззрение как внутренний аспект жизненной позиции движущим фактором развития имеет самосознание и самопознание, а в целом определяется сознанием человека. Выбор включает в себя способ осуществления поступка (собственно действие, его оценку и, в зависимости от этого, личностную самооценку). Таким образом, осознанный выбор - это определенное решение, являющееся результатом деятельности сознания, которая включает в себя процессы сравнения, абстрагирования, обобщения и оценки.

Старший школьный возраст - это не только переходный возраст в плане физиологического развития, но это и качественно новый этап нравственного и социального становления личности, когда на смену чувствам защищенности, беззаботности приходят самостоятельность и личная ответственность за свои слова и поведение. Помочь семье и школе развить эти социально значимые качества личности - одна из важнейших задач досуговых внешкольных учреждений. Степень развития и согласованности этих сфер будет выступать критерием сформированности осознанного выбора жизненной позиции, а также досуговой культуры.

В формирование досуговой культуры старшеклассников входит система различных подходов и понятий.

В понятии «досуговая культура» есть две составляющие: «культура» и «досуг», или «свободное время».

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Каждое поколение формирует, воспроизводит её, передаёт следующему поколению, она не передаётся биологическим путем, этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Культура скорее определяет условия, при которых удовлетворяются побуждения человека. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных

видов поведения и опыта людей. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры различны. Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией «обрезков и лоскутков», не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, так как культура выступает мощным фактором социального развития. Она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Особенно это важно для молодого человека. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Ее значение в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т. д.

Культура создается индивидуальностью, личностью, обладающей своим местом в иерархии иных духовных существ, она обращается к лич-

ности. Культура качественна, аристократична, иерархична. Культура развивалась благодаря досугу, благодаря возможности проявить творческую избыточность, она предполагала неравенство. Культура никогда не существовала для всей массы человечества и никогда не была удовлетворением ее запросов и требований.

Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессиональных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социологическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры [2].

Различные концепции досуга («деэнергиза-ции», «подготовки к жизни», «суммирования», «рекреации» и т. д.) исходят из того, что досуг - культ спонтанного, область игры, раскованного творческого воображения. Досуг предполагает изменение искаженной социально, ролевой, функциональной детерминации человека.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом заключается социальная роль досуга. Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

У каждого молодого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий.

Проблема формирования досуговой культуры является весьма актуальной в силу изменчивости содержания идеалов, в попытках начального самоутверждения молодого человека, в связи с этим возникает трудная задача разработки содержательных аспектов досуговой деятельности, направленных на формирование досуговой культуры, а также создание условий интериоризации идеалов и ценностей школьниками.

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности, и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то, естественно, приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиологии, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсирован опыт прошлых поколений, и одновременно они воплощают устремленность культуры в будущее. По-

этому ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность [3].

Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А. И. Божо-вич - «жизненной позицией»; А. Н. Леонтьев -«значением» и «личностным смыслом»; В. Н. Мя-сищев - «психологическими отношениями» [4].

Ценность освещает всю жизнь человека, определяет ведущие мотивы, психологические отношения, жизненные цели и общие мировоззренческие ориентиры. Ценности не являются упорядоченными, неизменными, их перестройка, переосмысление и переформулировка возможны.

Д. А. Леонтьев указывает на то, что ценности «не эгоистичны». Он справедливо отмечает при этом, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне» [5].

С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность -значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [6].

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А. Н. Леонтьев отмечал: «...это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».

С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации - это «основной канал усвоения духовной культуры общества,

превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [7].

Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости [8].

Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

У каждого молодого человека может существовать своя система ценностей, которые выстраиваются в определенные взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.

В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориента-ций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность старшеклассника.

Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое [9].

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу специфики ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования [10].

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфе-

ре деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы [11].

Одной из особенностей психики молодого человека старшего школьного возраста является стремление к познанию, поиску неизвестных и непонятных для него моментов в жизни, и, как правило, это знания он старается находить сам через общение со сверстниками, друзьями и близкими по духу ему людьми.

При создании условий для осознания и развития старшеклассником своей системы ценностей педагогу-организатору досуговой деятельности необходимо учитывать не только внешние факторы, но и потенциальные возможности учащихся. Важно постараться определить, членом какой или каких общностей молодой человек себя в первую очередь ощущает, выявить наличие или отсутствие острых противоречий между ценностями этих социальных групп.

Члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Досуговая деятельность сплачивает молодых людей, прививая им общие взгляды, общую систему ценностей, тем самым способствует формированию досуговой культуры в своей возрастной группе - старшеклассников.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходят изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Формирование досуговой культуры включает в себя усвоение различных культурных ценностей, таких, как культура поведения, общения, культура проведения свободного времени.

Примечания

1. Каменская Е. П. Морфофункциональные и психофизиологические особенности старшеклассников 16-17 лет в зависимости от типа обучения. Тюмень, 2002. С. 5.

2. Голубцова Г. В. Социальные технологии в сфере культурно-досуговой деятельности различных со-

А. К. Витязев, Г. Л. Борозинец. Об управлении социальным здоровьем

циально-демографических групп // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: материалы науч.-практ. конф. Курск, 25-27 апреля 2001 г. Курск, 2001. C. 10.

3. Шаров А. А. Исследование ценностных ориен-таций. URL: www.psyadvise.ru

4. Там же.

5. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. С. 40.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 36.

7. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63.

8. Шаров А. А. Указ. соч.

9. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 99.

10. Там же.

11. Там же. С. 100.

УДК 316: 613.885

А. К. Витязев, Г. Л. Борозинец

ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Управление здоровьем выступает составной частью управления качеством общественной жизни, ее производства. Здоровье также может служить комплексным динамическим показателем общественного производства.

Health management is a component part of the management of the social life quality, its production. Health can also serve as a composite dynamic index of social production.

Ключевые слова: производство жизни (благ и человека), социальное управление, динамическое равновесие, социальная болезнь, социальное здоровье, управление здоровьем.

Keywords: life, welfare and human being production; social management; dynamic equilibrium; social disease; social health; health management.

To, что мы сегодня называем управлением (менеджментом), зародилось во времена промышленной революции. Тогда развитие индустриального производства привело к тому, что перед частными владельцами фабрик и заводов встала проблема обеспечения слаженной работы огромных коллективов. Ее решение вызвало появление промежуточного управленческого звена, которое разрослось до уровня современных управленческих структур - составных частей любого крупного производства. Примерно в это же время наука освободилась от философского плена, и

© Bитязeв А. K., Бopoзинeц Г. Л., 2010

управленческая мысль приняла научную форму. Появившейся науке управления вскоре стали тесны рамки менеджмента, ведь в ней выросли такие дисциплины, как государственное управление, муниципальное управление и социальное управление. Изменился в глазах исследователей и объект управления. Он стал шире: материальное производство оказалось в нем лишь составной частью воспроизводства жизни - обособившейся (гипостазировавшейся) части мира, именуемой обществом. Ну и, конечно же, история общественного управления не могла не идти в ногу с общественной историей и историей человечества. Понимая под человечеством не человека вообще, а нечто системное, единое множество конкретных людей, существующее в пространстве и времени, не следует отрывать это нечто от продуктов человеческой жизнедеятельности - культуры, следовательно, от той среды, что человечество создает для себя, преобразуя первую природу. Эволюция данного преобразования, стало быть, раскрывает программу развития и процесса становления человечества, и процесса гипостазирования, отпадения, выделения человеческого мира из природы. Она, эта эволюция, как исторический путь, если не таит в себе предпосланной, априорной генеральной мысли, идеи, то раскрывает способность идти как бы ощупью. Последнее обстоятельство не исключает апостериорного, ретроспективного анализа, следовательно, мышления, которое, отталкиваясь от произошедших событий, свершившихся фактов и забегая вперед, наводится на предпосылку - веер вероятностных событий и возможностей действовать, влиять на действительность и таким образом на эволюционный путь социальной жизни, его направления. Выбирая направление собственной эволюции и, таким образом, влияя на эволюцию отпавшего мира, человечество управляет ими. При этом управленческие мысли (программы) и преобразовательные действия человечества связаны прямой и обратной связями с мировым объектом и как предметом труда, и как продуктом труда. Посредством мысленных и практических действий проект, образ желаемого или ожидаемого будущего накладывается на действительность и, осуществляясь, внедряясь, в нужном направлении изменяет ее. Проект несет в себе историческую перспективу -не вероятное, а вершимое будущее, то, что планируется, ожидается воспринять ретроспективно. Из сказанного вытекает, что реальная история общества совершается не сама по себе, независимо от чего-либо, но при участии согласованно или рассогласованно взаимодействующих масс как движущих сил по реализации вынашиваемых проектов жизни. Так, в переходный период 1917-1920 гг. в России каждый класс, а их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.