Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К ЖЕРТВЕ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К ЖЕРТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / смыслы / отношение / жертва / обвинение / сочувствие / нейтральная оценка / values / meanings / attitude / victim / accusation / empathy / neutral assessment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленко Светлана Сергеевна

В научной литературе рассматриваются разные подходы к пониманию отношения личности к себе, другим и миру. Отношение в данном исследовании рассматривается в аспекте выражения личностью своего мнения относительно того или иного объекта (события, человека, вещи), базирующегося на сформированной ценностно-смысловой структуре. Ценности и смыслы выступают в роли внутреннего ценза в отношениях личности и общества. Социально значимые ценности участвуют в формировании у каждой личности определенного отношения к окружающей действительности. Личность в зависимости от своих ценностно-смысловых особенностей решает, какую нравственную позицию занять по отношению к происходящим событиям окружающей действительности и людям. В разных жизненных обстоятельствах личность по-разному оценивает других людей и проявляет свое отношение к ним. Для актуализации ценностей и смыслов личности в исследовании предложены виктимные ситуации как стрессовые, затрагивающие психологическое благополучие личности, стимулирующие проявление предопределенных, установочных паттернов реагирования. Методы исследования: моделирование, тестирование, анкетирование. Выборка включала 190 респондентов (поровну мужчин и женщин) разного возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности. Статистическая обработка проведена при помощи критерия хи-квадрат Пирсона и критерия t-Стьюдента. В эмпирическом исследовании определено, что отношение к жертве различается в зависимости от позиции оценивающего субъекта (находящегося в роли жертвы или стороннего наблюдателя); выделены и описаны ценностно-смысловые характеристики трех типов отношения к жертве: обвинителя, сочувствующего и нейтрального. Результаты данного научного исследования помогут расширить представление о ценностно-смысловых особенностях лиц с различным типом отношения к жертве. Изложенная информация может применяться специалистами с целью разработки мер психологического просвещения, профилактики обвинения жертвы как социального явления, оказания помощи пострадавшим в виктимных ситуациях и формирования в обществе сострадательного отношения к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беленко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC FEATURES OF PERSONS WITH DIFFERENT TYPES OF ATTITUDE TO THE VICTIM

The attitude in study is considered in the aspect of a person expressing his opinion about an object based on a formed value-semantic structure. Values and meanings act as an internal qualification in the relationship between the individual and society. Socially significant values are involved in the formation of a certain attitude towards the surrounding reality in each person. A person, depending on his value and semantic characteristics, decides what moral position to take in relation to the events of the surrounding reality and people. In different life circumstances, a person evaluates other people in different ways and shows his attitude towards them. To actualize the values and meanings of personality, the study suggests victim situations as stressful, affecting the psychological well-being of the individual, stimulating the manifestation of predetermined, attitude response patterns. Research methods: modeling, testing, and questionnaires. The sample included 190 respondents (equally men and women) of different ages, social status, and professional affiliation. Statistical processing was carried out using Pearson's chi-squared criterion and Student's t-test. In an empirical study, it was determined that the attitude towards the victim differs depending on the position of the evaluating subject (who is in the role of the victim or in the role of an outside observer); the value-semantic characteristics of three types of attitude towards the victim are highlighted and described: accuser, sympathetic and neutral. The results of this scientific study will help to expand the understanding of the value-semantic features of persons with different types of attitudes towards the victim. The information presented can be used by specialists in order to develop measures for psychological education, prevention of victim blaming as a social phenomenon, assistance to victims in victim situations and the formation of a compassionate attitude in society towards people who find themselves in a difficult life situation.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К ЖЕРТВЕ»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 1. С. 85-94. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.85-94

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К ЖЕРТВЕ

С. С. Беленко

Сочинский государственный университет (Сочи, Россия)

В научной литературе рассматриваются разные подходы к пониманию отношения личности к себе, другим и миру. Отношение в данном исследовании рассматривается в аспекте выражения личностью своего мнения относительно того или иного объекта (события, человека, вещи), базирующегося на сформированной ценностно-смысловой структуре. Ценности и смыслы выступают в роли внутреннего ценза в отношениях личности и общества. Социально значимые ценности участвуют в формировании у каждой личности определенного отношения к окружающей действительности. Личность в зависимости от своих ценностно-смысловых особенностей решает, какую нравственную позицию занять по отношению к происходящим событиям окружающей действительности и людям. В разных жизненных обстоятельствах личность по-разному оценивает других людей и проявляет свое отношение к ним.

Для актуализации ценностей и смыслов личности в исследовании предложены виктимные ситуации как стрессовые, затрагивающие психологическое благополучие личности, стимулирующие проявление предопределенных, установочных паттернов реагирования. Методы исследования: моделирование, тестирование, анкетирование. Выборка включала 190 респондентов (поровну мужчин и женщин) разного возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.

