Научная статья на тему 'Ценностная составляющая концепта Tier (на материале произведений герты Мюллер)'

Ценностная составляющая концепта Tier (на материале произведений герты Мюллер) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
897
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / КОНЦЕПТ / ЦЕННОСТЬ / ОЦЕНКА / METAPHOR / CONCEPT / VALUE / JUDGEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайрулина Асия Равильевна

Целью статьи является описание и анализ ценностной составляющей концепта TIER на материале произведений Нобелевского лауреата в области литературы 2009 г. Герты Мюллер. Уточняются концепты, группирующиеся вокруг концепта TIER, проводится анализ речевых актов выражения оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL COMPONENT OF CONCEPT TIER (IN HERTA MULLER’S WRITINGS)

The article deals with the description and analysis of the axiological component of the concept TIER in H. Muller’s writings. The article focuses on concepts confined to the concept TIER, and offers an analysis of linguistic means expressing H. Muller’s evaluation of the events.

Текст научной работы на тему «Ценностная составляющая концепта Tier (на материале произведений герты Мюллер)»

кации массмедийного дискурса - воздействовать на аудиторию, навязать собственное мнение о происходящем событии, тем самым, изменить имеющиеся стереотипные представления и сформировать новое видение социального мира.

Библиографический список:

1. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р. Барт // Французская семиотика : от структурализма к постструктурализму. - М. : Прогресс, 2000. -С. 196-238.

2. Брокмейер, Й. Нарратив : проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы [Текст] / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. -2000. - №3. - С. 29-42.

3. БЭСЯ - Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Текст] / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

4. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. -312 с.

5. Домышева, С.А. Технология создания общего разделяемого знания в политическом дискурсе реагирования [Текст] / С.А. Домышева // Технологизация дискурса в современном обществе : кол. монография / под ред. С.Н. Плотниковой. -Иркутск : ИГЛУ 2011. - С. 89-127.

6. Женетт, Ж. Фигуры [Текст] : в 2 т. / Ж. Женетт

- М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 1.

- 472 с.

7. Зарезина, С.Н. Устойчивые личностные смыслы в аспекте межкультурной коммуникации (на материале статей о России в англоязычной прессе за 1991-2004 гг.) [Текст] : дис. канд. филол. наук : 10.02.04 / С.Н. Зарезина. - Иркутск, 2004. - 236 с.

УДК 81.00 ББК 81.00

8. ЛЭС - Литературный энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

9. Падучева, Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке, семантика нарратива) [Текст] / Е.В. Падучева. -М. : Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

10. Плотникова, С.Н. Когнитивно-дискурсивная

деятельность : наблюдение и конструирование [Текст] / С.Н. Плотникова // Studia Lingüistica Cog-nitiva. Вып. 1. Язык и познание : Методологические проблемы и перспективы. - М. : Гнозис, 2006. -С. 66-81.

11. Плотникова, С.Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи [Текст] / С.Н. Плотникова // Технологизация дискурса в современном обществе : кол. монография / под ред. С.Н. Плотниковой. -Иркутск : ИГЛУ 2011. - С. 6-44.

12. ЭК - Эффективная коммуникация : история, теория, практика : словарь-справочник [Текст] / Отв. редактор М.И. Панов, Л.Е. Тумина. - М. : Олимп, 2005. - 960 с.

13. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У Эко. - М. : Петрополис, 1998. - 432 с.

14. Labov, W. Narrative analysis : oral versions of personal experience [Text] / W. Labov, J. Waletzky // Journal of Narrative and Life History. - 1997. - Vol. 7. -P. 3-38.

15. Ochs, E. Narrating the self [Text] / E. Ochs, L. Capps // Annual Review of Anthropology. - 1996. - №25. -P. 19-43.

16. Perelman, Ch. The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation [Text] / Ch. Perelman, L. Olberchts-Tyteca.

- London : University of Notre Dame Press, 1969. -566 p.

