Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое пространство в Европейском и Евразийском интеграционных проектах'

Ценностно-смысловое пространство в Европейском и Евразийском интеграционных проектах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ / ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ / ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шляпников В.В.

В статье рассматриваются основные ценности Европейского союза и Евразийского экономического союза. Определяются условия, имеющие принципиальное значение для успеха Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC SPACE IN EUROPEAN AND EURASIAN INTEGRATION PROJECTS

The article considers the basic values of the European Union and the Eurasian Economic Union and defines the conditions that are fundamental to the success of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое пространство в Европейском и Евразийском интеграционных проектах»

6. Орлицкий Ю. Б. Краткий очерк истории русских переводов и подражаний японской классической поэзии // Тритон. М.: 2000. Вып. 1. С. 58-70.

7. Кудря Д. П., Захарченко Е. Г. Хайкумена: рецепция инокультурной художественной формы в актуальном русскоязычном литературном процессе (в социальных сетях интернет-пространства) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Материалы XX науч. Междунар. конф. 24-25 апреля 2014 г. / ДВГАИ. Владивосток: Дальнаука, 2014. Вып. 20. С. 56-63

8. Маркова Вера // Век перевода. URL: http://www.vekpere-voda.com/1900/vmarkova.htm (дата: обращения 25.11.2015).

9. Кудря Д. П. Переводчик как культурный герой // От философии жизни к философии культуры. М.: Алетейя, 2001. С. 231-238.

10. Орлицкий Ю. Б. Цветы чужого сада (японская стихотворная миниатюра на русской почве) // Арион. 1998. № 2. С. 72-79.

11. Кудряшов А. В. Хайку в РуНете // Хайкумена. М.: 2003. Вып. 1. С. 186-188.

12. Леви Н. А. Русские хайку // РОСсИНКИ (альманах Международного конкурса хайку) / отв. ред. Д. П. Кудря. М.: Memories. 2011. Вып 1. 258 с.

13. Кудря Д. П. Латентные образцы экзистенциальных практик сетевого сообщества «Хайкумена» // Политическая культура общества и проблемы сохранения культурного суверенитета России : материалы Всерос. науч.-теорет. конф. / ред.-сост. С. Т. Новикова. М.: Изд-во «Известия», 2015. С. 138-145.

14. Конкурс переводов хайку в Живом Журнале в сообществе All_Japan // Хайкумена. М.: 2011. Вып. 4. С. 171-262.

15. Сайт восьмого Международного конкурса хайку (на русском языке). URL: http://www.haiku8.ru (дата обращения: 02.01.2016).

16. Улитка (Интернет-журнал поэзии хайкай) / отв.ред. А. В. Кудряшов. URL: http://www.ulitka.haiku-do.com/ (дата обращения: 25.11.2015).

17. Кудря Д. П. Хайку-творчество - оповседневливание художественной практики на границе культур // Антропология творческой субъективности и креативности: коллективная монография / отв. ред. О. К. Румянцев. СПб.: Эйдос, 2013. 310 с.

© Кудря Д. П., 2015

УДК 124.5

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ И ЕВРАЗИЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ

В статье рассматриваются основные ценности Европейского союза и Евразийского экономического союза. Определяются условия, имеющие принципиальное значение для успеха Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: ценностно-смысловое пространство, Европейский союз, Евразийский экономический союз, Договор о Европейском союзе, Хартия Европейского союза об основных правах, Договор о Евразийском экономическом союзе.

В. В. Шляпников V. V. Shlyapnikov

VALUE-SEMANTIC SPACE IN EUROPEAN AND EURASIAN INTEGRATION PROJECTS

The article considers the basic values of the European Union and the Eurasian Economic Union and defines the conditions that are fundamental to the success of the Eurasian Economic Union.

Keywords: value-semantic space, European Union, Eurasian Economic Union, Treaty on European Union, EU Charter of Fundamental Rights, Treaty on the Eurasian Economic Union.

В начале 2015 г. вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заключенный в мае 2014 г. президентами России, Казахстана и Белоруссии. В 2015 г. в него вступили Армения и Киргизия. Евразийский экономический союз - это очередная попытка России создать большой интеграционный проект, который способствовал бы формированию особого ценностно-смыслового пространства. Региональная интеграция является не самоцелью, а средством выживания в условиях нарастающей конкуренции и борьбы за ресурсы. А в конечном итоге смысл любого интеграционного проекта - создать привлекательное для его участников социальное пространство, способствующее сохранению идентичности.

