Научная статья на тему 'Ценностное размежевание политических партий в современной России'

Ценностное размежевание политических партий в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
586
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА / ЦЕНТРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / POLITICAL VALUE OF POLITICAL PARTIES / CONTEXT ANALYSIS METHOD / CENTRALISM OF POLITICAL VALUE OF POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чуаньлинь Н. А.

Ценностные ориентацииполитических партий фундаментальные представления о принципах организации ипостроении социальной и политической реальности, которыми руководствуются партии в своей деятельности и на которые они опираются при принятии политических решений. В статье проведен сравнительный анализ политических ценностей предвыборных программ двух партий, которые участвовали в выборах депутатов Государственной думы РФ в 1999, 2003 и 2007 годах: «Единая Россия» и КПРФ. В их предвыборных программах имелось значительное сходство политических ценностей, которые доминировали в политическом пространстве постсоветской России, именуемом центризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value demarcation of political parties in contemporary Russia

Political value of political parties is basic conception on the organizing principle and building society of political parties. By political value political parties orientate theirs political activities and make political decisions. From the point of difference between political value of political parties in contemporary Russia, and by the Program of Duma election in1999, 2003 and 2007, author researches the difference of political value of 2 political parties: United Russia and Communist Party. The difference between political value of political parties in contemporary Russia is still similar. It is called Centralism of political value of political parties.

Текст научной работы на тему «Ценностное размежевание политических партий в современной России»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

1. Энциклопедия военной мысли. — М. : ЭКСМО, 2002. — 736 с.

2. Толстой, Л. Н. Патриотизм или мир [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. — Режим доступа : http://www.krotov.info/librarv/ 19_t/tol/stoyl_06.htm.

3. Катеб, Дж. О патриотизме [Электронный ресурс] / Дж. Ка-теб. — Режим доступа : ht.t.p://www.inlibert.y.ni/library/study/91/.

4. Львов, В. С. О неестественности природы патриотизма [Электронный ресурс] / В. С Львов. — Режим доступа : http:// zhurnal.lib.ru/l/lxwow_w_s/oneestestwennostifenomenapatriotiz ma.shtml.

5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов канонические с параллельными местами и приложением. — М. : Российское Библейское Общество, 2004. — 925 с.

ЛИБЕРОВ Юрий Александрович, пастор Омской церкви Евангельских христиан «Свет Христа». ЩЕГЛОВ Александр Фёдорович, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: a_scheglov31 @mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2010 г.

© ЮА. Либеров, А.Ф. Щеглов

удк 3291/8 (47): 129 ЧУАНЬЛИНЬ НА

Омский государственный педагогический университет

ЦЕННОСТНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ценностные ориентации политических партий — фундаментальные представления о принципах организации и построении социальной и политической реальности, которыми руководствуются партии в своей деятельности и на которые они опираются при принятии политических решений. В статье проведен сравнительный анализ политических ценностей предвыборных программ двух партий, которые участвовали в выборах депутатов Государственной думы РФ в 1999, 2003 и 2007 годах: «Единая Россия» и КПРФ. В их предвыборных программах имелось значительное сходство политических ценностей, которые доминировали в политическом пространстве постсоветской России, именуемом центризмом.

Ключевые слова: ценностные ориентации политических партий, метод контент-анализа, центризм политических партий.

Ключевым фактором, своеобразным «ядром» предопределяющим изменения, происходящие в политической системе современного российского общества, является система ценностно-нормативных ориентаций политических партий как на поведенческом, так и на институциональном уровнях. Система ценностно-нормативных ориентаций задает пределы, границы трансформации такой институциональной подсистемы, как политические партии, и поэтому во многом определяет сущность и направления их трансформации. Вместе с тем результативность трансформационного процесса также зависит от характера и интенсивности изменений ценностной системы общества, которая способна выполнять роль катализатора, ускоряющего политические процессы, так и барьера, существенно замедляющего их. Игнорирование основных особенностей ценностной системы, в частности, не только влечет за собой возникновение разного рода институциональных искажений, но и в целом влияет на дисфункци-ональность результатов трансформации. Исходя из

этого, развитие политической системы общества предопределяется ее способностью соединять как институциональные, так и социокультурные аспекты своего функционирования.

