Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сери я: Социальные науки, 2023, № 3 (70), с. 169-173
169
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
DOI 10.52452/18115942_2023_3_169
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК:
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
© 2023 г. C.B. Акутина, И. С. Беганцова, Т. Т. Щелина
Акутина Светлана Петровна, д.пед.н.; доц.; заведующая кафедрой социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
akutina@arz.unn.ru Беганцова Ирина Серафимовна, к.психол.н.; доц.; заведующая кафедрой общей и практической психологии Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
bis@arz.unn.ru
Щелина Тамара Тимофеевна, д.пед.н.; проф.; заведующая кафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования, директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
ppf@arz.unn.ru
Статья поступила в редакцию 26.06.2023 Статья принята к публикации 11.07.2023
Рассматривается проблема изменений в ценностно-смысловой сфере современных девушек с учетом особенностей современной российской действительности, а также трендов гендерной представленности ценностно-смысловых и культурных реалий. На современном этапе развития общества молодежь является той его частью, которая ищет себя в жизни, выбирая профессию и определяясь с отношением к семейным ценностям. Теоретический анализ проблемы показал, что современные девушки, по исследованиям ученых, стремятся к высокому социальному положению и выстраиванию своей карьеры, что говорит в целом об изменении гендерных стереотипов, приводящем к изменению поведенческих паттернов. Целью нашего исследования явилось выявление особенностей ценностно-смысловой сферы современных девушек в контексте изучения гендерной идентичности. Авторами было изучено отношение к ценностным и смысложизненным ориен-тациям у девушек на бессознательном и сознательном уровне; было доказано, что девушки отходят от традиционной женской роли. Это приводит к выводу о том, что девушкам свойственна довольно высокая выраженность маскулинных качеств. Выбор ими ценностей показал выраженное преобладание ценностей индивидуальной самореализации («активная деятельностная жизнь», «материальное отношение к жизни» и «жизненная мудрость»).
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, идентичность, девушки.
Введение
Проблема формирования ценностно-смысловой сферы современных девушек приобретает особую значимость на современном этапе развития общества, молодежь является той его частью, которая ищет себя в жизни, выбирая профессию и определяясь с отношением к семейным ценностям. Согласно научным исследованиям A.A. Деркача, И.В. Дубровиной, М.С. Каган, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейна [1-4], молодежь относится к группе, имеющей особые социальные и психологические черты, связанные с развитием поиска себя в жизни, профессии, семье, так называемые «смыслообразую-
щие мотивы» (А.Н. Леонтьев) и «смысложиз-ненные ориентиры» (Н.М. Трофимова). Процесс формирования ценностно-смысловых установок и ориентаций продолжается достаточно длительный период жизни, становления себя как независимой, самостоятельной личности. Ценностно-смысловая сфера выполняет регулирующую и стимулирующую функции в жизнедеятельности личности [4]. При этом очевидным фактом является недостаточная изученность ценностно-смысловой сферы современных девушек как социального и психолого-педагогического феномена.
Для раскрытия темы исследования важно понимать, что особенно ярко изменяются цен-
ностные установки и взгляды под влиянием условий социально-культурной среды у современных женщин (девушек) [5-7]. В научных исследованиях Ш. Берна, Т. Булавиной, Е.К. Завьяловой, И.С. Клециной, И.С. Кона и др., посвященных рассмотрению проблем гендерной идентичности, отмечается, что современные девушки пытаются отойти от традиционно закрепившейся в социальном сознании общества женской роли. Психологические характеристики современных девушек и женщин противоречат традиционной модели женского поведения и набору ее поведенческих паттернов, так как они становятся более похожими на мужские, связанные с карьерным ростом, независимостью, более поздним рождением детей и созданием семьи, что, несомненно, проявляется в их ценностно-смысловой сфере.
Работы И.В. Абакумова, А.Г. Асмолова,
A.A. Бодалева, Э.Ф. Зеера, Д.А. Леонтьева,
B.А. Сластенина, В.П. Тугаринова, А.Р. Фона-рева, В.Э. Чудновского, Ю.А. Шерковина, посвященные исследованиям образа мира и ценностно-смысловой сферы личности, в том числе и современной молодежи, именно доказывают процесс изменения ценностно-смысловой сферы девушек. Особенно ярко это проявляется у современных девушек «независимо от их отражения в сознании» (Д.А. Леонтьев).
