Научная статья на тему 'Ценностно-оценочная концепция социальной активности личности'

Ценностно-оценочная концепция социальной активности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-оценочная концепция социальной активности личности»

Философия

ЦЕННОСТНО-ОЦЕНОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Д. Е. ФРОЛОВ, кандидат философских наук

Анализу различных сторон социаль- итог двадцатилетнему теоретическому

ной активности личности (ее сущности* поиску в этом направлении подвели

структуры, детерминации, основных авторы совместного исследования девя-

форм проявления, методике социологи- ти стран (Болгарии, Венгрии,, Вьетна-

ческого исследования) посвйщено зна- ма, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Че-

чительное число .работ советских и за- хо-Словакии, СССР), осуществленного

рубежных ученых. Возросла актуаль- в конце 80-х годов (см.: Социальная ак-

ность и практическая значимость этой тивность трудящихся масс в условиях

проблемы. На этапе кардинальных социализма. М., 1987. 368 с). Однако и

преобразований общества активность в этом труде не была выработана еди-поставлена в ряд важнейших черт мо:- ная концептуальная основа. Эклектн-

рали; советского человека. ческое сочетание разных взглядов на

Существует большое многообразие сущность проблемы и чрезмерная взглядов в понимании этого феномена, идеологизированность негативно отра-Наиболее распространенными явля- зились на решении конкретных задач, ются точки зрения, в которых социаль- Без ответа остались многие принципи-ная активность определяется как «лю- альные вопросы: у бая деятельность» (Ю. И. Быков, В. Н. — правомерно ли социальную , ак-Вьюжанин, Г. С. Григорьев), «особая тивность представлять одновременно фбрма проявления (или вид), деятель- как свойство личности, как деятельности» (Г С. Арефьева, В. Д. Шапи- ность и как меру деятельности; ро), «совокупность-актов или денет- — оправданно ли идеологическое сти-вни» (М. В. Дёмин), «акт перехода мулирование активности; возможности в действительность» — как совместить положение о «твор-" (А. И. Крупнов, А. Г1. Прядеин), ческом раскрепощении^личности при «устойчивое свойство личности» (Р. Г. социализме» с ростом пассивности, 'Апресян, В. С. Лигшцкий, В. Г. Морд- преступности и бездуховности; кович), «мера деятельности» (Е. А. — как согласовать утверждение о Ануфриев, В. А. Смирнов, А. И. Суха- «создании объективных условий роста рев). активности трудящихся» со значитель-- Преобладают частнонаувдые дефи- ным падением продолжительности ниции. Представители разных наук жизни, с ростом детской смертности; (социологии, теории социализма, эти- — кто вправе оценивать социальную ки, эстетики, психологии, педагогики активность конкретного человека, воз-н др.) определяют социальную актив- можна ли объективная оценка, каковы ность..по-разному, в зависимости от цс- ее критерии.

лей и задач той или иной науки. Они Таким образом, даже в ориентиро-

вскрывают отдельные существенные ванных на практику работах прояви-

черты этого явления, рассматривают лась тенденция «ухода» от наболев-

его односторонне. Нередко их подхо- ших проблем, подмены их идеологи-

ды альтернативны. Неоднократно ческими штампами,

предпринимались усилия по сближе- Оторванность от реальной жизни

нию разных позиций на основе объеди- выразилась и в другом варианте поис-

иения наиболее продуктивных поло- ка юбщего подхода. Обосновывая ка-

жений;каждой из них. Своеобразный тегориальный. статус «социальной ак-

тивности», некоторые философы попытались подвести это понятие под другое, якобы более .широкое — «активность материи» (см.: Мордкович В. Г., Помы калов В. В. Активность как философская категория // Соии-альная активность личности. Волгоград, 1978. Вып. 2. С. 3 —^ 17). Но активность личности является целостной социальной системой. Для анализа таких систем, ограниченных в простран-1 ственно-времениом интервале, непродуктивны абстрактные рассуждения об активности материи в целом.