Статистическая обработка проведена при помощи критерия хи-квадрат Пирсона и критерия t-Стьюдента. В эмпирическом исследовании определено, что отношение к жертве различается в зависимости от позиции оценивающего субъекта (находящегося в роли жертвы или стороннего наблюдателя); выделены и описаны ценностно-смысловые характеристики трех типов отношения к жертве: обвинителя, сочувствующего и нейтрального.

Результаты данного научного исследования помогут расширить представление о ценностно-смысловых особенностях лиц с различным типом отношения к жертве. Изложенная информация может применяться специалистами с целью разработки мер психологического просвещения, профилактики обвинения жертвы как социального явления, оказания помощи пострадавшим в виктимных ситуациях и формирования в обществе сострадательного отношения к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: ценности; смыслы; отношение; жертва; обвинение; сочувствие; нейтральная оценка.

VALUE-SEMANTIC FEATURES OF PERSONS WITH DIFFERENT TYPES OF ATTITUDE TO THE VICTIM

S. S. Belenko

Sochi State University (Sochi, Russia)

The attitude in study is considered in the aspect of a person expressing his opinion about an object based on a formed value-semantic structure. Values and meanings act as an internal qualification in the relationship between the individual and society. Socially significant values are involved in the formation of a certain attitude towards the surrounding reality in each person. A person, depending on his value and semantic characteristics, decides what moral position to take in relation to the events of the surrounding reality and people. In different life circumstances, a person evaluates other people in different ways and shows his attitude towards them.

To actualize the values and meanings of personality, the study suggests victim situations as stressful, affecting the psychological well-being of the individual, stimulating the manifestation of predetermined, attitude response patterns. Research methods: modeling, testing, and questionnaires. The sample included 190 respondents (equally men and women) of different ages, social status, and professional affiliation.

© Беленко С. С., 2024

Statistical processing was carried out using Pearson's chi-squared criterion and Student's t-test. In an empirical study, it was determined that the attitude towards the victim differs depending on the position of the evaluating subject (who is in the role of the victim or in the role of an outside observer); the value-semantic characteristics of three types of attitude towards the victim are highlighted and described: accuser, sympathetic and neutral.

The results of this scientific study will help to expand the understanding of the value-semantic features of persons with different types of attitudes towards the victim. The information presented can be used by specialists in order to develop measures for psychological education, prevention of victim blaming as a social phenomenon, assistance to victims in victim situations and the formation of a compassionate attitude in society towards people who find themselves in a difficult life situation.

Keywords: values; meanings; attitude; victim; accusation; empathy; neutral assessment.

1. Введение. Отношение выступает основанием для проявления личностью степени своего интереса (к тем или иным объектам и обстоятельствам), уровня выраженности эмоций и общей активности человека [1]. Отношения с другими людьми являются центральными в ряду многообразия выстраиваемых отношений личности. Известно, что чрезмерно сложные жизненные обстоятельства могут изменять систему отношений личности, а реагирование на привычные ситуации скорее, наоборот, зависит от сложившейся личностной структуры ценностей и смыслов, определяющих оценочную шкалу при выборе поведения.

С учетом того, что жизненный путь личности включает не только благоприятные обстоятельства, но и сложные, трагические, негативные, в которых личность выступает не в роли субъектной позиции, а в позиции жертвы, интересным в теоретическом и практическом аспектах представляется исследование характера отношений личности к другому как к жертве и к себе как к жертве. Понятно, что виктимные ситуации могут быть различными по значимости для жертвы, степени причиненного ей вреда, продолжительности, источнику возникновения и другим критериям [2], однако это не меняет их сути в изменении статуса жертвы из позиции активного субъекта в пассивный объект для причинителя вреда. Здесь, естественно, возникает аспект личностных особенностей жертвы, который достаточно хорошо изучен в виктимологии [3] и в данном исследовании не представляет интереса.

Но при описании множества вариантов различных виктимных ситуаций нет достаточной и структурированной информации о типах отношения личности к жертве.

При любых обстоятельствах в виктим-ных и поствиктимных ситуациях возникает необходимость общаться с жертвой, под-

держивать ее, также тип отношения может влиять на выбор необходимых мер защиты и поддержки для жертвы в социально-психологическом, психологическом, медицинском плане.

Таким образом, возникает проблема исследования различных типов отношения личности к жертве, а также конкретизации и выделения специфических характеристик ценностей и смыслов личности при различных типах отношения к жертве.