Изучение ценностно-смысловой сферы девушек с разной гендерной идентичностью позволит раскрыть особенности их образа мира, понять, говоря словами А.Н. Леонтьева, способ их ориентации в мире как основы жизнедеятельности. Мы акцентируем свое внимание на развитии ценностно-смысловой сферы девушек. В связи с чем целью нашего исследования стало выявление особенностей ценностно-смысловой сферы современных девушек в контексте развития общества.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения общей психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепция самоактуализации (А. Мас-лоу), аксиологический (ценностный) подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Б.И. Додонов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, М.Н. Фишер, П.Г. Щедровицкий), системный (Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, А.Д. Холл, Р.И. Фейджин) подход, а также идеи смысловой регуляции деятельности (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Леонтьев, А.П. Подольский); теоретические исследования по проблеме ценностей (В.В. Водзинская, А.И. Донцов, Е.А. Подольская, В.Э. Чудновский).
Методы и методики исследования: теоретические (анализ философской, социальной, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, научных материалов и публикаций; систематизация, классификация); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент).
Постановка проблемы
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам говорить о содержательном переосмыслении понятия ценностно-смысловая сфера и приоритеты современных девушек, важными параметрами которой являются такие категории, как жизненная мудрость, удовольствие, активная жизнедеятельность, материальное отношение к жизни, красота во всех смыслах данной дефиниции, являющиеся, как оказалось в ходе нашего исследования, достаточно значимыми для современных девушек [5, 8-10].
Как отмечает в своей работе Е.В. Ярослав-кина, женщины с фемининной идентичностью ориентируются преимущественно на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности. Женщины с маскулинной идентичностью ориентируются на традиционно закрепившиеся в общественном сознании мужские ценности. У андрогинных женщин представлены как женские, так и мужские ценности. В смысловой сфере женщин с разной гендерной идентичностью мужские, женские и нейтральные в гендерном отношении ценности представлены разными семантическими полями, что позволяет судить о гендерных отличиях их образа мира [11]. Можно предположить, что тенденция к маскулинности или феминности у современных девушек в любом случае проявится в специфике их ценностных ориентаций. Особенно актуально рассмотреть те или иные предпочтения, соотнеся сознательный и бессознательный уровень функционирования личности.
Результаты исследования
Участниками исследования выступили девушки (студентки вуза разных курсов и направлений подготовки) в возрасте от 18 до 24 лет в количестве 58 человек.
В исследовании использовались тест М. Ро-кича [3] «Ценностные ориентации» и метод незаконченных предложений. Математическая обработка результатов эмпирического исследования проводилась с применением корреляционного, кластерного и дисперсионного анализа с помощью статистической программы 8Р8Б-13.
Таблица 1
Корреляционная зависимость эмпирических данных сознательного и бессознательного выбора
Variable
АДЖ СВ
МОЖ СВ
КРАСОТА СВ
ЛЮБОВЬ СВ
ЖМ СВ
Correlations Marked correlations are significant at p < ,05000 N=64
АДЖ БВ
-0.14
0.08
0.38
-0.17
-0.09
МОЖ БВ
0.22
-0.17
0.10
-0.08
0.23
КРАСОТА БВ
0.20
0.00
-0.40
0.12
0.02
ЛЮБОВЬ БВ
-0.10
0.14
-0.08
-0.16
-0.22
ЖМ БВ
0.17
-0.15
-0.12
-0.08
-0.23
Полученные результаты подтверждают, что отсутствуют скрытые данные, искажающие исследование, и что данные в выборках распределены по нормальному закону.
Из всех терминальных ценностей и смысло-жизненных ориентаций по методике М. Рокича мы анализировали полученные данные для независимых переменных полоролевой социализации, были выбраны пять мотивационно отличающихся типов ценностей: удовольствие (УДОВОЛЬСТВИЕ), активная деятельная жизнь (АДЖ), красота (КРАСОТА), жизненная мудрость (ЖМ), материальное отношение к жизни (МОЖ). По эмпирически полученным данным проведен дальнейший математический анализ. Были проверены гипотезы о нормальности эмпирических данных для девушек, а также о нормальности эмпирических данных при сознательном и бессознательном выборе.
По результатам проведенного исследования мы получили, что на бессознательном уровне параметр материальное отношение к жизни (МОЖ) занимает у девушек ведущее место, относится к наиболее важным, значимым ценностям.