А.Р. Хайрулина

ценностная составляющая концепта TIER (на материале произведений герты Мюллер)

Целью статьи является описание и анализ ценностной составляющей концепта TIER на материале произведений Нобелевского лауреата в области литературы 2009 г. Герты Мюллер. Уточняются концепты, группирующиеся вокруг концепта TIER, проводится анализ речевых актов выражения оценки.

Ключевые слова: метафора; концепт; ценность; оценка

A.R. Khairulina

the axiological component of concept TIER

(IN HERTA MüLLER’s wRITINGs)

The article deals with the description and analysis of the axiological component of the concept TIER in H. Müller ’s writings. The article focuses on concepts confined to the concept TIER, and offers an analysis of linguistic means expressing H. Müller ’s evaluation of the events.

Key words: metaphor; concept; value; judgement

Как утверждает Г.Н. Скляревская: «Мы переживаем время тотального интереса к метафоре» [Скляревская, 1993, с. 3]. В процессе метафорического творчества происходит концептуализация внеязыковой действительности [Хахалова, 2008, с. 195]. Актуальность изучения метафорики сквозь призму оценивания действительности обусловлена стремлением к познанию и осмыслению заложенных авторами глубинных смыслов, исследование которых позволяет реконструировать особенности мышления как человека, так и социума в целом.

Учитывая тезисы об «антропометрично-сти метафоры» [Хахалова, 2011, с. 79], и о том, что «наша концептуальная система в значительной степени метафорична» [Лакофф, 2004, с. 25], объектом исследования являются метафорические единицы на материале художественного дискурса Г. Мюллер, лауреата Нобелевской премии в области литературы 2009 г., называемого нами авторским дискурсом. Целью статьи является описание и анализ ценностной составляющей концепта TIER.

Мы будем исходить из того, что концепт есть ментальная единица, «нейроструктура мозга» [Плотникова, 2012, с. 199], элемент сознания, не имеющий четких границ, детерминируемый культурой и опредмеченный в языке. Его виртуальная сущность находится в сфере сознания, социальная - культурно обусловлена, актуальная - передается языковыми формами [Хахалова, 2003, с. 197]. В связи с этим предполагается целесообразным рассмотрение концепта в рамках лингвокультурного подхода, что позволит наиболее точно определить важнейшие измерения концепта - понятийное, образное и ценностное, иными словами, «трехмерную сущность» концепта [Карасик, 2002].

Определим эту «трехмерную сущность» применительно к концепту TIER. Понятий-

ная составляющая концепта TIER передается языковыми формами и образована именем концепта das Tier. Анализ данных немецкоязычных толковых словарей [Duden, 1996; Langenscheidt, 2010; Он-лайн словарь DWDS; Neues Deutsches Wörterbuch von Karl-Heinz Göttert, 2007; Он-лайн словарь PONS] позволяет выделить следующие семантические признаки имени концепта: 1) категориальная принадлежность (+Lebewesen), 2) видовая биологическая принадлежность (+Anim.),

3) качество с составляющими компонентами: a) beweglich, b) reizbar, c) stark, d) sexus,

4) количество (+/- eins) и 5) локальный семантический признак (+in der Tierwelt).

Как уже отмечалось, виртуальная сущность концепта находится в сфере сознания. Появившись в сознании человека, этот образ продвигается по ступеням абстракции, превращаясь «из чувственного образа в собственно мыслительный» [Хахалова, 2003, с. 197]. Образная составляющая концепта TIER образована совокупностью концептуальных признаков. Концептуальный признак +Lebewesen хранится во фреймах «Физиологические органы» в слоте «Органы агрессии (рога, крылья)», «Физиологические действия» в слоте «Питание, пищеварение и смежные процессы». Концептуальный признак «+Animal»

- во фрейме «Действия животных» в слотах «Агрессивные действия» и «Неагрессивные действия», а концептуальный признак «+in der Tierwelt» - во фрейме «Мир животных» в слотах «Собственно животные (млекопитающие)» и «Все остальные (низшие животные)». Отметим, что характеристика образной составляющей концепта TIER позволяет выявить следующие концепты, группирующиеся вокруг него, а именно: DIKTATUR, ANGST, KAMPF, UNGLÜCK, LEBEN, GIER, MUT, TOD, MORAL и GESELLSCHAFT (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 2

По мнению В.И. Карасика, «ценностная сторона концепта является определяющей для того, чтобы концепт можно было выделить» [Карасик, 2002, с. 107]. Ценностный подход к изучению и описанию концептов ставит ценность центром концепта, соответственно, ценностная сторона концепта является его «ведущей стороной» [Там же].

