Научная статья на тему 'Ценностная структура идентичности'

Ценностная структура идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ / СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / IDENTITY / VALUE-BASED STRUCTURE OF IDENTITY / STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS / VALUE SYSTEMS / VALUE-BASED ESTIMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Ирина Александровна

Ценностное оценивание функция личностных ценностей в сознании индивида, осуществляется во взаимодействии онтологического, хронотопического, рефлексивного, ценностного и духовного «слоев» сознания. Ценностная оценка обеспечивает избирательную идентификацию с другими и выполняется под влиянием ценностных установок, отражающих представления об абсолютности идеалов и антиидеалов; о соотношения желаемого, возможного, имеющегося; допустимого и недопустимого. Данные установки мы рассматриваем как индивидуальные факторы ценностно-смысловой структуры идентичности, которая складывается во взаимосвязи рефлексивной и ценностной функций сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-BASED STRUCTURE OF IDENTITY

Value-based estimation is a function of personal values in individual consciousness, realising itself in interrelation of ontological, chronotopical, reflexive, value-based and spiritual ‘layers’ of consciousness. Value-based estimation provides with selective identification with others and is carried out under the influence of value systems, reflecting the image of absoluteness of ideals and anti-ideals; of proportions of wishful, possible, available; permissible and impermissible. We see these systems as individual factors of axiological structure of identity, which is formed in interrelation of reflexive and value-based function of consciousness.

Текст научной работы на тему «Ценностная структура идентичности»

УДК 159.922 Николаева И.А.

Курганский государственный университет, Курган

ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Ценностное оценивание - функция личностных ценностей в сознании индивида, осуществляется во взаимодействии онтологического, хронотопического, рефлексивного, ценностного и духовного «слоев» сознания. Ценностная оценка обеспечивает избирательную идентификацию с другими и выполняется под влиянием ценностных установок, отражающих представления об абсолютности идеалов и антиидеалов; о соотношения желаемого, возможного, имеющегося; допустимого и недопустимого. Данные установки мы рассматриваем как индивидуальные факторы ценностно-смысловой структуры идентичности, которая складывается во взаимосвязи рефлексивной и ценностной функций сознания.

Ключевые слова: идентичность, ценностная структура идентичности, структура сознания, ценностные установки, ценностное оценивание.

Nikolaeva I.A.

Kurgan state university, Kurgan

VALUE-BASED STRUCTURE OF IDENTITY

Abstract. Value-based estimation is a function of personal values in individual consciousness, realising itself in interrelation of ontological, chronotopical, reflexive, value-based and spiritual 'layers' of consciousness. Value-based estimation provides with selective identification with others and is carried out under the influence of value systems, reflecting the image of absoluteness of ideals and anti-ideals; of proportions of wishful, possible, available; permissible and impermissible. We see these systems as individual factors of axiological structure of identity, which is formed in interrelation of reflexive and value-based function of consciousness.

Keywords: identity, value-based structure of identity, structure of consciousness, value systems, value-based estimation.

Введение

Социальная и личностная идентичность человека формируется в актах самовосприятия и соотнесения себя с другими и с собой-Другим. Эти акты имеют ценностную основу - соотнесение происходит по аспектам, имеющим личностную значимость для человека. Каждый акт соотнесения сопровождается ценностной оценкой, на основе которой возникает, в частности, такой

феномен как негативная и позитивная идентичность. Поэтому структура личностной и социальной идентичности определяется личностными ценностями.

В данной статье мы стремимся показать, что ценностная структура идентичности - это более многоплановое и сложное образование, обусловленное взаимодействием различных свойств или «слоев» сознания.

Структура сознания как «функционального органа индивида» (В.П. Зинченко) «... должна отражать и порождать следующие его свойства: онтологичность (бытийность, событийность), хронотопичность, смысловое строение, рефлексивность («внутреннее единство смысла»), интерсубъективность (диалогизм, «разговорное бытие»), гетерогенность образующих, полифонию, интенциональность, ценность (ценностность), динамизм взаимоотношений слоев и их образующих (переходы и контактные барьеры, состояния сознания), открытость, подобная открытости образа мира, свободу и ответственность, спонтанность, конструктивность - творение внешнего и внутреннего миров, деструктивность ...» [1].

Рассмотрим феномен идентичности через призму данной структуры, ограничиваясь пятью слоями: онтологическим, хронотопическим, рефлексивным, ценностным, духовным.