Таким образом, между трансформацией политической системы и изменением ценностной системы общества существуют отношения коэволюции, в результате чего одно развивается, как правило, по мере развития другого. В настоящее время в процессе политической трансформации сложилось несоответствие существующих институциональных характеристик политической системы и ценностной системы общества, препятствующее демократизации современной России. Разрыв стал результатом воспроизводства политической системой мобилизационной модели развития, поэтому институциональные преобразования значительно опередили становление политического субъекта.

Ценностная легитимация демократических институтов, консолидация политических элит, а в целом и общества, во многом будут зависеть от ряда

условий, к которым можно отнести: реализацию нормативного структурирования политической системы; формирование политической инфраструктуры, артикулирующей и агрегирующей ценностные приоритеты различных социальных слоев и групп; развитие гражданской культуры и культуры автономного участия политических факторов, их функционально-целевое согласие; преодоление ценностного размежевания между элитными и массовыми группами, в том числе и между политическими партиями.

Партия — это политическая общественная организация, основной целью которой является борьба за власть или за участие в ее осуществлении. Этот важнейший политический институт в демократическом обществе должен выражать интересы населения, служить соединительным звеном между гражданским обществом и государством. Именно поэтому чрезвычайно важны те ценности, которыми руководствуется партия в своей деятельности, на которые она опирается при решении проблем. Ценности являются результатом смыслополагания, с их помощью определяются ключевые ориентиры жизнедеятельности. Они охватывают максимальное число интересов, являются фундаментальными представлениями о принципах организации и построения социальной и политической реальности.

Политические ценности возникают как выражение потребностей и интересов социальных групп и индивидов в том или ином преобразовании или сохранении социальной действительности. Однако при всей своей значимости политические ценности не могут быть познаны непосредственно. Выражением ценностных политических идеалов с разной степенью адекватности служат зафиксированные в политической сфере жизни предметные воплощения. В связи с этим определенные опредмеченные политические идеалы можно назвать политическими нормами. Последние воплощают сверхличные начала ценностной ориентации, приоритет интерперсональных связей для включающихся в политику субъектов. Политические нормы вводят в структуру мотивации личности дополнительный опыт и коллективные приоритеты, на основе чего, как правило, человек корректирует свои ценностные ориентации. Нормативная система более жестко, чем ценностная, детерминирует деятельность людей. Функциональные различия между политическими нормами и политическими ценностями заключается в том, что последние в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, является критериями ориентации человека в мире, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам достижения цели. Именно вид узаконенных норм приобретают ценности, отраженные в программах политических партий, прежде всего ценности политические.

Политические ценности — это те ценности, которые уже реализуются с помощью политической власти, при опоре на всю мощь государственного аппарата, или ради осуществления которых ведется борьба за политическую власть, за обладание государственным аппаратом.

Обосновывая свою систему политических ценностей, социальная группа (партия) выводит из них, узаконивает конкретные моральные, правовые, административные и другие нормы. Определенная система политических ценностей служит оправданию определенной иерархии целей, приоритетов в развитие общества. Политические ценности лежат в ос-

нове политических программ. Предметные политические ценности—это социальная реальность, являющаяся воплощением субъектных политических ценностей.

Политические ценности, чтобы стать ориентирами и целями всего общества, нуждаются в обосновании, в доказательстве своей истинности и общеобязательности. И именно это положение кладут в основу своих программных документов политические партии.

В настоящее время существуют три подхода к построению программ политических партий, в каждом из которых ценностям отводится различная роль: имиджевый, коммуникативно-личностный, культурнодеятельностный. Можно четко выделить три слоя, составляющих концептуальное пространство партии, это: стратегический (международный), тактический (федеральный), оперативный (муниципальный) [1]. По сути и содержанию ни один из трех слоев программы не противоречит другому, они тесно взаимосвязаны между собой.

Понять и оценить реальные ценности и нормы политических партий можно, лишь тщательно проанализировав комплекс идеалов, задач, целей, намерений, изложенных в программах, отражающих видение действительности и ее дальнейшее преобразование.

Для анализа ценностно-нормативных ориентаций современных российских политических партий возможно использование различных методов социальнополитического анализа. Однако предпочтение было отдано методу контент-анализа. Используя данный метод, мы провели выборочное исследование предвыборных программ двух наиболее представительных (в численном отношении), ярких, позиционно диаметрально противоположных, ведущих партий современной России — «Единой России» (центристы) и КПРФ (левые) за 1999, 2003 и 2007 годы.

