Научная статья на тему 'Ценностно-нормативная регуляция социальных процессов: сущее и должное'

Ценностно-нормативная регуляция социальных процессов: сущее и должное Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1592
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НОРМАТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левченко Ирина Андреевна

В статье рассматривается ценностно-нормативная система как совокупность правил, стандартов, ценностей, символов, прав и обязанностей, реализуемых в практической деятельности людей. Исследование таких соционормативных комплексов позволяет раскрыть сложную структуру того или иного общества, определить место человека в системе социальных связей через универсальные понятия прав и обязанностей, без которых невозможно нормальное функционирование любого социума. В статье выделены основные составляющие нормативной регуляции: объект регуляции, способ регуляции, нормы и ценности, в своем взаимодействии образующие механизм ее функционирования, в механизме социальной регуляции представлены два основных уровня: уровень сущего и уровень должного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-нормативная регуляция социальных процессов: сущее и должное»

УДК 304.4: 316.37

Левченко Ирина Андреевна

аспирант кафедры философии и права

Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ)

имени М.И. Платова (г. Новочеркасск)

kirka_13. 87@mail.ru

Irina A. Levchenko

post-graduate student of the chair

of Philosophy and Law, South Russian State Polytecnical University (NPI) named after M.I. Platov (Novocherkassk) kirka_13. 87@mail.ru

Ценностно-нормативная регуляция социальных процессов:

сущее и должное

Value-normative regulation of social processes: that exists and proper

Аннотация. В статье рассматривается ценностно-нормативная система как совокупность правил, стандартов, ценностей, символов, прав и обязанностей, реализуемых в практической деятельности людей. Исследование таких соционормативных комплексов позволяет раскрыть сложную структуру того или иного общества, определить место человека в системе социальных связей через универсальные понятия прав и обязанностей, без которых невозможно нормальное функционирование любого социума. В статье выделены основные составляющие нормативной регуляции: объект регуляции, способ регуляции, нормы и ценности, в своем взаимодействии образующие механизм ее функционирования, в механизме социальной регуляции представлены два основных уровня: уровень сущего и уровень должного.

Ключевые слова: культура, нормативность, ценностно-нормативная система, социальная регуляция, социальное действие.

Abstract. This article discusses the value-normative system as a set of rules, standards, values, symbols, rights and obligations to be implemented in practical activity. The study of such socionormative complexes can reveal the complex structure of a society, define the individual's place in the system of social relations through the universal concepts of rights and duties, without which it is impossible to the normal functioning of any society. The article highlights the main components of the normative regulation: the object of regulation, mode of regulation, norms and values in their interaction forming mechanism of its functioning, the mechanism of social regulation provides two basic levels: the level of existence and proper level.

Keywords: culture, norm, value-normative system, social regulation, social action.

Мы исходим из того, что ценностно-нормативная система - совокупность правил, стандартов, ценностей, символов, прав и обязанностей, реализуемых в практической деятельности людей. Они определяют качественную специфику, своеобразие, самобытность общества, его духовный климат и историческое развитие. Мы согласны с Е.А.Лукашевой в том, что только через соционормативные комплексы можно раскрыть сложную структуру того или иного общества, определить место человека в системе социальных связей через универсальные понятия прав и обязанностей, без которых невозможно нормальное функционирование любого общества [1, с. 60]. Нормативность является важнейшей характеристикой культуры. Культура - система механизмов регуляции, обусловленная совокупностью конкретно-исторических условий существования общества. В ней основным элементом являются идеи, ценности и нормы, составляющие основу моделей поведения.

Как живой организм, человек включён в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. Как существо чувствующее, мыслящее и действующее, человек определяется социальным бытием с его специфическими закономерностями. Его деятельность регулируется сложившимися в данном обществе социальными институтами, которые включают в себя определенные образцы, нормы, правила поведения. Индивид, включаясь в социальную жизнь, адаптируется к социальной среде, усваивая соответствующие «правила игры».

Общество - это, прежде всего, индивиды, действующие определенным образом, ставящие перед собой определенные цели, применяющие определенные способы их достижения и добивающиеся каких-то результатов. Поэтому в современной философии и социологии одним из главных предметов исследования является социальное действие. Любое социальное действие имеет в качестве своей основы те смыслы и значения, которые это действие направляют, придают ему определенную форму и определенное содержание.