Теоретически в соответствии с этой структурой идентичность переживается человеком во всех вышеуказанных аспектах и имеет все перечисленные свойства. В таблице 1 мы отразили феноменологию идентичности (3-й столбец) как функцию пяти слоев (измерений) сознания, выделенных В.П. Зинченко.

Очевидно, что все «слои» или измерения сознания, представленные в идентичности, существуют во взаимосвязи. Ценностная структура неразрывна с рефлексивно-смысловой и духовной; ценностное переживание содержит в себе чувственную ткань. Ценности «маркируют» хроното-пическую структуру, выделяя более ценное и менее ценное время и место в пространстве жизни.

Метод изучения ценностной структуры идентичности

Для изучения ценностного измерения идентичности мы используем авторскую методику «Ценностная вертикаль», которая в ранних публикациях была названа «Я и другие» [2; 3]. Инструкция: записывайте всех людей, которые будут «приходить в голову», никого не пропуская. Это могут быть родные и чужие, большие и маленькие, известные и неизвестные, живущие и те, кого уже нет, реальные и вымышленные и т.д. Форма записи записывать следует «в столбик», обозначая именем, фамилией, инициалом, прозвищем или как -либо еще, чтобы вам потом удобно было вспомнить, кто это. Записывайте до тех пор, пока другие «приходят в голову».

После того как список завершен, пронумеруйте перечень и рядо м с кажды м и ме н е м укажите,

71

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

кем этот человек является в жизни, а также напишите одним-двумя словами что-либо, что вы можете сказать об этом человеке.

После выполнения задания на вертикальном отрезке (от края до края тетрадного листа либо лист А4, «альбомный») отметьте два полюса: верхний - наилучшее, высшее, идеальное; нижний - наихудшее, антиидеальное. Определите свое место между этими полюсами, отметьте поперечной чертой и напишите рядом с меткой «Я». Теперь расставьте на этой шкале всех из вашего списка по очереди: ставьте черту и рядом порядковый номер. ВНИМАНИЕ! Если вы хотите поставить кого-либо на место, занятое другим номером, то поставьте рядом с ним через запятую новый номер.

Полученная информация может быть проанализирована в следующих аспектах.

Хронотопический слой: Кто представлен в сознании респондента по социально-ролевым и другим характеристикам (частота профессиональных, родственных, половых, этнических, возрастных и др. признаков в описаниях Других)? Насколько широк/узок и разнообразен круг Других, доступных сознанию респондента?

Онтологический слой включает аффективно-когнитивные основания сознания. Визуальная структура оценок демонстрирует когнитивный «каркас» ценностных отношений субъекта. Группировки на шкале соответствуют количеству обобщенных имплицитных категорий субъекта, а уровневая структура группировок репрезентирует структуру соответствующих категорий. Величина интервалов между группами отражает четкие или Таблица1 - Феноменология идентичности в соотнесении со

неопределенные «границы» между категориями. Таким образом, репрезентируется когнитивная структура ценностно-смысловых отношений личности в соотнесении себя и других без рефлексии и вербализации имплицитных ценностно-смысловых категорий. Это ценностно-когнитивная структура идентичности.

«Следы» онтологического и духовного слоев доступны через вербализацию признаков, приписанных другим: Какие индивидуально-личностные характеристики приписываются Другим? Встречаются ли и какие духовные и бытийные признаки в описаниях? Насколько широк/узок и разнообразен круг признаков, которыми респондент описывает других?

Ценностный и духовный слои представлены в ценностном измерении «наихудшее (антиидеальное) - Я - наилучшее (высшее, идеальное)». Как человек соотносит себя и других? Насколько часто оценивает других «выше» или «ниже себя»? Насколько свойственно ему оценивать других как «равноценных» себе? Что более свойственно -сближать себя с теми, кто «выше», или с теми, кто «ниже»?

Здесь нам доступна и содержательная характеристика «идеалов» и «антиидеалов» респондента и иерархия социальных ролей и личностных признаков Других, расположенных на вертикали от «низшего» к «высшему», репрезентирующая ценностную иерархию идентичности.