2. Теоретический обзор. Провозглашенные во всем мире общепринятые ценности гуманизма, справедливости и человеколюбия соседствуют с такими их антисоциальными проявлениями, как террористические и экстремистские идеи, в корне которых лежит ненависть к другим, агрессия, пропаганда насилия, жестокости и иные неодоб-ряемые обществом нормы и ценности. В межличностном взаимодействии присутствует момент субъективного отношения личности к явлениям окружающей действительности в соответствии с определенными ценностями, смыслами и установками. По мнению С. А. Клычкова, когнитивный компонент установки, которая выступает в качестве оценки по отношению к другим и миру, традиционно включает в себя знания, являющиеся моментом, с которого начинается работа по формированию у человека позиции, качеств, готовности к чему-либо, сознания, отношения, ценностных ориентаций и др. Не владея знанием о том, что есть добро, а что есть зло, невозможно сделать правильный выбор. Ценность может принимать форму мотива. Сочувствие образует содержание эмоционального компонента ценностного отношения [4, с. 289-295]. Со слов исследователя понятия ценностей П. Н. Аба-таевой, ценности представляют собой более высокий уровень человеческих потребностей. Личные, индивидуальные потребности,

соотносясь с общественной значимостью и осваиваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека [5]. Е. А. Брызгалин считает, что ценностно-смысловая сфера закладывается на глубинном уровне личности, играя одну из ключевых ролей в побудительной, исполнительной и регулятивной функциях жизнедеятельности [6].

В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова высказывали мнение о соответствии каждой исторической эпохе определенных доминирующих ценностей и предложили свою типологию «непроходящих ценностей: социальных, нравственных, эстетических и гражданских» [7]. Исследователь Е. К. Аль-Янаи рассуждала о том, что наличие объективных ценностей, созданных и оцененных в процессе историко-социальной жизни и деятельности всего человечества, не может быть подвергнуто сомнению. Происходит смешение ценности и оценки: гуманизм в любой социальной среде является ценностью, а отношение к нему как к злу или добру - это вопрос оценки [8].

Б. Ф. Ломов считал, что поскольку личность включена в жизнь социума и отношения, ее мотивы, устремления и установки, чувства эмоциональной предрасположенности (симпатии и антипатии) находятся в прямой зависимости от ее отношения к явлениям общественной жизни [9]. Ученый высказывал идеи о субъективных отношениях, которые фиксируют отношение личности к происходящим жизненным фактам. Имеется в виду субъективная позиция, которая имеет выражение в ценностях, смыслах, интересах и привязанностях, эмоциональных переживаниях и оценочных реакциях личности. Также Б. Ф. Ломов связывает понятия субъективных (субъектно-личностных) отношений с понятиями установки, личностного смысла и аттитюда. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, уделяя внимание содержательной характеристике понятия «отношение» и выделяя специфические особенности, обращали внимание на избирательность и установку на оценку: позитивную, негативную, безразличие [10]. Ф. Зимбардо рассматривал установку как ценностную диспозицию, устойчивую склонность к сформированной оценке [11].

Важными для нашего исследования являются выводы С. Н. Бондаря о существен-

ных признаках для описания отношения к гражданскому поступку личности, для которого важна характеристика его направленности и содержания (субъективные основания отношения). Направленность отношения интегрирует различные стороны субъективно-оценочной представленности в смысловом и чувственном пространстве личности (выражается в приемлемости или неприятии поступка). В качестве такой стороны выступает ценностно-смысловая оценка личностью другой личности. Субъективные основания, обусловливающие положительное отношение к поступку, его приемлемость определяются чувством сострадания к потерпевшему и неприязни к преступнику [12, с. 221-225].

Социальные правила и нормы, регулирующие поведение индивида, выступают в качестве системы представлений о честности, правильности, справедливости, правомерности поступка. Соответствие общественным нормам поощряется, в иных случаях - порицается [13, с. 15-27].

В контексте рассматриваемой проблемы интересно высказывание Э. Фромма о формировании ценностного отношения в ситуации выбора и предпочтения личности «между тем, чтобы быть или чтобы иметь», характеризующегося индивидуальной и общественной составляющими, позволяющими принять или отвергнуть социальные нормы и ценности [14].

М. Рокич писал об основополагающем значении ценностей в культурной жизни социума [15]. Также рассуждал и Ш. Шварц, который считал, что в социальных ценностях заложены культурные идеалы общества [16].

Ученые Д. А. Хабибулин и П. Ю. Романов утверждают, что «ценностное отношение человека возникает в ситуации свободного выбора и отражает его предпочтения относительно определенной системы ценностей... Субъективная личностно-переживае-мая связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми свидетельствует об эмоциональной природе ценностных отношений. Содержанием субъективной стороны отношений выступают интересы, стремления, потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности и выступают побудительной

причиной действия» [17, с. 175]. Это объясняет выбор оценочных суждений общества по отношению к пострадавшим в виктимо-генных обстоятельствах лицам. В любом обществе существуют установленные правила и нормы, нарушение которых влечет за собой ответственность. Ценности личности -отражение культурных норм ее социальной группы. Отдельно взятая личность воспринимает, анализирует и дает сугубо персональную оценку жизненным ситуациям и оценку другой личности, по-своему интерпретируя чужие поступки. Чаще всего, как говорят ежедневные публикации в информационном пространстве, жертвы сталкиваются с обвинением [18].

Изучая ценности, К. Шатене пришла к выводу, что мы отбираем информацию в соответствии с нашими ценностными приоритетами [19].