В исследовании нас интересовало, какие именно ценностные типы входят в группу наиболее значимых при сознательном и бессознательном выборе девушек в предложенной нами системе ценностей и смысложизненных ориентаций молодежи.
Далее мы провели анализ корреляционной зависимости между сознательным выбором и бессознательным (таблица 1). Это разведочный корреляционный анализ.
Показательно, что зависимость между красотой и активной деятельностью в жизни, а также между жизненной мудростью и материальным отношением к жизни входят в доминирующую пару. Значит, бессознательно девушки стремятся быть привлекательными в своей жизни, к тому же свою мудрость применяют к получению материальных ценностей.
Чем больше сознательный выбор на красоту, тем больше на уровне неосознаваемых установок молодежь проявляет активность в своей
жизни. Из таблицы 1 мы видим, что максимальные положительные значения попадают на взаимосвязь АДЖ БВ и КРАСОТА СВ, ЖМ СВ и МОЖ БВ, это показывает, чем больше в своей жизни девушки стремятся к материальному благополучию, тем активнее проявляется ее жизненная мудрость.
На одном из этапов анализа и интерпретации результатов исследования мы провели регрессионные исчисления проявления ценностных ориентаций.
Методы множественной регрессии позволили получить регрессионный результат для зависимых переменных. Для всех выборок мы находили Р-коэффициент регрессии, которые представляют силу и тип взаимосвязи независимой переменной по отношению к зависимой. С помощью этих данных нами построены регрессионные модели, наглядно интерпретирующие результаты исследования.
Дисперсионный анализ выявил явные закономерности всех ценностей девушек при сознательном выборе от ценностей на бессознательном уровне.
Например, результаты анализа на бессознательном уровне АДЖ (активной деятельностной жизни) показали интересные данные.
Как мы видим в таблице 2, кроме ценности ЛЮБОВЬ, все эмпирические данные по остальным ценностям зависят от ценности АДЖ (активной деятельностной жизни).
После проведения анализа результатов по методике М. Рокича [3], мы использовали метод незаконченных предложений для более глубокого анализа и уточнения ценностных ориента-ций девушек. Девушкам предлагалось продолжить фразу «Изменятся ли ваши ценностные ориентации в последующей жизни или они являются для вас основополагающими?».
Представим ответы некоторых респондентов:
«Для меня важным есть и будет активная деятельная жизнь, независимость, материальные ценности, так как это мне позволит построить успешную карьеру и создать крепкую семью»;
«Для меня важно приобрести жизненную мудрость, считаю ее самой главной ценностью»;
Таблица 2
Зависимость ценностей при сознательном выборе от АДЖ_
Dependnt Variable Test of SS Whole Model vs. SS Residual
Multiple R Multiple R2 Adjusted R2 SS Model df Model MS Model SS Residual df Residual MS Residual F P
АДЖ СВ 0.563686 0.317742 0.225232 22.5585 8 52.81982 907.324 59 15.37837 3.434683 0.002619
МОЖ СВ 0.672823 0.4526911 0.378478 38.2303 8 54.77878 529.829 59 8.98015 6.099988 0.000010
КРАСОТА СВ 0.481845 0.232174 0.128061 96.5401 8 37.06751 980.695 59 16.62195 2.230033 0.037613
ЛЮБОВЬ СВ 0.309524 0.095805 -0.026798 159.9210 8 19.99013 1509.314 59 25.58160 0.781426 0.620655
ЖМ СВ 0.474422 0.225076 0.120001 333.0056 8 41.62570 1146.524 59 19.43261 2.142054 0.045596
«Возможно, мои взгляды и ценности поменяются, но что останется неизменным - независимое материальное положение»;
«Независимость и красота - главное для меня».
Как можно судить по ответам участников опроса, обе методики подтвердили изменение ценностей у современных девушек.
По результатам данных нашего исследования, наблюдениям и живому общению с девушками получилось, что на бессознательном уровне параметр материальное отношение к жизни (МОЖ) занимает у девушек ведущее место, относится к наиболее важным, значимым ценностям.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об особенностях развития ценностно-смысловой сферы девушек. Авторами выявлено выраженное преобладание ценностей индивидуальной самореализации у девушек, ориентация на профессиональное саморазвитие, про-строенность карьеры, активная жизнедеятельность, а также красота (ухоженный внешний вид), удовольствия.