Вслед за Е.Ф. Серебренниковой, под ценностью понимаем «предмет и объект некоторого интереса, желания, объект в общем смысле, значимый для человека или группы лиц в его целевой предназначенности» [Серебренникова, 2008, с. 32].

Критический анализ теоретических положений о типологиях ценностей (М.С. Каган, ГП. Выжлецов, В.И. Карасик, Е.Ф. Серебренникова и др.) позволяет выделить следующие дихотомии ценностей: «абсолютные»

- «относительные», «общечеловеческие» -«этнонациональные», наконец, «социальнополитические» - «индивидуально-личностные» (рис. 2).

Учитывая вышеприведенную типологию ценностей (см. рис. 2) и тезис о том, что центром концепта является ценность [Карасик, 2002], определим, что концепты DIKTATUR, GESELLSCHAFT, MORAL, KAMPF

являются социально-политическими концептами, концепты LEBEN и TOD - общечеловеческими, ANGST, UNGLÜCK, GIER, MUT

- индивидуально-личностными концептами.

Характер отношений в смысле значимости данных концептов для человека передается в терминах аксиологии (предикаты «хорошо», «плохо»). При этом ситуация оценивания предполагает наличие объекта оценки, субъекта оценки, основания оценки и оценочного смысла [Вригт, 1971; Ивин, 2002; Вольф, 2002; Арутюнова, 1988 и др.]. Вслед за Н.Д. Арутюновой примем, что каждый конкретный акт выражения оценки предполагает наличие таких необходимых компонентов, как: а) субъект оценки, б) объект оценки, в) вид оценки (частная и общая), г) ее знак (положительный или отрицательной), д) основание оценки [Арутюнова, 1988]. Исходя из вышесказанного, охарактеризуем ценностную составляющую концепта TIER.

Рассмотрим все компоненты ситуаций оценивания. Для всех рассматриваемых нами концептов субъект оценки - человек, «человек оценивающий» [Серебренникова, 2006], находящийся в условиях диктаторского режима Чаушеску в 1980-е гг.

Социально-политические концепты.

Объектом оценки концепта DIKTATUR выступает реальный политический диктаторский режим Чаушеску. При сложении всех «плюсовых величин» и всех «минусов» [Арутюнова, 1999] выявляется: общая оценка данного концепта отрицательная. Частнооценочное значение концепта DIKTATUR позволяет говорить об его отрицательной рационалистической оценке. Основание оценки концепта DIKTATUR - социально-политическая ценность - диктатура, являющаяся априорно отрицательной, соответственно, антиценностью. Следовательно, оценивание концепта DIKTATUR имеет отрицательный знак оценки (-).

В оценочном выражении концепта GESELLSCHAFT (ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО [Тихомиров, 2010]) объект оценки - общество в условиях диктатуры. Общая оценка концепта GESELLSCHAFT может быть как положительной, так и отрицательной, что напрямую зависит о реальной социально-политической ситуации того или иного общества. В контексте употребления частная оценка общества предстает отрицательной со знаком минус. Основание оценки

- социально-политическая ценность - общество. Таким образом, акт оценивания концепта GESELLSCHAFT выражается отрицательным знаком оценки (-).

