12. Панов В. И. Экологическая пси М., Наука, 2004.
13. Петяева Д. Ф. Развитие представ, автореф. канд. дис. М., 1991.
14. Ромашов В. А. Становление нов кий анализ. М., 1989.
15. Сидельковский А. П. Критерии, вания отношений школьников к прир
16. Симакина А. В. Экологическое ний: дис. ... канд. культурологии. Сар
17. Хащенко Н. Н. Актуальное экол ее жизнедеятельности в экологически радиоактивного загрязнения) //Мат экологической психологии. М. : Изд-в^
18. Шейнис Г. В. Развитие отноше
нравственного становления личности: 19. Шейнис Г. В. Развитие отноше
нравственного становления личности 1995. № 2 (3). С. 40-53.
20. Шейнис Г. В. Развитие отношен кий фактор социализации в сфере « мы психологии. Экологическая психо ЖДУ им. И. Франка, 2009. С. 276-279.
21. Шляпникова М. Н. Экологическ го кризиса: дис. . канд. филос. наук.
22. Шмелева И. А. Психология С.-Петерб. ун-та, 2006. 204 с.
23. Ясвин В. А. Психология отношен
24. Ясвин, В. А. Особенности лично вом и юношеском возрасте / / Вопросы
методы и методики изучения и формиро-оде. Ставрополь, 1988. сознание в системе культурных отноше-анск, 2005.
огическое сознание личности как фактор і неблагоприятных условиях (на примере ериалы III Российской конференции по о РУДН , 2003. С. 201.
ний подростков с природой как условие автореф. канд. дис. М., 1993. ний подростков с природой как условие //Мир психологии и психология в мире.
ий с природой как психолого-педагогичес-человек-природа» // Актуальные пробле-логия. Т. 7. Вып. 20. Ч. 2. Житомир : Изд-во
УДК 152.59
хология : Опыт построения методологии.
лений о живой природе у дошкольников:
ого экологического сознания : философс-
ия к стноп .1 пси
ое сознание в условиях антропологическо-Волгоград, 1997.
экологического сознания. СПб. : Изд-во
природе. М. : Смысл, 2000. 456 с. о отношения к природе в подростко-хологии. 1995. № 4. 1995. С. 19-28.
A. V. Chyerdantseva
ББК Ю943
А. В. Черданцева
Value-semantic components of the image
Ценностно-смысловые составляющие
of the world of tourist
образа мира участника
туристическои деятельности
The results of the research of tourists'
value-semantic components of the image of
Представлены результаты исследова
the world presented. It is shown that these
ния ценностно-смысловых составляю-
parameters vary depending on the degree
Показано, что
щих образа мира туриста. эти параметры изменяются в зависимое
of involvement of people in tourism.
ти от степени вовлеченности человека в
Современный человек, обеспечивая
туризм.
свою профессиональную и личност-
Ключевые слова: образ мира, туристи
ную компетентность, часто оказывается
ческая деятельность, ценностные ори
в ситуации путешествия, туристичес-
ентации.
кой поездки. Личность человека, учас-
твующего в путешествии, претерпевает сторона образа мира образуется отраже-
ряд изменений, которые появляются нием в сознании предметов и явлений
под влиянием взаимодействия с другой окружающего мира. Человек постоянно
культурой, пространственно-времен- перестраивает, достраивает свой образ
ных параметров и способа организации мира в соответствии с теми изменения-
среды, иных коммуникативных и лич- ми в условиях жизни, которые порожда-
Г ^ ' У ностных особенностей носителей куль- , ' / г г ют эту необходимость [6]. Туристическое
туры посещаемой туристом местности. путешествие «сталкивает» привычную
Тенденции развития туризма рождают картину мира человека с тем вновь уви-
потребность в научном осмыслении тех г ] ’ г ' денным, которое нуждается в наделении
психологических изменений, которые определенными смыслами или ценнос-
обусловлены участием человека в ту- тью как высшим смыслом, что обеспе-
ристической деятельности. чивает изменения в первоначальном
Психологическая наука, расширяя образе мира человека. Таким образом,
горизонты своих исследований, все можно предположить, что существуют
чаще обращается к целостному челове- 1 ' 1 ' У J определенные особенности в ценностно-
ку, изучая его безотрывно от тех усло- смысловых составляющих образа мира
вий, которые значимо влияют на жизнь людей с разливной вовлеченностью в ту-
личности, прежде всего культуры как ристические путешествия.