Исследователь атрибуции вины жертв преступлений Е. В. Улыбина писала, что в реальной ситуации люди обычно не знают о том, как отнеслись к жертве близкие, но, как правило, у них есть представление о том, как могут отнестись к жертве окружающие, и это ожидаемое отношение, как предполагается, может быть связано и с собственной оценкой вины жертвы [20, с. 558-576].

Феномен обвинения жертвы рассматривали в своих работах иностранные ученые А. Грабб, Э. Тернер, К. М. Пинчиотти, Х. К. Оркатт, А. Дж. Ламберт, К. Райхле и российские авторы С. К. Нартова-Бочавер, Н. Б. Астанина, Е. В. Улыбина. Однако исследователи в большей степени изучают психологию жертвы. А ценностно-смысловые характеристики личности с доминирующими реакциями обвинения не являются предметом научных изысканий.

По мнению Т. А. Поповой и М. И. Ци-линой, исследование смысложизненных и ценностных ориентаций подразумевает под собой рассмотрение всей совокупности внутренних особенностей и внешних условий поведения человека [21].

Проведенное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций лиц с разным отношением к жертве позволило выделить ценностно-смысловые особенности лиц, склонных к выбору разной по отношению к жертве позиции: обвинения, сочувствия, нейтральной.

3. Организация исследования. Выборку составили 190 респондентов (50 % мужчин, 50 % женщин) от 20 до 53 лет (средний возраст - 31,87 лет).

С целью определения ценностно-смысловых установок личности по отношению к жертве был создан стимульный материал в виде моделей виктимных ситуаций, включающих обязательные компоненты: наличие объекта причинения вреда (жертвы), субъекта причинения вреда и (или) объективных обстоятельств, тому способствующих [22, с. 30-36]. Для формирования содержания стимульного материала на базовые компоненты виктимных ситуаций накладывалась информация из официальных источников МВД Российской Федерации за 20192022 годы (с описанием реальных событий с жертвами различного рода насилия и других видов причинения вреда). Даже при отсутствии имен в стимульном материале необходимо отметить, что любые совпадения в описании событий случайны. Целью разработки стимульного материала было получение оценочной реакции респондентов (проявление субъективного отношения к жертвам). В итоге были созданы два вида ситуаций:

1) для предъявления респондентам с инструкцией реагирования с позиции стороннего наблюдателя за жертвой. Например: «Пенсионерка получила на почте деньги, которые прислали ей в помощь дети, и положила их в кошелек, сунув его в раскрытую сумку. В общественном транспорте кошелек украли»;

2) для реагирования с позиции самой жертвы. Например: «Вы получили на почте деньги, которые вам прислали родственники, положили их в кошелек и сунули его в раскрытую сумку. В общественном транспорте кошелек вытащили».

Респондентам предлагалось определиться с выбором варианта реагирования: 1) очень жаль, что так вышло (сочувствие); 2) нечего было так безответственно себя вести, сам(а) виноват(а) (обвинение); 3) это с любым человеком может случиться (нейтралитет).

Далее проводилось тестирование всех респондентов выборки с использованием методики «Смысложизненные ориентации» («СЖО» Д. А. Леонтьев); ценностного опросника (ЦО) Ш. Швара; теста фрустрационных реакций Розенцвейга (в адаптации Н. В. Та-

рабриной); теста агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут); шкалы локуса контроля Дж. Роттера (в адаптации А. Г. Шмелева); 16-факторного личностного опросника (тест Кеттелла, 16PF); методики исследования самоотношения («МИС», С. Р. Пантилеев).

Комплексная обработка полученных результатов производилась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» (ООО «Инновационные психотехнологии», Россия). На основании первичной обработки данных по частоте встречаемости ответов для дальнейшего анализа были выделены 4 типа реагирования на модели виктимогенных ситуаций (типы отношений к жертве):

1) обвинитель;

2) сочувствующий жертве;

3) неопределенный в своей позиции по отношению к жертве (доминирующий тип реагирования не определен);

4) склонный к выбору нейтрального отношения.

Статистический анализ данных проведен посредством компьютерной программы

SPSS Statistics 20.0. Применялись критерий хи-квадрат Пирсона и критерий t-Стьюдента.

Гипотеза: свойственные конкретной личности ценности и смыслы сопряжены с отношением к другому человеку в роли жертвы.

4. Результаты исследования. Результаты частотного анализа показали, что по типу отношений к жертве с позиции стороннего наблюдателя среди опрашиваемых 37,4 % обвинителей, 34,2 % имеющих неопределенную позицию по отношению к жертве, 24,2 % сочувствующих жертве и 4,2 % респондентов обнаружили нейтральное отношение. Полученные данные распределения выборки по типу отношения к жертве с позиции жертвы: среди опрашиваемых 48,4 % выразили нейтральное отношение к жертве, 33,2 % респондентов проявили неопределенное отношение, 10,5 % обвинителей жертв, 7,9 % сочувствующих жертве. В табл. 1 представлено распределение выборки по типу отношения к жертве с позиции стороннего наблюдателя и с позиции жертвы.