Социальное действие - это нечто ограниченное временем и пространством, является действием конкретного человека. В то же время оно оказывается центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как социальная система, человек и культура. Здесь личностные импульсы и стремления обрабатываются социальными механизмами и, в конечном счете, отливаются в формы, предусмотренные культурными эталонами.

В философии, на протяжении всей ее истории, проблема соотношения индивидуального и социального, единичного и общего была и остается одной из основных проблем. В античной философии она формулировалась как проблема соотношения разумной и неразумной части души или разума и чувственных влечений, «страстей». При этом разум отождествлялся со способностью понимать существующий в природе порядок и следовать ему, а чувственные влечения и «страсти» рассматривались как неразумие, ведущее к нарушению порядка, конфликтам, войнам и т.д. В философии Нового времени эта проблема трансформировалась в проблему «природы человека», взаи-

2

модействия в нем эгоистического начала (по Гоббсу - «стремления к самосохранению») и разумного начала, призванного усмирять природный эгоизм человека. Двойственность человека, сочетание в нем «природного» и «социального» - одна из главных проблем современной философии и психологии.

Нам важно принять во внимание то, что индивидуальное поведение человека в современном обществе определяется различными факторами, как «внутренними», так и «внешними». Существует сложный процесс их взаимодействия, взаимоперехода внешнего (социального) во внутреннее (индивидуальное) и обратно, многие стороны которого остаются скрытыми, не-проявленными и составляют предмет исследования философов, социологов, педагогов, юристов и т.д.

Анализ работ по проблеме социальной регуляции позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, механизм нормативной регуляции должен формировать определенные мотивы, побуждения индивидов, их жизненно важные цели, побуждающие человека действовать в нужном для общества направлении. Во-вторых, механизм нормативной регуляции указывает человеку, что он должен делать или желательно, чтобы он сделал, и что он не должен делать; реальные социальные действия человека должны соответствовать ожиданиям других людей. В-третьих, механизм нормативной регуляции должен включать в себя функции внешнего наблюдения и воздействия общества на поведение, принуждать человека к тем действиям, которые от него ожидаются, и тем самым обеспечивать ожидаемый ход его действий.

Все эти функции выполняет соционормативная сфера культуры. Она представляет собой сложно организованную систему, в которой ведущую роль играют ценности и нормы. Ценности задают общую стратегию поведения, а нормы достаточно конкретно указывают, какие действия допустимы в процессе ее реализации. Это общие правила поведения в типичных, повседневных ситуациях. По мнению Т.Парсонса, ценности задают представление о желаемом типе социальной системы. Нормы же призваны интегрировать социальные системы. Они конкретны и применимы к отдельным типам социальных ситуаций [2].

В механизме социальной регуляции представлены два основных уровня. Условно их можно обозначить как уровень сущего и уровень должного.

Уровень сущего - существующие, исторически сложившиеся в данном обществе практики, включающие в себя привычные способы действия, чувствования и мышления, то есть способы общения, опирающиеся на принятые в обществе «обычные» нормы поведения и соответствующие им представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом, допустимом и недопустимом.

Уровень должного - нормы и правила поведения, призванные изменить существующий порядок, опирающиеся на представление об определенном идеале. Этот второй уровень возникает в период деструкции основанного на обычаях и традициях способа социальной регуляции и как бы надстраивается над ним. Он возникает как результат осмысления, рефлексии «обычных» практик, осуществляемой религиозным и философским сознанием. Основа-

3

тели религий и философы, осмысливая существующие практики, создают представление о должном, об ином состоянии общества, более правильном, более справедливом, которое необходимо реализовывать в перспективе близкого или отдаленного будущего. Из истории известно множество примеров того, что в определенные периоды в обществе начинают нарастать деструктивные процессы, которые порождают новые жизненные ориентиры, реализуемые в новых нормах и правилах поведения, что, в конечном счете, изменяет характер социальных взаимодействий. Это происходило, например, в Греции в эпоху Гесиода, в период заката Римской империи, в Европе в Новое время и т.д.

В традиционном обществе регуляторы массово-индивидуального поведения - это такого рода побудительные силы, которые возникают сами собой в условиях межличных и коллективных взаимодействий - чувство подражания, бессознательное приобщение индивида к массовым формам поведения, общительность, групповой энтузиазм и иные коллективно разделяемые побуждения, рождающиеся из непосредственного контакта людей, чувство принадлежности к общности, заинтересованность в получении благоприятной реакции со стороны окружающих и проч.