В частности, применительно к конечным материальным системам нельзя абсолютизировать самодвижение и самодетерминацию. Такие системы выступают одновременно, компонентами более сложных , систем. - Они всегда

I

сосуществуют с подобными себе или иными системами и испытывают воздействия извне. Самодетерминация конкретных систем состоит лишь в том, что они преобразуют, ассимилируют внешние воздействия, исходя из сво'их .внутрисистемных целей или

внешних- функций.

Кроме того, когда мы имеем дело с конкретными" системами, их активность всегда предполагает определен- 1 ный уровень своего проявления. Всегда, имеется в виду какой-то относительно высокий или относительно низкий уровень этой активности. К материн же в целом такое разграничение уровней неприемлемо. О материи, никогда .нельзя сказать, что она высокоактивна или низкоактивна, потому что в ней одновременно реализуется бесчисленное множество различных количественных и качественных уровней активности.

На наш взгляд, методологический путь решения проблемы должен быть иным. Верно,, что категорию «активность материи» можно определить только через категории «материя» и «самодвижение материи». В таком, случае активность есть всеобщее атрибутивное свойство материи, заключающееся в ее способности к самодвижению и проявляющееся в нем (см.: Крем я н с кий В. И. К анализу по-

«

нятия активности материальных си-< стем /./ Вопр. философии. 1969. № 10. С. 54 — 63).

Но понятие «содиальная актив-

л

ность» имеет иное содержание. Его следует определять на основе соотнесения с понятиями «социальная деятельность», «субъект деятельности»,

«условия деятельности», «социальная

_ ►

пассивность». -Предстоит также сопоставлять разные уровни активности.

Для этого необходимо ввести понятие,

- » • »

отражающее процесс деятельности в любой ограниченный отрезок (момент) времени. Им может выступать, по нашему убеждению, понятие «состояние социальной деятельности>>.' Оно выражает деятельность человека в единстве всех количественных ц качественных сторон при доминировании процесса

преобразования предмета в определенный отрезок времени^в конкретных, общественных условиях.

В общефилософское плане понимание категории «состояние» (как «доминирующего способа .'реализации бы-: тия объекта» в определенных пространственно-временных ...условиях) близко к концепции,, разработанной саранскими учеными В. И. Демидовым и В. И. Кемкнным-.. (см.: Демидов В. И. Категория «состояние», в истории и марксистской философии. Саранск, 1975. С. 56; Кемкин В. И. Категория «состояние» в научном познании. М., 1983. С. 81 — ;82)::

Конкретизируя вышесказанное, важно отметить следующее:

— целостным субъектом деятельности является человек в единстве его

социальных, психологических и при-

^ *

родно-биолЬгических черт;

А

— социальным носителем (социальным субъектом) деятельности выступает 'личность как индивидуализированное единство социальных и психологических свойств человека и как ведущая подсистема его самоуправления;

/ « —• природно-биологический носитель

т

деятельности — организм человека;

— доминирующим способом проявления процесса деятельности, определяющим его своеобразие, выступает про-»

щесс преобразования предмета (в познавательной деятельности объектом преобразования выступает сам человек/, которое происходит в соответствии с мотивами, целями субъекта и - способами деятельности, исторически сложившимися в обществе; — процесс преобразования предмета отражается в сознании в виде совокупности определенных параметров.

Состояние деятельности может меняться в зависимости от того, в какой ♦степени человек использует, свои способности и условия. Если он реализует их в определенный отрезок времени в 'оптимальной степени, то состояние его деятельности будет находиться на оп-ггимально высоком уровне. И наоборот, •если тот же человек в другой промежуток времени не использует своих способностей и соответствующих условий, то это приводит к. понижению уровня состояния его деятельности. При та-кой постановке вопроса возникает необходимость введения совершенно новой количественной и качественной характеристики деятельности конкретного социального субъекта (личности, коллектива, социальной группы; общества) в определенный момент времени, которая отражала бы отношение реального уровня этого состояния к общественно требуемому (или оптимальному). В качестве такого нового системного показателя и выступает, согласно нашей концепции, социальная ^активность. •

Социальная активность личности — это целостная социальная характеристика деятельности, выражаемая отношением ее фактического состояния к общественно требуемому, «Фактическое» состояние деятельности реально проявляется конкретной личностью в определенный отрезок времени. «Общественно требуемое» — такое состояние деятельности, которое предъявляется обществом к данной личности в ^соответствии с ее способностям;*, общественными потребностями и интересами, объективными условиями.