Доказано: мораль есть общественная нравственность, с одной стороны, и личная внутренняя нравственность, с другой [Ошкина, 2007]. Важен момент осознания этой нравственности, который находит свое воплощение в «моральном сознании» [Ошкина, 2007; цит. по: Хахалова, 2008, с. 321]. Моральное сознание «определяет национальнокультурную специфичность, закладывая нравственные категории: справедливость / несправедливость, добро / зло, свобода / несвобода, жизнь / смерть, достоинство / его отсутствие. Принципы справедливости, альтруизма, самоутвержденности, гуманизма относят бытие человека к полюсу с оценкой «хорошо», в то время как цинизм, человеконенавистничество, аморальность, нигилизм, расизм - к полюсу со знаком «плохо» [Хаха-лова, 2008, с. 321-322]. Таким образом, общая оценка концепта MORAL предстает как положительной, так и отрицательной.

В оценивании концепта MORAL объект оценки - морально-нравственная ситуация, сложившаяся в обществе во времена диктатуры. Реальная социально-политическая ситуация, описанная в авторском дискурсе Гер-ты Мюллер, непосредственным образом выражает недостаток морали в обществе, где присутствуют нравственные категории со знаком «минус»: цинизм, человеконенавистничество, аморальность, нигилизм, расизм. В связи с этим в моральном сознании человека отражаются качества, которые «способствуют крушению», «духовной нищете»: ложь, обман, эгоизм, надменность, жестокость, корыстолюбие, равнодушие, тунеядство, халатность, высокомерие, жадность, чопорность, нескромность. Эти качества находят свое выражение в реальных поступках человека, связанных со злодеянием, преступлением, убийством, самоубийством, террором, жульничеством, злоупотреблением [Хахалова, 2008, с. 322]. Следовательно, в контексте употребления частная оценка концепта MORAL определяется отрицательной. В качестве основания оценки данного концепта выступает социально-политическая ценность морали. Соответственно, оценивание концепта MORAL является отрицательным со знаком минус (-).

Выражение оценки концепта KAMPF суммируется из компонентов: объект оценки -реальная политическая ситуация диктатуры. Основание оценки концепта KAMPF -это борьба, выступающая как социальнополитическая ценность и являющаяся важной для общества в целом. Общая оценка концепта борьбы отрицательная, однако, в контексте употребления борьба является необходимым условием существования человека в диктаторском обществе, следовательно, частная оценка концепта KAMPF предстает коллективной со знаком плюс (+).

Общечеловеческие концепты. Концепты LEBEN [Мишуткина, 2007] и TOD [Тронько, 2010] являются общечеловеческими концептами. Акт выражения оценки концепта LEBEN состоит из компонентов: объект оценки -это реальные исторические события в условиях диктатуры. Основание оценки концепта LEBEN - общечеловеческая ценность -жизнь, выступающая в качестве основы первого типа. Отметим, что ценность «жизнь»

включает в себя такие ценности, как здоровье, благо, творчество, истина, прекрасное, справедливость, счастье, что соответствует общей положительной оценке концепта LEBEN.

В контексте употребления данный концепт ассоциативно связывается с индивидуальноличностным концептом GIER, в результате общая оценка концепта LEBEN приобретает статус частной отрицательной оценки, вербально выражающей эмоциональноэкспрессивное состояние постоянного внутреннего дискомфорта человека: страх за жизнь и желание обеспечить себе психологическую безопасность, неудовлетворенность жизнью. Однако концепт LEBEN напрямую связан с концептом TOD, в непосредственной связи с которым частная оценка концепта LEBEN предстает положительной. Мысль о том, что смерть угрожает жизни человека, вызывает в нем необузданное желание жить, из этого выявляется положительная оценка концепта LEBEN со знаком плюс (+). Таким образом, оценивание концепта LEBEN в связи с концептом GIER - отрицательное, но в связи с концептом TOD оценивание концепта LEBEN предстает положительным.

В оценивании концепта TOD объект оценки - реальные исторические события в условиях диктатуры. Основание оценки: общечеловеческая ценность - смерть. Общая и част-

ная оценки данного концепта предстают отрицательными, что позволяет утверждать об отрицательном оценивании концепта TOD со знаком минус (-).