Социально-психологические механизмы некоторых социальных регуляций (обычаев, например) почти полностью сводятся к такому непосредственно-контактному взаимодействию множества людей. И самые различные способы регуляции, во всяком случае, включают такого рода эмоционально-волевые взаимоотношения людей (скажем, право, система норм, исходящих от государства, включает и механизмы обычно -традиционного поведения, массовые привычки, стихийные реакции окружающих на отклоняющееся поведение и т. п.). Однако формирующиеся сами по себе в массовом поведении правила жизни не всегда согласуются полностью с потребностями социального целого. Поэтому законы права подчас вступают в конфликт с обычаями, практикуемыми в локальных группах. Они, вместе с тем, становятся принудительным образцом и эталоном для каждого отдельного индивида и даже для массы людей, поскольку их поведение может отклоняться от этого правила. Фактически складывающемуся взаимодействию, находящемуся под влиянием множества других факторов и зависящему каждый раз от особенных обстоятельств, противостоит в этом случае относительно стабильная норма.

Нормы права и морали служат внешним упорядочивающим фактором спонтанно возникающих форм поведения и взаимоотношений, создают должный порядок взаимоотношений, в отличие от ситуационно изменчивой стихии фактически складывающихся в социуме взаимодействий. Теоретик «социального действия» Парсонс считает, что сами «интеракции» индивидов совершаются в обществе под нормативным контролем знаковых систем, принудительных «рамок» и институтов [2].

Таким образом, в социально-дифференцированном обществе возникает потребность в нормативном регулировании и контролировании той «естественной» стихии, которая образуется из простого сочетания и взаи-

4

модействия множества индивидов в тех или иных исторических условиях.

Рассматривая детерминацию социального действия в основном так, как она действует применительно к множеству индивидов, необходимо отметить, что те или иные формы коллективности и взаимоотношений в группе, содержание сложившихся в них практик, явления групповой сплоченности и проч., обусловлены факторами социально-историческими, всем предшествующим ходом истории, характером экономических отношений, политической организацией общества и др. Межличное, внутригрупповое и межколлективное взаимодействие людей обусловлено, в конечном итоге, не просто стихийно возникающей ситуацией, складывающейся из совокупности связей между людьми, их общения и переплетения их воль, а детерминантами совсем иного порядка, систему которых раскрывают современная философия и социология.

Можно сделать вывод о том, что в детерминации повседневного поведения человека и массовидных действий множества индивидов можно выделить два рода факторов. С одной стороны, это такого рода детерминанты, которые образуются в процессе динамики непосредственного общения между людьми, благодаря сочетанию, столкновению и взаимному переплетению их действий и воль, которые отражают в себе материальные и культурно-исторические условия бытия общества, так сказать, «автоматически», «естественно», то ли через стихийное приспособление людей к этим условиям и друг к другу, то ли через кристаллизацию этих материальных и культурных условий в соответствующих привычках, склонностях, расположениях, интересах, побуждениях, т.е. во «второй природе» человека. С другой стороны, выделяются такие факторы поведения, которые обра -зуют второй порядок, или уровень, детерминации, которые регулируют (контролируют, упорядочивают) действие вышеозначенных причин, ограничивают и пресекают противообщественное поведение, возникающее из «естественной стихии», образуемой спонтанным действием факторов первого порядка. По отношению к простому взаимодействию индивидов и их «второй природе» нормативная регуляция первоначально выступает как нечто внешнее, принудительное, и лишь затем интериоризуется и становится внутренним побуждением, определяющим поведение.

Нормативная регуляция возникает в процессе исторического усложнения социальной жизни, когда «естественно действующие» факторы человеческого поведения, возникшие на основе частных интересов, становятся недостаточными для обеспечения социально необходимых действий. Возникает необходимость в создании особых норм, системы предписаний и ограничений, стимулов и запретов, а также социальных санкций, призван -ных упорядочить массовое поведение. Эти нормативные регуляторы создаются посредством особой исторической деятельности людей (нормотворчества), совершающейся уже по поводу той «первичной» социально -практической деятельности, которую необходимо регулировать.

Несмотря на разнообразие способов такой регуляции, можно выде -лить некоторые моменты, равно присущие им всем.