В целях более подробного пояснения определения остановимся на некоторых важных моментах.

• »

1. Феномен социальной активности личности имеет три взаимосвязанных аспекта< рассмотрения:- процессуально-деятельностный, личностный и оценочный. Реально проявляясь как процесс в деятельности человеческого индивида, социальная активность закрепляется в его личностных свойствах и отражается в общественном сознании в форме социальной оценки.

В любом случае главным выступает наличие конкретной связи деятельности с определенными социальными требованиями. Проявляя определенный уровень социальной 1 активности, личность не просто действует, она оценочно действует. ^ Это значит, что каждый акт своей деятельности она оценивает и соотносит (созна-

тельно или интуитивно) НС только со своими потребностями и интересами, но и с требованиями общества.

Сопоставляя наиболее -известные точки зрения на проблему, следует Подчеркнуть, что альтернатива, согласно которой социальная активность есть либо «деятельность», либо «мера деятельности», либо «свойство личности», является ложной. Социальная активность личности—это сложное, многогранное социальное явление. Она может выступать, в зависимости от аспекта рассмотрения, и как социальный процесс, и как социальная оценка этого процесса, и как свойство личности.

ч

2. Мы акцентируем беновное внимание на оценочном аспекте активности. Социальная активность представлена нами в форме оценочного отношения. Такое отношение всегда выражается посредством сравнительного соотнесения полезных свойств какого-либо явления с- соответствующим оценочным эквивалентом (см.: Б р о ж и к 'В., Марксистская теория оценки. Пер. со слованк. М., 1982. С. -85; Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений // Филос. науки! 1989. № 6. С. 90). В нашем случае это отношение можно выразить следующей формулой: А = С^Сг^де А — социальная активность; С1 — показатель фактического состояния социальной деятельности; Сг — -

А * * I У •

уровень социально требуемого состоя-

♦ I - ■

к

Шя социальной деятельности.

При конкретно.-соц-иолргиче^ком рассмотрении этого вопроса необходимо выделить совокупность параметров, количественно и качественно характеризующих любые состояния деятельности, а также допускающих математическую обработку. Это создаст возможность построения математических моделей, использования математического аппарата и ЭВМ при проведении социологических исследований.

3. Социальная активность любого субъекта имеет свою меру — меру своего существования. Ее верхние «оптимальные» границы фиксируют такой уровень активности социального субъекта, при котором он оптимально использует свои способности и имеющиеся условйя для осуществления деятельности (См = Сг), а нижние границы показывают нулевое их использование

<С = О).

Кроме оптимальных существуют, вероятно, еще несколько верхних (предельных) границ активности. На их уровне человек мо!жет- поддерживать свою жизнедеятельность лишь ограниченное время, рамки которого зависят не только от социальных условий,. но и от резервов организма. Например, известно, что в экстремальных условиях человек может трудиться несколько суток, без сна, отдыха и пищи. Это работа «на нзпЬЬ^ в" кбнёчиом гсчете она-

♦ I

подрывает здоровье и сокращает продолжительность жизни. У каждого есть предел возможностей, Он зависит от состояния здорощ^. возраста, а также от эмоционального настроя в данное время..

4. Следует различать понятия «оценочное отношение» (оценка) и «оценочный процесс» (оценивание). Оценивание состоит из: 1) формирования оснований сравнения (эталонов, критериев), 2) способов сравнения (шкал), 3) набора .основных первичных показателей, 4) самих процессов сравнения., 5) выбора наиболее полезного с точки зрения субъекта (или общества) в конкретных условиях.

Оценочный процесс может осуществляться по прямым ' или косвенным

показателям. Например, профессиональные качества работника непосредственно оцениваются по уровню квалификации, информационной насыщенности его трудового процесса и наличию творческих элементов, а опо-г средованно — по степени выраженности синдромов его психофизиологических (личностных) свойств, соответствующих успешному выполнению* данного вида деятельности (см.: Кочки на Н. В. Количественная оценка содержательности труда. М., 1987^ С 7).