Европейский союз (ЕС) как раз и является примером сообщества, основанного на ценностях. В статье 2 Договора о Европейском союзе (в редакции Лиссабонского договора) они сформулированы следующим образом: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин» [1].

Детально эти принципы изложены в Хартии Европейского союза об основных правах, в преамбуле которой,

в частности, отмечается, что «осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях - человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и справедливости» [2].

Естественно, эти основные права не изобретены Европейским союзом, а являются частью европейского ценностного наследия, фундамент которого был заложен в конце XVIII в. Великой французской революцией 1789 г. и первой демократической конституцией в Европе - польской конституцией 1791 г. Гражданские свободы, демократия, принципы правового государства со временем были введены во все большем количестве государств, и сегодня они стали базовыми ценностями каждого отдельного государства -члена Европейского союза, а также самого Европейского союза [3].

Однако в истории формирования общей системы европейских ценностей можно обнаружить и более глубокие корни. Как справедливо отмечает Ю. Рубинский, эта система напоминает «пирамиду, сложенную веками из разных строительных материалов» [4]. Фундаментом этой пирамиды служит наследие античности и право Древнего Рима. Древние греки передали современным европейцам представление об окружающем мире как гармоничном целом, фундаментальные категории философии, этики и эстетики, основные формы государственного строя. В Древней Греции родились и достигли расцвета основные виды и жанры европейской культуры: литература, драматургия, театр, скульптура, живопись, спорт. Римское право впервые юридически отделило гражданскую сферу жизни от публичной, закрепило понятие частной собственности, ввело в качестве способа решения гражданских споров открытый состязательный процесс между равноправными сторонами, в рамках которого суд выносит приговор на основе писаного законодательства. Римская правовая культура стала основой самой эффективной для своего времени гражданской и военной администрации - четко структурированной системы управления государством, где каждый носитель власти имел строго определенный круг полномочий и ответственности. Важным истоком европейских ценностей стало христианство, которое проповедовало любовь к ближнему, покаяние, милосердие. Решающей вехой в эволюции европейских ценностей стали эпохи Ренессанса и Просвещения. Мыслители-гуманисты этих эпох поставили человека в центр мироздания, провозгласили его мерой всех вещей. Философы-энциклопедисты XVIII в. провозгласили критический разум единственным инструментом познания законов окружающего мира и его перестройки на рациональных началах. Именно они ввели понятие естественных прав человека и гражданина, нашедших выражение в лозунге Великой французской революции «свобода, равенство, братство».

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в официальных документах Европейского союза европейские ценности отражаются лишь частично и предлагают свои варианты их интерпретации. Например, старший науч-

ный сотрудник брюссельского Центра по изучению европейской политики М. Эмерсон так определяет системные черты европейской модели, называя их «десятью европейскими заповедями» [5]:

1. Демократия и права человека - юридически сформулированы в Европейской конвенции по правам человека Совета Европы, а также включены в «копенгагенский политический критерий» Европейского союза для принятия новых членов.

2. Общая юридическая основа для четырех свобод -общего рынка, пространства для свободного передвижения, обитания и занятости граждан Европейского союза.

3. Социальная модель - базовое социальное обеспечение и доступ к здравоохранению.

4. Многонациональный характер общества, отрицание национализма - общество должно приобрести качества, совмещающие региональные, национальные и европейские особенности.

5. Светский мультикультурный подход.

6. Антитоталитаризм и антимилитаризм во внешней и внутренней политике, но без пацифизма.

7. Многосторонний подход в международной политике, а также во внутриевропейских делах.

8. Многоярусное управление. Наднациональный, национальный и региональный уровни.

9. Открытость для всех европейских демократий.

10. Постепенно меняющиеся, эволюционирующие границы Европейского союза, а не жесткое разделение Европы на своих и чужих. Европейский союз как нео-Вестфальское федеративное государство.

В отличие от Европейского союза, ценности Евразийского экономического союза на сегодняшний день не сформулированы в таком явном виде и не закреплены ни в каких документах. В статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе речь идет лишь об основных принципах функционирования Союза, таких как уважение общепризнанных принципов международного права, уважение особенностей политического устройства государств-членов, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества [6].

