Научная статья на тему 'Ценностно-архетипический комплекс'

Ценностно-архетипический комплекс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / АРХЕТИПЫ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / VALUES / ARCHETYPES / CULTURE / VALUABLE AND ARCHETYPICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Перунова Н. В.

Посвящена ценностно-архетипическому комплексу как психически оформленному выбору изначальным сообществом людей (ставшего народом) угла взаимодействия психо-физического и духовного начал, определившего его особость и исторический путь, который есть полное разворачивание в пространстве и времени идеи народа, в контексте общего движения человечества в решении противоборства или взаимодействия начал мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable and Archetypical Complex

The valuable archetypical complex is a psychologically determined choice being made by the primary group of people (that later became a nation). And also the valuable archetypical complex is a result of interaction between psychological and spiritual basis. Specialty and historical way of the valuable archetypical complex were determined by this interaction. These interactions are absolute development in the people's idea concerning space and time in the context of general movement towards solving struggle or cooperation of world's basis.

Текст научной работы на тему «Ценностно-архетипический комплекс»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 37-39. УДК 1

Н.В. Перунова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЦЕННОСТНО-АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Посвящена ценностно-архетипическому комплексу как психически оформленному выбору изначальным сообществом людей (ставшего народом) угла взаимодействия психо-физического и духовного начал, определившего его особость и исторический путь, который есть полное разворачивание в пространстве и времени идеи народа, в контексте общего движения человечества в решении противоборства или взаимодействия начал мира.

Ключевые слова: ценности, архетипы, культура, ценностно-архетипический комплекс.

Отечественная философия ставит перед нами вопрос о необходимой связи ценностей и архетипов, о существовании их в едином комплексе. Сегодня понятия архетип и ценность не только пересекаются, но и, по сути, отождествляются некоторыми исследователями (Е.А. Колчанова, А.В. Лубский, А.И. Субетто и др.). Современные ученые идут дальше юн-говского понимания архетипа как инстинкта, рассматривая его как основу культуры, ее неизменный первотекст, из которого рождается менталитет и мировоззрение народа. Архетип как первотекст создается коллективным трудом народа в процессе его взаимоотношений с природой, окружающим миром. Он находится в основании культуры и определяет ее специфический национальный характер. Но, находясь в основании культуры, архетип уже выступает в синтезе с ценностями.

Рассмотрение архетипа и ценности в их возникновении и взаимодействии приводит нас к вопросу о соотношении природного и социального как двух сторон общественной жизни. Под природой человека А.М. Ковалев понимает всю совокупность качеств, служащих основой и причиной социального и общественного развития. С одной стороны, человек подчинен законам движения материи (рождение - умирание, видовое становление и разнообразие, размножение). С другой - человек понимается в своей специфической природе, отличной от животного,-его способности к осознанию, рефлексии, языку. Ковалев связывает это с социальностью: потребностью изменять природу и создавать свой собственный мир. Основной характеристикой человека, пишет автор, вслед за В.И. Лениным, выступает поиск и создание условий с целью обеспечения гармонического и всестороннего развития своих сущностных сил, через социальное, оптимальное гармоническое самовыражение путем активного сознательного поиска и перестройки на основе труда и окружающих условий адекватно своим потребностям [1, с. 80].

Диалектика природного и социального в единстве общественной жизни мыслится А.М. Ковалевым как отношение общего и особенного,

© Н.В. Перунова, 2010

38

Н.В. Перунова

природно данного и искусственно созданного. Многие исследователи определяют архетип как неизменное, природно данное, лежащее в основе человеческого мира, его общественной жизни и культуры. Тогда архетип есть то, что вбирает в себя признаки животной природы (рождение-смерть), а также собственно человеческой (человек-социум). Он одновременно всеобщ, но и есть форма, которая наполняется особенным содержанием, характерным для определенной человеческой общности. В советской философии ценность определяется как то, что надстраивается над взаимодействием природного и социального, что обобщает, оценивает, нормирует их отношения, содействуя их закреплению и дальнейшей трансляции. Ценность вырастает из общественных отношений, в то же время их определяя. В этом смысле всеобщая ценность, определяющая человека вообще, есть обоснование стремления человека изменить окружающий мир и свою, природ-но данную дискретность, вновь собрав отношения человека, человеческого мира и природного мира в одно целое. Всеобщий архетип есть поведенческая модель, закрепленная в памяти человечества и детерминирующая его действия в отношении жизни - смерти - рождения, а также отношений природа - человек.