5

Во-первых, это - объект регуляции: существующее в обществе в целом или в рамках определенной социальной группы индивидуально -массовое поведение, которое организуется определенным образом. Очевидно, что не всякое поведение становится объектом нормативной регуляции. В массовом сознании должно возникать ощущение неправильности, несправедливости происходящего, должна появиться потребность во вполне определенных формах поведения. Возникает идея «должного миропорядка» как чего-то устойчивого, «правильного», в отличие от изменчивой, вариативной повседневной практики. Общественное поведение вы -ступает в новых условиях как то, что должно согласоваться с требованием (как должно поступать). Конечный результат действия нормативных регуляторов в общественном сознании представлен как желаемое состояние общества, которое необходимо достичь.

Во-вторых, в нормативную регуляцию входит определенный способ принуждения, приобщения, приучения индивидов к исполнению нормы. Этот механизм приведения действий человека к норме включает самые разные формы воздействия общности на индивида (принуждение и угроза, поощрение и осуждение, сила массового примера и общественного мнения, стихийное и целенаправленное воспитание в людях соответствующих привычек, навыков, представлений и убеждений и т.д.). Интериоризация этих форм внешнего воздействия приводит к тому, что и сам индивид совершает требуемые от него действия из заинтересованности в получении благоприятной реакции извне, по собственной привычке и склонности, ради достижения внутренней удовлетворенности от сознания правильности своих поступков или по самостоятельно осознанному личному мотиву. Однако важная особенность нормативной регуляции состоит в том, что она возникает в условиях свободы, когда индивид может самостоятельно принимать решение относительно следования или не следования норме, что предполагает также множественность норм, целей, ценностей, которые индивид может выбирать в зависимости от ситуации и собственных предпочтений. Исторически возникшие формы нормативной регуляции различаются тем, какие механизмы, способы социального воздействия в них используются. Исследование права как социокультурного явления предполагает выявление его отличия от нравственности как иной формы нормативной регуляции. Такого рода различение особенно необходимо при анализе специфики правового регулирования поведения.

В-третьих, нормативная регуляция - это также определенные формообразования сознания. Она включает в себя нормы и ценности, представление о должном, о правильном и неправильном, допустимом и недопустимом, которые, в свою очередь, опираются на определенную картину мира, общее представление (мифологическое, религиозное, философское) о том, что такое мир, чем определяются происходящие в нем процессы и какое место занимает в нем человек. Степень развитости нормативного сознания и формы фиксации норм могут быть самыми различными. Они могут быть документально оформлены в виде принятых государством законов или мо -

6

гут существовать только в общественном мнении и сознании множества индивидов; они могут быть зафиксированы в системах нормативных представлений (например, в религиозных текстах) или никем не формулироваться словесно, а переживаться лишь эмоционально и возникать в сознании людей лишь в конкретных ситуациях, как это происходит с нравственными нормами. Существуя в различных формах сознания (в мифах, сказках, народных преданиях, религиозных кодексах или в законоположениях и уставах), нормы, вместе с тем, преломляются особым образом в сознании индивида, который может самостоятельно определять максиму собственного действия).

Мы выделили основные составляющие нормативной регуляции: объект регуляции, способ регуляции, нормы и ценности. В своем взаимодей -ствии они образуют механизм ее функционирования, благодаря которому упорядочивается поведение определенной социальной группы или общества в целом. Фактически практикуемые формы поведения выступают как «исходный материал», который необходимо еще преобразовать в должную форму. В результате действия нормативной регуляции массово -индивидуальное поведение выступает как в той или иной мере организованное, упорядоченное и приведенное к должной форме.

Таким образом, нормативная регуляция представляет собой сложноор-ганизованную систему, в которой можно выделить такие составляющие, как объект регуляции, способ регуляции и ценности и нормы. В нормативной регуляции представлены два основных, противостоящих друг другу, уровня: уровень сущего и уровень должного. Уровень сущего - стихийно сложившиеся в данном обществе способы действия, чувствования и мышления, опирающиеся на принятые в обществе «обычные» ценности и нормы, представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом, допустимом и недопустимом. Уровень должного - нормы и правила поведения, опирающиеся на представление об определенном идеале, призванные изменить существующий порядок. Этот второй уровень возникает как результат осмысления, рефлексии «обычных» практик, осуществляемой религиозным и философским сознанием.

Литература:

1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. -М.: Норма, 2011. - 384 с.

2. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс— М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.

Literature:

1. Lukasheva, E.A. Man, right, civilization normative value dimension. -M.: Norma, 2011. - 384 p.

2. Parsons, T. The Structure of Social Action / T. Parsons, M.: Academic Project, 2000. - 880 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.