Индивидуально-личностные концепты. Оценивание концептов ANGST [Благий, 1994], UNGLÜCK, GIER - отрицательное, что подтверждают их компоненты: данные концепты имеют общий объект оценки - это реальная ситуация пребывания человека в условиях диктатуры. Основанием оценки концептов служат индивидуально-личностные концепты страха, несчастья и жадности / желания обладания чем-либо. Общая и частная оценки данных концептов - отрицательные. Следовательно, можно заключить, что акты оценивания концептов ANGST, UNGLÜCK, GIER являются отрицательными со знаком минус (-).

У концепта MUT объектом оценки выступает та же реальная ситуация пребывания человека в условиях диктатуры. Индивидуальноличностная ценность храбрости - основание оценки данного концепта, общая и частная оценки которого предстают положительными. Этот факт позволяет говорить о положительном оценивании MUT концепта со знаком плюс (+).

Суммируя все акты оценивания концептов, группирующиеся вокруг концепта TIER, можно представить их в виде таблицы:

Тип концепта Концепт Оценивание

Социально- политические DIKTATUR -

GESELLSCHAFT -

MORAL -

KAMPF +

Общечеловеческие LEBEN - / +

TOD -

Индивидуально- личностные ANGST -

UNGLÜCK -

GIER -

MUT +

Исходя из данных таблицы, представим по- оценивания концептов, группирующихся во-ложительные и отрицательные речевые акты круг концепта TIER (рис. 3).

Рис. 3

Исходя из данных таблицы, представим положительные и отрицательные речевые акты оценивания концептов, группирующихся вокруг концепта TIER (рис. 3).

Таким образом, описание и анализ языковых средств актуализации концепта TIER позволяет утверждать: ценностная составляющая содержания концепта показывает положительное оценивание концептов KAMPF, LEBEN, MUT и отрицательное оценивание концептов DIRTATUR, GESELLSCHAFT, MORAL, LEBEN, TOD, ANGST, UNGLÜCK, GIER.

Следовательно, характеристика ценностной составляющей концепта TIER в авторском дискурсе Герты Мюллер выявляет глубинный смысл о том, что в условиях диктатуры режима Чаушеску с 1980-х гг. образ зверя, его физиологические органы, в частности органы агрессии (рога), ассоциативно связываются с борьбой представителей немецких меньшинств - банатских швабов против диктаторского режима. Борьба представляется следствием постоянного страха за дом, за семью, за жизнь, следствием несчастья человека, пребывающего в условиях диктаторской власти. Причем необходимым условием борьбы является проявление храбрости людей, вследствие чего храбрость и борьба оцениваются положительно.

Физиологические действия зверя, в частности, процесс питания зверей также ассоци-

ативно связываются с человеком, вследствие чего актуализируется следствие об отрицательном оценивании общества в целом. Перенос агрессивных действий зверя на человека способствует выявлению знания о том, что реальная ситуация диктатуры провоцирует в человеке необузданное желание жить, вследствие чего априорно положительная оценка жизни приобретает статус отрицательной. Однако при условии смертельной угрозы для жизни, она оценивается положительно, что подчеркивает важность данной ценности для человека. Следует отметить: неагрессивные действия животных в ассоциативной связи с человеком выявляют положительную оценку храбрости. Собственно состав царства животных вследствие метафорического переноса на человека обнаруживает следствие о моральной деградации общества в условиях диктаторского режима.

Таким образом, можно сделать вывод: реальная ситуация диктаторского режима определяется моральной деградацией общества, в котором присутствуют властвующие и подчиняющиеся. Эмоционально-психическое состояние вторых характеризуется постоянным страхом, несчастьем, жадностью / желанием обладания чего-либо, иными словами, состоянием неудовлетворенности окружающей действительности. Необходимым условием существования человека в условиях диктатуры являются такие индивидуально-личностные ка-

чества личности, как храбрость, способность

бороться не только за свою жизнь, но и отстаивать морально-нравственные ценности.

Библиографический список:

1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1988. - 339 с.