Таблица 1

Распределение выборки по типу отношения к жертве с позиций стороннего наблюдателя и жертвы ^ = 190)

Тип отношения Сторонний наблюдатель Жертва

Частота Процент Частота Процент

Обвинитель 71 37,4 20 10,5

Сочувствующий 46 24,2 15 7,9

Неопределенный 65 34,2 63 33,2

Нейтральный 8 4,2 92 48,4

Всего 190 100,0 190 100,0

Полученные результаты показывают, что во втором варианте моделей ситуаций, в которых респонденты выражали отношение с позиции жертвы, число обвинителей значительно меньше, как и число сочувствующих реакций, при этом число нейтральных ответов существенно больше.

Таким образом, выявлено, что обвинительные тенденции в отношении жертвы с позиции жертвы («я» в роли жертвы) в подавляющем большинстве случаев носят нейтральный (92) - 48,4 %, неопределенный (63) - 33,2 % характер, менее выражены обвинительные (20) - 10,5 %, а также сочувствующие реакции (15) - 7,9 %.

С позиции стороннего наблюдателя по отношению к жертве больше проявляются реакции обвинения (71) - 37,4 %. Как и в

первом варианте ситуаций, во втором случае респонденты склонны выбирать неопределенные ответы (65) - 34,2 %, число сочувствующих реакций (46) - 24,2 %, меньше всего нейтральных (8) - 4,2 %.

Далее в статистической обработке данных были использованы результаты диагностик, проведенных с помощью названных выше методик и тестов, только тех респондентов, у которых зафиксированы явные преобладания (60 % и более ответов того или иного типа) в вариантах реагирования на предъявленные модели виктимных ситуаций ^ = 125). В табл. 2 отражены только значимые различия в результате попарного сравнения средних значений показателей ценностно-смысловых характеристик респондентов.

Таблица 2

Попарное сравнение средних значений ценностно-смысловых характеристик респондентов трех групп по типу отношения к жертве (критерий ^Стьюдента для равенства средних)

Конструкт Обвинитель (71) / Сочувствующий (46) Обвинитель (71) / Нейтральный (8) Сочувствующий (46) / Нейтральный (8)

г значимость г значимость г значимость

Интрапунитивность -1,885 0,063 1,423 0,168 3,006 0,005

Интернальность здоровья -2,361 0,020 0,202 0,845 1,061 0,319

Доминантность 2,003 0,048 -0,423 0,681 -1,571 0,146

Аутоагрессия -2,955 0,004 -1,335 0,217 0,077 0,941

Конформность -2,307 0,023 -0,709 0,497 0,570 0,580

Доброта -3,325 0,001 -0,559 0,590 1,051 0,320

Традиции -2,809 0,006 -1,894 0,092 -0,469 0,650

Универсализм -3,284 0,001 0,071 0,945 2,231 0,044

Безопасность -2,083 0,040 -1,099 0,301 -0,150 0,884

Общий показатель осмысленности жизни 0,125 0,901 -3,343 0,006 -2,919 0,008

Цели в жизни -0,595 0,553 -3,627 0,003 -3,048 0,008

Процесс жизни 0,126 0,900 -3,207 0,005 -3,387 0,004

Локус контроля - Я 0,018 0,986 -2,504 0,031 -2,436 0,032

Локус контроля - Жизнь -0,866 0,388 -2,267 0,047 -1,772 0,107

Самоуверенность 0,041 0,967 -3,559 0,002 -3,291 0,003

Самоценность -1,232 0,221 -2,863 0,017 -1,940 0,076

Внутренняя конфликтность 0,975 0,332 3,521 0,002 2,773 0,013

На основе полученных результатов (табл. 2) было определено, что интрапуни-тивность у респондентов, сочувствующих жертве, немного выше, чем у обвинителей, и статистически значимо выше, чем у занимающих нейтральную позицию по отношению к жертве.

Такие показатели ценностных ориента-ций респондентов, как интернальность здоровья, аутоагрессия, конформность, доброта, традиции у сочувствующих жертве значительно выше, чем у обвинителей. Доминантность выражена статистически значимо выше у обвинителей, чем у сочувствующих жертве. Универсализм у сочувствующих жертве выражен значительно сильнее, чем у обвинителей и нейтрально реагирующих на жертву.

Ценность безопасности у сочувствующих значительно выше, чем у обвинителей.

По показателям «Общий показатель осмысленности жизни», «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Локус контроля - Я», «Самоуверенность» самый высокий уровень у нейтральных. Статистически значимо выше, чем у обвинителей и сочувствующих.

Значения конструктов «Локус контроля - Жизнь», «Самоценность» у нейтрально реагирующих на жертву значительно выше, чем у обвинителей. С сочувствующими различия не значимы.