Выводы:
- к числу ценностей сознательного выбора у девушек принадлежат АДЖ (активная деятельная жизнь), ЖМ (жизненная мудрость), МОЖ (материальное отношение к жизни), КРАСОТА (красота). К отвергаемым ценностям девушки относят ЛЮБОВЬ (любовь);
- ярко выраженная потребность в красоте, желание хорошо выглядеть является главной мотивирующей ценностью в юношеском возрасте. Социальная привлекательность зависит от внешней привлекательности;
- девушкам в нашем исследовании свойственна достаточно высокая выраженность маскулинных качеств, выбор ими ценностей показал выраженное преобладание ценностей индивидуальной самореализации («активная дея-
тельностная жизнь», «материальное отношение к жизни» и «жизненная мудрость»).
Таким образом, девушки, обладающие более высоким уровнем активности, имеют более продуктивные ценности; современные девушки пытаются отойти от традиционно закрепившейся в социальном сознании женской роли. Все чаще в обществе феминные черты начинают восприниматься как не соответствующие современному стилю поведения и жизнедеятельности женщины; осознанный выбор женщины уже в юношеском возрасте ставит в приоритеты выстраивание собственной карьеры, независимости от мужчины, высокий профессионализм, откладывание создания семьи на неопределенный срок.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе его выявлено и эмпирическим путем доказано, что у современных девушек изменяется ценностно-смысловая сфера личности; выявлена структура значимых, основополагающих ценностей (удовольствие, активная деятельная жизнь, красота, жизненная мудрость, материальное отношение к жизни).
Перспективы исследования. Анализ научной литературы и интерпретация результатов исследования специфики ценностных ориентаций позволит нам сформулировать стратегии психолого-педагогической поддержки и развития ценностно-смысловой сферы современных девушек.
Список литературы
1. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. М.: НИИОП, 1983.
2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
3. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. URL: https://mosme 1о<!ги/Ше8/Методика_Рокича.р11£ (дата обращения: 24.06.2023).
4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М., 2004. 672 с.
5. Беганцова И.С., Щелина Т.Т., Маркеева М.В. Социально-психологические особенности студентов в контексте современных проблем воспитания // В мире научных открытий. 2014. № 11.11 (59). С. 4446-4461.
6. Akutina S.P., Begantsova I.S., Shchelina T.T. Forming teachers' moral and ethical competences: standpoint of hermeneutic pedagogy and psychology WoS // IFTE 2019 5th International Forum on Teacher Education 29-31 May 2019; The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020, 1.1. P. 189-197. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020. 01.24; https://doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2020.1.1
7. Begantsova I.S., Akutina S.P., Shchelina T.T. The Question of Students' Preparedness for Studying in the Digital Educational Environment // VI International Forum on Teacher Education. ARPHA Proceedings 3:
VI International Forum on Teacher Education. 2020. P. 207-218.
8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
9. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266.
10. Shchelina T.T., Akutina S.P., Begantsova I.S. et al. Psychological-Pedagogical Diagnostics of the Development of Individuals and Groups in the Education of Modern Students // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (N° 35). P. 33. URL: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n35/17383533.html
11. Ярославкина Е.В. Ценностно-смысловая сфера женщин с разной гендерной идентичностью: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. Южно-Сахалинск, 2008. 26 с.
VALUE AND SEMANTIC SPHERE OF MODERN GIRLS: ANALYSIS OF THE SITUATION
S.P. Akutina, I.S. Begantsova, T.T. Shchelina
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch
The article deals with the problem of changes in the value-semantic sphere of modern girls, taking into account the peculiarities of modern Russian reality, as well as trends in the gender representation of value-semantic and cultural realities. At the present stage of development of society, young people are that part of it that is looking for itself in life, choosing a profession and determining its attitude to family values. Theoretical analysis of the problem showed that modern girls, according to scientists, strive for a high social position and building their careers, which in general indicates a change in gender stereotypes, leading to a change in behavioral patterns. The purpose of our study was to identify the features of the value-semantic sphere of modern girls in the context of studying gender identity. The authors studied the attitude to the value and life orientations of girls at the unconscious and conscious levels; girls have been shown to be moving away from the traditional female role. This leads to the conclusion that girls are characterized by a rather high severity of masculine qualities. Their choice of values showed a pronounced predominance of the values of individual self-realization ("active activity life", "material attitude to life" and "life wisdom").
Keywords: value-semantic sphere, value orientations, identity, girls.