Это достаточно сложное явление, вбирающее в себя как природный инстинкт по сохранению и продолжению жизни, свойственный всему живому, так и собственно человеческий инстинкт, созданный самим человеком и закрепленный в его коллективной памяти. Архетип определяет характер его отношений с природой, как с тем, чей частью он является и чем окружен, и что он всегда стремится преобразовать. Характер этих преобразований определяет социальный инстинкт человека, сложившийся в определенных естественных сообществах, таких как этнос, суперэтнос. Между тем, определяя архетип как инстинкт природный и социальный, мы видим, что архетипу свойственна детерминация человека как раз и навсегда закрепленная модель поведения. Если это так, то человечество не может развиваться. Если считать ценности выходящими из содержания архетипов, то ценности только обосновывают и нормативно закрепляют их, тем самым препятствуя развитию человека, что противоречит истории. Поэтому мы предлага-

ем различать ценности абсолютные и относительные, по терминологии Н.О. Лосского. С другой стороны, указанное противоречие снимается только в том случае, если мы рассматриваем ценность и архетип не в отношении, кто первичен, а кто вторичен, а сразу в их равности и равнодействии, в их комплексе. Это подчеркивает и А.М. Ковалев, утверждая одновременное взаимодействие природного и социального в рождении и существовании общественной жизни.

Таким образом, ценность абсолютная -это стремление человека преобразовать себя и мир с целью снятия присущей ему дискретности. Архетип природный обозначает отношения «природа - человек», сюда включаются природный инстинкт, поведенческая модель живого существа в ситуациях жизни - смерти - рождения, а также само отношение человека к природе, как физическому миру и как к природе божественной. Архетип социальный будет надстройкой над природным, в ситуации характера отношений «человек - социум», в характеристике и распределении его ключевых агентов (вождь, герой, женщина). Ценность относительная есть, с одной стороны, понимаемая человеком ценность абсолютная, как идея и идеал, которому он следует в своем творчестве. С другой - то, что выводится человеком из сложившейся общественной жизни, как продукта его творчества.

Ценность абсолютная и относительная, архетип природный и социальный образуют единый комплекс. С одной стороны, архетип закрепляет опыт человечества, образуя непрерывность. С другой, ценность обуславливает как создание таких моделей, так и их развитие, поскольку каждый раз сопоставляет имеющуюся модель с собой, выявляя недостатки и обеспечивая ее изменение. Но абсолютная ценность находится вне человеческого и природного мира, она им не обусловлена, она выступает скорее его идеалом, идеей. Архетип, наоборот, есть то, что сложено самим человеком. В этом смысле, абсолютная ценность есть созерцание человеком того, что находится вне мира, и того, к чему человек стремится. Тогда относительная ценность есть трактовка абсолютной ценности человеком, исходя из его природы. Последнюю выражает архетип как обозначение вообще человеческой природы, так и его природы социаль-

Ценностно-архетипический комплекс

39

ной, им самим созданной в результате выбора отношения к природе.

Ценностно-архетипический комплекс есть символ, являющий собой результат осмысления предшествующих этапов, а также выражающий ценностные отношения человека и природы, человека и социума, в лице его агентов, созданной культуры и абсолютной ценности, находящейся за ее пределами. Он есть психически оформленный выбор изначальным сообществом людей (ставшего народом) угла взаимодействия психо-физического и духовного начал,

определившим его особость и его исторический путь, который есть полное разворачивание в пространстве и времени идеи народа, в контексте общего движения человечества в решении противоборства или взаимодействия начал мира. Ценностно-архетипический комплекс есть ядро культуры, а культура - его осуществление и выражение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ковалев А. М. Диалектика способа производства общественной жизни. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.