Внутренняя конфликтность у обвинителей и сочувствующих намного выше, чем у нейтральных.

Таким образом, результаты попарного сравнения трех групп респондентов с различным типом отношения к жертве позволили далее выделить в названных группах специфические черты личности, характеризующие ценности и смыслы участников исследования.

5. Обсуждение результатов. В ходе исследования были выделены различные типы отношения к жертве. Определено, что тип отношения не статичен и может меняться у респондентов в зависимости от позиции оценивающего жертву субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В позиции стороннего наблюдателя за жертвой преобладают ярко выраженные обвинительные тенденции (37,4 % выборки) и неопределенный тип отношения (34,2 %), что свидетельствует о большом разбросе реакций респондентов, но без выраженного преобладания какой-то одной. Нейтрально реагирующих на жертву из позиции стороннего наблюдателя в выборке меньшинство (4,2 %). Также следует отметить, что сочувствующих жертве в данном случае чуть меньше четверти выборки - 24,2 %. То есть только каждый четвертый респондент склонен с сочувствием отнестись к человеку, который оказался в позиции жертвы.

В позиции жертвы (самоотношение) распределение мнений меняется, и наибольшее количество респондентов в выборке (48,8 %) проявляют нейтральный тип отношения к самому себе как жертве, высказывая

суждение по типу «с кем не бывает». 33,2 % выборки в позиции жертвы проявляют неопределенное отношение, т. е. не демонстрируют явно выраженного предпочтения к реакциям на жертву того или иного типа. Несмотря на то, что обвинительный и сочувствующий типы отношений составляют меньшинство, в данной ситуации оценки следует обратить внимание, что обвинителей все же больше (10,5 %), чем сочувствующих (7,9 %). То есть даже в ситуации, когда респонденты выражали свое отношение к себе как жертве, обвинение преобладает над сочувствием.

Ранее проведенные исследования взаимосвязи когнитивных установок обвинения жертвы и самообвинения личности в вик-тимной ситуации свидетельствуют, что обвинение другого, находящегося в роли жертвы, преобладает и в набольшей степени тесно связано с нейтральным отношением к себе в такой же роли, в меньшей степени с самообвинением и еще в меньшей с сочувствием к себе. Тенденции нейтрального и сочувствующего характера имеют эпизодический характер [13].

На основе интерпретаций использованных в исследовании методик были описаны определенные личностные особенности, свойственные респондентам с разным типом отношения к жертве.

Для лиц с выраженным сочувствием по отношению к жертве характерны такие ценности, как универсализм и безопасность, традиции, конформность. Сочувствующие отличаются следующими специфическими личностными особенностями: доброта, справедливость и гармония, терпимость и благодарность, ответственность за свое здоровье, тяга к эстетике. В связи с выраженностью интрапунитивных реакций у сочувствующих у них развиты способности к осознаванию в ситуации фрустрации переживаемых состояний тревоги и страха, принятию своей вины, реальности ситуации и ответственности за ее исправление. Смысложизненные ориентиры сочувствующей личности отражают социальную направленность поступков, наличие целей и удовлетворенность жизненным процессом. Лица с сочувствующим типом отношения к жертве отличаются осмысленностью своих оценок, предпочтений и выбора личностной позиции согласно индивидуальному критерию значимости. Своеобразной

особенностью сочувствующих является их склонность к переживанию внутренней конфликтности, вызывающей душевное противоречие. Нужно также отметить беззащитность личности сочувствующего в агрессивной среде и возможные проявления аутоаг-рессии.

Личности с выраженным типом обвиняющего отношения к жертве в большей степени ориентированы на ценности доминантности, самоуверенности и самоценности. В связи с чем особенностью данного типа является проявление независимости, своеволия, настойчивости, агрессии, активное стремление занять лидерское положение в группе. По своей природе обвинитель непреклонен, упрям в отстаивании личного мнения и критичен в отношении иных. Он имеет собственную точку зрения, стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.

Своеобразием личностных смыслов у лиц обвиняющего типа является осмысленность жизни как один из важных показателей личностного благополучия, что говорит о принятии себя личностями данного типа, удовлетворенности собой и жизнью.

Внутренняя конфликтность, выраженная как в группе обвинителей, так и в группе сочувствующих, говорит о наличии переживания внутреннего диссонанса и напряженности в системе ценностей и смыслов, присутствии сомнений, раздумий, самокритики, при этом рождает ценностно-смысловое самоопределение данных личностных типов.

Для личностей с нейтральным типом отношения к жертве характерны повышенные обвинительные (интрапунитивные) реакции, что предполагает осознание ответственности и своей вины в определенных ситуациях. Выраженными особенностями личностных смыслов данного типа являются осмысленность жизни, способность брать ответственность за свою жизнь, понимание своих целей и перспектив, представление о себе как о сильной, перспективной личности (хозяине своей жизни), свободной и целеустремленной, способной контролировать события, управлять происходящими процессами и наполнять жизнь смыслами, уважать себя.