Вызывает вопросы и акцентирование внимания именно на экономической составляющей евразийской интеграции. Не без основания говорится о том, что «чисто материальные интересы не способны обеспечить полноценную, а самое главное, долгосрочную и успешную интеграцию. Только общая идеология, система представлений (или, как сейчас модно говорить, «духовные скрепы») позволит жителям всех стран, входящих в Евразийский союз, чувствовать себя единым целым» [7].

Важность разработки такой системы представлений осознают и во властных структурах. Так, во время заседания 13 ноября 2014 г. Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации на тему «Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции» В. И. Матвиенко заметила, что значимость Евразийского экономического союза понимают в основном только политики и эксперты. Отсутствует широкая информация о сути нового интеграционного объединения в Евразии, а без этого невозможно достичь поддержки гражданами этого проекта.

В. И. Матвиенко подчеркнула, что «просветительская и информационная деятельность должна вестись на всех уровнях. Выполнение этой задачи должно быть возложено не только на средства массовой информации, на журналистов, но и на общественных деятелей, на экспертное сообщество, на парламентариев и, конечно, на дипломатов» [8].

В экспертном сообществе стран ЕАЭС ведется активная работа в этом направлении, создаются диалоговые площадки для интеллектуального сопровождения интеграционных процессов. Так, например, в ноябре 2014 г. состоялась презентация Центра аналитических исследований (ЦАИ) «Евразийский мониторинг», который уже в декабре 2014 г. представил аналитический доклад «Духовно-ценностные ориентиры новой Евразии: содержательные основы». Авторы доклада подчеркивают, что «интенсивное развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, включая создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обусловливает необходимость формирования и продвижения качественно новых ценностно-смысловых основ этих процессов» [9] и предлагают базовые ценности, которые, по их представлению, составляют духовно-ценностную основу для дальнейшего развития евразийского пространства:

1. Семья и род. Семья является главной жизненной ценностью и одновременно естественной средой, где происходит рождение человека, его физическое, психологическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие, личностное становление. Ключевыми функциями семьи являются: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) эмоциональная; г) духовного общения. Родовые отношения являются еще более высокой ступенью в социальной иерархии, в них задействовано гораздо большее количество людей, связанных кровным родством и имеющих общих предков. Соответствующие родственные связи идут через много поколений, а семья выступает элементом системы родовых связей.

2. Отечество. Это место, земля, страна, где люди рождаются, откуда берут начало их родовые корни, произошли их отцы и предки, к чьей судьбе они ощущают свою духовную сопричастность. Таким образом, Отечество имеет как конкретные физические - территориальные, так и духовные -смысловые очертания. Отечество также содержит в себе следующие важные категории: а) национальную самобытность; б) суверенную государственность; в) национальные интересы; г) патриотизм.

3. Человеческий потенциал. Это совокупность людей, их жизненно важных потребностей, знаний, способностей и навыков, используемых для удовлетворения данных потребностей, а также осуществления социально-значимых видов деятельности. Составной частью человеческого потенциала являются: а) человеческий капитал; б) качество населения.

4. Приверженность традициям. Это передающееся от поколения к поколению социальное и национально-культурное наследие, которое выражается в многочисленных социальных установках, нормах поведения, практических навыках, обычаях, обрядах, праздниках и т. д. В традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражаются историческая память, коллективный дух и разум народа.

5. Культура межэтнического взаимодействия. Евразия постоянно испытывала воздействие различных культур и духовных традиций, синтезируя в себе ценности различных народов и цивилизаций. Тесно переплелись славянские, тюркские, финно-угорские, монгольские, кавказские этнокультурные, а также христианские, мусульманские, буддистские и иные конфессиональные мотивы. В итоге все это способствовало формированию атмосферы и культуры добрососедства, толерантности и взаимоуважения между разными этносами и народностями.

По мысли авторов доклада эти базовые ценности не нужно придумывать с чистого листа, так как они уже сложились за все многовековое совместное существование стран и народов евразийского пространства и востребованы сегодня для устранения всех «разделительных линий» между ними и последующего сближения и выстраивания конструктивных взаимоотношений в интересах достижения общих целей.