Анализируя типичные распределения Других на ценностной вертикали (рисунок 1), мы пришли к выводу о существовании структуры в ценностных отношениях к Другим, состоящей из 5 типич-руктурой сознания*

Слои сознания Функции слоев как преобразования объективного и субъективного Объективное^ Субъективное Феноменология идентичности

Онтологический (предметно-дея-тельностный) Биодинамическая ткань (действий)^Чувственная ткань (образов) Эмоциональная идентификация, эмпатия, «Я чувствую кожей», подражание, исполнение роли, совместная деятельность

Хронотопический Пространство^ Время Чувство общности с предками (родом), с детьми, с социальной группой, с природой, местом проживания, с возрастом, с человечеством и т.д. Виртуальное соучастие с другим в прошлом или будущем событии

Рефлексивный Значение^ Смысл Общность целей, принципов, понимание себя и другого, группы, а также понимание и дифференциация степени общности и различия, выделение оснований и критериев идентичности

Ценностный Объективный смысл культурного явления^ Со-значение (переживаемая значимость) Переживание значимости другого для себя и себя для другого, группы или общности. Личностный смысл. Выделение «позитивных» и «негативных» аспектов идентичности, «идеального», «желаемого» и «должного»

Духовный Ты (Другой) ^Я Соотнесение себя и Другого, себя и себя-другого в онтологическом, хронотопическом, рефлексивном, ценностном измерениях во внутреннем диалоге

* Содержание первых двух столбцов таблицы заимствованы из работы В.П. Зинченко [1].

72

Вестник КГУ, 2017. № 3

ных групп оценок на шкале: наивысшие оценки других (идеализированные другие), оценки «выше «Я», оценки равноценно «Я», «ниже Я» и группа крайне низких «антиидеальных» оценок.

Рисунок 1 - Ценностно-смысловая интерпретация типичной ценностной структуры оценок себя и «других». (Числа - это номера «(других» в порядке их оценивания)1

Изучение психологического содержания данной структуры позволило также интерпретировать ее как проявление индивидуальных ценностных установок. Было показано, что «высота» ценностной оценки и частота мысленного обращения к образу другого является показателем глубины и устойчивости идентификации с другим. А общая конфигурация ценностных оценок «других» в сознании человека представит ценностную структуру его личностной и социальной идентичности» [4]. Устойчивые компоненты визуальной структуры в корреляционных исследованиях были интерпретированы как установки к оценке (переживанию) абсолютности идеального/антиидеального; к переживанию идеального как недоступного/доступного (возможного) для себя; к переживанию возможного и реального; реального и желаемого/ нежелательного; нежелательного и допустимого/ недопустимого. Структура данных ценностных установок соотносится со структурой образа Я по Е.Т. Хиггинсу: Я «идеальное» - «должное» - «возможное» - «реальное» [5], при этом выявленная структура является еще более многоплановой. Очевидно, что смысловое содержание названных установок соотносится с выполнением жизненных задач, с самореализацией/самоосуществлением

1 Основа рисунка заимствована из ранней публикации автора [3]. Подписи на рисунке изменены в соответствии с зад ач ам и д анной стать и.

человека. Поэтому можно объяснить существование данных установок взаимосвязью деятель-ностного (онтологического) и ценностного слоев.

Выводы. Ценностная структура «других» в потоке сознания выявляет значимых других, отражает разную степень идентификации с ними, репрезентирует ценностную структуру идентичности личности. Ценностная структура идентичности взаимосвязана с рефлексивным, хронотопиче-ским и духовным «слоями» сознания.

Список литературы

1 Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы Философии. - 2011. - №08. - С. 85-97.

2 Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей Часть 1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. - 2010. -№38. - С. 70-76.

3 Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений //Сибирский психологический журнал. - 2011. -№39. - С. 112-120.

4 Николаева И. А. Ценностные установки и ценностные оценки себя и других в формировании и диагностике идентичности // Психологическая антропология: диалог парадигм : сборник материалов VI Сибирского психологического форума (12-14 ноября 2015 г., г. Томск) /под. ред. проф. С. А. Богомаза. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - С.169-173.

5 Higgins E. Tory How Self-Regulation Creates Distinct Values: The Case o f Promotion and Prevention Decision Making/Distinct Values From Self-Regulation// JOURNAL OF CONSUMER PSYCHOLOGY (2002). 12. 177-191. ttps://doi. org/10.1207/S15327663JCP1203_01.

УДК 316.6 (075.8)

Овчарова Р.В., Агафонцева Е.М. Курганский государственный университет, Курган

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС

Аннотация. Эмпирическое исследование МЧС (представителей аппарата управления и пожарных) показало, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС способствует формированию эмоционального выгорания; синдром эмоционального выгорания в большей степени сформирован в группе аппарата управления. Установлена взаимосвязь параметров эмоционального выгорания, образующих три симптомо-комплекса. Чем ниже оцениваются собственные возможности и достижения, чем меньше удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром эмоционального выгорания.

Ключевые слова: профессиональная деятельность в экстремальных условиях, сотрудники МЧ С , э м о ц и о н а л ь н ое в ы горание .

73

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.