Данный тип можно охарактеризовать как уверенный, с позитивной самооценкой и наличием целей, которые придают жизни устремленность в будущее и удовлетворенность настоящим. Нейтрально реагирующие личности несколько отстранены, выбирают позицию невмешательства, характеризуются сдержанностью, отсутствием пристрастности в выражении своего отношения к жертве.

6. Выводы и заключение

Выделены 3 типа отношения к жертве: обвинитель, сочувствующий и нейтральный.

Распределение (частота встречаемости) типов отношений значимо различается в связи с занимаемой позицией оценивающего субъекта. В позиции стороннего наблюдателя за жертвой преобладает обвиняющий тип отношения к ней. В позиции жертвы - нейтральный тип отношения (к себе в роли жертвы). При этом стоит обратить внимание на тот факт, что даже в ситуации, когда респонденты выражали свое отношение к себе как жертве, обвинение преобладает над сочувствием.

В группах с разным типом отношения к жертве выявлены специфические ценности и смыслы. Для сочувствующего типа отношения к жертве характерны ценности универсализма, конформности, традиций, терпимости, доброты, безопасности и справедливости. Отличающими характеристиками обвиняющего типа отношения к жертве являются ценности доминантности и самоуверенности. Нейтральный тип отношения к жертве предполагает преобладание личностных смыслов: умение контролировать события своей жизни, управлять ее процессами и наполнять смыслами, уважать и ценить себя.

Наше предположение о том, что ценностно-смысловые особенности (установки) личности взаимосвязаны с отношением личности к жертве, нашло свое подтверждение в проведенном исследовании.

Перспективы исследования заключаются в уточнении вопроса о факторном влиянии заявленных переменных, в определении вариантов не только когнитивно-эмоционального, но и поведенческого реагирования в отношении жертвы, в разработке методических рекомендаций для специалистов (психологов, социальных педагогов, сотрудников государственных служб и ведомств) по оптимизации вариантов взаимодействия с жертвами с учетом типов отношения к ним, а

также в расширении сферы научных изысканий по данной теме. Ограничения исследования видим в погрешностях от эффектов социальной желательности при диагностике, стремлении жертв избежать огласки, а порой и полностью скрыть свою виктимную позицию, в том числе по причине опасения резких обвинительных реакций и невозможности использования всех доступных исследовательских средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мясищев В. Н. Психология отношений. -Воронеж : МОДЕК, 2011. - 400 с.

2. Вишневецкий К. В. Классификация викти-мологических ситуаций // Общество и право. - 2015. - № 1 (51). - С. 162-163.

3. Санникова И. В., Савинова А. Ю., Ананьева К. Е. Психологический портрет жертвы преступления // Молодой ученый. - 2023. - № 19 (466). - С. 414-418.

4. Клычков С. А. Изучение ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку // Самарский юридический институт ФСИН России. -2022. - Т. 11, № 4. - С. 289-295.

5. Абатаева П. Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 6. - С. 293-295.

6. Брызгалин Е. А. Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по материалам отечественных и зарубежных научных источников) // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2022. -№ 2 (15). - С. 46-66.

7. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика : учебное пособие. - М. : Высш. шк., 2008. - 391 с.

8. Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - № 4 (8). - С. 1-12.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия : Высшая школа, 1996 - 512 с.

11. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

12. Бондарь С. Н. Психологическая категория «отношение» и его применение к анализу поступка // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2008. - № 1. -С. 221-225.

13. Макаревска Ю. Э., Беленко С. С. Взаимосвязь когнитивных установок обвинения жертвы и самообвинения личности в вик-тимной ситуации // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021.

- № 1. - С. 15-27.

14. Фромм Э. Иметь или быть? - М. : Прогресс, 1990. - 330 с.

15. Рокич М. Природа человеческих ценностей.

- Нью-Йорк : Свободная пресса, 1973. -438 с.

16. Шварц Ш. Х. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, № 2.

- С. 36-67.

17. Хабибулин Д. А., Романов П. Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. - № 12-2. - С. 173-183.

18. Райан У. Обвиняя жертву. - Нью-Йорк : Книги Пантеона, 1971. - 351 с.

19. Шатене К. Психология ценностей. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2021. - 244 с.

20. Улыбина Е. В. Вера в справедливый мир, мужские нормативные установки и атрибуция вины жертвам преступления // Журнал высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 3. - С. 558-576.

21. Попова Т. А., Цилина М. И. Смыслы и ценности. Структурные компоненты смысло-жизненных ориентаций // Психологические проблемы смысла жизни и акме : Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / отв. ред. : Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, Н. В. Кисельни-кова. - М. : Психологический институт РАО, 2021. - 345 с.

22. Майоров А. В. Модель развития виктимоло-гической ситуации // Виктимология. -2018. - № 1 (15). - С. 30-36.