Начнем анализ программы КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) [2, 3, 4], в частности с базисной ценности - экономика. Экономическая программа КПРФ за 1999 — 2007 годы претерпела ряд существенных изменений. Так, если в 1999 г. был очевиден переход от государственной собственности к другим видам (государственная собственность — 2 упоминания, из них 1 со знаком + ; нейтральное отношение к частной собственности — 2 упоминания, одно положительное, другое отрицательное; общественная собственность — из 9 упоминаний: 4 положительных, 1 отрицательное, 4 нейтральных), то в 2003 году внимание вновь обращено к государственной собственности (1 положительное, 1 нейтральное упоминание). В 2007 г. внимание к государственной собственности усиливается (2 положительных и 1 нейтральное упоминание). В 1999 г. акцент был сделан на подъеме сельского хозяйства, жизни села (из 9 упоминаний — 7 положительных), при этом речь шла о промышленности только 5 раз (4 в положительном аспекте). Но уже в 2003 г. приоритет отдается развитию промышленности (4 положительных, 3 нейтральных изменения), сельскохозяйственный вопрос поднимается лишь в связи с выступлением против продажи земель. Незначительная роль отводится необходимости инвестирования производства, и при этом остается неясным, каким инвестициям отдается предпочтение (российским или зарубежным). Необходимым считается проведение налоговой реформы, ужесточение налоговых сборов с граждан, имеющих сверхвысокие доходы. При этом вмешательство государства в экономику продолжает оставаться высо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

ким. В 2007 г. больший акцент делается на развитие сельскохозяйственного производства (9 упоминаний: 5 положительных, 4 нейтральных).

Политические ценности. В программах 1999 и 2003 гг. доминирует идея о возрождении единого союзного государства, о борьбе за национальные — государственные интересы, а в программе 2007 года идея восстановления добровольного союза братских народов, входивших в состав СССР, прежде всего России, Украины, Белоруссии и, возможно, Казахстана. Будут немедленно предприняты шаги к заключению реального и прочного российско-белорусского Союза. Несмотря на идею союзного государства, достаточно мало упоминаний о регионах, на которые КПРФ возлагает большие надежды. Однако по сравнению с 1999 годом роль, отводимая им, должна возрастать, а их права расширяться (2 положительных упоминания из 3 в 1999 г. и 4 положительных, 4 нейтральных,

1 отрицательное в 2003 г., а из 6 упоминаний, 3 положительных и 3 нейтральных в 2007 г.). Неоднократно упоминается опасность возведения государственного контроля и управления в абсолют. Если в 1999 г. отношение к президенту было отрицательным, предлагались досрочные президентские выборы, то в 2003 г. отношение стало в целом нейтральным (2 нейтральных упоминания, 1 отрицательное), а в 2007 году — 1 отрицательное упоминание. Идея о создании правительства Народного доверия и спасения, отраженная в программе 1999 г., в 2003-м и 2007 г. не получает освещения. Незначительная роль отводится органам власти (прокуратуре, милиции), функциями которых должны быть обеспечение безопасности и защита прав граждан (по одному положительному упоминанию) в 1999 г. и 2003 г. вопрос не освещен, а в программе 2007 года по одному положительному упоминанию. В программе 1999 г. делается акцент на укреплении военно-промышленного комплекса, однако ничего не говорится об армии. В 2003 г. этот вопрос получил освещение в контексте повышения обороноспособности страны (1 положительное, 1 отрицательное, 1 нейтральное упоминание). В 2007 г. этот вопрос ставится только 1 раз (1 нейтральное упоминание).