Однако не совсем продуктивным выглядит противопоставление в этом докладе, как и в многочисленных других публикациях, ценностных основ европейского и евразийского интеграционных проектов. Авторы доклада пишут: «Европейские ценности ставят во главу угла отдельно взятого человека, его права, свободы, потребности и интересы. Нисколько не умаляя ценность человеческой личности, нужно объективно признать, что для представителей евразийской цивилизации гораздо предпочтительнее общее (коллективное), нежели частное (индивидуальное). Именно в разных социальных общностях, начиная с семьи и заканчивая страной, происходит становление личности, раскрытие и проявление всех ее качеств. И от того, насколько тесной является связь человека с соответствующей общностью, настолько успешной выглядит его собственная жизнедеятельность» [9]. Более адекватной, в этом смысле, представляется позиция аналитика Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Гу-левича, который, признавая, что Запад и Восток на шкале морально-этических ценностей представляют бинарную композицию с противоположными установками, подчеркивает, что «Евразия находится между Западом и Востоком не только в политико-географическом, но и морально-циви-лизационном отношении, впитывая ценностные установки с обеих сторон» [10].

В целом можно согласиться с оценками некоторых экспертов, которые указывают на то, что сегодня очевиден ряд условий, имеющих принципиальное значение для успеха Евразийского экономического союза [11]:

1) евразийская интеграция не может строиться только на экономических мотивах;

2) в евразийской интеграции должна доминировать социогуманитарная составляющая. Евразийский проект должен создаваться и реализовываться не в интересах правящей бюрократической и деловой элиты, а в интересах всех граждан. Только тогда он станет всенародным, устойчивым к колебаниям политической и деловой конъюнктуры. Нужны совместные культурные и научные программы, общие журналы и телепередачи, массовые обмены студентами и преподавателями вузов, стажировки, языковые курсы и т. п.;

3. евразийский проект должен задавать ясные и привлекательные ориентиры общественного развития. Чтобы разделить общую судьбу, граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз, должны иметь простые ответы на главные вопросы. Какой тип экономики мы строим? Чем он будет отличаться от других типов экономики? Какую модель государства мы хотим видеть в наших странах? В чем, наконец, состоят особые и незыблемые ценности евразийства?;

4. Евразийский экономический союз должен действовать на принципах многосторонности, равноправия и взаимного уважения сторон. Доминирование в нем России, объективно заданное ее размерами и центральным географическим положением, необходимо компенсировать системой многостороннего принятия решений;

5. новое видение евразийского проекта должно стать результатом совместной работы интеллектуалов всех стран, входящих в Евразийский экономический союз. Коллективная работа политологов, историков, экономистов, философов, социологов из всех стран ЕАЭС позволила бы разработать новую концепцию евразийского проекта, призванного создать привлекательное ценностно-смысловое и экономическое пространство для всех евразийских народов.

1. Договор о Европейском союзе // Право Европейского союза. URL: http://www.eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 05.05.2015).

2. Хартия Европейского союза об основных правах // Право Европейского союза. URL: http:// www.eulaw.ru/treaties/ charter (дата обращения: 05.05.2015).

3. Штратеншульте Э. Европейский союз - просто и понятно // URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_17802-1522-13-30.pdf?091012120807 (дата обращения: 05.05.2015).

4. Рубинский Ю. Европейские ценности // Вестник Европы. 2009. № 26. URL: http:// www.magazines.russ.ru/ vestnik/2009/26/ru3.html (дата обращения: 05.05.2015).

5. Эмерсон М. Экзистенциальная дилемма Европы // Вестник Европы. 2005. № 15. URL: http:// www.magazines.russ.ru/ vestnik/2005/15/eme6.html (дата обращения: 05.05.2015).

6. Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный сайт компании «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 170264/?frame=1 (дата обращения: 05.05.2015).

7. Салин П. Б. «Духовные скрепы» для Евразийского союза. Возможны ли общие ценности ЕАС? // Россия в глобальной политике. 2013. 31 августа. URL: http://www. globalaffairs.ru/number/Dukhovnye-skrepy-dlya-Evraziiskogo-soyuza-16110 (дата обращения: 05.05.2015).

8. Студнева Е. Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции // Международная жизнь. 2014. 14 ноября. URL: http:// www.interaffairs.ru/read.php?item=12094 (дата обращения: 05.05.2015).

9. Духовно-ценностные ориентиры новой Евразии: содержательные основы (Аналитический доклад ЦАИ «Евразийский мониторинг») // Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. URL: http:// www.ia-centr.ru/expert/19790/ (дата обращения: 05.05.2015).

10. Гулевич В. Евразийские ценности // Международная жизнь. 2013. 9 декабря. URL: http://www.interaffairs.ru/read. php?item=10292 (дата обращения: 05.05.2015).

11. Буторина О., Захаров А. Евразийский экономический союз: что дальше // Ведомости. 2014. 6 августа.

© Шляпников В. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.