2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд, испр. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

3. Благий, 7.Л.Коммуникативно-прагматическая классификация предложений угрозы, страха и опасения в современном немецком языке [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Т.Л. Благий. - Иркутск, 1994. - 161 с.

4. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е.М. Вольф. - М. : Едиториал УРСС, 2002.

- 280 с.

5. Вригт, Г.Х. фон Логико-философские исследования. Избранные труды [Текст] / Г.Х. фон Вригт.

- London : Explanation and Understanding, 1971. -245 с.

6. Выжлецов, Г.П. Аксиология : становление и основные этапы развития [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. - 1995. - №6. -С. 63-75.

7. Ивин, А.А. Ценности и проблемы понимания [Текст] / А.А. Ивин. - Полигнозис. - 2002. - №4 (20). - 321 с.

8. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб. : Питер, 1997. - 197 с.

9. Карасик, В.И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

10. Лакофф, Дж., Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон; под ред. А.Н. Баранова. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 252 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мишуткина, И.И. Жизнь [Текст] / И.И. Мишут-кина // Внутренний мир человека : семантические константы : кол. монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2007. - С. 59-84.

12. Ошкина, К.В. Способы языковой актуализации морального дискурса (на примере немецкоязычных СМИ) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / К.В. Ошкина. - Иркутск, 2006. - 218 с.

13. Плотникова, С.Н. Концепт и концептуальный анализ как лингвистический метод изучения социального интеллекта [Текст] / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. - 2012. - 2ю (18).

- С. 193-200.

14. Серебренникова, Е.Ф. Человек оценивающий : се-миометрия оценки на примере разового политического дискурса [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Личность и модусы ее реализации в языке : кол. монография. - М. : ИЯ РАН, 2008. - С. 270-277.

15. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г.Н. Скляревская. - СПб. : Наука, 1993. - 148 с.

16. Тихомиров, А.В. Концепт гражданского общества в культурных и теоретических парадигмах раннего либерализма : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / А.В. Тихомиров. - Белгород, 2010. - 166 с.

17. Тронько, С.С. Концепт TOD в немецкоязычной картине мира и его актуализации в военной прозе : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / С.С. Тронько.

- Иркутск, 2010. - 163 с.

18. Хахалова, С.А. Концептосфера личностной пристрастности : метафора [Текст] / С.А. Хахалова // Антропологическая лингвистика : Концепты. Категории : кол. монография / под ред. и общ. науч. руководством д-ра филол. наук, проф. Ю.М. Мали-новича. - М.-Иркутск : ИГЛУ, 2003. - С. 195-228.

19. Хахалова, С.А. Личность и мораль : между метафорой и метонимией [Текст] / С.А. Хахалова // Личность и модусы ее реализации в языке : кол. монография. - М. : ИЯ РАН; Иркутск : ИГЛУ, 2008.

- С. 319-358.

20. Хахалова, С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры [Текст] / С.А. Хахалова. - 2-е изд., испр. и доп. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - 292 с.

21. Duden, Das Bedeutungswörterbuch : 18500 Stichwörter / Duden. - Dudenverlag : Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich, 2002. - 2579 S.

22. Göttert, Karl-Heinz Neues Deutsches Wörterbuch / Karl-Heinz Göttert. - Köln : Helmut Lingen Verlag, 2007. - 829 S.

23. Langenscheidt, Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache : Neubearbeitung / hrsg. Dieter Götz, Günter Haensch, Hans Wellmann. - Berlin : München, Wien, Zürich, New York, 2010. - 1513 S.

24. Müller, H. Atemschaukel [Text] / H. Müller. - München, Wien : Fischer Taschenbuch Verlag, 2009. -304 S.

25. Müller, H. Der Fucks war damals schon der Jäger [Text] / H. Müller. - München, Wien : Fischer Taschenbuch Verlag, 2009. - 285 S.

26. URL : http: // www.DWDS.de (дата обращения :

20.03.2012).

27. URL : http: // www.PONS.de (дата обращения :

20.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.