Постепенно отступает на второй план проблема построения социалистического общества (10 положительных упоминаний, 5 нейтральных в 1999 г.,

2 положительных в 2003 г. и 2 положительных в 2007 г.). В области социальной политики особых льгот со стороны государства не отмечается (всего 5 упоминаний

о различного рода социальных гарантиях — стипендии, пенсии, пособия — в положительном аспект) в 1999 г. В 2003 г. ситуация не изменилась. В 2007 году всего 7 упоминаний. Довольно большое внимание уделяется науке, образованию, развитию культуры, при этом школе отводится несущественная роль. Прослеживается весьма лояльное отношение партии к религии, провозглашается уважение к любым религиозным верованиям. В тексте программы неоднократно фигурируют такие ценности, как свобода, патриотизм, духовность, правда, однако все они употребляются исключительно с прилагательным «народный» . Народу при этом противопоставляется «воровская олигархия». Поднимается также вопрос о справедливости экономической, политической, социальной, которая может быть реализована исключительно в социалистическом обществе. Что касается такой категории, как «выборы», то здесь они упоминаются в связи с необходимостью повышением роли Совета Федерации, его формирования из выборных глав исполнительной и законодательной власти субъектов, последующего перехода к выборности членов

верхней палаты парламента (2 положительных упоминания в 2003 г. и 5 в 2007 г.).

В целом программа КПРФ ориентирована в основном на решение внутренних проблем при фактическом отсутствии внешнеполитических целей и задач. Вместе с тем отсутствие каких-либо конструктивных идей выхода из кризиса, разрыв практически со всеми возможным союзниками (даже такими верными, как аграрии) на прошедших выборах оставили этой партии голоса лишь наиболее верных последователей. Отсюда ее немногочисленное представительство в Государственной думе и других властных структурах и ее место и роль в политической системе РФ.

Открывая тезисы платформы избирательного блока «межрегиональное Движение «Единство» (Медведь)», сталкиваемся с тем, что экономическая составляющая тезисов прописана очень бегло и неподробно [5]. Проанализировав документ, можно сделать вывод о том, что Единство отрицательно относится к государственной собственности (1 упоминание — и оно отрицательное), при этом предпочтение отдается частной собственности (3 положительных упоминания из 4). Что касается промышленности, то ее упоминание встречается только 2 раза в отрицательном и положительном аспектах, причем положительное отношение заключается в контексте поддержки развития и усиления военно-промышленного комплекса. Аграрный или сельскохозяйственный комплекс не упоминается вообще, из чего следует вывод, что значение ему вообще не придается. Вскользь говориться о необходимости снизить налоги (1 положительное упоминание). Декларируется построение справедливого государства, государства-защитника своих граждан. В целом лояльное отношение к самому понятию «государство» и его вариациям (14 положительных упоминаний, 6 нейтральных, 5 отрицательных). Заявлена опора на регионы, поддержка и продвижение региональной политики, восстановление прав «ущемленных» регионов. Форма правления — президентская республика, но при этом признается необходимым пересмотр президентских полномочий, расширение думских полномочий и бескорыстный состав Думы (6 положительных упоминаний из 7). Провозглашается федеративное устройство государства с сильным в экономическом и политическом положении центром (3 — «за», 1 — «нейтрально»).

В программе «Единой России» 2003 года наблюдается следующая картина. Более проработанной предстает экономическая составляющая: категория «экономика» в том или ином аспекте встречается 38 раз [6]. Приоритет отдается частной собственности (7 положительных упоминания, 3 нейтральных), хотя признается и государственная в определенных сферах (так, например, говорится о государстве как собственнике природных ресурсов). Партия «Единая Россия» ратует за развитие промышленности, особенно ВПК, при поддержке и помощи со стороны государства. Агропромышленный комплекс, в отличие от предыдущего варианта, также находит отражение (5 положительных, 4 нейтральных, 1 отрицательное упоминание). Провозглашается развитие сельского хозяйства и достижение такого уровня производства продукции, который удовлетворял бы внутренний спрос. Проблема инвестиций в России также получает освещение, причем говорится как о привлечении иностранных, так и российских вложений в экономику (2 положительных, 1 нейтральное упоминание). По сравнению с предыдущим вариантом, разрабатываются контуры налоговой

политики. В этой сфере декларируется гибкость, прозрачность, целесообразность, изъятие и справедливое распределение сверхприбыли. Отношение к государству как к защитнику интересов своих граждан не изменилось, хотя были внесены предложения об определенных коррективах государственного управления. Провозглашается территориальная целостность, единство в многообразии, при этом говорится о повышении ответственности регионов перед федеральным центром. «Единая Россия» отождествляет себя как проводника и опору политики президента, ее отношение к парламенту в целом положительно (2 нейтральных упоминания). Партия изъявляет желание сформировать правительство, за которое готова полностью нести ответственность. По- прежнему заявляется о поддержке правоохранительных органов и органов местного самоуправления. По сравнению с предыдущим вариантом программы, значительное внимание уделено армии (6 нейтральных, 2 положительных, 1 отрицательное упоминание). Говорится о проведении военной реформы, создании контрактной армии, при сохранении всеобщей воинской обязанности.