наиболее общего фактора поведения. г J Для проверки данного предположе-
В данном контексте актуальным пред- ния нами было проведено исследование
ставляется исследование туризма с по- участников туристической деятельнос-
зиций его влияния на личность, прежде ти. По признаку вовлеченности в туризм
всего на субъективные составляющие г 7 ] Г выделены три группы: первая - «Редко
образа мира человека, поскольку, путе- путешествующие» - представлена теми,
шествуя, человек не просто перемеща- кто путешествует очень редко, один
ется в пространстве, но активно осмыс- раз в несколько лет (85 человек). Вторая
ливает, создает, конструирует новые группа «Путешествующие время от вре-
для себя миры. В системной антрополо- г; у у 1 1 мени» представлена теми, кто путешес-
гической психологии, разрабатываемой твует с регулярностью примерно один
В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, раз в год (66 человек). В третьей груп-
Э.В. Галажинским и др. [1; 2; 3], предла- пе «Активные путешественники» ока-
гается модель ментального пространс- зались те, кто путешествует несколько
тва личности, инвариантой которого раз в год (52 человек). Общая выборка
является образ мира. составила 203 человека. Далее у данных
Понятие «образ мира» было введено групп исследовались ценностно-смыс-
в отечественную психологию А.Н. Ле- ловые составляющие образа мира при
онтьевым в 70-х гг. XX в. [4; 5] и с тех пор помощи самоактуализационного тес-
прочно обосновалось в научном лекси- та (САТ), адаптированного Е.Ю. Але-
коне. При этом существует неоднознач- шиной, Л.Я. Гозманом, М.В. Загикой
ность данного понятия, постановка его М. Крозом, методики «Локус контроля»
в ряд с такими категориями, как «карти- Е.Г. Ксенофонтовой, теста «Смысложиз-
на мира», «познавательная карта», «схе- ненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
ма реальности» и т.д. Так или иначе, Полученные данные по трем группам
различные исследователи обозначают J ' ' I ГJ были обработаны по процедуре фак-
«субъективную» (амодальную) составля- торного анализа (метод главных компо-
ющую образа мира как значения, смыс- нент) с применением Varimax-вращения
лы и ценности предметов, а объективная в программе Statistica 6.0. В результате
нами получена трехфакторная модель дениях о жизни вообще» (0,73), «Отри-
ценностно-смысловых составляющих цание активности» (-0,83), что позволя-
образа мира участника туристической ет оценить его как «Внутренний локус
деятельности. контроля». Третий фактор представлен
В первой группе фактор 1 представлен переменными «Осмысленность жизни»
различными параметрами интерналь- (0,84), «Локус контроля - Я» (0,74). По-
ности (интернальность при описании лученные данные позволяют выделить
жизненного опыта; интернальность в такие особенности группы «Путешеству-
суждениях о жизни вообще; готовность к ющих время от времени», как самоактуа-
деятельности, связанной с преодолением Г Г ' У лизация и гибкая реализация ценностей
трудностей; интернальность в сфере до- в своем поведении, интернальный локус
стижений; интернальность в сфере здо- контроля и тенденция к представлениям
ровья), имеющими положительные зна- о себе как о сильной личности.
чения (0,70-0,93), а также переменной «от- В третьей группе («Активные путе-
рицание активности» (значение - 0,83), шественники») первый фактор пред-
что позволяет интерпретировать этот ставлен переменными «Поддержка»
фактор как «Внутренний локус конт- (0,93), «Ценностные ориентации» (0,79),
г г J г V роля». Второй фактор представлен пе- «Гибкость поведения» (0,84), «Спонтан-
ременными «Общая тенденция самоак- ность» (0,72), «Самопринятие» (0,73),
туализации» (0,91), «Поддержка» (0,91), «Принятие агрессии» (0,73), «Контакт-
«Самопринятие» (0,70). Фактор назван ность» (0,73),«Общая тенденция самоак-
«Тенденция самоактуализации». Тре- туализации» (0,89), что позволяет оце-
' ' ^ J ' Г тий фактор представлен переменными J ^ V 7 /' ^ нить этот фактор как «Тенденция са-
«Осмысленность жизни» (0,91), «Цели в моактуализации». Второй фактор пред-
жизни» (0,78), «Процесс жизни» (0,72), ставлен переменными «Общий пока-
«Результативность жизни» (0,78), «Ло- затель интернальности» (0,93), «Интер-
кус контроля - Я» (0,76), «Локус контро- нальность при описании личного опы-
ля - Жизнь» (0,73). Исходя из получен- та» (0,77), «Интернальность в суждениях
V' / ^ у ных данных, нужно отметить, что для о жизни вообще» (0,74), «Отрицание
представителей данной группы веду- активности» (-0,92), «Интернальность
щей ценностью является собственная в сфере здоровья» (0,78), «Готовность к
ответственность за происходящее (ин- деятельности, связанной с преодоле-
тернальный локус контроля), тенденция нием трудностей» (0,85), «Готовность
самоактуализации связана с реализаци- к самостоятельному планированию,
ей самопринятия, а смысложизненные осуществлению деятельности и ответс-
ориентации, прежде всего, направлены твенности за нее» (0,74). Фактор назван
на осмысленные перспективы жизни и нами «Внутренний локус контроля».