REFERENCES

1. Myasishchev V.N. Psychology of relationships. Voronezh, MODEK publ., 2011. 400 p. (In Russian).

2. Vishnevetskii K.V. Classification of victimological situations. Оbshchestvo i pravo = Society and law, 2015, no. 1 (51), pp. 162-163. (In Russian).

3. Sannikova I.V., Savinova A.Yu., Ananyeva K.E. Psychological portrait of a crime victim. Molodoi uchenyi = A young scientist, 2023, no. 19 (466), pp. 414-418. (In Russian).

4. Klychkov S.A. The study of the value attitude of cadets of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person. Samarskii yuridicheskii institute FSIN

Rossii = Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022, Vol. 11, no. 4, pp. 289-295. (In Russian).

5. Abataeva P.N. The concept of values in psychological research. Problems of modern pedagogical education, 2019, no. 6, pp. 293295. (In Russian).

6. Bryzgalin E.A. Fundamentals about personal values and meanings (based on materials from Russian and foreign scientific sources). Teoreticheskaya i eksperimental'naya psykhologiya = Theoretical and exsperimental psychology, 2022, no. 2(15), pp. 46-66. (In Russian).

7. Zagvyazinsky V.I., Yemelyanova I.N. General pedagogy, textbook. Moscow, Higher School publ., 2008. 391 p. (In Russian).

8. Al'-Yanai E.K. The essence and genesis of the concepts of "value", "value orientations", "value attitude" in pedagogy. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = The world of science. Pedagogy and Psychology, 2020, no. 4 (8). pp. 1-12. (In Russian).

9. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. Moscow, Nauka publ., 1984. 444 p. (In Russian).

10. Petrovskii A.V., Yaroshevskii M.G. Psychology, textbook for students of higher educational institutions, 2nd ed., stereotype. Moscow, Academy publ., Higher School publ., 1996. 512 p. (In Russian).

11. Zimbardo F., Lyape M. Social influence. St. Petersburg, Piter publ., 2001. 448 p. (In Russian).

12. Bondar S.N. The psychological category "attitude" and its application to the analysis of an act. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' = Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2008, no. 1, pp. 221-225. (In Russian).

13. Makarevskaya Yu.E., Belenko S.S. Interrelation of cognitive attitudes of victim blaming and self-accusation of personality in a victim situation. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya = Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2021, no. 1, pp. 15-27. (In Russian).

14. Fromm E. To have or to be? Moscow, Progress publ., 1990. (In Russian).

15. Rokich M. The nature of human values. New York, Svobodnaya Pressa publ., 1973. 438 p. (In Russian).

16. Schwartz S.H. Cultural value orientations: the nature and consequences of national differences. Psikhologiya. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2008, Vol. 5, no. 2, pp. 36-67. (In Russian).

17. Khabibulin D.A., Romanov P.Yu. Value attitude: approaches to research. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2011, no. 12-2, pp. 173-183. (In Russian).

18. Ryan W. Blaming the Victim. New York, Pantheon Books publ., 1971. 351 p. (In Russian).

19. Chataigne C. Psychology of Values. Kharkov, Gumanitarnyi Tsentr publ., 2021. 244 p. (In Russian).

20. Ulybina E.V. Faith in a just world, male normative attitudes and attribution of guilt to victims of crime. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki = Journal of the Higher School of

Информация о статье Дата поступления 12 декабря 2023 Дата принятия в печать 15 января 2024

Сведения об авторе

Беленко Светлана Сергеевна - аспирант кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного университета (Сочи, Россия). Адрес для корреспонденции: 354003, Россия, Сочи, ул. Пластунская, д. 94. E-mail: setlana0307@mail.ru. SPIN-код: 8697-6044.

Для цитирования

Беленко С. С. Ценностно-смысловые особенности лиц с различным типом отношения к жертве // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 1. - С. 8594. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.85-94.

Economics. 2020, Vol. 17, no. 3, pp. 558576. (In Russian).

21. Popova T.A., Tsilina M.I. Meanings and values. Structural components of life orientations, in: Weiser G.A., Popova T.A., Kiselnikova N.V. (ed.). Psychological problems of the meaning of life and acme, electronic collection of materials of the XXV International Symposium. Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Sciences publ., 2021. 345 p. (In Russian).

22. Mayorov A.V. Model of victimological situation development. Viktimologiya = Victimology, 2018, no. 1 (15), pp. 30-36. (In Russian).

Article info

Received

December 12, 2023 Accepted January 15, 2024

About the author

Belenko Svetlana Sergeevna - PhD student at the Department of Psychology and Defectology, Sochi State University (Sochi, Russia). Postal address: 94, Plastunskaya ul., Sochi, 354003, Russia. E-mail: setlana0307@mail.ru. SPINcode: 8697-6044.

For citations

Belenko S.S. Value-Semantic Features of Persons with Different Types of Attitude to the Victim. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 1, pp. 85-94. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.85-94. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.