Что касается социальной политики, основное внимание уделено пенсиям (4 положительных, 2 нейтральных упоминания), говорится о повышении и справедливом начислении, упоминаются также субсидии, дотации и льготы, но только тем, кто в них действительно нуждается, основной принцип — адресный, обоснованный характер выплат. В области образования декларируется общедоступность, равные условия для всех, увеличение финансирования, причем как государственного, так и частного характера. Провозглашается развитие науки и культуры (3 нейтральных, 2 положительных упоминания).

По сравнению с предыдущим вариантом программы, значительное место уделено международным проблемам и внешнеполитической деятельности. Партия выступает за равноправное членство России на международной арене, ориентацию на европейские стандарты уровня жизни (1 положительное,

1 нейт-ральное упоминание). Декларируется стремление к дружественным отношениям с США (1 положительное упоминание), объединение общих усилий для борьбы с международным терроризмом. При решении международных конфликтов руководящая роль отводится ООН (1 положительное упоминание). В отношениях со странами СНГ говорится об укреплении связей и дальнейшем расширении сотрудничества (2 положительных упоминания).

Предвыборная программа «Единой России» в 2007 г. — так называемый «План Путина — достойное будущее великой страны» [7]. В этом документе более проработанной предстает экономическая составляющая: повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли — локомотивы экономического роста. Категория «экономика» в том или ином аспекте встречается 22 раза (16 положительных упоминаний, 6 нейтральных). Приоритет отдается росту инновационной экономики — 7 положительных упоминаний, из них 5 раз касаемых промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса (3 нейтральных и 2 положительных).

«План Путина» ориентируется на сильное государство — 23 упоминания, 14 положительных, 9 нейтральных). «Единая Россия» придает первостепенное значение укреплению российской государственно-

сти, где повышение эффективности государства

должно решаться с участием институтов гражданского общества. В программе 2007 г. освещение вопросов, касающихся развития регионов — 4 упоминания (1 нейтральное, 3 положительных). Отношение к российскому парламенту в целом положительно (2 положительных упоминания). 1 положительное упоминание о реформировании армии.

«План Путина» направлен на дальнейшее развитие России как уникальной цивилизации, на защиту общего культурного пространства, русского языка, исторических традиций. В программе 16 упоминаний о культуре (9 положительных и 7 нейтральных). Стратегическая цель России — строительство России как великой державы на основе исторических традиций и самобытных культурных ценностей ее народов, лучших достижений мировой цивилизации.

Главный вектор социальной политики — обеспечение нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных наци-ональных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы. Основное внимание уделено пенсиям (4 положительных и 6 нейтральных упоминаний из десяти).

Сфера международных проблем в программе 2007 г. практически не представлена и ограничивается лишь упоминанием. Подчеркивается роль России на международной арене посредством реализации стратегии качественного обновления страны на принципах суверенной демократии.

Основные ценности, которые фигурируют в тексте «Плана Путина» и на которые делается акцент, — государственность, порядок, законность, развитие и справедливость. Тем не менее необходимо подчеркнуть тот факт, что имидж «Единой России» в наивысшей степени соответствует представлениям центристского электората, главной тенденцией в настроениях которого после 1999 г. стало преобладание державно-патриотических взглядов. Практически все социологические опросы свидетельствуют о том, что у российских граждан резко усилилась антизападная позиция, а в массовых оценках различных стратегий экономического, политического, цивилизационного развития России возобладала идея «особого пути». Вернее, даже не идея, а мифологизированное представление о том, в чем этот особый путь заключается. Для подавляющего большинства русских он означает просто «не так, как на Западе». Такой расплывчатой позицией умело воспользовалась «Единая Россия», которая при отсутствии четкой идеологии позиционировала себя в качестве носителя державно-патриотического духа. Она продолжала успешно разрабатывать данную линию, олицетворяя сплав патриотизма, государственности, сильной власти, социального патернализма. Для изби-рателей-центристов, которых отпугивал патриотизм коммунистического типа и агрессивный национализм, голосование за «Единую Россию» было оптимальным выбором.