достижение реальных результатов. Третий фактор составляют переменные
' г г У Во второй группе фактор 1 представ- «Осмысленность жизни» (0,89), «Цели в
лен переменными «Общая тенденция жизни» (0,85), «Процесс жизни» (0,74),
самоактуализации» (0,92), «Поддержка» «Результативность жизни» (0,85), «Ло-
(0,91), «Гибкость поведения» (0,70), что кус контроля - Я» (0,79), «Локус конт-
может быть интерпретировано как «Тен- роля - Жизнь» (0,71), что интерпретиру-
денция самоактуализации». Второй фак- ется нами как «Осмысленность жизни».
' ' и ' Г г тор составляют переменные «Общий Таким образом, представители данной
показатель интернальности» (0,93), «Ин- группы имеют широкий спектр ценнос-
тернальность при описании личного тей самоактуализации, которые гибко
опыта» (0,77), «Интернальность в суж- реализуются личностью в конкретных
жизненных ситуациях. Внутренний ло-
в жизни, проявление ответственности
кус контроля связан с тенденцией са-
в жизненных ситуациях и стремление
мостоятельности в планировании и ре-
быть свободной и сильной личностью
ализации деятельности, а также ответс-
Активные путешественники высоко це-
твенностью за свое здоровье. Ведущими
нят возможность самоактуализации и
ценностными ориентациями являются
возможности по-разному реализовать-
ценности целенаправленности жизни и
ся в жизни. Также важными качествами
достижения конкретных результатов.
этих людей является способность само-
Из приведенных нами данных следу-
стоятельно организовывать какую-либо
ет, что все параметры ценностно-смыс-
деятельность и ответственность за свое
ловых основ образа мира у активных
здоровье. Активные туристы также ори-
туристов представлены шире, нежели у
ентированы на целевые составляющие
представителей других групп.
жизни и ее результативность. При этом
Таким образом, подтверждено наше
составляющие фактора «Внутренний ло-
предположение о том, что ценностно-
кус контроля» в первой и третьей группе
смысловые составляющие имеют свою
не имеют принципиальных отличий.
специфику в каждой из представленных
Полученные нами данные позволяют
нами групп. Так, редко путешествующие
представить активного участника ту-
люди осознают значимость самоприня-
ристической деятельности как человека
тия, демонстрируют высокий уровень
с определенными ценностными ориен-
собственной ответственности за проис-
тациями. Тенденция проявляется в воз-
ходящее и ориентированы в основном
растании и расширении роли ценностей
на постановку целей и достижение ре-
самоактуализации в жизни индивида
зультата. Путешествующие время от вре-
стремлении гибко и осмысленно строить
мени в качестве важных воспринимают
свою жизнь, ориентируясь на постанов-
способность гибко реализовывать себя
ку цели и достижение результата.
Список
литературы
В
. Сам
тгу,
Псих
1. Клочко В. Е., Галажинский Э. взгляд : монография. Томск : Изд-во
2. Клочко В. Е., Галажинский Э. В.
Томск : Изд-во ТГУ, 2009.
3. Клочко В. Е. Самоорганизация становления ментального простран ный анализ). Томск : ТГу, 2005. - 174
4. Леонтьев А. Н. Образ мира // ния. М. : Педагогика, 1983. С. 251-261
5. Смирнов С. Д. Мир образов и Психология. 1981. № 2. С. 15-29.
6. Ходжабагиянц Т. Г. Динамические странства человека и их проявление в пр среду : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 21
мореализация личности: системный 2000.
ология инновационного поведения.
в псі
ства
с.
Избр
образ
ихологических системах : проблемы личности (введение в транспектив-
анные психологические произведе-мира. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.
характеристики ментального про-оцессе вхождения в инокультурную 2007.