5. Социальные оценки помогают личности осуществить выб'ор между различными ценностными альтернативами, ведущими к намеченной цели. Они: играют также важную роль при формировании системы ценностей общества. Все ценностные явления возникают и существуют трлько при наличии социальных оценок. Например^ ценностное отношение (т. е. общественно принятая общая положительная: значимость того или иного явления) возникает в результате социальной оценки его свойств. Верность разных, оценок обычно проверяется в процессе общественной практики.

Оценка, превратившись в ценностное отношение, закрепляется в ценностных нормах (правилах и принципах), предписывающих характер конкретного действие Посредством норм ценностные отношения выполняют в; обществе функцию социальной регуляции деятельности. Ими руководствуются разные люди (сознательно или: неосознанно) в процессе «выбора» мотивов и постановки целей деятельности. Здесь мы уже имеем дело с процессом мотивации социальной активности.

У каждого человека то или иное-

%

ценностное отношение преломляется через его личностные интересы, потребности, знания и оценки. В случае положительной оценки это отношение превращается в ценностную ориентацию (см.: Головных Г Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Филос. науки. 1989. № 6. С. 85 — 86), которая бгГре-

Лёляет доминирование тех или иных видов активности, уровень их интенсивности, их социальную направленность и т. д.

Подводя итог нашим рассуждениям, можно заключить, что социальная активность личности есть сложное и мно-:гогра-нное социальное явление. Ее главный отличительный признак*— ягаличие особой связи личности с об-

ществом, выражающейся в форме оценочного отношения. При этом оценка процесса деятельности осуществляется как обществом, так и самой личность^-Мотивация социальной активности в значительной степени обусловлена ценностной ориентацией личности. Таковы исходные положения аксиологической (ценностио^оценочной) концей-ции социальной' активности личности.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

I

В, И, КЕМКИН, доктор философских наук, 6. С. ГНАТЮК, кандидат философских наук

Научные теории, их строение с необходимостью отражают с той или вной степенью адекватности структуру развития. Это обусловлено атрибутивностью ¡развития, его принадлежу ностыо ©сем структурным уровням материи.

Структура развития в наиболее общем виде -выводима лишь в логике

понятий. Она может

диалектических быть представлена «сеткой» «объект-состояние»

понятий

«переходное сос-

тояние» — «связь состоянии». Действительно, любой фрагмент реальности возникает и первоначально обнаруживается в особом качестве, в котором старые противоречия сняты, а новые, в силу их неразвитости, еще не различимы. В этСш особом состоянии материальных вещей и явлений, вовлеченных в процесс практической и духовной .деятельности людей, снято прежде, всего п р отивор еч ие д ифф ер е нцир ов а н -но-сти и целостности в организации систем и структуре процессов.

В мышлении данное состояние фиксируется в качестве исходного момента познания — момента «слитости», .неразличимости представлений (понятий) об объекте и его состоянии как .способе обнаружения бытия. «То, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начинается, уже, есть, но в такой же мере его еще и нет .. (бытия И небытия. —

начало есть их Авт.) не разлив

ченяое единство» (Г е г е л ь.Наука логики. М,, 1971. Т. I. С. 131). Другими,, словами, освоение тех или иных фраг-' ментов действительности начинается.с единого основания (субстрата), по отношению к которому множество разнокачественных ' предметов выступает как множество однокачественных; Объектов ('йапр.иимер, в структурном^ генетическом ил и структурно-генетическом аспектах): Подобное множество однокачественных вещей, возникающее как ¡результат объектно-субъ-ектных отношений, по Гегелю, «низводится до состояний».

Рассмотренное вы(не состояние от- ,

в по-нятии «объект-состоя-

объектно-субъ-

ражается

ние». Цно «снимает» ектные противоречия и указывает, что в «исходных пунктах» действительности (возникновение качественно новой вещи) и познания внутр»качественное движение не дифференцируется и не различается, хотя и наличествует. По отношению к миру в целом эта относительная недифференцируемость, нера^члененность воплощается в субстанциональности материи, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.