В программе партии «Единая Россия» широко представлены права и обязанности человека и гражданина в политической, экономической, социальной сферах. Значимость свободы выбора россиян также декларируется в числе приоритетных ценностей развития общества. Подчеркивается важность института выборов, которые должны быть демократичными, честными, справедливыми и посредством которых должно происходить формирование основных программных установок политических партий.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

Для логического завершения анализа проблемы ценностного размежевания политических партий в современной России целесообразно обратиться к результатам, полученным с помощью модели Д. Нолана [8]. Экономические права и свободы в процентном соотношении ко всем ценностям, рассмотренным в программах, представляют собой следующие данные по партиям: КПРФ — 30%, «Единая Россия» — 50% в 2003 г.; КПРФ — 30%, «Единая Россия» — 55% в 2007 г. Персональные права и свободы, рассчитанные аналогичным образом, представляют собой следующие данные по партиям: КПРФ — 40%, «Единая Россия» — 50% в 2003 г.; КПРФ — 40%, «Единая Россия» — 40% в 2007 году. Эти данные показывают некоторое сходство представленных политических партий России в их ценностных ориентациях, склонность к общим политическим чертам, которые в США именуются «позицией модератора», а в России центризмом. Изменение программных установок не отражает целостного, комплексного характера. Если с течением времени вносятся изменения, то это происходит за счет ослабления внимания к другим заявленным вопросам. В документах часто не дается конкретная оценка или мнение по поводу решения какой-либо указанной проблемы, приводится или заявление в самом общем виде, или просто констатируется факт ее существования. В результате формулировки получаются довольно расплывчатыми, и ряд актуальных социально-политических проблем вообще выпадает из поля зрения либо оговаривается бегло и вскользь. Особенно актуально это в отношении партии, претендующей на роль правящей и выразителя идейных установок президента.

Библиографический список

1. Грачев, М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация / М. Н. Грачев. — М. : НОУ МЭЛИ, 1999. — 166 с.

2. Программа Коммунистической партии Российской Федерации. 1999 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.kprf. ru/ party/ program.html

3. Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации. 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. kprf. ru/ party/program.html

4. Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации. 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kprf.ru/party/program.htmlкhttp://kprf.ru/ party_live/51880.html

5. Парламентские выборы в России. Год 1999-й. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов /Авт.-сост. М.Н. Грачев. — М. : НОУ МЭЛИ, 2000. - 292 с.

6. Предвыборная программа политической партии «Единая Россия». 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. V2003./party/program/html.

7. Предвыборная программа политической партии «Единая Россия». 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. V2007.ru/party/program/html

8. Анисимова, Т. Политические партии и политики России как объекты классификации (по материалам их программ и выступлений) / Т. Анисимова, И. Бурикова // Власть. — 2003. — № 9. — С. 31 — 42.

НА Чуаньлинь, аспирант кафедры истории, социологии, политологии ОмГПУ, старший преподаватель технического университета, город Сямынь, Китайская Народная Республика.

Адрес для переписки: e-mail: nachuanlin@ 163.com

Статья поступила в редакцию 30.08.2010 г.

© Чуаньлинь На

Книжная полка

ББК 87/Б53

Бессонов, Б. Н. История и философия науки [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальностям: 030402 (020800) «Историко-архивоведение», 031401 (020600) «Культурология»... / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2010. -394 с. - ISBN 978-5-9916-0581-6. - ISBN 978-5-9692-0854-4.

Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине «История и философия науки». Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т. п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания в социально-гуманитарных науках.

658.012/К19

Канке, В. А. Философия менеджмента [Текст] : учеб. для вузов по направлению 080100 «Экономика» и экон. специальностям / В. А. Канке. - М. : КНОРУС, 2010. - 388 с. - ISBN 978-5-406-00243-8.

В учебнике изложен курс философии менеджмента. Рассматриваются основания философии менеджмента, ориентиры для менеджмента в рамках основных философских направлений, в частности в аналитической философии, критической герменевтике и структурализме. Развита теория концептуальной трансдукции. Особое внимание уделено анализу рядов менеджериальных теорий. Рассматриваются перспективы философии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.